Стоит ли водить ребенка на подготовку к школе в 5 лет
Курсы подготовки к школе — тема для холивара в 2019 году. Помогают ли они адаптироваться к занятиям? Стоят ли своих денег? Могут ли принести вред? Что на самом деле делать родителям, чтобы подготовить ребенка к школе? Портал для родителей Littleone поговорил об этом с «Учителем года-2018», педагогом начальных классов Викторией Стафейковой.
Виктория Стафейкова — учитель начальных классов, лауреат конкурса «Учитель года России-2018», победитель конкурса «Учитель года Карелии-2018». В сентябре 2019 стала директором школы в селе Толвуя Медвежьегорского района республики Карелия.
Переучить сложнее, чем научить
— Осмысленна ли подготовка к школе в 6 лет? Поможет это или навредит?
— Если раньше научить правильно читать и красиво писать было учительским «хлебом», то теперь эту функцию взяли на себя родители и подготовительные курсы. Хорошо это или плохо, судить трудно, но могу сказать одно: переучить сложнее, чем научить.
В целом к дополнительным занятиям перед школой я отношусь положительно, но только если они носят развивающий характер (творческие, актерские, интеллектуальные, спортивные), а не предметный — например, вызубрить буквы. Зачем дублировать школьную программу? Зачем заставлять ребенка дважды проходить одно и то же? Другое дело, если он сам тянется к получению знаний — в этом случае, конечно, стоит максимально удовлетворить потребности ребенка.
— В первый класс приходят дети, которые занимались на подготовительных курсах, и те, которые их не посещали. Как отличается их подход к учебе, адаптация? Какие сложности возникают у тех и других?
— Корреляция между подготовительными курсами и успехами в учебе далеко не такая прямая, как многим кажется. Одна моя ученица по инициативе родителей до школы два года занималась в подготовительной группе. Соответственно, к школе она была готова лучше многих. Сначала в первом классе она действительно хорошо успевала, но уже под конец года начались проблемы: новый материал усваивался тяжело, очень много времени требовалось на понимание и закрепление предметного материала. Второй класс оказался еще сложнее. Девочка прошла обследование, в результате которого у нее обнаружились серьезные проблемы: слабое развитие памяти, внимания. Вот чем надо было заниматься в дошкольном возрасте, вместо того чтобы терять время и два года учиться читать и считать! Но есть и обратный пример — мальчик пришел в школу не читающим, а уже к третьей четверти читал лучше многих одноклассников.
Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать…
— Если все же отдавать ребенка на подготовительные занятия в 6-7 лет, то на какие?
— Лучше, чтобы занятия были общеразвивающими: на память, внимание, развитие мышления, речи, воображения. Здорово, если это объединено с изучением букв и цифр, но акцент должен быть на развивающих занятиях. Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать, сколько способность внимательно слушать учителя, запоминать то, что он говорит, выполнять его инструкции.
— Как родителям психологически подготовить ребенка к школе, помочь адаптироваться?
— Чтобы выдержать школьный график, ребенку потребуются усидчивость и умение концентрироваться. Поэтому очень важно заранее создать для него правильный режим дня — достаточно четкий, но без переутомлений и с временем на отдых. Некоторым детям еще необходим дневной сон — значит, нужно постараться создать для этого условия.
— Какие сложности чаще всего возникают у нынешних первоклассников?
— Многие нынешние дети не умеют слушать — результат того, что чтение книг вслух ребенку все чаще заменяется гаджетами. Но это уже задача учителя — заинтересовать ученика, построить урок так, чтобы ему не было скучно, постараться найти способы пробудить активность детей, которые привыкли к гаджетам.
Нужна ли подготовка ребенка к школе: отзывы родителей
Ольга, мама Миши (7 лет):
«Мы выбрали гимназию рядом с домом. Ребенок не хотел в школу, его тревожила неизвестность. Я предложила курсы, чтобы он познакомился с учителями, детьми и понял, что в школе интересно. Курсы подготовки стоили 4000 руб. за два месяца.
Не скажу, что они многому научили: он и так умел считать и читать, но диагностика логопеда вовремя помогла решить некоторые проблемы с речью. А главное, ребенку стало понятно, что в школе происходит, тревога ушла. Считаю, что благодаря подготовке адаптация к школе прошла легче».
Инна, мама Кати (11 лет) и Кости (7 лет):
«Оба ребенка ходили на подготовительные курсы для дошкольников при школе с углубленным изучением английского языка. Оба уже умели читать на русском и английском, считать до 100, складывать и вычитать. Тем не менее, мы решили отдать их на курсы подготовки к школе, чтобы сформировать психологическую готовность. Водили детей два раза в неделю в вечернее время. Там они изучали английский, письмо, математику, ИЗО, технологию. Выходили довольные. Их не перетруждали. Учителя старались готовить интересный материал.
Дети научились самостоятельно переобуваться, раздеваться и одеваться, уносить верхнюю одежду в раздевалку. Кроме того, научились сидеть спокойно 40-45 минут, завели друзей, познакомились с учителями и охраной.
Подготовительные курсы не дали нам преимущества при поступлении: старший ребенок в итоге попал в другую школу. В целом, как мне кажется, такие курсы важны, прежде всего, для формирования психологической готовности к школе».
Юлия, мама Игоря (7 лет):
«Мы отдали сына на подготовительные занятия в частном центре у дома. Он был немного младше будущих одноклассников, с трудом удерживал внимание, и мы решили его потренировать. Ходили всего месяц. Все дети оказались разного уровня подготовки. Кто-то уже читал, а кто-то знал не все буквы. Поэтому занятия проходили тяжело: преподавательнице приходилось работать с каждым учеником в разном темпе. Мой же ребенок, как только выпадал из-под надзора, начинал баловаться. Так что удерживать внимание он так и не научился. Потом он заболел, нам отказались возмещать пропущенное занятие, мы решили, что это знак — и забрали сына с курсов.
Если бы я могла отмотать назад, отдала бы сына на такие курсы подготовки детей к школе, где особое внимание уделяется психологической подготовке дошкольника (на наших были предметные занятия: простенькие прописи, азы математики и логики)».
Наталья, мама Владислава (8 лет):
«Мы отдали ребенка на подготовительные курсы к школе для первоклассников, чтобы он заранее адаптировался. Мы как раз в это время переезжали в другой район и хотелось минимизировать стресс, познакомить с будущей школой (курсы были на ее базе).
Впрочем, мы довольно быстро перестали ходить туда, потому что проблему знакомства решили и я не видела большого смысла возить его из другого района и платить за занятия. Там были какие-то базовые вещи, при том, что он уже знал программу первого класса и частично второго.
Когда мы выбирали школу, рассматривали вариант гимназии, и там, я думаю, курсы имели бы больший смысл: ограниченный набор, очень много желающих. Мне дали понять, что дети с курсов, которые подтвердят территориальную привязку, скорее всего проходят. В нашей школе такого не было».
Иван, отец Артема (8 лет):
«Мы хотели отдать ребенка в хорошую гимназию, поэтому подготовка детей к школе (курсы) выбиралась как способ попасть именно в эту школу. Однако пообщавшись с организаторами курсов и с родителями тех, кто водил на курсы ранее, я понял, что курсы не дают никаких преимуществ при поступлении (некоторым отказывали даже при наличии временной регистрации). Впрочем, ребенка мы забрали даже не по этому. В какой-то момент дети (сразу несколько) начали жаловаться, что учителя на них кричат, они отказывались идти на занятия. Чтобы не травмировать ребенка, мы эту затею свернули. Насколько знаю, эти подготовительные курсы стоимость не меняли несколько лет: 2500 рублей за месяц. Спустя год утверждаю: детей всему научат в школе. адаптация проходит за пару месяцев».
Выбираете курсы подготовки к школе?
Читайте отзывы о школах Санкт-Петербурга в нашей базе.
Больше интересных мнений, интервью и материалов о родителях и детях — на портале Littleone
Источник
Таня
скорее всего такая длительная подготовка нужна только как гарантия поступления в определнную школу.
моя не ходит на полготовки, что то делает в саду, много делаем дома сами
Verochka
Конечно сами все делайте! Это бред! Я сама готовлю. В саду мне сказали, что Софина подготовлена ))) На Катю уже меньше трачу времени, хотя там сложнее, чем с старшей! Мелкая вообще, как гриб, ходит и болтает «В» — вертолёт )))
Olga
Именно подготовка имеет смысл для знакомства во школой: как она устроена, где что находится.
Если вы сами регулярно занимаетесь, то ребенок знает что такое сидеть и заниматься чем-то определенным. По поводу требований к школе: есои надо уметь читать и писать, то учите. Если нет, то лучше общее развитие: логика, память, внимание.
Ирина
Сына специально к школе не готовлю, просто занимаемся по интересам.
Знает все буквы, начинает немного читать (совсем чуть-чуть), сложение-вычитание учим, логика, счет не знаю до скольки, до 20ти точно ест, а дальше просто не проверяла. В школу через два года. К школе надо обязательно уметь читать и вычитать/складывать уметь. Иначе будет отставать от класса, а мне бы этого не хотелось
Анна Герман
Что интересно, в Германии учителя даже запрещают родителей готовить ребёнка к школе…… Даже просто учить буквы!
Не знаю, модет это не во всех землях или школах…. Но от знакомых слышу….
У соседки, русской, сын пошёл в школу в 6.9 ( это для Германии уже достаточно, а то некоторым приходится и в 5лет10 мес), так тогда я спросила, а может он читать, знает ли алфавит?
Она говорит, читать нет, а алфавит знает так» А, как Apfel ( яблоко). ????
Наши уже в 2,5 знали это! Мы не учили специально, у них просто интерес ко всему.
А она говорит, учителя просят не учить самим, а то неправильно научат родители……
Может у нас здесь программа другая, что не стараются научить всему до школы — хотя русские чаще это делают сами!
Светлана
Я своих не водила на подготовку. Сама лучше справляюсь. Вижу и чувствую своих детей лучше.
Любимая)))
Реально оценивайте свои возможности! Есть силы, желание РЕГУЛЯРНО готовить ребенка (это не маленький труд — подобрать, провести занятие, учитывая комплексную подготовку) — не надо водить. Лицей — только требования выше (скорость чтения+пересказ, учить стихи, письмо/штриховка, минимальный счет, окружающий мир, всякие там дни недели, месяцы, животные, породы собак и т.п. — список большой, есть в интернете). Еще нюанс, должен быть контакт хороший, не все дети родителей слушаются так же как «Марию Ивановну»))
Старших не водила, учатся в гимназии, тяжело нам — требования высокие, подготовила я слабо для такой школы. Сын ходил в простую школу на подготовку, выброшенные деньги!Я не знала, что появится возможность не по прописке устроиться, думала, что к учителю пошли знакомиться. Младшую планирую к репетитору раз в неделю с сентября (5.5 лет), потому что не могу ее осилить. По поводу «не знать как учиться заставить» — бредня))) Если школа сильная, за два года переготовить весьма сложно, только если дикий интенсив))) Уровень детей в классе — высокий. Сын пришел — в 1 классе на октябрь, средняя скорость чтения в классе 85 слов в минуту (максимальное 110, с выражением и правильными знаками препинания). Ему с его 55 — было трудно)) Хотя на минутку — это уровень конца 1 класса по нормативам. Пока он читал задание, половина уже все сделала. По классу — 3й с конца был из 32 человек (по чтению). Сейчас «проскакивает» проверки, только потому что умудряется прочитанное слово в слово пересказать. Конец 3 класса (я проверяла 85-90 слов) — только за качественный пересказ, глаза закрыли на скорость, по скорости не сдал. Сейчас чтением активно заниматься — попросту нет времени и сил(( Другое тоже задают.
Марина(на орифлейм аллергия!!)
я сама сына готовила, в итоге к школе читал-пересказывал хорошо, писал только печатными буквами. сейчас удобно-главное найти программу, которая будет нравится и вам и ребенку и вперед))
Missis K
Сын на подготовку не ходил, спокойно поступил в гимназию. Дочь пока тоже не ходила, перешли в новый сад, посмотрю, какая там программа, скорее всего тоже без платной подготовки обойдемся .
Наталья
Честно говоря с 5 лет подготовкой к школе не думаю что стоит заниматься. Я дочь отдала в 6 (за год до школы) и то для того чтоб она понимала к чему готовиться, их там морально готовили, ну и конечно научили читать, писать и считать. А с 5 мы ходили только к логопеду и то со скандалами, не хотела заниматься тем, чем заставляли, ребенок был не готов к обучению. Спасибо репетитору которая нашла подход. Поэтому мне кажется что в 5 лет рановато к школе готовиться именно на занятиях, дома другое дело.
Читать
все
23
комментария
Источник
Здравствуйте, мои дорогие читатели! А особенно читательницы! Большие и маленькие, мамочки и дочки, бабушки и внучки! На календаре 8 марта! Урааааа! Спешу вас поздравить и пожелать всего самого доброго! Самого красивого! Мирного неба! Крепкого здоровья! Любви и счастья! И чтобы рядом с вами был настоящий рыцарь, не только сегодня, а всегда! С праздником, девчонки!!!
Это вам!
Ну а теперь, пожалуй, к делу. В каком же прекрасном мире мы живем! Подумать только, любой каприз — за наши деньги! И предшкольной подготовки это тоже касается. Школы, репетиторы, развивающие центры — все готовы внести свой вклад в счастливое школьное будущее наших детей. Не безвозмездно, конечно.
И тут возникает вопрос: «А нужна ли подготовка к школе? Или это очередной способ сыграть на страхе родителей за судьбу своего ребенка и заставить платить?» На мой взгляд, существуют определенные мифы о курсах для дошкольников. Эти мифы мешают увидеть полную, ясную картину происходящего. Не позволяют принимать правильные решения и заставляют тратить лишние деньги. Давайте-ка с ними разберемся.
Ну что, мифы, берегитесь! Сейчас мы вас развенчаем!
Миф № 1. В школу берут только тех детей, которые посещали подготовительные курсы в этом же учебном заведении
Это не миф, а скорее полумиф.
Если вы решили записать чадо в школу, которая находится не в вашем районе и считается очень популярной, то, скорее всего так и будет. Руководство прямо заявляет: «Приоритет при приеме в первый класс отдается тем, кто посещал подготовительные курсы при нашем учебном заведении». И то, что вашему сыну или дочке не нужны никакие курсы, что готовность к обучению чуть ли не стопроцентная, в расчет не принимается. В данном случае, готовьте ваши денежки, друзья.
В то же самое время посещение данных курсов не гарантирует зачисление именно в эту школу. Если заявлений в первый класс будет больше, чем мест, то возьмут только тех детишек, которые покажут лучшие результаты на тестировании. Так же возможен случай, что основополагающую роль будет иметь не интеллект детей, а кошелек родителей.
А теперь другая ситуация. Вы отдаете ребенка в школу по месту своей регистрации. Тогда, даже если вы и слыхом не слыхивали про какие-то там курсы, ребенка зачислить обязаны. Правда только при наличии свободных мест. Так что тянуть с заявлением до последнего — опасно, нужно сделать это вовремя.
Миф № 2. На курсах при школах дают лучшую подготовку
Да, конечно, есть свои плюсы у школьных подготовительных курсов. Только там дошкольник сможет адаптироваться к школьным условиям. Узнать и почувствовать, что такое урок, звонок, учитель. Сможет познакомиться со своими будущими одноклассниками. Занятия ведут профессионалы. Но на этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.
Хотя, что это я, всех под одну гребенку? Исправляюсь! Конечно, я верю, что существуют такие школьные курсы, где занимаются подготовкой детей с учетом особенностей их возраста. Где занятия проходят в игровой форме, а не в виде банальных уроков. Где обращают внимание и на психологическую подготовку, на эмоциональную и социальную составляющие!
Но, к сожалению, в большинстве случаев это не так. В первую очередь на таких курсах развивают навыки чтения, счета и письма в прописях. Так что курсы при школах проигрывают развивающим центрам и даже качественной домашней подготовке.
Миф № 3. Подготовка к школе никому еще не навредила и лишней точно не будет
Большой такой миф. Многие родители, принимая решение о необходимости подготовки, действуют по принципу: «Все идут, и мы идем». И это решение может выйти малышу боком.
Вот вам пример из жизни. У моих знакомых есть дочь Света. Девочка очень тихая, неторопливая, спокойная. Отдали на курсы при школе. Детей в группе много. Учат их там читать, писать. А Светланка за ребятами ну никак не успевает. Учительница устала ей замечания делать. А Света просто устала на эти курсы ходить. Но тихо продолжала это делать, потому что так мама сказала.
Сейчас Светка во втором классе. Учится плохо. В школу ходит с неохотой, потому что надо. У нее о себе сложилось устойчивое мнение. Выражается оно в короткой фразе: «Я не смогу». И все тут. Возможно, ей поможет психолог, с которым она занимается. Я на это очень надеюсь.
На мой взгляд, Свету нужно было не на школьные курсы отдавать, а к репетитору водить. Там бы она смогла заниматься в своем собственном темпе, и никто бы ее за это не ругал и не уничтожал бы ее самооценку. И с родителями общения побольше. Кто, если не они, сможет помочь ребенку поверить в себя.
Или еще один вариант, мальчик ходит в детский сад. Воспитатели утверждают, что все у него идет хорошо и отлично получается. Но родители, чтобы перестраховаться записывают его еще и на курсы при школе. Ну а что? Лишним то не будет!
Ошибаются. Будет! Пацан целый год сидит за партой, пыхтит над заданиями. Ждет первого сентября. И вот осень пришла! И он в первый класс пришел. А там те же парты, те же уроки, тот же учитель и те же задания, только теперь не два раза в неделю, а каждый день. Результат? Разочарование и снижение интереса. Как-то не хочется в школу больше.
Принимая решение отдать будущего первоклашку на подготовительные школьные курсы, не смотрите на всех. Смотрите на своего ребенка. Он же один такой. Он особенный у вас. И то, что подойдет большинству, ему может быть противопоказано.
Миф № 4. Чем больше подготовки, тем лучше
У нас в садике есть мальчик Степан. Родители его очень занятые люди, поэтому приводит Степу в сад и забирает бабушка. Степану в этом году тоже идти в первый класс. И его к этому событию решили подготовить по полной программе.
В понедельник и четверг у Степана школьные подготовительные курсы. В среду и субботу он посещает занятия в развивающем центре. Вторник и пятница отданы репетитору. К счастью, остается воскресение, чтобы делать многочисленные домашние задания. И это при том, что и в садике у нас подготовкой детей занимаются очень серьезно.
Бабушка по вечерам за ним приходит и с гордостью рассказывает о том, где они были вчера, куда идут прямо сейчас и куда пойдут завтра. А Степан все больше хнычет и грустит.
Чувствую я, что Степану учиться скучно будет. Так как программу первого класса он в этом году, хочет — не хочет, а освоит.
Уровень подготовки к школе определяется не количеством потраченных средств и детских нервов. Здесь важно найти правильный подход. Схема такая: выявление пробелов, заполнение пробелов. Выявить пробелы можно с помощью диагностики. И вовсе не нужно хвататься за все сразу. Только хуже сделаете.
Миф № 5. Ребенок должен уметь читать, писать и считать еще до школы
Говорят, даже есть какие-то программы. В этих загадочных программах написано, что дети в первый класс должны приходить, умея читать и писать. Некоторые родители начинают учить своих детей чтению в 5 лет и даже в 4 года, а иногда и с пеленок.
Скажу честно, искала я эти программы. Но не нашла. Зато нашла ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). И вот как раз в нем-то и сказано о том, каким должен быть ребенок на пороге первого класса.
В этом ФГОСе требований много:
- физически развитый;
- любознательный;
- эмоционально-отзывчивый;
- способный управлять своим поведением;
- общительный.
И даже намека нет на то, что нужно уметь читать или писать. Основной упор делается не на навыки, а на личные качества и их развитие.
Спрашивается, зачем же этому учат на курсах, в детских садах? А все дело в том, что программы, по которым будут обучаться в первом классе наши маленькие школьники, рассчитаны на читающих детей. Пусть не бегло, пусть по слогам, но читающих. Вот такая вот нестыковочка!
Опять же, это не значит, что в первом классе учитель скажет: «Вы читать и писать итак умеете. Так что давайте сразу перейдем к деепричастным оборотам. А кто читать не научился, тот сам виноват». Нет, в первом классе будут ребятки и буквы учить, и по слогам читать.
Так что если ребенок пришел в школу без навыка чтения, письма и счета, но умея слышать, мыслить, запоминать, то он очень быстро всему научится.
А теперь, девочки, давайте вспомним какой сегодня день. Восьмое марта! Давайте чуть-чуть отдохнем и позволим мужчинам решать сложные вопросы. Нашла для вас интересное видео. Это передача «Школа молодых отцов». Директор школы, журналист, психолог-педагог и пара ведущих размышляют на тему: «Стоит ли заниматься предшкольной подготовкой детей».
Ну что, мифы, получили? Знай наших!
Дорогие родители, очень надеюсь, что эта статья поможет вам принять правильное решение по поводу подготовки к обучению ваших ребятишек. И что это будет именно подготовка к школе, а не к будущим неприятностям.
А чтобы неприятностей избежать уж 100%-но, есть предложение посетить бесплатный вебинар по теме «Как подготовить ребенка к школе без проблем?»
Если вам известны и другие мифы, которые нужно бы развенчать, пишите об этом в комментариях. Желаю вам и вашим деткам успеха и крепкого здоровья.
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Источник