Стоит ли отдавать ребенка на подготовку к школе в 5 лет
Курсы подготовки к школе — тема для холивара в 2019 году. Помогают ли они адаптироваться к занятиям? Стоят ли своих денег? Могут ли принести вред? Что на самом деле делать родителям, чтобы подготовить ребенка к школе? Портал для родителей Littleone поговорил об этом с «Учителем года-2018», педагогом начальных классов Викторией Стафейковой.
Виктория Стафейкова — учитель начальных классов, лауреат конкурса «Учитель года России-2018», победитель конкурса «Учитель года Карелии-2018». В сентябре 2019 стала директором школы в селе Толвуя Медвежьегорского района республики Карелия.
Переучить сложнее, чем научить
— Осмысленна ли подготовка к школе в 6 лет? Поможет это или навредит?
— Если раньше научить правильно читать и красиво писать было учительским «хлебом», то теперь эту функцию взяли на себя родители и подготовительные курсы. Хорошо это или плохо, судить трудно, но могу сказать одно: переучить сложнее, чем научить.
В целом к дополнительным занятиям перед школой я отношусь положительно, но только если они носят развивающий характер (творческие, актерские, интеллектуальные, спортивные), а не предметный — например, вызубрить буквы. Зачем дублировать школьную программу? Зачем заставлять ребенка дважды проходить одно и то же? Другое дело, если он сам тянется к получению знаний — в этом случае, конечно, стоит максимально удовлетворить потребности ребенка.
— В первый класс приходят дети, которые занимались на подготовительных курсах, и те, которые их не посещали. Как отличается их подход к учебе, адаптация? Какие сложности возникают у тех и других?
— Корреляция между подготовительными курсами и успехами в учебе далеко не такая прямая, как многим кажется. Одна моя ученица по инициативе родителей до школы два года занималась в подготовительной группе. Соответственно, к школе она была готова лучше многих. Сначала в первом классе она действительно хорошо успевала, но уже под конец года начались проблемы: новый материал усваивался тяжело, очень много времени требовалось на понимание и закрепление предметного материала. Второй класс оказался еще сложнее. Девочка прошла обследование, в результате которого у нее обнаружились серьезные проблемы: слабое развитие памяти, внимания. Вот чем надо было заниматься в дошкольном возрасте, вместо того чтобы терять время и два года учиться читать и считать! Но есть и обратный пример — мальчик пришел в школу не читающим, а уже к третьей четверти читал лучше многих одноклассников.
Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать…
— Если все же отдавать ребенка на подготовительные занятия в 6-7 лет, то на какие?
— Лучше, чтобы занятия были общеразвивающими: на память, внимание, развитие мышления, речи, воображения. Здорово, если это объединено с изучением букв и цифр, но акцент должен быть на развивающих занятиях. Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать, сколько способность внимательно слушать учителя, запоминать то, что он говорит, выполнять его инструкции.
— Как родителям психологически подготовить ребенка к школе, помочь адаптироваться?
— Чтобы выдержать школьный график, ребенку потребуются усидчивость и умение концентрироваться. Поэтому очень важно заранее создать для него правильный режим дня — достаточно четкий, но без переутомлений и с временем на отдых. Некоторым детям еще необходим дневной сон — значит, нужно постараться создать для этого условия.
— Какие сложности чаще всего возникают у нынешних первоклассников?
— Многие нынешние дети не умеют слушать — результат того, что чтение книг вслух ребенку все чаще заменяется гаджетами. Но это уже задача учителя — заинтересовать ученика, построить урок так, чтобы ему не было скучно, постараться найти способы пробудить активность детей, которые привыкли к гаджетам.
Нужна ли подготовка ребенка к школе: отзывы родителей
Ольга, мама Миши (7 лет):
«Мы выбрали гимназию рядом с домом. Ребенок не хотел в школу, его тревожила неизвестность. Я предложила курсы, чтобы он познакомился с учителями, детьми и понял, что в школе интересно. Курсы подготовки стоили 4000 руб. за два месяца.
Не скажу, что они многому научили: он и так умел считать и читать, но диагностика логопеда вовремя помогла решить некоторые проблемы с речью. А главное, ребенку стало понятно, что в школе происходит, тревога ушла. Считаю, что благодаря подготовке адаптация к школе прошла легче».
Инна, мама Кати (11 лет) и Кости (7 лет):
«Оба ребенка ходили на подготовительные курсы для дошкольников при школе с углубленным изучением английского языка. Оба уже умели читать на русском и английском, считать до 100, складывать и вычитать. Тем не менее, мы решили отдать их на курсы подготовки к школе, чтобы сформировать психологическую готовность. Водили детей два раза в неделю в вечернее время. Там они изучали английский, письмо, математику, ИЗО, технологию. Выходили довольные. Их не перетруждали. Учителя старались готовить интересный материал.
Дети научились самостоятельно переобуваться, раздеваться и одеваться, уносить верхнюю одежду в раздевалку. Кроме того, научились сидеть спокойно 40-45 минут, завели друзей, познакомились с учителями и охраной.
Подготовительные курсы не дали нам преимущества при поступлении: старший ребенок в итоге попал в другую школу. В целом, как мне кажется, такие курсы важны, прежде всего, для формирования психологической готовности к школе».
Юлия, мама Игоря (7 лет):
«Мы отдали сына на подготовительные занятия в частном центре у дома. Он был немного младше будущих одноклассников, с трудом удерживал внимание, и мы решили его потренировать. Ходили всего месяц. Все дети оказались разного уровня подготовки. Кто-то уже читал, а кто-то знал не все буквы. Поэтому занятия проходили тяжело: преподавательнице приходилось работать с каждым учеником в разном темпе. Мой же ребенок, как только выпадал из-под надзора, начинал баловаться. Так что удерживать внимание он так и не научился. Потом он заболел, нам отказались возмещать пропущенное занятие, мы решили, что это знак — и забрали сына с курсов.
Если бы я могла отмотать назад, отдала бы сына на такие курсы подготовки детей к школе, где особое внимание уделяется психологической подготовке дошкольника (на наших были предметные занятия: простенькие прописи, азы математики и логики)».
Наталья, мама Владислава (8 лет):
«Мы отдали ребенка на подготовительные курсы к школе для первоклассников, чтобы он заранее адаптировался. Мы как раз в это время переезжали в другой район и хотелось минимизировать стресс, познакомить с будущей школой (курсы были на ее базе).
Впрочем, мы довольно быстро перестали ходить туда, потому что проблему знакомства решили и я не видела большого смысла возить его из другого района и платить за занятия. Там были какие-то базовые вещи, при том, что он уже знал программу первого класса и частично второго.
Когда мы выбирали школу, рассматривали вариант гимназии, и там, я думаю, курсы имели бы больший смысл: ограниченный набор, очень много желающих. Мне дали понять, что дети с курсов, которые подтвердят территориальную привязку, скорее всего проходят. В нашей школе такого не было».
Иван, отец Артема (8 лет):
«Мы хотели отдать ребенка в хорошую гимназию, поэтому подготовка детей к школе (курсы) выбиралась как способ попасть именно в эту школу. Однако пообщавшись с организаторами курсов и с родителями тех, кто водил на курсы ранее, я понял, что курсы не дают никаких преимуществ при поступлении (некоторым отказывали даже при наличии временной регистрации). Впрочем, ребенка мы забрали даже не по этому. В какой-то момент дети (сразу несколько) начали жаловаться, что учителя на них кричат, они отказывались идти на занятия. Чтобы не травмировать ребенка, мы эту затею свернули. Насколько знаю, эти подготовительные курсы стоимость не меняли несколько лет: 2500 рублей за месяц. Спустя год утверждаю: детей всему научат в школе. адаптация проходит за пару месяцев».
Выбираете курсы подготовки к школе?
Читайте отзывы о школах Санкт-Петербурга в нашей базе.
Больше интересных мнений, интервью и материалов о родителях и детях — на портале Littleone
Источник
Таня
скорее всего такая длительная подготовка нужна только как гарантия поступления в определнную школу.
моя не ходит на полготовки, что то делает в саду, много делаем дома сами
Verochka
Конечно сами все делайте! Это бред! Я сама готовлю. В саду мне сказали, что Софина подготовлена ))) На Катю уже меньше трачу времени, хотя там сложнее, чем с старшей! Мелкая вообще, как гриб, ходит и болтает «В» — вертолёт )))
Olga
Именно подготовка имеет смысл для знакомства во школой: как она устроена, где что находится.
Если вы сами регулярно занимаетесь, то ребенок знает что такое сидеть и заниматься чем-то определенным. По поводу требований к школе: есои надо уметь читать и писать, то учите. Если нет, то лучше общее развитие: логика, память, внимание.
Ирина
Сына специально к школе не готовлю, просто занимаемся по интересам.
Знает все буквы, начинает немного читать (совсем чуть-чуть), сложение-вычитание учим, логика, счет не знаю до скольки, до 20ти точно ест, а дальше просто не проверяла. В школу через два года. К школе надо обязательно уметь читать и вычитать/складывать уметь. Иначе будет отставать от класса, а мне бы этого не хотелось
Анна Герман
Что интересно, в Германии учителя даже запрещают родителей готовить ребёнка к школе…… Даже просто учить буквы!
Не знаю, модет это не во всех землях или школах…. Но от знакомых слышу….
У соседки, русской, сын пошёл в школу в 6.9 ( это для Германии уже достаточно, а то некоторым приходится и в 5лет10 мес), так тогда я спросила, а может он читать, знает ли алфавит?
Она говорит, читать нет, а алфавит знает так» А, как Apfel ( яблоко). ????
Наши уже в 2,5 знали это! Мы не учили специально, у них просто интерес ко всему.
А она говорит, учителя просят не учить самим, а то неправильно научат родители……
Может у нас здесь программа другая, что не стараются научить всему до школы — хотя русские чаще это делают сами!
Светлана
Я своих не водила на подготовку. Сама лучше справляюсь. Вижу и чувствую своих детей лучше.
Любимая)))
Реально оценивайте свои возможности! Есть силы, желание РЕГУЛЯРНО готовить ребенка (это не маленький труд — подобрать, провести занятие, учитывая комплексную подготовку) — не надо водить. Лицей — только требования выше (скорость чтения+пересказ, учить стихи, письмо/штриховка, минимальный счет, окружающий мир, всякие там дни недели, месяцы, животные, породы собак и т.п. — список большой, есть в интернете). Еще нюанс, должен быть контакт хороший, не все дети родителей слушаются так же как «Марию Ивановну»))
Старших не водила, учатся в гимназии, тяжело нам — требования высокие, подготовила я слабо для такой школы. Сын ходил в простую школу на подготовку, выброшенные деньги!Я не знала, что появится возможность не по прописке устроиться, думала, что к учителю пошли знакомиться. Младшую планирую к репетитору раз в неделю с сентября (5.5 лет), потому что не могу ее осилить. По поводу «не знать как учиться заставить» — бредня))) Если школа сильная, за два года переготовить весьма сложно, только если дикий интенсив))) Уровень детей в классе — высокий. Сын пришел — в 1 классе на октябрь, средняя скорость чтения в классе 85 слов в минуту (максимальное 110, с выражением и правильными знаками препинания). Ему с его 55 — было трудно)) Хотя на минутку — это уровень конца 1 класса по нормативам. Пока он читал задание, половина уже все сделала. По классу — 3й с конца был из 32 человек (по чтению). Сейчас «проскакивает» проверки, только потому что умудряется прочитанное слово в слово пересказать. Конец 3 класса (я проверяла 85-90 слов) — только за качественный пересказ, глаза закрыли на скорость, по скорости не сдал. Сейчас чтением активно заниматься — попросту нет времени и сил(( Другое тоже задают.
Марина(на орифлейм аллергия!!)
я сама сына готовила, в итоге к школе читал-пересказывал хорошо, писал только печатными буквами. сейчас удобно-главное найти программу, которая будет нравится и вам и ребенку и вперед))
Missis K
Сын на подготовку не ходил, спокойно поступил в гимназию. Дочь пока тоже не ходила, перешли в новый сад, посмотрю, какая там программа, скорее всего тоже без платной подготовки обойдемся .
Наталья
Честно говоря с 5 лет подготовкой к школе не думаю что стоит заниматься. Я дочь отдала в 6 (за год до школы) и то для того чтоб она понимала к чему готовиться, их там морально готовили, ну и конечно научили читать, писать и считать. А с 5 мы ходили только к логопеду и то со скандалами, не хотела заниматься тем, чем заставляли, ребенок был не готов к обучению. Спасибо репетитору которая нашла подход. Поэтому мне кажется что в 5 лет рановато к школе готовиться именно на занятиях, дома другое дело.
Читать
все
23
комментария
Источник
Картина Николая Ульянова «Снегири. Детский сад»
Родители шестилеток уже думают, куда отдавать детей на подготовку к школе и стоит ли это вообще делать. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, показывает, чем школьные курсы отличаются от развивающих центров и почему они нужны, а ещё рассказывает, как не перегружать детей.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Прошла первая четверть. Первоклассники потихоньку привыкают к школьной жизни, для них пора подготовки к школе прошла. Наступает время подготовительных курсов для дошколят. Подобные курсы открываются как в самих школах, так и в развивающих центрах. Куда отдать ребёнка на подготовку? Этот вопрос встаёт перед родителями, которые тщательно планируют поступление в первый класс или, в принципе, уделяют большое внимание полноценному развитию ребёнка. Поговорим о преимуществах подготовительных курсов при школах и при развивающих центрах.
Я сама пару лет была руководителем курсов при школе, общалась с педагогами, с родителями и детьми. Опыт работы учителем на подготовительных курсах тоже есть. Если бы передо мной встал выбор, куда вести ребёнка на подготовку к школе, то выбор был бы очевиден — в школу.
Подготовительные курсы при школе
Обычно на подготовительных курсах работают педагоги, которые набирают класс, поэтому важно познакомиться с ними и ребёнку, и родителям. Одно дело, когда родители владеют информацией об учителе от выпускников или их родителей, другое дело личное знакомство. Живое общение с педагогами, набирающими первоклассников, даёт возможность оценить будущее взаимодействие.
Часто педагоги, набирающие класс, дают открытые уроки. Родители перед поступлением могут посмотреть, какая атмосфера на уроке и какая у педагога манера ведения урока, как он общается с детьми, насколько логично выстроен урок и подобраны задания по теме.
Любой родитель, не имеющий педагогического образования, может понять, интересно ли ему, взрослому, на уроке. Открытые уроки помогают родителю не только оценить профессионализм учителя, но и увидеть, как ребёнок ведёт себя на уроке: как включается в деятельность, понимает ли задание и инструкцию к нему, правильно ли выполняет.
Подготовительные курсы при школе позволяют ребёнку увидеть свою учительницу, познакомиться с ней, привыкнуть к её голосу — всё это облегчает адаптацию к школе. Часто на подготовке можно познакомиться с теми, кто, возможно, станет одноклассниками.
Подготовительные курсы в школе дают возможность проконсультироваться. Когда я была руководителем школы для подготовишек, то проводила мастер-классы для родителей по волнующим их темам (посты в моём блоге — это материалы проведённых мастер-классов для родителей будущих первоклассников). Я занималась консультированием родителей. Самая популярная консультация была по чтению. Родители приходили вместе с детьми и получали рекомендации, например, о том, что нужно делать, чтобы навык чтения формировался правильно, чтобы не пропадал интерес, чтобы увеличивалась скорость.
Ещё одно преимущество подготовительных курсов при школе — программы. Педагоги, работающие на подготовительных курсах, никогда не дублируют программу первого класса. Поэтому ребятам точно не будет скучно в первом классе из-за того, что они знают материал. Престижные школы часто подтягивают до того уровня, который необходим для поступления именно в эту школу (например, гимназию). Многие школы с углублённым изучением определённой дисциплины требуют более высокого уровня подготовки к школе. Это и понятно, в гимназиях большая нагрузка, и программы по многим предметам имеют углублённое содержание.
Курсы — отличная возможность для педагога провести входную диагностику будущих учеников
Все знают, что тестирование запрещено, в любую школу обязаны принять любого ребёнка (по прописке). Для педагога-профессионала не составит труда определить уровень готовности детей к школе, не проводя специальных тестов — всё выясняется в ходе наблюдения и анализа выполненных заданий. Это хорошо тем, что можно выстроить индивидуальный маршрут подготовки к школе каждому ученику и дать рекомендации каждому родителю.
Многие родители отдают детей на подготовительные курсы при школе с той лишь целью, чтобы попасть именно в эту школу. Это большое заблуждение. Сейчас в школу поступают по прописке и в порядке очереди подачи документов. Подготовительные курсы можно выбрать не в своей школе, а в другой, которая не по прописке. Не страшно, если программы подготовки будут разные, главное, чтобы они не повторяли программу первого класса.
Многие убеждены, что подготовительные курсы при школе ничему не научат. Действительно, чему можно научить ребёнка на занятии в 25 минут раз в неделю?
Правильно сидеть и поднимать руку на уроке, даже решать задачи и писать примеры его научили уже в садике (про то, что часто садики берут на себя функционал школы, это отдельный разговор). Так для уверенности, что ребёнка отлично подготовят к школе, родители параллельно отдают его на программы подготовки при развивающих центрах, а это сильнейший перегруз.
Представьте, ребёнок после садика идёт ещё на пару часов на учебные занятия! Чтобы снизить нагрузку, школьные курсы подготовки организуют в субботу — это ещё один плюс подготовительных курсов при школе.
Подготовительные курсы при развивающих центрах
Я негативно отношусь к развивающим центрам, если они являются дополнением к садику и кружкам. Они хороши вместо садика и кружков, и то, смотря какие программы развития и подготовки предлагают.
Сейчас модно отдавать детей на курсы скорочтения, ментальной арифметики и так далее. Родители думают, что именно эти программы отлично готовят к школе. Курсы скорочтения — это беда всех учителей первоклассников. Скорочтение хорошо тогда, когда навык чтения сформирован, ребёнок бегло читает, умеет правильно списывать. Когда навык чтения только формируется, скорочтение опасно. Ментальная арифметика — отлично, но не на первых порах овладения счётом.
При выборе программы подготовки к школе при развивающем центре лучше проконсультироваться со специалистом
Не со специалистом центра, а с учителем, к которому планируете идти. Я бы параллельно проконсультировалась с психоневрологом и логопедом. Специалисты данного профиля помогут определить проблемы, если они есть, и подскажут программу коррекции. Это гораздо важнее сделать до школы, чем готовить к ней без профессионального сопровождения.
Есть родители, которые категорически против подготовительных курсов — не нравится ребёнку, перегрузка и другое. Но к школе ребёнка подготовить надо. Встаёт вопрос, что должен уметь делать, знать будущий первоклассник?
1. Желательно читать или хотя бы знать буквы. Произносить все звуки правильно.
2. Описывать картинку, выстраивать последовательность картинок и составлять по ним рассказ.
3. Уметь считать до 100. Прямой и обратный счёт.
4. Уметь составлять математический рассказ по картинке.
5. Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.
6. Рисовать человека, дом, дерево.
7. Уметь правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш, ножницы.
8. Уметь вырезать. Обводить шаблон.
9. Знать много сказок, иметь хороший словарный запас.
10. Уметь играть и организовывать коллективные игры. Решать бесконфликтно коммуникативные ситуации.
11. Ориентироваться на листе. Писать графический диктант.
12. Уметь общаться со сверстниками, знать и владеть правилами общения со взрослыми.
13. Уметь слушать инструкцию учителя и придерживаться её при выполнении задания.
14. У ребёнка должна быть развита эмоционально-волевая сфера.
Кстати, именно этому и учат или корректируют эти умения на правильных подготовительных курсах хоть в школе, хоть в развивающем центре. Всё остальное — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник