Способы развития взаимодействия ребенка со сверстниками

Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Куприянова Олеся Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»

г. Владивостока, Приморский край

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.

Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения — легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Какова специфика общения со сверстниками?

1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.

3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности — он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».

Читайте также:  Основы развития саморегуляции ребенка

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.

Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М., «Просвещение», — 1973. Приморский край 288 с.

2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 140с.

3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.

4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, — 1996. — №3. — С. 5-14.

Источник

Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Игра – наиболее доступный для ребёнка-дошкольника вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками способствует формированию и обогащению опыта, ценностных ориентацией и представлений о взаимоотношениях с окружающими людьми.

В работах выдающихся психологов и педагогов 20 века отражены фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребёнком социального опыта. Она становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин писали о том, что игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте наиболее сензитивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Основным содержанием игры является отражение деятельности детей и взрослых, игровая техника, сокращенность и обобщенность игровых отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности. Ребенок отражает в игре непосредственное отношение к окружающему, выполняет действия, которые значимы для него по их собственному внутреннему содержанию. Одним из основных мотивов игры является желание действовать как взрослый человек. Реализовать данное желание в полном объеме возможно при взаимодействии со сверстниками в игре. Взаимодействие будет носить положительный характер, если собственный замысел игры соотносится с замыслом партнера, объективно оцениваются действия и предложения сверстника, используются различные способы, чтобы понять и воздействовать друг на друга. Взяв на себя роль, ребенок включается во взаимоотношения с участниками игры.

А. П. Усова отмечает, что взаимодействие в играх — это такая форма активности, в которой действия согласованы и взаимосвязаны.

Читайте также:  Бюджетный центр развития ребенка в москве

Ученые выделили три этапа:

  1. На первом этапе дети манипулируют с предметами, знакомятся с их свойствами. В такой игре дети не объединяются друг с другом. Взаимодействие эпизодическое, связанное с близостью игровой территории. Возможны конфликты между детьми по причине желания играть такой же игрушкой, как у сверстника и на том же игровом месте. Интерес к игрушке в руках сверстника позволяет ребенку наблюдать действия, производимые с ней и соотносить их с собственными желаниями.
  2. На втором этапе дети создают несложный сюжет, побуждением к игре являются не только игрушки, но и интерес к воспроизведению игровых действий с ними. Возрастает способность анализировать игровые действия сверстников и подражать им в собственной игре.
  3. Основным побуждением к игре на третьем этапе становится интерес к ее содержанию.

 В младшем дошкольном возрасте (2-4 года) происходит развитие деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия. Следовательно, необходимо воздействовать на формирование игрового взаимодействия и на взаимоотношения дошкольников в игре.      

Пятый год жизни характеризуется развитием потребности в общении со сверстниками. Дети общаются по поводу игры, общих дел. Если у четырехлеток стремление играть одному еще достаточно ярко выражено, то у пятилеток количество случаев одиночной игры резко сокращается, а совместное сотрудничество возрастает.

К пятому году жизни складывается прочная речевая основа для функционирования игрового взаимодействия со сверстниками. Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает общение детей со взрослыми и сверстниками, развивает умения понятно выражать суждение, сопровождать речью свои действия. Дети пяти лет более ориентированы на сверстника, они способны оценивать случаи проявления положительных личных качеств и умений, независимо от характера взаимоотношений с данным ребенком. В этом возрасте дети начинают осознавать и плохие черты характера у сверстников-друзей.

В среднем дошкольном возрасте формируются основные компоненты деятельности: умение ставить цель, удерживать ее, независимо от внешних условий. Это становиться одним из необходимых условий для возникновения и поддержания игрового взаимодействия. Длительность игр детей 4-5 лет в среднем составляет от 15-20 минут до 30-40 минут в отдельных случаях. Опыт ребенка и запас представлений об окружающем расширяется, что совершенствует его игровые умения. Игровые действия становятся более последовательными и сюжетными.

Одним из основных побуждений к игре является желание ребенка принять и выполнить роль, в связи с этим ребенок начинает воспроизводить игровые действия, подчиняя их той ролевой позиции, которую он принимает. Возникает ролевое общение детей. Они словесно обозначают свою роль и роли других играющих, включаются в ролевые высказывания в ходе совместных действиях, а это зачастую приводит к развитию сюжета игры.

Принятие роли и ее выполнение связано с обобщением предметных действий и поведения людей, с вычленением типичных для них эмоционально-личностных качеств. Принимая роль, ребенок берет на себя все особенности человека, чью роль он выполняет. В связи с этим, следует отметить, что разнообразие ролевых действий зависит от богатства впечатлений детей о деятельности взрослых. Внимание взрослых должно быть сосредоточено и на выразительности ролевых действий: жестов, мимики, движений, которые обогащают ролевые действия. Побуждая детей к сопровождению способов игрового взаимодействия ролевыми высказываниями, обращенными к партнеру: игрушке, сверстнику, воображаемому собеседнику, возможно постепенно перейти от простых ролевых высказываний к более содержательным и впоследствии к сложной форме игрового общения – ролевой беседе. В среднем дошкольном возрасте наибольшее развитие получает специфическая форма игрового взаимодействия – общения. У детей, которые владеют вербальными и невербальными способами ролевого взаимодействия игровое общение становится богаче и содержательнее. Вступая в совместную игру, дошкольники 4-5 лет проявляют определенные отношения друг к другу. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений.

В своем взаимоотношении и общении старшие дошкольники в большей степени ориентированы на сверстников. Они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований дети предъявляют друг другу и стараются учитывать их в своем поведении. В этом возрасте сужается круг общения, дети становятся избирательными в своем общении, но возрастает интенсивность общения с избранными друзьями. Существенное значение для детей 6-7 лет, наряду с успешностью в деятельности сверстников, приобретают его личностные качества: доброта, умение общаться, дружить, защитить друга. Дети способны более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Эти качества особенно ярко проявляются в общении с друзьями. Вместе с этим появляются элементы соперничества, желание отличиться от своих сверстников.

На протяжении дошкольного возраста можно проследить динамику игрового взаимодействия: от первичных непосредственно эмоциональных контактов с близкими взрослыми и активных ориентировочно-исследовательских действий при появлении сверстника через освоение предметных, сюжетных действий, выполняемых индивидуально и совместно со сверстниками. И проявление отношений, выражаемых в симпатиях (антипатиях) к формированию игрового общения на уровне ролевого взаимодействия и познанию партнера как субъекта деятельности и к проявлению социально-направленного игрового взаимодействия, опосредованного ролью и способами взаимоотношений и общения со сверстниками.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в театральной деятельности

Игровое общение требует определенных умений: понимать действия, эмоциональное состояние партнера, откликаться на его предложения, оказывать вербальное воздействие и отвечать на воздействия сверстника. Для того чтобы, эти умения получили должное развитие, дети должны овладеть предметно-игровым взаимодействием и быть ориентированы на сверстника как партнера по игре.

Специфика игровой деятельности.

      Игра носит:

  • подражательный характер
  • самостоятельный характер (косвенное руководство педагога)
  • независимый характер (творчество детей)
  • личностное сопереживание – мотив (нет мотива соподчинения)
  • самоорганизация (по желанию, симпатиям)
  • в процессе игры раскрываются все качества ребёнка (личностные, психические, эмоциональные, волевые)
  • эмоциональный характер (диапазон игры: от положительного до отрицательного)

      Через игру идёт:

  • познание
  • общение
  • самоутверждение

      В игре формируются:

  • ум и чувство
  • способность к творчеству
  • развитие взаимоотношений
  • любознательность, воля
  • эстетические вкусы и предпочтения
  • индивидуальная инициатива
  • готовность к коллективным действиям

      В ролевой игре:

  • складывается личность
  • активно формируется речь
  • воображение
  • мышление
  • В сюжетно – ролевых играх педагог должен уметь встать в разные позиции:
  • встать над детьми
  • играть вместе, рядом, партнёром
  • умение отойти в сторону, создав предметную среду

Классификация детской игры.

  1. Игры по инициативе детей:
  • игры экспериментальные
  • игры с природным материалом (песком, водой, снегом)
  • специальные игрушки (сборные, конструкторы, сюжетные игры до 3 лет и т.п.)
  1. Игры по инициативе взрослых
  • обучающие (дидактические, словесные, сюжетно – дидактические, подвижные, компьютерные)
  • досуговые (шашки, головоломки, шахматы, игры – забавы, развлечения, кукольный театр)
  1. Самостоятельные игры  (игры с правилами)
  • игры с предметами
  • настольно – печатные
  • музыкально – дидактические
  • словесные
  1. Народные игры
  • обрядовые, этнические, национальные, потеховые

Основные методы руководства игрой.

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей
  2. Обогащение игрового опыта детей (использование обучающих игр)
  3. Своевременное изменение игровой среды
  4. Активное общение с детьми

Основное в детской игре.

  1. чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал
  2. чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца
  3. чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг

Подводя итог, необходимо отметить, что совместная игра является важным этапом в развитии личности для освоения и закрепления в реальном взаимодействии социальных норм поведения и гуманных взаимоотношений. Способы игрового взаимодействия это модель взаимодействия взрослых, их форм поведения. Отношение к сверстнику, игровое общение, ролевое поведение, проявляющиеся в сюжетно-ролевой игре подготавливает детей к социальной жизни взрослых и формирует нравственную основу для последующего взаимодействия с окружающими.  

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Путешествие в мир слов»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах предметов
  2. расширить словарный запас детей (имена прилагательные)
  3. развивать память, внимание, воображение, вестибулярный аппарат
  4. воспитывать чувство товарищества, сопереживания

Оборудование:

  • мяч на резинке
  • педальный тренажёр «Шагомобиль»
  • карточки с изображением фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша)

Разминка:

      «Рисование на спине узоров»

Ребёнок стоит спиной, воспитатель рисует на спине букву. Надо угадать, что это за буква и назвать слово, начинающееся на эту букву. Остальные дети, стоя в паре рисуют друг другу буквы и называют слова.(3 минуты)

      «Брызги воды»

Кисти расслаблены, пальцы расстопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивание с рук воды. (1 минута)

Рефлексия предыдущей  игры:

Вопрос к детям: «Кто из Вас вспомнит, как мы играли вчера?»

Давайте, сейчас поиграем на «Шагомобиле»

(Воспитатель просит детей напомнить, как надо правильно становится на шагомобиль.) Упражнение выполняется вперёд и назад с поддержкой другого ребёнка, если тот,  кто шагает неуверен. Время проведения 7 минут.

Оля с Лидой в лес пошли

Весь орешник обошли.

Долго по лесу гуляли,

нагулялись и устали.

*****

Идут домой Алёша с Колей,

Один грустит, другой весёлый.

Релаксация:

Упражнение на циркуляцию крови в органе зрения – быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза.

Упражнение на улучшение процесса аккомодации – обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу, так 6-8 раз.

Время проведения: 2 минуты.

Совместная деятельность взрослого и детей:

Цель: познакомить детей с игрой в мяч «Назови признак предмета»

Правила:

  • вспомнить с детьми по карточкам названия фруктов
  • надо поймать мяч двумя руками и описать названный фрукт  «Какой он?», повторяться нельзя. (Например: яблоко красное, сладкое, зелёное, сочное, кислое и т.д.)

Время игры – 10 минут.

Вместе с родителями:

  • Придумать имена прилагательные к овощам: капуста, картошка, огурец, помидор, свекла.
  • Вместе с родителями поиграть с мячом в игру «Назови признак предмета».

Релаксация:

Общеукрепляющее упражнение для глаз – закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. (1 минута)

Молодцы, ребята, Вы сегодня справились отлично со всеми заданиями, проявили чуткость, помогли своим друзьям, вспомнили признаки предметов.  Не забудьте дома поиграть в мяч вместе со своими братьями, сестрами или родителями.(1 минута)

Время проведения совместной деятельности: 25 минут.

Источник