Статьи по проблеме социального развития ребенка

Статьи по проблеме социального развития ребенка thumbnail

Фоменко Эдита Витаутасовна,

старший воспитатель, МДОУ

«ЯСЛИ-САД №13 Г. ДОНЕЦКА»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: социально-личностное развитие, социализация, самоутверждение, самореализация, социум.

В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В условиях нестабильности жизни продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Проблема приобщения к социальному миру, социально-личностного развития детей всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка и является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому, социальное становится индивидуальным”.[2].

На протяжении многих лет исследований учёных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребёнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своё отражение в основных нормативных документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений. В ГОС представлены требования к образовательным программам и содержанию образования: «Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [1].

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Что же такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, и конечно, родителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим — со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к выводу, что организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1.      Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.      Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.      Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.      Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач: развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование первичных представлений о труде взрослых;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.

В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей [3]. Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребёнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребенок должен, прежде всего, осознать себе членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином своей страны, и только потом – жителем планеты Земля. Идем от близкого к далекому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениях о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему  в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития, успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребёнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее  время является одним  из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребёнка в социуме.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

Читайте также:  Развитие социального поведения ребенка

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287

  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.

  3. Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
    2004. – 384 с.

Источник

Наталья Малахова
Проблема социально-личностного развития дошкольников в современном обществе

Сегодня социально-личностное развитие детей является приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:

– трудовых навыков;

– знаний;

– норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

В условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду. Для того чтобы этот процесс не занимал много времени и был удобен воспитателю, используются схемы фиксации, которые отражают результаты наблюдений за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе непосредственно организованной деятельности и самостоятельной игры. Наблюдается как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребенка в ДОУ требует от него освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Источник

Надежда Молчанова
Проблемы социализации детей в современном мире

В настоящее время ситуация в системе образования складывается таким образом, что на первое место в развитии дошкольников выдвигается исключительно интеллектуальный компонент. Обучение детей направлено преимущественно на получение навыков чтения, письма и счета. Важность социальной зрелости для перехода на следующий этап развития и поступления в школу недооценивается. А ведь именно этот фактор является основным при переходе ребенка на новый этап его жизни – начало взросления и школьное обучение. Если ребенок не будет уметь существовать в согласии с социумом, который будет его окружать следующие 9-11 лет в школе, неизбежно начнутся проблемы в учебе, с классом, с педагогами, в семье. Обычно такие дети как бы отделяются от класса, начинают вести себя вызывающе, начинается процесс девиации. Но ведь «болезнь проще предупредить, чем лечить», поэтому так важно развивать и корректировать социализированность детей в дошкольном возрасте.

Социология образования исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве в семье, а так же в дошкольных учреждениях. Тем не менее, значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. Таким образом, акцентирование внимания на социальное воспитание актуально именно в настоящее время.

На основании концепций социальногоразвития личности отечественных психологов: Л. М. Божович, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан и др. были выделены конкретные факторы, необходимые для успешной социализации: коммуникативная инициатива, автономность, самостоятельность, развитие эмоционально-волевой сферы. В возрастной психологии развитие социализации было взаимосвязано с кризисом 7 лет. Однако было бы заблуждением считать, что необходимые факторы проявятся сами в 7 лет. Их необходимо развивать с рождения, тогда ребенок сможет ими воспользоваться, когда возникнет в них необходимость, а именно при прохождении кризиса 7 лет.

Главным фактором развития социализации является коммуникативная инициатива — способность осознанно организовывать свое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, первому идти на контакт. В реальной жизни это умение задавать вопросы, спокойно выражать несогласие, попросить о помощи или самому предлагать помощь, разрешение конфликтов мирным путем и т. п.

Читайте также:  Таблица развития ребенка 1 года жизни

Потребность и умение общаться со сверстниками является необходимым условием успешной социализации. Связь между общением и успехом становится особенно очевидна в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Именно в этом возрасте все дети хотят дружить с теми, кто легко идет на контакт, делится различной информацией. Это их считают «хорошими детьми». Ребенок, популярный среди сверстников, более уверенно дает устные ответы, спокойнее переживает собственные ошибки и внешнюю критику, быстрее осваивает новую, непонятную информацию. Так, успешный ученик пользуется все большей популярностью в классе, а отчаянный двоечник приобретает низкий социальный статус. Это крайние проявления связи учебной успеваемости и умения общаться.

Осознавая важность умения ребенка общаться со сверстниками, родители могут помочь ему в двух отношениях. Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком. Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, — удобное игровое пространство и игрушки. Так же взрослые не должны (за исключением крайних случаев) вмешиваться в игры со сверстниками, что бы ребенок сам проигрывал разные модели разрешения различных ситуаций. Доброжелательное, спокойное, тонкое и творческое вмешательство родителей способно организовать общение детей с максимальной пользой для каждого.

В психологии коммуникативные способности определяют как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

— умение организовывать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

— знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Трудности в проявлении коммуникативной инициативы связаны с личностными качествами ребенка, такими как недостаточно сформированная автономность и заниженная самооценка. Автономность — это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она формируется с того момента, как ребенок начинает ходить, овладевает новыми двигательными возможностями, утверждая тем самым свое автономное Я.

В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. Развивается на протяжении всего дошкольного периода. При правильном воспитании к семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению. Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним родителей, степень и своевременность их помощи. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи и служит препятствием для развития саморегуляции и инициативы. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, не осваивает нового навыка, но самое главное, теряет веру в свои силы, испытывает чувство беспомощности, у него формируется зависимость от окружающих его людей. Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.

Если родительская помощь недостаточна, ребенок испытывает ощущение «брошенности». У некоторых детей такое отношение блокирует всякую активность, они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые.У них надолго сохраняется убеждение: «У меня ничего не получается». Иногда дети в подобных ситуациях проявляют максимум усилий и настойчивости, чтобы достичь того, что хотят родители, и таким образом добиться их любви. Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем,для того чтобы доказать родителям: «Я достоин вашей любви».

Для дальнейшего полноценного развития очень важна эмоционально-волевая сфера. Этот компонент развития связан со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

К 7 годам из-за особенностей развития функций мозга у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». «Надо» убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. — все это побудительная, активизирующая функция воли. «Нельзя» разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. — эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности,как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте — выучишь уроки)» и т. п.

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей 6-8 лет в коллективах, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии ребенка и его готовности к школьному обучению.

Источник