Стадии развития ребенка у бюлера
Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.
В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.
Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.
К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.
На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.
На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.
На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).
Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.
Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.
Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).
Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:
инстинкт;
дрессуру (образование условных рефлексов);
интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).
Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.
По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.
Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.
Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт — все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) — требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект — доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации.
Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.
К. Бюлер разделял взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.
К.Бюлер стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир.
Ее значение в том, что она, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.
Закон о перемещении удовольствия.
К.Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру – основная движущая сила развития поведения.
Зоопсихический эксперимент в детской психологии.
К.Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келлер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.
1. Односторонний и ошибочный взгляд на психологическое развитие ребенка как на единый и притом биологический по своей природе процесс.
2. Бюлер самую эпоху появления первичных форм мышления у ребенка назвал шимпанзеподобным возрастом.
3. Привел к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития человеческого ребенка.
4. Весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека для него совершается в восхождении по единой биологической лестнице.
5. История развития высших форм поведения ребенка принципиально не выделена из общей истории развития элементарных биологических процессов.
6. История образования понятий принципиально ничем не отличается от истории развития любой элементарной функции, непосредственно связанной с органической эволюцией ребенка.
7. Тенденция рассматривать развитие высших форм поведения, являющихся в плане филогенеза продуктом исторической эволюции человечества и имеющих в онтогенезе особую историю и особый путь развития, в том же плане, что и развитие элементарных функций приводит к двум печальным последствиям:
1) Наряду с шимпанзеподобным возрастом Бюлер различает как особую эпоху в развитии ребенка возраст сказок, возраст Робинзона. Исторически возникшую, социальную, классово обусловленную закономерность он возводит в ранг вечного закона природы.
2) Общее глубокое искажение всей возрастной перспективы детской психологии не только в смысле принципиального смешения биологических и социальных критериев в определении фаз и эпох детского развития, но и в отношении объективного распределения всего процесса детского развития между отдельными возрастными эпохами.
8. Детская психология в глазах этого исследователя есть психология раннего детского возраста, когда вызревают основные и элементарные психологические функции.
9. Биологические функции психики и связанный с ними внутренний ритм ее развития выдаются за целое всей детской психологии.
10. Две основные линии теоретических размышлений:
1) Психологизация биологии.
2) Биологизация психологии.
11. Антидиалектичность.
Пытается свести к первичной основе все развитие в целом и тем самым придать абсолютное значение первичным формам, игнорирует объективную диалектику развития, игнорирует диалектический метод научного познания как единственный адекватный способ раскрытия объективной диалектики развития.
«Природа не делает скачков, развитие всегда происходит постепенно».
12. Линия биологической эволюции поведения и ее исторического развития в филогенезе, обе линии в онтогенезе принципиально не выделяются автором как два различных типа развития.
13. В один ряд выстраивается филогенез и развитие ребенка и объявляется, что в развитии ребенка проявляются определенные основные законы духовного прогресса, совершенно независимо от внешних влияний, т. е. одинаково действительные в развитии человека в доисторические времена и в детстве.
14. Взамен анализа социально-экономических факторов, обусловливающих преступность, это чисто социальное явление — продукт социального неравенства и эксплуатации — выдается за наследственный биологический признак, передающийся от предков к потомкам с такой же закономерностью, как определенная окраска глаз.
Теория трёх ступеней детского развития
К Бюлер (Австрия) намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребёнка (существа пассивного, беспомощного, лишённого всяких душевных движений) – в человека.
Он считал, что для исследования детского развития в первые годы жизни форма эксперимента может быть заимствована из области зоопсихологии. Теория трёх ступеней в развитии ребёнка. Каждый ребёнок в своём развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Биологический фактор рассматривался им как основной. Он настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчёркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах. Набор готовых инстинктов у ребёнка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) даёт возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи (навыковые формы реагирования на внешние воздействия). Детская игра – естественное продолжение игры у животных – возникает на данной стадии.
Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Возможность творческого решения задач, создания нового продукта.
Бюлер всячески подчёркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни.
При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причём происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу (от результата, от самого процесса, предвосхищение).
Детская психология для Бюлера – это прежде всего психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребёнка.
Теория трёх ступеней детского развития К.Бюлера
Основной предмет исследования | Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект) |
Методы исследования | Зоопсихологический эксперимент |
Основные понятия | Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие |
Основные идеи | Перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребёнка. Рассмотрение психики ребёнка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии |
Факторы развития | Преформизм, наследственность |
Направления критики | Биологизаторский подход – невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребёнка» перенос фактов, полученных в результате зоопсихологических экспериментов на человека |
Ценное | Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития |
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Интеллектуальное развитие ребенка изучал К.Бюлер (1879-1963), психолог Вюрцбургской школы. Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта, что привело его впоследствии к мысли, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени процесс творчества.
В работе «Кризис психологии» (1927) Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.
Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий.
Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом. Изучая процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием, заявляя, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность. То есть сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживание». Такое схватывание отношений есть процесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.
Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер приходит к мысли о том, что рисование оказывает влияние на интеллектуальное развитие детей. Он считал, что рисунок – графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, а рассказ о нем. Поэтому, отмечал Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их, и самостоятельно рисовать. Бюлер говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке – схемой, которая является обобщенным образом предмета, а не его копией. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний.
Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психики, Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. При этом он часто цитировал слова Гете: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из необходимости обучения для полноценного психического развития, Бюлер выделил три основных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).
При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). И, наконец, при интеллекте человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде.
Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал со-роль именно в формировании эмоций. Он вводит понятие функционального удовольствия, объясняя, что в игре нет продукта не потому, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а потому, что игра и не нуждается в продукте, ее цель сам процесс игровой деятельности (игра, по его мнению, находится на стадии дрессуры). Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.
Источник