Стадии развития ребенка нейрофизиология

Стадии развития ребенка нейрофизиология thumbnail

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных систем.

Учение о гетерохронии выдвинуто П.К.Анохиным. ФС созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенеза.

В процессе онтогенеза ФС созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения этапов или периодов развития.

Согласно “принципу фаз” П.Г.Светлова весь период индивидуального развития делится на возрастные периоды, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями физиологических отправлений. Важное значение имеет знание основных закономерностей и функциональных особенностей сосудистой системы в переходные периоды.

Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный период охватывает все детство, характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития и функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.

Периодизация развития детского организма включает в себя период новорожденности (1-10 дней), грудной (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет). Это наиболее распространенная схема возрастной периодизации жизненного цикла человека (1965г.). Переход от одного возрастного периода к другому обозначают критическим периодом.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу с учетом особенностей мальчиков и девочек.

СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА

Во внутриутробном периоде одновременно с закладкой и развитием основных жизненно важных органов первыми формируются отделы мозга, которые обеспечивают их функционирование (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внутриутробного периода определенной зрелости достигают первичные проекционные поля. К моменту рождения осуществляются жизненно важные функции (дыхание) и простейшие реакции на внешние воздействия – принцип минимального обеспечения функций.

В развитии коры выделяются сам рост слоев коры и дифференцировка нейронов. Наиболее интенсивно рост коры происходит на первом году жизни, что прекращается в 3 года в проекционных зонах, в 7 лет в ассоциативных областях.

Рост коры происходит за счет разрежения клеток в результате увеличения объема отростков нейронов и развития глии, увеличивающейся в размерах. Первыми дифференцируются афферентные и эфферентные пирамиды нижних слоев коры, позже – верхних слоев. Постепенно дифференцируются вставочные нейроны.

Раньше развиваются веретенообразные клетки — переключатели от подкорки к развивающимся пирамидам. Звездчатые и корзинчатые клетки, обеспечивающие циркуляцию возбуждения внутри коры, созревают позже. Они создают возбудительные и тормозные синапсы на нейронах и участвуют в кодировании. Дифференцировка нейронов начинается в первые месяцы после рождения и наиболее интенсивна в период 3-6 лет. Процесс завершается к 14 годам.

Афферентные аксоны в первые три месяца покрываются миелином, что ускоряет передачу сигналов. Вертикально ориентированные дендриты (апикальные) для обеспечения связи между слоями достигают к 6 месяцам 3 слоя. Базальные дендриты связывают нейроны одного слоя.

К моменту рождения пирамиды и апикальные дендриты создают прообраз колонки. 1 год жизни – увеличение нейронов, дифференцировка звездчатых вставочных нейронов, увеличение аксонов и дендритов, выделяется нейронный ансамбль, окруженный сосудистыми веточками.

К 3 годам ансамбль осложняется гнездами из разных типов нейронов.

5-6 лет – дифференцировка продолжается, специализация нейронов, увеличивается плотность капилляров, нарастает количество горизонтальных волокон.

Эволюционно более древние структуры мозга созревают раньше. По вертикали – от стволовых к коре. По горизонтали развитие идет от проекционных отделов (обеспечивающих контакт со средой) к ассоциативным, ответственным за психику. Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего. До созревания проекционной коры необходимо созревание структур, через которые информация поступает. Этот принцип Л.С.Выготский обозначил как направление «снизу вверх».

Позже созревающие структуры не просто надстраиваются, а оказывают влияние на дальнейшее развитие нижележащих структур.

Сформированная организация работает по принципу «сверху вниз», т.е. высшие отделы управляют подчиненными им отделами древней коры.

Читайте также:  Школа развития ребенка во владимире с года

Источник

Срыгивания. Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардинального сфинктера, между желудком и пищеводом. В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.

Обычно до 30-го дня жизни дети срыгивают очень мало. После 60-го дня объем срыгивания заметно увеличивается, что связано с увеличением объема всасываемого молока и изменением его состава. Для возраста от 1 до 4 месяцев нормой считается срыгивание в объеме одной столовой ложки после каждого вскармливания или перед кормлением, при повороте на живот или изменении положения тела.

Если ребенок часто и обильно срыгивает, при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает вес, то угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до 5 — 6 месяцев.

Икота. Икота новорожденного связана с непроизвольным сокращением диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого малыша икота не является признаком переохлаждения — икать может и хорошо согретый малыш. При охлаждении могут икать только незрелые дети — недоношенные или маловесные. [6 Стр. 68]

После длительных наблюдений за младенцами П. Вольф удалось выделить и определить шесть поведенческих состояний новорожденного:

1. Ровный (глубокий сон). Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.

2. Неровный (поверхностный) сон. Глаза ребенка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне.

3. Полусон. Ребенок лежит практический без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще чем при глубоком сне. Когда глаза открыты взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

4. Спокойное бодрствование. Глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

5. Активное бодрствование. Ребенок часто совершает разнообразные движения, в которые вовлекается все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

6. Крик (плач). Ребенок издает нечленораздельные, зачастую громкие и надрывные голосовые звуки, сопровождая это энергичными, дезорганизованными движениями.

Эти состояния обладают постоянной длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд, соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования.

Уровень восприимчивости ребенка зависит от того состояния, в котором он находится. Младенцы в состоянии спокойного бодрствования легко возбуждаются и реагируют на слуховые и зрительные раздражители возросшей активностью. Дети, которые уже находятся в состоянии активного бодрствования или кричат, как правило, успокаиваются при стимуляции. По началу, новорожденные проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере созревания организма соотношение сна и бодрствования изменяется. Так, в промежутке между четвертой и восьмой неделями у типичного ребенка продолжительность дневного сна сокращается, а ночного увеличивается. [3 Cтр. 208-209]

Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. Поверхностный сон занимает 80% от нее. Поэтому для организации сна новорожденного важно учитывать ряд особенностей. Малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания. Быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, стоит только переложить его с рук на кровать, как сон малыша становится беспокойным.

Для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов, для нормального роста нервной системы новорожденным необходимо спать вместе с мамой. Совместный сон с матерью является профилактикой внезапной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция.

У новорожденного с седьмого дня жизни появляется дневной и ночной ритм сна. Дневной режим начинается примерно в 8-10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1-1,5 часа. Ему на смену приходит ночной ритм с 23 до 8-10 и отличается от дневного ритма тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются. [6 Стр. 69]

Читайте также:  Задержка развития речи у гиперактивного ребенка

Органы чувств. Для детей периода новорожденности характерно несовершенство органов чувств. В этот период формируются некоторые рецепторы и чувствительные пути. Орган вкуса развит хорошо. Ребенок по-разному реагирует на разные вкусовые раздражители. Прием сладкого сопровождается успокоением, облизывание губ и глотанием. На горькое, соленое, кислое наблюдается беспокойство, иногда прекращение сосания, усиленное слюноотделение.

Обоняние развито слабее, но уже в первые дни жизни оно отчетливо выявляется. Раздражение слизистой носа парами нашатырного спирта вызывает усиление дыхательных движений. Новорожденные отказываются сосать грудь, если для лечения трещин сосков применяют мазь с неприятным запахом.

Чувство осязания у новорожденных развито относительно хорошо. Ребенок быстро реагирует при прикосновении к коже и слизистым. Сильнее чувствительность выражена на лице, руках и ногах, а слабее на спине. [1. Стр. 49]

У новорожденных детей первых месяцев жизни можно вызвать ряд рефлексов получивших название примитивных или физиологических. Эти рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга. По мере созревания мозга они постепенно угасают и к 4-5 месяцам жизни исчезают. [1. Cтр. 48]

Подробно о рефлексах будет сказано в главе 2 настоящей работы.

Таким образом, новорожденный это ребенок в возрасте до одного месяца, в течение которого он активно приспосабливается к новым для него условиям внешней среды. Четырьмя главными сферами приспособления являются дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Для оценки состояния здоровья новорожденного используют шкалу В. Апгар. Она предусматривает бальную оценку таких признаков как: сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость. Кроме того у новорожденных наблюдается икота и срыгивания. Выделяют шесть поведенческих состояний младенца: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, крик (плач). Большую часть времени ребенок проводит в состоянии сна, что связано с нейрофизиологическими особенностями его организма.

Источник

Эволюция поставила перед человеком проблему: ему необходимо быстро усваивать огромные массивы информации и уметь становиться «человеком своего времени и места». Природа наделила детский мозг уникальной способностью впитывающего разума – это возможность запечатлевать в памяти невообразимое множество фактов и моделей поведения. Какова же природа этого уникального механизма, открытого Марией Монтессори? Ответ на этот вопрос даёт исследование электрической мозговой активности ребёнка, которое провела Рима Лэйбоу.

Нейрофизиология впитывающего разума

Нейронам нужны доли секунд, чтобы среагировать на раздражение. Когда множество нейронов отвечают одновременно, то производят «качающиеся» электрические разряды. Эти своеобразные ритмы получили название мозговые волны.

Эти волны можно наблюдать и регистрировать посредством электроэнцефалографа. Можно записать и измерить огромное количество нейронов, реагирующих одновременно. Выяснилось, что мозговая активность ребёнка и взрослого человека очень сильно отличается.

Доктор Рима Лэйбоу последовательно регистрировала мозговую активность у детей разных возрастов. Выяснилось, что на разных этапах развития ребёнка преобладают разные типы волн мозговой активности.

В период от рождения до двухлетнего возраста мозг преимущественно функционирует на самой низкой частоте — от 0,5 до 4 Гц в секунду, генерируя так называемые дельта-волны.

В возрасте от двух и до шести лет мозг начинает работать на более высоких частотах (4 – 8 Гц), генерируя уже тета-волны.

Стоит отметить, что именно эти, «детские» диапазоны частот используют также гипнотерапевты для погружения взрослых людей в транс, причём в этом состоянии люди легко внушаемы и могут легко подвергаться программированию. Вот теперь становится гораздо понятнее, что именно позволяет ребёнку запоминать и перерабатывать огромные объёмы информации. Обычно взрослые люди при столь низких частотах погружаются в сон, состояние бодрствования можно достичь только путём многолетних медитативных тренировок. Дети же при таких же частотах не просто активны, но и быстро развиваются, поглощая информацию и модели поведения огромными порциями. Это даёт нам понимание того, как происходит развитие человеческого потенциала.

Маленькие дети от рождения и до двух лет биологически настроены, чтобы наблюдать и хранить большие объемы информации из среды собственного обитания. В результате с лёгкостью поглощаются модели поведения, язык, верования и убеждения окружающих их людей, чаще всего родителей. Эти установки принимаются и хранятся на уровне подсознания, что даёт им возможности функционирования мозга в низкочастотных диапазонах. Становясь взрослее, дети постепенно теряют возможности самопрограммирования. В их мозговой активности начинают преобладать колебательные процессы более высокой (8-12 Гц) частоты. Это уже диапазон альфа-волн. Находясь в спокойном и сосредоточенном состоянии, их органы чувств при этом цепко сканируют окружающее пространство. С увеличением частоты мозговой активности происходит постепенное осознание своего «Я».

Читайте также:  Центры развития мамы и ребенка

Примерно в возрасте 12 лет преимущественная мозговая активность ребёнка переходит в следующий диапазон – в частоты между 12 и 21 Гц, что соответствует бета-волнам. Этот диапазон характеризуется как «высокая активность и сосредоточенное сознание». Обычно это состояние реализуется для чтения, анализа и осмысления. Временами ребёнок уже начинает пользоваться и диапазоном вплоть до 35 Гц и даже выше. Это состояние пиковых нагрузок, когда человек способен на решение самых сложных задач.

Человеческое общество стало столь сложным, а условия существования стали такими разнообразными, что генетически запрограммированные инстинкты уже не достаточны в сложных процессах адаптации. Эволюция мозга дала возможность учиться через свои собственные жизненные переживания, а не полагаться на крайне ограниченные инстинктивные модели поведения. Посредством впитывающего разума в подсознании формируются своеобразные «привычные колеи», и без активного участия сознания мы двигаемся именно в этих самостоятельно принятых и разработанных самостоятельно рамках.

Помните, как сложно было научиться ездить на велосипеде? Ребёнку нужно одновременно крутить педали и поддерживать равновесие движениями тела и руля одновременно, все эти действия были в центре внимания сознания. Кроме того, высока эмоциональная вовлечённость в процесс. Последовательное давление ног на педали, контроль тормоза, необходимый для остановки, быстрое переключение от разгона к торможению, огибание препятствий, – всё это требует высокой концентрации сознания на начальном этапе обучения, поскольку необходимо контролировать все столь разнообразно сложные действия в режиме реального времени. Но чем раньше ребёнок садится за руль велосипеда и постепенно усваивает все велосипедные премудрости, тем меньше становится степень его сознательной вовлечённости в управление этим транспортным средством. И через некоторое время уже можно стремительно ехать на велосипеде с горки, весело напевая песенку и грызя леденец, доверив технологию управления своим, уже впитанным и организованным подсознательным навыкам.

Подсознание – это очень мощная система обработки информации, которая не выключается даже во сне. Обработанные им во время периода впитывающего разума модели поведения включаются по мере необходимости, им для этого не нужны команды со стороны сознания.

В своей группе я часто наблюдаю, как дети, закончив один вид деятельности, испытывают трудности, ведь им ещё сложно даётся переключение на другой вид деятельности. Это происходит во многом потому, что количество впитанных программ ещё мало, а уж опыта перехода от одной программы к другой ещё меньше. Много раз наблюдал, как дети двух-трёх лет не могут втянуться в одевание-переодевание. В таких случаях я им последовательно подсказываю-показываю несколько первых шагов в алгоритме. Они повторяют, и вдруг в них прямо как будто щёлкает какое-то реле переключения и программа запускается, ребёнок быстро и сосредоточенно начинает выполнять шаги очередного алгоритма, пока не закончит его полностью.

Дети постоянно взаимодействуют с окружающим пространством при помощи наблюдения, они ищут примеры для своего социального моделирования. Благодаря механизму впитывающего разума дети видят-слышат-воспринимают ВСЁ, что происходит возле них. Но моделирующий эффект повышается многократно, если между взрослым и ребёнком складываются эмоционально значащие для ребёнка взаимоотношения. Ребёнок гораздо охотнее наблюдает за тем человеком, и соответственно его модели поведения и перенимает, к которому испытывает смешанные чувства любви-восхищения-уважения. В большинстве случаев для ребёнка моделями становятся близкие люди, чаще всего родители. Именно поэтому дети похожи на них не только внешне (генетически), но и внутренне (поведенческими привычками-повадками). В Монтессори-классе ребёнок на роль приемлемой и уважаемой модели выбирает ещё и Монтессори-гида, который наполняет его жизнь множественными примерами опыта.

Но подсознание не всесильно: оно не способно творчески реагировать на разнообразие внешних вызовов. И только благодаря подключению сознания дети постепенно обретают свободу реагирования и могут в случае необходимости отключаться от своих собственных поведенческих подсознательных программ.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник