Средства ориентированные на сенсомоторное развитие ребенка с овз
Консультация для воспитателей
«Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ»
Сенсорное развитие- развитие у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира- составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде. Конечно, ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т.д. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов — вторая задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности — одна из важнейших задач сенсорного воспитания.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.
Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность.
Прежде всего, для умственно отсталых детей характерно большое отставание в сроках сенсорного развития; как правило, они начинают выделять отдельные предметы, понимать их назначение, в известной мере выделять свойства и отношения только в старшем дошкольном возрасте.
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ протекает чрезвычайно неравномерно. У детей очень затруднен перенос полученного сенсорного опыта не только из одной ситуации в другую, но и с одного объекта на другой. У детей с ОВЗ поздно и часто неполноценно происходит соединение сенсорного опыта со словом, что задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире.
Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства т отношения предметов.
Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными методами. Но и сами наглядные методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми с ОВЗ применяются: образец (действие по образу), подражание, совмещенные действия взрослого и ребенка. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на строительный материал «крыши» и говорит: «Возьми». Потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда (на стол)». Этот прием называется «жесткая инструкция». Если ребенок не действует и по «жесткой инструкции», следует воспользоваться совмещенными действиями: взять руки ребенка в свои и совместно с ним выполнить нужное действие.
Напоминаю, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.
Все занятия по сенсорному развитию на первых годах обучения должны проводиться не в игровой форме, а игровым методом. Например, игра «Найди свое место». Раздать детям игрушки и точно такие же, парные, положить на стульчик. Дети гуляют со своими игрушками по комнате, педагог говорит: «Бегите на свои стульчики, найдите свои игрушки». Дети бегут и по парной игрушке находят свое место. Таким образом, для ребенка задача: найти свое место, а парная игрушка служит средством для достижения цели. Итак, у воспитателя цель одна, у ребенка — другая, но детям должна быть предложена такая задача, в которой достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.
Перечень игр:
«Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покачай куклу».
Не меньшее значение имеет и проведение таких игр, которые способствуют развитию слухового восприятия и помогают ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создают возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие объекты и т.д. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить движение транспорта, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понятым, какое значение имеет слуховое восприятие.
У детей с ОВЗ формирование слухового внимания, различие неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности.
Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого «речевого слуха». У детей с ОВЗ нарушения фонематического слуха бывают столь велики, что их часто принимают за слабослышащих. Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют для таких детей чрезвычайное значение. Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе ребенку для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная, или зрительно — двигательная, или просто двигательная опора.
Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у умственно отсталых детей.
У детей с нарушением интеллекта вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к первичным звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Зачастую дети с ОВЗ плохо различают слова на слух. Поэтому проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью коррекционно — воспитательного процесса.
Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение- слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
Перечень игр:
«Тук-тук-тук», «Что гудит?», «Кто там?», « На чем играл зайка?», «Шагаем и танцуем», «Звени, колокольчик», «Кто за дверью?», «Кто как кричит?», «Угадай, кто пришел?», «Кто тебя позвал?», «Кто в домике живет?».
У детей с нарушением интеллекта , поступающих в дошкольное учреждение, плохо развито зрительное внимание, они плохо выделяют отдельные предметы, не умеют следить за действиями взрослого и подражать им. Преодоление этих недостатков является одной из основных задач на первом году обучения. С этой целью проводим ряд игровых занятий. Например, чтобы научить детей смотреть на куклу, следить за ней, проводим игру «Ку-ку». Большое значение в развитии зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Эти перемещения должны производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движениями. Здесь можно использовать кукольный театр, вечером можно проводить теневой театр.
Зрительное внимание также активизируется в играх, где дети должны запомнить место нахождения игрушек. Чтобы научить детей выделять предметы, обращать на них внимание, нужно сделать их значительными для детей, включать их в интересные игры. Очень важно научить детей сличать парные картинки, предметы с картинками, узнавать на картине предметы и действия. Узнавание изображенных на картинах предметов и действий имеет особое значение для всего последующего обучения, так как картинка — один из основных наглядных материалов, на котором строится обучение в детском саду.
К зрительному восприятию относится восприятие цвета. Чтобы научить ребенка различать предметы по цвету, его обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов, ребенок учится определять цвет предмета «в уме», то есть мысленно, уже не прибегая к практическим действиям. В играх мы их знакомим с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить «цвет» в предмете. Потом осваивают понятие «цвет» на примере 2-3 наиболее контрастных цветов (красный, желтый, зеленый). Затем учатся различать еще несколько цветов (синий, черный, белый), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его.
С освоением отбора цвета по образцу у ребенка формируются эталоны основных цветов, с которыми он начинает сравнивать воспринимаемые предметы.
Перечень игр:
«Помоги рыбкам», «Принеси кубик», «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку от кошки», «Сложи пирамидку», «Собери капельки в стакан», «Подбери пару», «Подбери каждому предмету цвет».
Тактильно- двигательное восприятие имеет свою специфику, и поэтому в играх появляются новые задачи и условия.
Если зрительное восприятие обычно проходит без помощи других органов чувств — осязания, слуха, то тактильно — двигательное восприятие, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко.
Тактильно — двигательное восприятие осуществляется разными способами- путем ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом у ребенка возникает разный образ: в процессе ощупывания — объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении контура — плоскостной, он воспроизводится в рисовании.
Сначала мы учим детей узнавать и воспринимать целостные объемные предметы, а затем их контуры, то есть сначала учим ощупыванию, а затем обведению по контуру. У ребенка с ОВЗ нет стремления к тактильному обследованию предмета, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а поэтому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно — двигательной координации. Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. Каждый параметр (длина, ширина, высота и толщина) осваиваются самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого предмета осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, потом с геометрическими фигурами, а затем выполняются и в уме с опорой на рисунок. Игры с фигурами позволяют более четко выделить параметр и его разновидность, легче манипулировать с ним, не отвлекаясь на другие особенности предмета.
Величину ребенок учится различать практически; действуя с предметами, он начинает обращать внимание на величину. В процессе действий с игрушками ребенок с нарушениями в развитии постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно.
На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура, вес. Роль тактильно — двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно — двигательную чувствительность. Таким образом, можно сказать, что с детьми дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно — двигательного восприятия. Особенно важно научить этому ребенка с ОВЗ, так как он не способен в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдельный предмет или совершить с ним какое — либо действие, что также является следствием недоразвития тактильно — двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно — двигательной координации.
Перечень игр:
«Найди игрушку в мешочке», « Самый большой», «Грибочки в лесу», «Построй башенку», «Собери пирамидку», «Найди фигуру», «Обведи пальчиком», «Разложи круги по порядку», «Покажи большой и маленький дом»;
«Перешагни препятствие», «Достань игрушку», «Какая кукла выше?», «Поставь по росту», «Найди одинаковые по высоте»;
«Какая это лента?», «Кто скорее свернет ленту», «Найди одинаковой длины», « Какой длины одежда?», «Раздели кирпичики на длинные и короткие».
Чтобы научить ребенка различать геометрические фигуры по форме, нужно с ним освоить ряд практических действий, которые помогают воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. В играх ребенку предлагается различать различные геометрические формы, которые необходимо знать в дошкольном возрасте.
Например, игра «Что катится, что не катится?». Двое детей должны прокатить в воротики предметы, один катит шар, другой — кубик. Шар катится. Воспитатель меняет предметы у детей. И дети начинают понимать, что результат зависит не только от их стараний, но и от свойств предметов, которые они прокатывают.
За весь дошкольный период ребенок осваивает 6 основных форм: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник. Вначале он может запомнить только название самого свойства – «форма». Среди множества фигур он учится различать их по форме, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепился в образе — представлении. Различение деталей позволяет воспринимать форму по ее отличительным признакам, что позволяет ребенку в дальнейшем запомнить название формы. Поэтому при организации игр надо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.
Перечень игр:
«Какая это фигура?», «Разложи фигуры», «Обведи фигуры карандашом», «Посади на свою скамеечку», «Найди похожую фигуру», «Узнай фигуру на ощупь», «Разложи фигуры в ряд», «Собери бусы», «Чем похожи домики?», «Найди окошко», «Собери картину».
ЛИТЕРАТУРА:
- Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию»
- Л.П. Носкова «Дошкольное воспитание аномальных детей»
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»
- «Методические рекомендации к проекту программы воспитания и обучения в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта»
- А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»
- Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук».
Источник
Сухоручко Светлана
Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ
Развитие сенсомоторных навыков
у детей с ограниченными возможностями здоровья
.[/b]
«Единственная возможность научить ребенка жить
в существующих условиях, это создать ему условия для
полного овладения своими собственными способностями».
Конфуций.
С детьми c ОВЗ я работаю третий год. В моей группе находятся дети с особенностями в физическом и психическом развитии, состояние здоровья, которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в не входят дети с нарушениями в развитии и имеющие сочетанные нарушения. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатками общей и мелкой моторики, трудностями во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности –вербализации, искажения познания окружающего мира, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход, дальнейшего развития ребенка.
Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку является важным компонентом интеллектуального развития.
Поэтому в своей практической коррекционной деятельности я использую направленные методы и приемы, способствующие межполушарному взаимодействию, а это является основой интеллекта.
Применяю полуфункциональные пособия, способствующие развитию сенсомоторной сферы, словесно-логическому мышлению, дающие возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшающие память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу, развить социально-коммуникативные и творческие способности.
Особое внимание в работе с воспитанниками я уделяю сенсомоторным играм, так как именно через игру можно найти дверку к ребенку. Опираясь на интересы ребенка, индивидуальные возможности, способности, пристрастия и увлечения. Заинтересовать ребенка новыми ощущениями: зрительными, слуховыми, тактильными и двигательными помогут -сенсорные игры.
Виды сенсомоторных игр разнообразны и среди них обязательно найдутся те, что интересны воспитанникам. В процессе игры я демонстрирую и комментирую все свои действия, затем стимулирую ребенка к совместной деятельности. Ратифицирую ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом).
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Работая с особенными детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является применение нейропсихологических подходов, кинезиологических упражнений, использование Су-джок терапии, здоровьесберегающих технологий, песочной игротерапии, сказкатерапии, игровые и ИКТ технологии.
Технологии применяемые мною для развития сенсомоторной сферы детей.
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья — к ней относится логоритмика.
Для устной речи многих детей сОВЗ, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны.
Логоритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с младшего возраста, так и в развитии у них естественных движений. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
2. Игровые технологии.
Все дети любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.
3. Коррекционная технология – к ней относится сказкотерапия.
Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски.
Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми с ОВЗ, по формированию у них устной речи.
4. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях по развитию слуха и формированию произносительной стороны речи для детей с нарушением слуха дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого.
При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих дошкольников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация- комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Любые,даже незначительные стрессовые ситуации перегружают слабую систему ребенка с нарушением слуха. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Примеры релаксационных упражнений:
УП-Я “Спящий котёнок”
—Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
—“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
—“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Уровень сенсорного развития является базисным, это из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Практика обучения и воспитания детей с нарушением слуха показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.
Говоря о детях с ОВЗ, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии детей с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.
Спасибо за внимание!
Источник