Спортивные упражнения для ребенка 5 лет
Ребенок дошкольного возраста должен знать, что такое спорт. Физкультура в жизни детей играет значительную роль: при занятиях совершенствуются движения, и мускулатура становится крепче. Ребята 5-6 лет играют в спортивные игры и с радостью выполняют несложные упражнения.
Физкультура входит в жизнь дошколят с раннего детства. Главное – во время физической активности ребенка контролировать интенсивность и количество подходов для каждого упражнения во избежание получения травм, так как опорно-двигательная система малыша не сильно развита.
Специфика занятий с пятилетними детьми
Если ребенок ежедневно занят играми, в которых требуется активное движение, это помогает формировать в малыше привычку здорового образа жизни. Физическая активность – большая забава, важная часть игры и обучения.
Младенцы качают свои тела и двигают ногами, а малыши любят передвигаться, танцевать, лазать и прыгать. Многие дети старшего возраста пользуются организованными спортивными и игровыми площадками. Существуют следующие критерии для физической активности детей разного возраста:
- 0-1 год – имеют некоторую физическую активность в виде занятий ЛФК;
- 1-5 лет – занятия физкультурой продолжаются не менее трех часов в день, при этом равномерно распределяются в течение дня;
- 5-18 лет – занимаются, по крайней мере, один час, посвящая его умеренной или энергичной физической активности каждый день.
«Умеренная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка мягко вздыхать и пыхтеть. Упражнения интенсивные, похожи на быструю прогулку.
«Энергичная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка тяжело дышать, пыхтеть и потеть: быстрое кручение педалей на велосипеде или игра в футбол.
Преимущества физкультуры для детей от 5 до 6 лет:
- сильные кости и мышцы;
- здоровое сердце, легкие и артерии;
- улучшение координации, баланса, осанки и гибкости;
- снижение риска начать страдать избыточным весом или ожирением;
- снижение риска сердечных заболеваний, рака и диабета 2 типа.
Физическая активность делает малыша счастливым и здоровым. У активных детей наблюдаются следующие положительные особенности:
- уверенность в собственных силах;
- Они всегда счастливы и расслаблены, не испытывают стресса;
- спят спокойным сном;
- имеют повышенное внимание на уроках в школе;
- ладят и легко дружат со сверстниками.
Простые и легкие упражнения, которые можно выполнять ежедневно:
- прогулки по парку;
- занятия на игровых площадках;
- игра в парках, мелкой воде – на пляже или реке, возле дома – на качелях или карусели;
- футбол «один на один» на заднем дворе или в парке.
Какие задачи должны ставиться перед педагогами при занятиях
Во время физкультуры для детей 5 лет педагог должен научить детей следующим навыкам:
- Основные движения. При развитии данного навыка малыш учится правильно ходить, бегать, метать предметы, прыгать и лазить. Это необходимо для будущей трудовой деятельности. Если в раннем детстве маленький человек не занимался физическими упражнениями, во взрослом возрасте у него появляется некрасивая походка, ходьба вразвалочку, сколиоз, плоскостопие и широкие размахи руками. Такие недуги возникают вследствие невнимания родителей к ребенку в дошкольный период. Педагог показывает детишкам технику выполнения упражнений, а малыши повторяют вслед.
- Равновесие. Немаловажный навык в жизни каждого человека. Упражнения на удержание равновесия развивают у малышей дошкольного возраста координацию движений, но, прежде всего, навык учит ребенка быть смелым и упорным. Сначала занятия практикуются на полу с помощью специального коврика: в руках детей снаряд, который они перемещают в разные стороны. Далее используются спортивные предметы – бревно или скамья.
Внимание! Во время выполнения сложных упражнений педагог поддерживает и страхует ребенка во избежание травм и ушибов.
Комплекс упражнений
Достигнуть наиболее эффективных результатов поможет совместная тренировка родителей и ребенка. Когда малыш тренируется с мамой или папой, он смотрит на правильность выполняемых упражнений. Однако темпы занятий ребенка и взрослого должны отличаться: для малыша снижается количество подходов и интенсивность.
Это возможность познакомить детей физкультурой. Следующий список упражнений поможет детям весело провести время и укрепить организм:
- Доски. Положите локти на пол, поднимитесь на кончиках пальцев ног и держите спину прямо. Держите позицию, сколько сможете. Отлично, если ребенок в таком положении продержится 30 секунд.
- Приседания. Положите ноги на ширину плеч и сделайте глубокие изгибы колена, как будто садитесь на невидимую коробку. Выложите руки. Удостоверьтесь, что колени не проходят мимо пальцев ног.
- Отжимания. Держите спину прямо: можно сделать это с прямым или согнутым коленом.
- Кранки. Приседания, но не полностью, от пола до колена.
- Лунги. Сделайте шаг. Прикоснитесь ко второму колену, направив его на пол, и убедитесь, что переднее колено не проходит мимо пальцев ног.
- Боковые поднятия ноги. Держите ноги прямо. Ноги поднимаются влево-вправо.
- Бурпе. Довольно сложное упражнение. Целая последовательность заставляет сердце бешено биться. Приседайте, затем положите руки на землю. Уберите ноги назад, приземляясь на пальцы. Затем сделайте отжимание, подожмите ноги под себя и прыгайте прямо с пола.
- Горные альпинисты. Начните с отжиманий, затем чередуйте, преренося одну ногу в одно и то же время вперед к подмышке, а затем отпустите ее. Упражнение похоже на ползки.
- Бабочки. Лежать на спине. Поднимите ноги только с пола и потрясите.
- Приседания в форме буквы V. Вернитесь назад, вытяните руки над головой на пол, затем поднимите ноги, туловище и руки, пока не сделаете V. Потянитесь к ногам, затем снова опуститесь.
Перед комплексом упражнений всегда делается разминка, чтобы избежать растяжений мышц и травм с ушибами.
Примеры ЛФК для детей 5 лет
ЛФК называют лечебной физкультурой. Такие занятия больше практикуются у новорожденных, однако для детей дошкольного возраста это тоже полезно.
Комплекс лечебной физкультуры для дошкольников:
- Разнообразная ходьба на носочках ступней с высоким подъемом колена. Это предотвратит появление у малыша плоскостопия и косолапости в будущем.
- Махи ногами и руками. Протяните руки вверх по бокам, задирая ноги. На вдохе руки и ноги поднимаются, на выдохе опускаются.
- Махи с гимнастической палочкой. Поднимите гимнастическую палочку вверх, вдохните, опустите вниз – выдохните.
- Велосипед. Лежа на животе, поднимите ноги, попа не должна подниматься с пола.
- «Ласточка». Поднимите верхнюю часть туловища, пока таз не сойдет с пола.
- «Пловец». Выполняется, сидя на половинке стула, сгибаются ноги на коленях. Убедитесь, что спина ребенка плоская и достаточно выпрямлена.
Очень важно постоянно следить за правильным положением спины и остальных частей тела детей в период физической терапии. Необходимо дышать должным образом и глубоко.
После проведения лечебной физкультуры в состоянии спокойствия восстанавливается дыхание. Занятия выполняются регулярно с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
Источник
Играет огромную роль для развития ребенка 5 лет гимнастика. Это не только общеукрепляющие физические упражнения, а целый комплекс: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная зарядка. В статье рассказано о том, как важен каждый вид гимнастики, предложены некоторые упражнения, которые дети в 4, 5 и 6 лет будут выполнять с удовольствием. Начнем публикацию с обзора обычной гимнастики, при занятии которой задействованы все группы мышц.
Зачем нужно заниматься гимнастикой?
Заниматься с детьми нужно с самого рождения и весь период их взросления. Гимнастика для ребенка 5 лет (а также младшего и старшего возраста) необходима для физической активности, хорошей работы обменных процессов, да и вообще это заряд бодрости на весь день!
Регулярные занятия положительно влияют на здоровье ребенка. Выполнение упражнений влияет:
- на укрепление мышц;
- повышение аппетита;
- повышение жизненного тонуса;
- активизацию работы внутренних органов (особенно органов дыхания, сердечно-сосудистой системы);
- развитие координации;
- формирование правильной осанки;
- дисциплину;
- стойкость;
- повышение настроения;
- медлительные детки становятся более активными, слишком возбудимые немного успокаиваются.
Базовые правила
Чтобы ребенок получил от гимнастики максимум пользы, нужно соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте физиологов, педагогов и педиатров. Правила совершенно не сложные, и выполнить их может не только воспитатель со стажем, но и каждый родитель.
- Занятия должны проводиться в игровой форме, можно задействовать инвентарь (скакалки, мячи, ленты, гимнастические палки).
- Должна быть общеукрепляющей гимнастика для детей 5 лет. Упражнения составляйте так, чтобы при их выполнении были поочередно задействованы все группы мышц.
- Длительность занятий — не более 15 минут. За это время ребенок должен выполнить от 8 до 10 упражнений.
- Упражнения раз от раза меняйте, иначе ребенку станет неинтересно и скучно.
- Одно упражнение нужно повторять по 10-15 раз, затем обязательно делать перерыв на 30 секунд.
Примерные упражнения
Чтобы ребенку было интереснее заниматься, обязательно включайте музыку фоном. Одежда должна быть удобной для занятий, сшита из натуральной ткани. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, но без сквозняков. Гимнастика для детей 5-6 лет состоит из блоков. Начинается все с разминки, продолжается основным комплексом, далее завершающий этап. Предлагаем использовать следующие упражнения.
Первый блок:
- Хождение по кругу, при этом производятся махи руками в стороны (птички полетели).
- Встали. Кисти рук нужно положить на плечи, производить вращающие движения плечами сначала несколько раз вперед, потом назад.
- Наклоны головы: вперед, назад, вправо, влево.
- Круговые движения головы.
- Наклоны корпуса тела.
- Приседания.
Второй блок:
- Руки положить на пояс, производить повороты корпуса тела с максимальным отводом.
- Наклоны вперед с прямой спиной и поднятой головой (получится сгиб тела на 90 градусов): раз, два, три, выпрямились, повтор 10-12 раз.
- Руки вверх, резко опустить.
- По очереди прыгать на одной ноге.
- По очереди выставлять одну ногу вперед, сгибая колено, другую отвести назад максимально далеко.
- Сесть на пол, широко развести ноги, производить наклоны туловища и тянуть ручки к носку одной ноги, потом к другой.
Третий блок:
- Перекидывание мяча по кругу.
- Перекидывание мяча с ударом об пол.
- Марширование по кругу или ходьба с гимнастическими лентами (размахивать над головой).
Дыхательная гимнастика для детей 5 лет
Целью проведения упражнений является укрепление здоровья дошколят. Значение дыхательной гимнастики для ребенка 5 лет очень велико, так как упражнения влияют:
- на насыщение каждой клетки организма кислородом, которое при обычном дыхании невозможно;
- умение дошколят управлять дыханием;
- укрепление общего состояния здоровья (упражнения благотворно сказываются на нервной системе, работе сердечно-сосудистой системы, ЖКТ);
- улучшение работы головного мозга за счет глубокого насыщения организма кислородом.
Помимо всего этого, дыхательная гимнастика является отличным способом для профилактики заболеваний дыхательных органов.
Правила проведения гимнастики
Есть дети, которым упражнения противопоказаны, поэтому следует проконсультироваться с врачом. Гимнастикой нужно заниматься дважды в день, одно занятие составляет от 10 до 30 минут. Вначале дошкольникам упражнения могут показаться сложными, но цель преподавателя научить детей правильно их выполнять, максимально наполнять легкие воздухом. Обязательно освоить навык полного высвобождения легких, ведь дети, которые выдыхают не полностью, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух.
Основные правила дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет:
- Занятия проводятся не позднее часа до еды.
- Для того чтобы дети проявили интерес к упражнениям, их нужно интересно называть (далее мы приведем примеры).
- При выполнении упражнений задействовать игрушки.
- Продуктивнее заниматься дыхательной гимнастикой на улице, но только в теплое время. В период холодов занимаются только в теплом, заранее проветренном помещении. Одежда для занятий должна быть удобной, а приемлемая температура воздуха от +17 до +22 градусов.
- Только регулярные занятия дадут положительный результат.
- Первые нагрузки должны быть легкими, далее упражнения идут сложнее.
- Первые занятия не более 10 минут, увеличивайте на 5 минут каждую неделю, пока не дойдете до 30 минут.
Техника выполнения
Основа упражнений — удлиненный выдох, который сочетается с физическим упражнением. Достигается это путем произнесения при выполнении упражнений разных звуков: о-о-о-о, а-а-а-а, у-у-у-у, ж-ж-ж-ж, ш-ш-ш-ш, на резком выдохе: ах, ох, ух, фу, ха и так далее.
Пример упражнений
Дыхательная гимнастика для ребенка 5 лет (а также 4 и 6 лет) может содержать следующие упражнения:
- «Воздушный шарик». Ребенку нужно вообразить, что у него не живот, а шарик, который нужно надуть. Пусть ляжет на ровную поверхность, на живот поместите игрушку (так малышу интереснее будет наблюдать за процессом, понимать его). Нужно через нос медленно надувать животик до тех пор, пока он не станет полным. Задерживается дыхание на 2-3 секунды, затем «шарик» медленно полностью сдувается через рот. Для уверенности, что в легких не осталось воздуха, ребенок должен последний вытолкнуть резко, может и несколько раз, со звуками «ху», «ха» и так далее.
- «Водолаз». Малышу нужно представить, что он ныряет в море, а для этого ему нужно как можно больше набрать воздуха (одним разом через рот), задержать максимально долго, при «выныривании» выпустить весь воздух через рот.
- «Желтый одуванчик, белый одуванчик». Пусть малыш представит, что у него в руке желтый одуванчик, и глубоко начнет вдыхать «аромат» через нос. Вдруг одуванчик стал белым, теперь его нужно сдуть, выпуская набранный воздух через рот.
- Руки вдоль тела, быстро делается серия резких вдохов, наполняя легкие воздухом, кисти при каждом сжимаются в кулачки. На одном долгом выдохе руки поднять вверх и потрясти кисти.
Упражнений очень много, задействуйте настоящие воздушные шары, тазы с водой и бумажными корабликами, «гонки» карандашей по столу (два карандаша на стол, дети дуют на них, чтобы они начали катиться, тот, что быстрее, тот и победил).
Гимнастика для пальчиков
Педиатры, психологи, педагоги, антропологи и нейрохирурги призывают родителей заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. Зачем это нужно? Уже доказано, что и физическое и умственное развитие зависят от того, насколько развита мелкая моторика рук, задействованы в работе кончики пальцев детей. Такая гимнастика нужна дошколятам, так как является генерацией активности:
- мышечной;
- слуховой;
- физической;
- творческой;
- познавательной;
- подражательной;
- зрительно-пространственной;
- речевой и мыслительной;
- слуховой.
Развивающие упражнения
Есть много упражнений для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет. Можно просто каждый день устраивать театр теней, где героями будут ручки и пальчики (нужно их ставить так, чтобы тени походили на различных зверушек или фигурки). А можно выполнять и другие упражнения, но все только в виде игры:
- «Цап-царапки». Дети представили себя кошками и котами, руки сжали в локтях, кисти на уровне головы. Четыре пальчика нужно прижать к верху ладони подушечками, а большой прижать к согнутому указательному — это кошачьи лапки. Пальчики стараемся сильно прижимать, а потом резко ладошки раскрываем, пальчики напряжены в положении, как будто кошка выпускает коготки. Упражнение несколько раз повторить.
- «Жук-усач». Кисти в кулачки, выпускаем по сторонам указательный пальчик и мизинец («Коза»), можно побегать, шевеля пальчиками, и при этом жужжа «жжжжж». Затем ладошки раскрываем, полетели!
Можно сжимать и разжимать пальчики, пусть ребенок по вашей ладошке «ходит» пальчиками, «рисует» ими.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Некоторым родителям может показаться забавным, что их дети некоторые слова коверкают, произнося неправильно. Но это проблема с артикуляционным аппаратом, и нужно начинать заниматься гимнастикой для его совершенствования. Упражнения направлены на развитие языка, губ, челюстей, гортани и так далее.
Неправильное проговаривание слов может стать поводом для шуток над ребенком в детском саду, а это травмирует психику. Артикуляционную гимнастику для детей 4-5 лет, а так же 6- и 7-летнего возраста могут проводить не только профессиональные логопеды, но и простые педагоги, родители.
Упражнения для артикуляционной гимнастики
Каждое из предложенных упражнений повторять 10-15 раз.
- «Хоботок». Детям нужно предложить поиграть в слоников, сложить губки хоботком, погудеть секунду, вернуть губы в обычное положение.
- «Иголка». Деткам предлагается поиграть язычком в иголку: открыть широко рот, и языком делать движения, как иголка при шитье. Затем рот закрыть, но челюсти максимально разжать, во рту должно быть много пространства (сжаты только губы). Языком нужно «колоть» по очереди то одну щечку, то другую.
- «Хомячок». Играть в хомячка просто, нужно максимально раздувать щеки, удерживать их так 5 секунд, затем руками резко хлопать по щекам, сдувая их.
Любая гимнастика для ребенка 5 лет важна. Не ленитесь заниматься с малышом, ведь при помощи упражнений он становится здоровее, быстрее и лучше развивается.
Источник
В дошкольном и начальном школьном возрасте для детей главное – это неинтенсивная нагрузка на большие мышцы тела и формирование правильной осанки. Для этих целей и проводятся занятия.
Комплекс №1
«По верёвочной лестнице»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём правой руки. Затем поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки. Повторить 6–8 раз.
«Качка»
Cтоя, ноги широко расставлены, руки на поясе. Перенести вес тела на правую ногу, согнутую в колене, левую ногу поставить на носок. Вернуться в исходное положение. Перенести вес тела на левую ногу, согнутую в колене, правую ногу поставить на носок. Вернуться в исходное положение. Повторить по 3–5 раз в каждую сторону.
«Рыбка»
Лёжа на животе, прямые руки вытянуты вперёд. Одновременно поднять прямые руки и ноги, потянуться вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз.
«Палуба – трюм»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Присесть на носках, спина прямая, колени в стороны, руки вперёд (взрослые и дети произносят: «Трюм»). Вернуться в исходное положение (взрослый произносит: «Палуба»). Повторить 6–8 раз.
«Маяк»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Прыжком расставить ноги в стороны, одновременно сделать хлопок руками над головой. Повторить 6–8 раз.
Комплекс №2 (с гимнастической палкой)
«Палка вверху»
Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать её хватом ближе к концам) опущена вниз. Прямыми руками поднять палку вверх. Опустить палку на плечи за головой, поднять палку над головой, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.
«Наклоны вперёд»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой опущены. Наклон вперёд, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.
«Повороты»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой впереди. Поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: «Вправо». Вернуться в исходное положение. То же сделать в левую сторону, сказать: «Влево». Вернуться в исходное положение. Повторить по 3–5 раз в каждую сторону.
«Перешагивание»
Стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу. Держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через неё (не выпуская её из рук) правой ногой, голову не опускать. Вернуться в исходное положение. Держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через неё (не выпуская её из рук) левой ногой, голову не опускать. Вернуться в исходное положение. Повторить 3–5 раз каждой ногой.
«Перепрыгивание»
Стоя, ноги параллельны, руки на поясе, гимнастическая палка на полу. Выполнить 10–15 прыжков на двух ногах через палку (прыгнуть вперёд, развернуться, вновь прыгнуть вперёд). Повторить 3 раза.
Комплекс №3
«Сосна»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, сделать вдох. Плавно опустить руки вниз, выдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.
«Ветер»
Стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, хлопок над головой, вдох. Наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз.
«Горка»
Лёжа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены. Скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.
«Маятник»
Стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны – вдох, наклон, не сгибая коленей. Опущенными прямыми руками одновременно выполнять движения вперёд-назад. Повторить 6–8 раз.
«Качалка»
Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. Обхватить руками колени, голову наклонить. Сделать несколько перекатов на спине вперёд-назад. Вернуться в исходное положение.
«На одной ножке»
Стоя, ноги параллельны, руки на поясе. Сделать 5–6 подскоков на правой ноге, а затем 5–6 подскоков на левой ноге.
Комплекс №4 (со скакалкой)
«Высоко»
Стоя, ноги на ширине плеч, скакалка, сложенная вчетверо, впереди в опущенных руках. Поднять прямые руки вперёд, затем вверх, подняться на носки, прогнуться, посмотреть на скакалку. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз в медленном темпе.
«Микрофон»
Стоя, ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка на шее, держать скакалку за ручки. Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение влево, вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.
«Лошадки»
Ступня правой ноги впереди на середине скакалки, ручки натянутой скакалки в согнутых руках. Поднять руки вверх, правую ногу согнуть в колене – вверх. Вернуться в исходное положение. Выполнить аналогичное движение с другой ногой. Повторить по 4–6 раз с каждой ногой.
«Качели»
Сидя, ноги впереди, скакалку, сложенную вдвое, зацепить за ступни и натянуть. Выполнять наклоны назад, ноги прямые, покачаться, стараясь удержать равновесие. Повторить 3–5 раз.
«Приседание»
Стоя прямо, скакалка, сложенная вдвое, в руках. Скакалку вверх за плечи, вдох. Присесть с прямой спиной, скакалку вперёд, выдох. Встать, скакалку за плечи, вдох. Вернуться в исходное положение выдох. Повторить 6–10 раз в медленном темпе.
«Через скакалку»
Стоя прямо, скакалку держать сзади за концы. Прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку. Выполнить 2 раза по 30 прыжков.
Источник