Сравните понятия ребенка с отклонением в развитии

Сравните понятия ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Сравнительная характеристика детей с различными отклонениями в развитии

Познавательная

сфера

Речь

Эмоционально-волевая

сфера

Социально-коммуник-я сфера

УО

Тотальное (равномерное) и иерархичное недоразвитие всех сторон психического развития.

Диффузное поражение головного мозга или сочетания диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга и/или подкорковых структур.

Значительное отставание в развитии моторных навыков (позже начинают сидеть, ходить).

Недостаточная координация, точность и дифференцированность движений, недоразвитие мелкой ручной моторики и др.).

При тотальном недоразвитии всех сторон познавательной деятельности и эмоцио-нальной волевой сферы всегда больше нарушено мышление, прежде всего высшие его формы (словесно-логическое, отвлеченное абстрактное).

Первичны нарушения мышления, вторичны – нарушения эмоционально-личностного развития как результат недостаточности интеллектуального контроля над эмоциями и поведением.

Стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и других видах познавательной деятельности.

Общая низкая обучаемость. Обучение всегда как результат специально организованной целенаправленной педагогической работы.

Механическая память сохранна. Трудности словесного запоминании, логических связей. Недоразвитие смысловой памяти. Усвоенные знания без их постоянного подкрепления и использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти.

Оказание всех мер помощи малоэффективно. Для выполнения заданий требуется чаще всего обучающая помощь. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание либо не происходит, либо формируется крайне медленно и легко распадается.

Первичные нарушения интеллекта, вторичные – нарушения речи.

Постепенное спонтанное развитие речи без логопедического вмешательства с преобладанием лексико-грамматического недоразвития речи.

Сохранна способность к адекватному эмоциональному реагированию, установлению эмоционального контакта и социального взаимодействия, усвоению средств общения.

Эмоциональные реакции однообразные, невыразительные, малодифференцированные, не всегда соответствуют происходящему.

Более благополучный прогноз в социально-коммуникативном развитии и адаптации в обществе (за исключением тяжелых форм УО).

Имеется активное подражание социально-бытовым действиям взрослых, играют в социальные игры. Значительно снижена критика к себе, к результатам деятельности. Не всегда заинтересованы в достижении результата.

ЗПР

Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие функциональных нарушений ЦНС или негрубых очаговых органических поражений головного мозга.

Отсутствие или незначительная задержка в моторном развитии. Нарушения двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют.

Неравномерность нарушений психических функций. При нарушении отдельных сторон познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы — интеллект первично сохранный.

Избирательные интересы к определенным видам деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (игровой и предметно-практической, реже – в отдельных видах учебной деятельности).

Снижение механической памяти. Способность к запоминанию общего смысла и логических связей, при неточности воспроизведения деталей. Смысловая память сохранна.

Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации.

Оказание помощи, как правило, эффективно. Часто достаточно оказание организующей и направляющей помощи для выполнения задания. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание формируется.

Негрубая задержка речевого развития в раннем возрасте. Негрубые нарушения речи в дошкольном возрасте.

Отсутствие преобладания нарушений речи над другими нарушениями познавательной деятельности: внимания, умственной работоспособности, памяти, восприятия и т.д.

Достаточно быстрая и полная коррекция речевых недостатков в результате логопедической работы.

Эмоциональные реакции живые или скупые, но всегда выразительные, дифференцированные, соответствуют происходящему.

Эмоционально реагируют на неуспех и неудачу в деятельности. Переживают по поводу своей успешности.

Алалия

Локальное поражение речевых зон коры головного мозга и неравномерное развитие психических функций.

Моторное развитие негрубо задерживается или в пределах возрастной нормы.

Достаточная познавательная активность, живой интерес к окружающему.

Сниженная или достаточная обучаемость.

Первичные нарушения речи, вторичные – задержка умственного развития.

Спонтанная речь развивается значительно медленнее; для нее характерно более грубые нарушения слоговой структуры и лексико-грамматической стороны речи.

Значительное отставание в развитии речи: позднее появление первых слов, фраз. Грубые нарушения речи в дошкольном возрасте.

Преобладание нарушений речи над другими нарушениями познавательной деятельности.

Длительная логопедическая коррекция речевых нарушений. Не всегда возможно полное преодоление речевых недостатков.

Разнообразие и выразительность экспрессивно-мимических и жестовых средств общения.

Недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом;

трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников

аутизм

При общем характере нарушения отмечается асинхронность психического развития: сочетание задержанного, нормального, искаженного и ускоренного развития.

Избирательная обучаемость. Легко без обучения со стороны взрослого научаются сложным вещам сами, если в этом заинтересованы, крайне сложно научить чему-либо в ходе организованной целенаправленной педагогической работе.

Первичны — нарушения общения, вторичны — нарушения познавательной сферы, как результат утраты влияния общения на мышление и поведение.

Уровень речевого развитие детей с аутизмом может быть крайне вариативен (от полного отсутствия речи, мутизма, до опережающего развития на ранних этапах), но при этом имеются общие, характерные для всех черты.

Использование речи в коммуникативных целях ограничено или отсутствует. Речь эхололична, аграмматична, ее эффективное использование за рамками привычных бытовых ситуаций затруднено, ограничена способность к ведению диалога, в речи часты безличные формы глаголов и употребление местоимений в 3-м лице (о себе предпочитает говорить не «я», а — «он, она»). При этом у некоторых детей может быть очень образная речь, с использованием сложных синтаксических конструкций (обычно, при синдроме Аспергера). 
Многие дети с аутизмом осваивают от 5 до 10 (иногда более) слов, произнося их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых 2,5 – 6 лет начинают механически повторять то, что слышат от других. Начиная с 7 –12 лет, возможны значительные различия в уровне развития речи у детей с аутизмом, даже у тех, кто имел одинаковый уровень развития в 3 года. Небольшое число людей хорошо развиваются в подростковом возрасте, особенно в сфере речевой деятельности. В то же время приблизительно 1 из 5 опускается на более низкий уровень развития, происходит потеря навыков речи и возврат к эхолалиям и полилалиям в качестве основного вида коммуникации. 
В целом, аутисты могут отлично понимать отдельные слова, но затрудняются при понимании их в контексте. Таким образом, в основном, нарушается не речь как таковая, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка.

Читайте также:  Выготский теория развития личности ребенка

Нарушена способность к адекватному эмоциональному реагированию, установлению эмоционального контакта и социального взаимодействия, усвоению средств общения.

Практически отсутствуют подражание социально-бытовым действиям взрослых, социальные игры.

Менее благополучный прогноз в социально-коммуникативном развитии и адаптации в обществе.

Указание к выполнению самостоятельной работы. При заполнении таблицы нужно дать краткую обобщенную характеристику различных сторон психического развития, указав первичность нарушений одних сторон и вторичность других у различных категорий детей с ограниченными возможностями в развитии.

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,1967.

  2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника Учеб.пособие. – М.:Просвещение. 1979.

  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под.ред. К.С.Лебединской. М,, 1982.

  4. Отбор детей во вспомогательную школу.пособие для учителя.сост.:Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина.- М.:Просвещение. 1983.

  5. Основы специальной психологии. учеб. пособие /Л.А.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой.: — Издательскийцентр. «Академия», 2002.

  6. Психолого-педагогическая диагностика. Учеб.пособ.. под ред. И.Ю. Левченко,С.Д.Забрамной.М.АСАDЕМА- 2003г.

Источник

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие «особые образовательные потребности».

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

строились «обходные пути» обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей» формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

Читайте также:  Пубертатный период развития ребенка

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

Появление в семье ребенка — это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает «ребенок с отклонениями в развитии»?

Необходимые нормы для развития

Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:

  1. Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
  2. Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
  3. Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
  4. Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.

Нормальное развитие ребенка

Что принято считать нормой в развитии ребенка:

  • Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
  • Поведение отвечает принятым общественным нормам.
  • Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.

Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.

Причины отклонений

Основные причины развития отклонений у детей делят на:

  • наследственные;
  • внешние (влияние окружающей среды).

К наследственным относят:

  • Генетический фактор.
  • Соматический.
  • Повреждение головного мозга.

В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

  • До наступления родов.
  • В период родовой деятельности.
  • Послеродовой период до 3 лет.

Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

Биологическое влияние

Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:

  • Генетические мутации.
  • Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
  • Родители не совместимы по резус-фактору.
  • Мать болеет диабетом.
  • Имеются у родителей венерические заболевания.
  • Прием наркотических препаратов, особенно матерью.

Влияние негативных факторов на развитие

  • Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
  • Недостаток кислорода для плода.
  • Сильные токсикозы во второй половине беременности.
  • Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
  • Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
  • Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
  • Травмы во время патологических родов.

Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.

Социальное влияние

Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:

  • Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.

Стресс во время беременности

  • Негативные события и настроения против будущего малыша.
  • Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
  • Состояние психики матери в период родовой деятельности.
  • Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.

Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.

Какие возможны отклонения

Можно выделить несколько групп отклонений:

  • Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
  • Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
  • Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.

Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:

  • Дошкольный.
  • Школьный младший.
  • Подростковый.

Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.

Особенности отклонений в развитии детей

Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:

  • Заметны отклонения становятся в школе.
  • Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
  • Не выполняет домашнее задание.
  • Трудно поддается обучению, чтению и письму.
Читайте также:  Диагностика эмоционального развития ребенка раннего возраста

Трудности в обучении

  • Быстро устает.
  • Жалуется на головные боли.
  • Недостаточное физическое развитие.
  • Возможна задержка в мышлении.

У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:

  • Понимает сюжет изображения.
  • Может понять смысл.

Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:

  • Нервное истощение.
  • Быстрая утомляемость.
  • Частые головные боли.
  • Плохая память.
  • Невнимательность.
  • Чрезмерная возбудимость.
  • Излишняя подвижность, импульсивность.
  • Плаксивость.
  • Робость и вялость.
  • Заторможенность.
  • Медлительность.
  • Расстройство сна.
  • Грубость.
  • Нестабильность поведения.

У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.

Нарушение умственного развития

К категории умственно отсталых детей относятся:

  • Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
  • Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
  • Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.

Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.

Малыши с высоким уровнем развития

Они отличаются от своих сверстников тем, что:

  • Могут делать несколько дел одновременно.
  • Очень любопытны.
  • Легко прослеживают причинно-следственные связи.
  • Развито абстрактное мышление.
  • Концентрация внимания на высоком уровне.
  • Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
  • Хорошо развиты учебные навыки.

Можно выделить психологические особенности таких детей:

  • Хорошо развито воображение.
  • Есть чувство справедливости с раннего возраста.
  • Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
  • Имеют хорошее чувство юмора.
  • Плохо справляются со своими неудачами.
  • Детские страхи сильно преувеличены.
  • Могут обладать экстрасенсорными способностями.
  • Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
  • Мало спят.

Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.

Особенности отклонений в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:

  • Как развита память.
  • Мышление.
  • Развитие речи.
  • Восприятие окружающего мира.

Какие существуют виды задержки психического развития:

  • Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
  • Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
  • Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.

Психические отклонения в развитии ребенка

  • Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.

При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.

Диагностика отклонений у ребенка

Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.

При медицинском осмотре проводится:

  • Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
  • Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
  • Состояние неврологического и психического характера.

Необходимо обратить внимание:

  • На эмоциональность.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие речи.
  • Моторику.
  • Состояние психики, нервной системы.

Возможны также такие обследования:

  • Рентгенография черепа.
  • Компьютерная томография.
  • Энцефалограмма.

Диагностика отклонений в развитии

Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.

Психическое обследование требует анализа:

  • Внимания ребенка.
  • Памяти.
  • Интеллекта.
  • Восприятия внешнего мира.
  • Как ребенок мыслит.
  • Как выражает эмоции.

Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии — простые задания. Сложность и главная задача для диагноста — это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.

Обучение и воспитание детей с отклонениями

Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.

Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:

  • Стимулирование сознательной деятельности.
  • Развитие активности.
  • Использование наглядного материала.
  • Систематичность занятий.
  • Доступность материала.
  • Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
  • Прочное закрепление материала.
  • Дифференциальный подход.

Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:

  • Дифференциальное образование.
  • Инклюзивное образование.

Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.

Для таких детей необходимо воздействие:

  • Лечебно-оздоровительное.
  • Психологическое.
  • Педагогическое.
  • Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
  • Занятия групповые и индивидуальные.

Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.

Условия для интеграции детей

В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.

А именно:

  • Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
  • Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
  • Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
  • Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.

Обучение детей с отклонениями

  • Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
  • Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:

  • Родители не умеют совместно работать с ребенком.
  • Не могут эмоционально поддерживать малыша.
  • Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
  • Неадекватные методы воспитания.
  • Недостаточно общения с ребенком.

Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.

Источник