Средний показатель пропуска одним ребенком по болезни за 3 года

Средний показатель пропуска одним ребенком по болезни за 3 года thumbnail

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

Анализ детской заболеваемости в детском саду

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

ДОУ

КАК ОБЪЯВИТЬ КАРАНТИН В ДЕТСКОМ САДУ

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей  

Скачайте сейчас

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Анализ заболеваемости детей в ДОУ

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Анализ заболеваемости в детском саду: распространенные болезни

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.
Читайте также:  Картинки вырезать ребенку 3 года

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Профилактика заболеваемости в детском саду

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Оздоровление детей в ДОУ

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

Читайте также:  Ребенку 3 года застой желчи

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное    образовательное  учреждение

« Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 8 «Родничок» городского округа «город Якутск»

Лермонтова 23/1 А

                                                              Справка.

Основные направления воспитательно-оздоровительной работы

•        Контроль состояния здоровья;

•        Охрана и укрепления психофизиологического здоровья ребенка;

•        Помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям ДОУ;

•        Обеспечение эмоционального благополучие ребенка;

•        Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

•        Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей.

Динамика основных показателей сохранения, укрепления здоровья детей в группе «Любознайки» за 2014-2017 учебный год.

         В начале каждого года педагогами и медицинской сестрой ДОУ проводится обследование физического здоровья детей — учитываются группы здоровья детей, индивидуальные особенности состояния здоровья, перенесенные инфекционные заболевания. По результатам обследования подбираются закаливающие мероприятия.

В группе «Любознайки » с сентября месяца ведутся журналы утреннего фильтра. В течение всего педагогического процесса ведется наблюдение и изучение эмоционального состояния детей.

В течение года в соответствии с календарным планированием проводятся НОД по основам безопасности жизнедеятельности и формированию здорового образа жизни.

Детский сад обеспечивает сбалансированным питанием воспитанников.

Работа с родителями по воспитательно-оздоровительной части:

•        Оформление информационного уголка для родителей «Доктор советует» на различные темы;

•        В утренние и вечерние часы проводятся индивидуальные консультации для родителей;

•        На родительских собраниях в сентябре и в мае месяце старшая медсестра(по плану)консультирует родителей.

Увеличение количества заболевших дошкольников приходиться на период эпидемий гриппа в городе. В целом посещаемость стабильна.

Анализ заболеваемости и посещаемости детей группы № 1

Основные показатели

2014 -2015 уч. г.

2015  — 2016 уч.г.

2016 – 2017 уч.г.

Пропуск по болезни в среднем (общая заболеваемость)

         15%

          11%

         8%

% ЧБД

        5 реб.

        19,2 %

          3 реб.

           11,5%

       1 реб.

        3,8%

Средняя посещаемости %

           63 %

              78,8%

        80,7%

       Как видно из таблицы и диаграммы уровень заболеваемости детей в группе уменьшается, так же уменьшается процент часто болеющих детей. Возросла посещаемость детей. Этому поспособствовала оздоровительно-профилактическая работа: прогулки, воздушные ванны, самомассаж, дыхательная гимнастика, сон, ходьба босиком по ребристым дорожкам и по массажным коврикам до и после сна, общеукрепляющая гимнастика после сна, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры в помещении и на воздухе, проветривание и кварцевание помещений группы.

Благодаря системной работе, по охране жизни и здоровья дошкольников, в течение 2014 и 2016 года в ДОУ не отмечено вспышек инфекционных заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников. Всё это говорит о плодотворной, систематической работе педагога и медицинского персонала детского сада по охране   и укреплению здоровья воспитанников. Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Работа с родителями по воспитательно-оздоровительной части

Оформление информационного уголка для родителей «Доктор советует» на различные темы;

В утренние и вечерние часы проводятся индивидуальные консультации для родителей;

На родительских собраниях в сентябре и в мае месяце старшая медсестра(по плану)консультирует родителей.

Источник

Уровень заболеваемости по группам заболеваний

Классификация заболеваний

Количество случаев за 2011 – 2012 учебный год

1.

Грипп, ОРВИ

297

2.

Пневмония

3.

Ангина, танзиллит

23

4.

Скарлатина

4

5.

Ветряная оспа

44

6.

Дизентерия

7.

Кишечная инфекция

14

8.

Другие заболевания

86

9.

Случаи травматизма

ВСЕГО:

468

Рассматривая структуру заболеваемости, выяснилось, что в основном преобладают простудные заболевания, вспышка которых происходит в осеннее — зимний период, а прошедшем году и в марте (причины: несвоевременность достаточного отопления в холодный осенне-весенний период, вспышки ОРВИ, увеличение количества детей раннего возраста).

Из таблицы, приведенной ниже, мы видим, что число детей, имеющих I, II, III и IV группы здоровья относительно стабильно на протяжении последних 3-х лет.

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

Учебный год

2009 – 2010 гг.

2010 – 2011 гг.

2011 – 2012 гг.

I группа

31 (11%)

19 (6%)

16 (5%)

II группа

%)

%)

%)

III группа

44 (16%)

54 (18%)

45 (15%)

IV группа

2 (2%)

3 (2%)

1 (2%)

Читайте также:  Цитомегаловирусная у ребенка 3 года

Диаграмма «Распределение детей по группам здоровья»

На физическое развитие и здоровье детей, их устойчивость к заболеваемости большое влияние оказывает выполнение натуральных норм питания. Большое внимание уделяется контролю организации питания.

В дошкольном учреждении созданы достаточные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития:

§  Освоена система оздоровительной работы с детьми (закаливание: воздушные ванны, босохождение, обливание рук, курсы поливитаминов, иммунопрофилактика, физиолечение);

§  Организованы консультации для родителей по профилактике и лечению заболеваний;

§  К работе с детьми привлечены специалисты: врач-невролог, врач-педиатр, зубной врач, медсестра физиолечения;

§  Родители информируются об оздоровительной работе учреждения;

§  Используются разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности в регламентированной деятельности;

§  Варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

§  Создание в группах картотек, пособий и атрибутов для организации индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы с детьми.

§  Общее санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушные режимы соблюдаются.

§  Ежегодно проводится углубленный медицинский осмотр детей врачами-специалистами детской поликлиники. Результаты медицинских обследований дошкольников обсуждаются, выносятся решения по внесению необходимых изменений и дополнений в работу с детьми.

РЕЗЮМЕ: Реализация задач охраны и укрепления здоровья детей осуществлялась на достаточном уровне.

Результаты воспитательно-образовательной работы: Анализ состояния воспитательно-образовательной деятельности основывается:

§  на результатах мониторинга освоения детьми образовательной программы;

§  на результатах диагностики готовности выпускников к школьному обучению.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в картах освоения Программы по десяти образовательным областям: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Итак, ниже предоставим сводную таблицу.

Сводная таблица результатов мониторинга освоения детьми образовательной программы (в%)

Разделы

Количество детей

Уровень развития

Высокий

Средний

Низкий

Здоровье

307

31%

66%

3%

Физическая культура

307

28%

67%

5%

Социализация

307

22%

71%

7%

Труд

307

42%

53%

5%

Безопасность

307

51%

46%

3%

Познание

307

28%

63%

9%

Коммуникация

307

25%

63%

12%

Чтение художественной литературы

307

29%

61%

10%

Художественное творчество

307

22%

68%

10%

Музыка

294

14%

72%

4%

Как один из важных этапов становления личности нами рассматривается процесс формирования готовности детей к школе. С данной целью в подготовительных к школе группах оборудованы уголки школьника, во время занятий педагоги стимулируют познавательную деятельность детей. Ежегодно организуются экскурсии в школу, совместные мероприятия со школьниками начального звена.

В начале учебного года совместно с учителями начальных классов был разработан план мероприятий по осуществлению преемственности дошкольного и школьного образования с учетом потребностей обоих сторон. Основными формами работы по данному разделу являются взаимопосещения занятий, консультации, проведение совместных досуговых мероприятий, круглый стол и т. д.

Для отслеживания готовности детей к обучению в школе предлагается следующая диаграмма.

Диаграмма «Результаты готовности детей к обучению в школе»

Уровень готовности детей к школе – относительно стабилен. Достаточно высокий уровень развития интеллектуальных способностей выпускников, позволяет им обучаться по развивающим программам нового поколения, реализуемым в начальной школе.

Диаграмма «Сведения об успеваемости выпускников»

Результаты успеваемости выпускников стабильны на протяжении последних трех лет и подтверждают эффективность работы дошкольного учреждения по подготовке детей к обучению в школе.

За последние годы увеличилось количество отличников и ударников из числа выпускников детского сада.

В ДОУ функционирует 2 группы для детей раннего возраста. Работа групп раннего возраста находилась под контролем педагога-психолога и заместителей заведующего по УВР. Под их контролем отслеживались результаты адаптации детей в условиях ДОУ.

Диаграмма «Результаты адаптации детей раннего возраста»

Из представленной диаграммы мы видим, что процент детей с легкой степенью адаптации относительно стабилен на протяжении последних 3 лет ( гг. – 71%, гг. – 69%, 2011 – 2012 гг. – 56%). Однако в 2011 – 2012 учебном году увеличился процент детей с тяжелой степенью адаптации. Данная ситуация связана с тем, что родители приводят детей в дошкольное учреждение неподготовленными (сосут соску, плохо пользуются столовыми приборами, приводят в памперсах, едят из бутылочки, не разговаривают).

В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Важным аспектом коррекционной деятельности является коррекция речевого развития детей: нарушение темпо-ритмической стороны речи, фонематическое недоразвитие и т. д. В старшей логопедической группе учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем для преодоления речевых проблем у детей, страха перед речевым актом и психологической зажатости организовали логоритмические занятия, которые проходят наряду с основными коррекционными.

Дети подготовительной группы свободно выделяют гласный звук из любой позиции, способны провести звуковой анализ слова, различают понятия: «слово», «звук», «предложение», владеют приемами словообразования.

По результатам диагностики из 31 выпускников:

-с чистой речью выпущено%) детей;

-со значительными улучшениями –%);

-без улучшения – нет.

Диаграмма «Результаты коррекционной работы в группах для детей с ТНР»

РЕЗЮМЕ: Реализация задач по обучению и воспитанию детей осуществлялась на достаточном уровне.

Источник