Статьи о развитии ребенка до 5 лет

Статьи о развитии ребенка до 5 лет thumbnail

Развитие ребенка от 0 до 5 летЛюбой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего: хорошую школу, верных друзей, правильное воспитание. Но чтобы малыш всего этого добился, с ним нужно заниматься, причем не только физической культурой, но и развитием речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы. Психологи утверждают, что возраст от 0 до 5 лет – самый главный отрезок в жизни человека, ведь в этот период в нем формируются все те качества, с которыми впоследствии он будет жить. Поговорим о развитии ребенка… 

Развитие от 0 до 1 года

И вот вы остаетесь с малышом дома наедине. С питанием и графиком уже разобрались, но все, что касается развития малыша в первые годы жизни, – территория неизведанная.

Начнем с физического развития. Положив ребеночка на спинку, берем его за ножки и осторожно начинаем ими двигать, имитируя езду на велосипеде. Затем можно проделать то же самое и с ручками. При этом не забывайте проговаривать веселые потешки или стишки.

Когда купание становится для ребенка ритуалом, можно научить его выливать воду из ведерка и, например, сита. Пусть малыш экспериментирует как хочет, ведь такие занятия помогают развивать координацию движений.

Даже такая простая игра, как «Ку-ку», тренирует память и внимание. В этой игре вы просто набрасываете себе на лицо платок, потом снимаете и говорите

малышу: «Ку-ку!». Ребенок  начнет смеяться, а потом и сам будет повторять движения за вами.

Стоит уделить внимание и развитию эмоциональной сферы малыша. В столь раннем возрасте для него подойдет не только спокойная музыка, но и ваш голос и забота. С ребеночком нужно постоянно общаться. 

Развитие от 1 года до 3 лет

Это период, когда ребенок пытается говорить с нами на нашем языке. Правда, пока у него это выходит не очень хорошо, поэтому нужно помогать малышу развивать речь. Главное в этом деле – постоянное общение с ребенком. В годик малыш не всегда понимает смысл слов. Зато он отлично реагирует на интонацию вашего голоса. Это обязывает вас говорить с ребенком как можно спокойнее. К тому же в раннем возрасте малышу полезно слушать спокойную мелодичную музыку.

Тренировка мелкой моторики помогает не только развитию движений пальчиков и кистей рук, но и мозга, речи, а  также сенсорным способностям малыша.

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Так, грудному ребеночку можно делать массаж пальчиков. А годовалому малышу, который уже научился брать в ручки игрушки, стоит предоставлять предметы различных форм, размеров и текстуры.

Лепка – еще одно отличное занятие для развития не только мелкой моторики, но и воображения малыша. Лепить можно из чего угодно: пластилина, глины, соленого теста. Также можно предложить ребенку нанизывать колечки на веревочку. Такое незатейливое на первый взгляд упражнение позволит малышу развить внимание, координацию движений. Ведь не так уж и просто маленькому человечку продеть веревочку в отверстие кольца!

Память – один из самых важных процессов в нашей жизни. Ее мы тоже будем тренировать с помощью игр. Для годовалого ребеночка подойдет такое занятие: на его глазах игрушка прячется под одним из двух покрывал. Затем малыш должен открыть то одеяло, под которым лежит игрушка. В процессе этой игры вы заметите, какое сосредоточенно лицо становится у вашего малыша, когда он пытается вспомнить, куда же был положен предмет. Для детей постарше подходит игра «Что исчезло»: в течение некоторого времени малыш смотрит на 4 игрушки, затем отворачивается, а родитель убирает одну из игрушек. Повернувшись обратно, ребенок должен сказать, какой именно предмет исчез. С возрастом количество игрушек можно увеличивать.

Не забываем рисовать! Можно использовать все, что угодно: краски, карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски. Многие родители думают, что рисование ничего не дает ребенку. Однако именно оно помогает развитию фантазии, речи, мелкой моторики, навыкам восприятия формы и цвета и, конечно же, вниманию и памяти. 

Развитие от 3 до 5 лет

Как утверждают психологи, 3-3,5 года – это тот возраст, когда ребенок нуждается в общении не только со своими родителями, но и с другими взрослыми и детьми. Это значит, что нужно постепенно вводить ребенка в социальную жизнь.

Именно в этом возрасте многие родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в детский сад.

Детский сад, безусловно, дает малышу возможность общения с другими людьми.

Считается, что ребенок, не посещавший детский садик, хуже адаптируется  в коллективе. Однако это достаточно спорный вопрос, поскольку все зависит от самих родителей, точнее, от того, как они будут заниматься с ребенком. Если вы все же решили отказаться от посещения сада, то нужно обеспечить ребенку не только возможность для развития его умственных и физических способностей, но и максимально обогатить его социальное окружение: в нем должны быть и друзья-сверстники, и взрослые. Не забывайте о том, что ребенку постоянно нужно показывать, как правильно общаться с людьми. Если вы не можете обеспечить всего вышеперечисленного маленькому, лучше отдать его в детский сад.  Но несмотря на то, что ребенок будет находиться там, с ним все равно нужно заниматься дополнительно. 

Читайте также:  Меню ребенка от1 5 лет

Сеть магазинов развивающих игр «Семь пядей».

Сайт магазина: www.7pd.ru 

Магазин игрушек «Центр раннего развития (ELC)».

Сайт магазина: www.elc-russia.ru

Телефон центрального офиса:

 +7 (495) 797-86-96

Источник

От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.

Особенности развития ребенка 4-5 лет.

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.  Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей  хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.  Поэтому важно как  со стороны родителей, так и со стороны педагогов  поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

 В 4 года  начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но — чувство долга.

К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять  интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным  и т.д.)

В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. 

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

 Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

Развитие психических процессов  в 4-5 лет.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Читайте также:  Ромашка для ребенка 5 лет

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).

Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно  сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.

Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.

Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.

Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.

Происходит активное развитие органов чувств.

Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
Читайте также:  Ребенку 5 лет не дышит нос

Источник

Воспитание – это совсем не простой процесс. Не всегда понимаешь ни своего ребенка, ни себя. Очень часто родители сталкиваются с тем, что не знают как правильно поступить или как себя вести в той или оной ситуации. Ведь дети очень непредсказуемы.

дети спорт

Но, к счастью, можно выделить некоторые особенности, кризисы  и спираль развития крохи. Это поможет понять и найти подход к своему чаду в моменты капризов и обид.

Игорь Комар

Игорь Комар

Спортивный директор детского клуба Champion Kids

и папа троих детей

Период младенчества (от рождения до 1 года)

Особенность этого возраста в том, что кроха абсолютно беспомощен как биологически, так и социально. Удовлетворение  потребностей зависит  только от взрослых людей. Поэтому самое главное это время – освоение взаимодействия с миром. В этом время очень помогают игрушки, они решают сразу несколько функций:

  • развитие органов чувств (зрение, слуха и сенсорики);
  • изучение мира (информация о цвете,  размере, форме игрушек, их пространственном расположении);
  • развитие моторики (крупной и мелкой).

Все они должны быть разными, контрастными, сделаны из разных материалов и форм – это приведет к усовершенствованию  органов чувств малыша.  Речь в младенческом возрасте имеет оттенок аутичности: только формат четкости произношения отдельных звуков и их сочетаний.

дети

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Это интересно: ученые выяснили, что помогает и мешает развитию ребенка

Период раннего детства ( от 1-3-х лет)

В это время кроха уже имеет некоторую самостоятельность. Может что-то сказать, ходить и бегать. Он все изучает и исследует. Наблюдает за взрослыми: как они себя ведут с предметами, между собой. Через подражание вырабатывается адаптация к обществу, предметам и действительности. Поэтому  важно показывать малышу разные манипуляции с игрушками и предметами, а потом просить повторить. И еще полезно делать все вместе: рисовать, делать аппликации,  строить из кубиков башни. А также трогать руками и изучать пуговицы, молнии, шнурки, разные ткани.

Для крохи до 3-х лет – это время открытий. Он уже не просто видит предмет, а еще изучает их свойства, назначение и технические особенности. А тот факт, что малыш тоже может взаимодействовать самостоятельно с объектом, как взрослый, рождается феномен «Я», «Я сам». Это приводит к формированию личности и понимания собственного я, самооценки и самосознания.

В речи появляются предложения, обдуманные и связные фразы, освоение грамматического состава и увеличение словарного запаса.

дети обучение

Младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

Ох, уж эти сладкие 3 года: кризис, истерики, желание все делать наоборот. Из-за развитой речи, самооценки, способности передвигаться появляется и  ощущение соразмерности со взрослыми, у чада появляется желание все делать самостоятельно. И он хочет активно участвовать во взрослой деятельности.

Поэтому игры в это время должны идти в сюжетно-ролевом формате, чтобы ребенок понимал,  моделировал и правильно функционировал  в мире старших. Для малыша это не просто игра. В этот момент создает он мнимые ситуации, переносит свойства одного предмета на другой. Приобщает  и отождествляет себя с миром.

секция

Речь в этом возрасте активно развита. Появляются сложноподчиненные предложения, предлоги и сложные союзы. К 5-ти годам кроха может уже пересказывать сказки, сам сочинить рассказ, обосновывать ответы на вопросы, успешно группировать и классифицировать предметы, делать упражнения на развитие дикции, создавать театральные игры.

Родители, прислушивайтесь к своим детям, проводите с ними время, играйте, учитесь у них непосредственности и открытости. А они у вас — логике, структурированности и опыту!

секция

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раннее развитие ребенка: 5 аргументов «за» и «против»
Ученые Гарварда: 6 секретов, как воспитать доброго ребенка

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник