Средство развития ребенка раннего возраста
Игра как средство развития детей раннего возраста.
Воспитание и развитие ребенка происходит в процессе его активной деятельности. В работе с детьми раннего возраста игра занимает ведущее место и, от того, как будет организовано игровое пространство, зависит представление детей об окружающем мире.
Формированию у ребенка представлений о предметах и явлениях способствуют различные дидактические игры, содержащие в себе предметные красочные картинки, которые привлекают малыша. Картинки должны быть доступны пониманию детей раннего возраста, которые расширят кругозор, обогатят словарный запас и активизируют речь. Для осуществления этой задачи и должно быть организовано игровое пространство.
С детьми данного возраста проводятся дидактические игры с использованием картинного лото, лото на распознавание цвета, формы и величины предмета. Взрослый фиксирует внимание детей на разнообразных явлениях и свойствах предметов, помогает установить связь между увиденным ранее и наблюдаемым в данный момент. Участие детей в играх активизирует умственный процесс, частое рассматривание картинок создает и укрепляет логические связи, а это важно для формирования у детей новых понятий и представлений об окружающем мире. Картинки служат иллюстрацией к рассказу взрослого. Дети полнее воспринимают услышанное, однако, нужно помнить, что ребенок в раннем возрасте не всегда может соотнести слова с предметами, только при помощи взрослого ребенок учиться называть и показывать то, что увидел на картинке. Картинка закрепляет и уточняет представления.
При проведении дидактических игр с картинками и иллюстрациями дети учатся внимательно рассматривать, наблюдать, сосредотачивать внимание на конкретных объектах, при этом развивается память, обогащается словарный запас. По мере овладения речью, слово для ребенка становится также, средством приобретения новых знаний.
Во время игры, детям следует показывать картинки и с незнакомыми предметами, чтобы расширять кругозор и словарный запас.
Дидактические игры с использованием игрушек дают большие возможности для речевого общения и направлены на обогащение новыми представлениями и знаниями, и на закрепление уже полученных знаний. Например: воспитатель говорит детям: «Кукла Маша идет на прогулку. Нужно тепло одеться, на улице холодно. Что же мы на Машу наденем?» Дети называют предметы одежды. Взрослый обращает внимание детей на время года и поправляет неправильный ответ. Так, в результате игры закрепляются представления детей о предметах и их назначении. Для таких игр необходимо иметь материал на все лексические темы.
В работе с детьми раннего возраста большое место занимает настольно-печатная игра, основным принципом которой является сопоставление и сравнение. Преимущество настольно-печатного материала в том, что он обладает большой наглядностью, а это позволяет знакомить ребенка с различными явлениями окружающей жизни. Перед тем, как начать игру, нужно дать возможность ребенку рассмотреть картинки, сопоставить их с образцом. Такое самостоятельное рассматривание, сравнение удовлетворяет потребность ребенка в деятельности, помогает ориентироваться в материале.
Настольная игра способствует созданию положительных взаимоотношений между играющими. Дети в этом возрасте нуждаются во взрослом помощнике, который с самого начала, подключается к игре, направляет и руководит.
Чтобы формировать понятия о форме, цвете и величине предметов не нужно ограничиваться только настольными играми. В процессе формирования понятий, нужно обращать внимание детей на все, что может служить источником новых представлений.
Источник
Ирина Волкова
Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до
Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.
Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.
Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.
Наша задача заключается в использовании в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.
Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО,в котором прописаны основные требования к реализации образовательной деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.
Вопрос: Уважаемые коллеги, какие на ваш взгляд педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?
Безусловно,это:
1. Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)
2. Время на игру в режиме дня
3. Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)
4. Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)
5. Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции)
В рамках стандарта сенсорное развитиеуспешно прослеживается в образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки — зеленые, желтые, красные)
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.
5. Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Наиболее эффективными на наш взгляд являются пособия: такие как блоки Дьенеша; классические наборы блоков Фребеля; рамки-вкладыши М. Монтессори; игры Никитиных «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и др.
Фридрих Фребель – автор головоломки — так называемые «блоки Фребеля». Это деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.
Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.
Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах Марии Монтессори.
Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.
Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.
Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:
Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.
Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.
Блоки Золтона Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет,игры с логическими блоками позволяют:
— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
— Развивать пространственные представления.
— Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
— Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
— Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
— Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
— Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
— Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
— Развивать речь.
— Успешно овладеть основами математики и информатики.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.
В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
Методики Никитиных — эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».
По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.
Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.
«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.
На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.
Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
Играйте в игры!
Используемая литература:
1. Е. Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М., «Просвещение», 2009.
3. Н. Н. Подъяков, В. А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.
4. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983.
Источник
Анастасия Алексеенко
Игра как средство развития детей раннего возраста
Ранний возраст – это период психомоторного развития ребенка. В данный период начинают активно развиваться общая и мелкая моторика, совершенствоваться основные движения малыша.
Ранний возраст – это возраст исследований и открытий,в процессе которых происходят следующие изменения:
1. Ребенок активно исследует окружающий мир (развивается предметная деятельность, большое количество навыков).
2. Развивается произвольное поведение (воспринимает себя как личность, осознает свои желания).
3. Психические процессы ситуативны (мышление наглядно-действенное, внимание не устойчиво).
4. Возникает активная речь, начинает возрастать словарный запас.
5. Возникает сотрудничество ребенок – взрослый.
Данный период является базой для появления первых логических умозаключений.
В этом возрасте ведущим видом деятельности выступает игра, как главный фактор, влияющий на активную деятельность ребенка. Через психологическую игру развиваются память, внимание, мышление, речь, логика, творческие способности, потребность в общении; ребенок становится физически сильнее и выносливее; воспитываются такие чувства, как доброта, сила воли, уважение к старшим, забота о ближнем.
В тоже время, ребенка не нужно учить играть, а всего лишь объяснить суть игры, и главное, заинтересовать, что в свою очередь нельзя добиться без участия взрослого. Ведь дети чувствуют эмоциональное состояние родителей. Они будут радоваться вместе с вами, и терять интерес, когда у вас нет настроения играть.
Бесценно время, которое вы проводите в радости и любви со своим ребенком. Для малыша важнее само общение, чем навыки, которые вы хотите развить с помощью игр. Во время игры вы вместе познаете окружающий мир и обмениваетесь впечатлениями.
Например, включаясь в его игру с разноцветными кубиками, выстраивайте вместе башню или пирамиду, называйте цвета, просите подать предмет определенного цвета. Также становятся разнообразнее игры с сюжетными игрушками. То есть малыш уже не только качает куклу, но уже укладывает спать и кормит. А игрушки – животные начинают мычать, рычать и мяукать.
Огромную пользу в раннем возрасте приносят систематические занятия. У детей, с которыми занимаются ежедневно, быстрее и полнее развиваются подражательные действия и, конечно, речь.
Рекомендации для родителей по проведению игр с детьми.
1. Игра должна приносить радость и счастье как малышу, так и взрослому.
2. Не принуждайте, а заинтересовывайте игрой.
3. Не давайте задания, которые сами затрудняетесь выполнить.
4. Не требуйте сразу же правильно – выполненных заданий, дайте ребенку время.
5. Позвольте ребенку выполнить все самостоятельно.
6. Давайте возможность самостоятельно отыскивать ошибки.
7. Создавайте в игре непринужденную обстановку.
8. Хвалите за достижения и подбодряйте за затруднения.
9. Если интерес к игре угас, уберите ее на некоторое время.
10. К знакомым и любимым играм придумывайте свои правила и играйте с удовольствием.
Игра приносит опыт, объясняет непонятный мир взрослых. Игра может изменить мир согласно внутреннему состоянию и потребностям малыша. Без нее жизнь маленького человечка становится серой и безрадостной.
Дорогие родители! Приложите все усилия, чтобы игра никогда не отсутствовала и была такой, чтобы ваш малыш рос здоровым и счастливым человеком!
Источник
«Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…»
В.М. Бехтерев
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.
Практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Инновационные преобразования приобретают системный характер.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1.Технология информационного обучения;
2.Технология проблемного обучения;
3.Технология проектного обучения;
4.Технология игрового обучения;
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии;
6.Технология ТРИЗ — теория решения изобретательных задач.
7.Личностно-ориентированные технологии.
Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.
1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;
Хэппенинг и сенсорные коробки
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.
В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Хэппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельностиВ раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки).
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Релаксация в системе кинезиологии
Кинезиология — относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года)
1. Тропинка.
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.
2. Морковка
Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!
Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» — вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.
3. Дождик
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.
Куклотерапия
Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.
Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.
Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр».
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Виды:
- Пальчиковые куклы.
- Куклы-марионетки.
- Перчаточные куклы.
- Плоскостные куклы.
- Веревочные куклы.
- Объемные куклы.
- Игрушки-персонажи.
- Игрушки-забавы.
Практическое задание «Зайчик на пальчик»
Под высокой сосной
Скачет зайка косой
Под другой сосной Скачет зайка другой.
Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет. Веселит своих зайчат.
Ковролинография
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.
Такая работа включает следующие этапы:
формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.
(Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Средства ИКТ в детском саду:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- Видеомагнитофон
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Видеокамера
Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста
Предлагаем модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения ребенка при приеме его в детский сад. Данная модель предполагает работу не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.
1 этап — Подготовка. Подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку. На индивидуальных консультациях с педагогами дайте рекомендации, как организовать работу в группе раннего возраста.
2 этап — Сопровождение С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.
Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.
3 этап — Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду.
Диагностический материал.
Введение инноваций в образовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это — требование времени. В условиях введения ФГОС задачей в современного педагога выступает реализации, в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.
Список литературы
1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. — (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).
2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.
3.Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст]: В.С.Лазарев. // — Педагогика. 2004. № 4. — С. 11-21.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебное пособие / И. П Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 210.
Источник