Список дел для ребенка 1 года
Первый День рождения малыша многим родителям хочется отметить оригинально, чтобы праздник понравился и малышу, и гостям. Однозначно, подход к подготовке и проведению такого торжества может быть кардинально различным.
Кто-то просто старается соблюсти традиции и обычаи, связанные с годовщиной малыша, а кому-то нравятся идеи тематических вечеринок с оригинальной атрибутикой, прикольными угощениями и забавными развлечениями.
Для тех, кто решил организовать грандиозное первое День рождения ребенка, предлагаем подробный план подготовки к мероприятию. Его можно подкорректировать под свои идеи, но общий принцип поможет не пропустить никакие мелочи, которые в последствие смогут расстроить родителей.
Первый день рождения: за 2 месяца до праздника
Да, да, именно за 2 месяца нужно начинать подготовительные мероприятия.
Кто-то оставляет предложенные в плане пункты на последний момент и в итоге сталкивается с неразрешимыми проблемами, которые невозможно решить за пару дней до праздника.
- Определяем дату проведения праздника.
Принято назначать дату праздника именно в тот день, когда родился малыш.
Но если она выпадает на рабочий день, можно перенести празднование на ближайшие выходные.
Согласно народным приметам День рождения не празднуется заранее.
Поэтому даже если дата припадает на понедельник, не стоит переносить празднование на предшествующее ему воскресение.
- Составьте список гостей.
Желательно согласовать с приглашенными дату праздника и возможность их присутствия на торжестве.
Возможно, кто-то планирует командировку или личные дела на выбранную вами дату.
Обязательно уточните, сколько будет детей со взрослыми.
Эта информация будет влиять на весь дальнейший процесс подготовки к празднику.
- Определитесь с местом проведения праздника.
Если первый праздник малыша запланировали проводить дома, начните собирать идеи для украшения помещения, стола.
Когда решение было принято в пользу ресторана, кафе, детского развлекательного центра, обзвоните выбранные организации и сделайте предварительный заказ на определенную дату.
Поверьте, если дата припадает на сезон свадеб, выпускных в детских садах, школах, найти место в последние дни будет проблематично.
- Закажите аниматоров, фото или видеосъемку.
Лучше договориться с организаторами праздников заранее, чтобы было время согласовать все нюансы.
Если решили такие мероприятия взять на себя, узнайте, где можно взять на прокат подходящее оборудование.
Ребенку 1 год: за 1,5 месяца до торжества
Время мчится неумолимо, и на серьезную подготовку его остается все меньше.
Тем более, мамочек, которые такие заботы берут обычно на себя, отвлекают домашние дела и забота о малыше.
Поэтому не откладываем на потом, а каждый день выполняем по одному пункту из предложенного плана:
- Определяемся с тематикой праздника.
Именно выбранная тематика поможет определить дальнейшие действия, связанные с украшением помещения, подарками и нарядами.
И пусть кто-то думает, что в 1 годик ребенку еще не так важно, одет он пчелкой или моряком.
Можно выбрать действительно необычную, незаезженную тему, которая подчеркнет любовь родителей к крохе.
- Покупаем или заказываем наряд для ребенка.
Однозначно, с покупкой просто красивого платья или костюма для малыша проблем не будет. А вот если желаете нарядить свою принцессу в наряд пчелы Маи или русалочки, а мальчишку ковбоем или морским разбойником, придется подумать, как смастерить такой наряд или где его можно купить, заказать.
Если заказывать будете через интернет, то времени на доставку может уйти и месяц и полтора. Учитывайте и подводные камни заказа через интернет: вдруг не подойдет размер или попросту наряд вам не понравится, когда наденете его на малыша.
- Составляем виш-лист, определяемся с подарком крохе от родителей.
Список подарков облегчит выбор презентов вашими родственниками и друзьями.
Не будем рассказывать об однотипности подарков или попросту их ненужности. Конечно, глупо рассчитывать, что стоимость подаренных вещей оправдает затраты на подготовку к празднику. Но «заказать» нужные крохе, по мнению родителей, подарки стоит.
Неплохо согласовать с близкими родственниками подарки, например, с бабушками, дедушками, тетями, дядями.
Ведь они могут подарить довольно дорогостоящую вещь вскладчину.
Не забываем и о подарке от родителей. Ведь само День рождения – это не подарок, пусть на него и ушел «годовой семейный бюджет».
- Составляем план мероприятия
Постарайтесь поминутно расписать, как будет проходить праздник.
Например, в 14:00 – начало праздника, встреча гостей, 14:30 – вручение подарков, …..16:00 – игры, конкурсы,….., 18:30 – фотосессия.
Это не значит, что гости должны будут строго придерживаться вашего плана и бросать в 16:00 недоеденный торт, чтобы срочно поучаствовать в предложенном развлечении.
Но благодаря такому плану вы сможет ориентироваться, сколько времени есть на игры, просмотр слайд-шоу, а сколько на тосты и закуски.
- Определяемся с конкурсами, развлечениями
Каждый конкурс, игра, забава требуют определенной, а порой и серьезной подготовки.
Поэтому начнем с того, что просто напишем список, какие развлечения планируем проводить и какие атрибуты для этого потребуются.
- Находим и сохраняем шаблоны для украшения.
Если тематика определена, найти подходящие шаблоны будет намного проще.
Напишите список, какие именно украшения будут использованы для декора комнаты, на улицы.
Чем будете украшать блюда, как оформите кенди-бар, будут ли применять растяжки и цифра «1».
Готовимся к первому Дню рождения: за месяц до праздника
Осталось чуть больше 4 недель до дня «Х» и это не так много, если большую часть атрибутики будете мастерить своими руками.
По отзывам некоторых мамочек, им не хватало даже 5 недель, чтобы все успеть.
Неплохо к процессу привлечь помощников или распределить работу между друзьями.
Почему бы не поручить младшей сестре изготовление гирлянд, колпачков из уже распечатанных шаблонов или старшему брату – соорудить объемную цифру «1» или сделать слайд-шоу из выбранных фото.
Следующие две недели будут посвящены именно подготовке украшений, атрибутике для конкурсов.
Чтобы ничего не забыть, внесем эти пункты в план:
- Отбираем фото малыша для слайд-шоу или коллажа.
- Распечатываем все подготовленные шаблоны.
- Начинаем мастерить атрибутику.
- Рисуем стенгазету или поздравительные плакаты.
- Делаем наградные грамоты, дипломы, медальки за участие в конкурсах.
Однозначно, можно заказать или приобрести все украшения, но откладывать это тоже не стоит.
- Заказываем или делаем своими руками пригласительные для гостей.
Обязательно укажите в пригласительном дату, время и место праздника.
Можно приложить к пригласительному билету вищ-лист и требования к дресс-коду.
Скоро 1 год малышу: за 2 недели до мероприятия
Пришло время позаботиться об угощениях и подарках для гостей.
- Составьте меню.
Подберите подходящие блюда как для взрослых, так и для детей. Обязательно напишите, чем наполните кенди-бар.
Поговорите с родителями по поводу наличия аллергий у детей.
Учтите не только горячие блюда и закуски, но и напитки, как охладительные, так и горячие, горячительные.
Неплохо будет составить и список продуктов.
- Заказываем торт, пряники.
Торт на годовщину, конечно, можно испечь самому.
Но намного интереснее будут смотреться сладости, которые сделаны профессионально с учетом выбранной тематики и с надписями.
- Проверяем наличие посуды, скатертей, салфеток.
Нужно не только проверить, есть ли дома необходимая посуда в необходимом количестве, но и подумать, как впишется сервировка в тематику празднику.
Возможно придется приобретать одноразовые стаканчики, бутылочки для напитков, подставки для сладостей.
- Заказываем шары.
Если в украшении помещения предусмотрены композиции из шаров, пришло время заказать их в специализированной организации.
- Покупаем праздничную атрибутику.
Различные дуделки, обычные шары, готовый реквизит для конкурсов, другие элементы праздничного декора придется приобрести.
- Подготавливаем музыкальное сопровождение.
Пригодятся веселые нарезки для конкурсов, которые можно записать в виде звуковых дорожек.
Неплохо будет приобрести диск с детскими песенками. Если планируете караоке, найдите соответствующие записи на дисках.
- Ищем помощников.
Уточните у друзей и родственников, кто сможет помочь с уборкой, готовкой и украшением помещения.
Работы предстоит много. Поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью.
- Подтверждаем заказы.
Созваниваемся с организаторами, рестораном, аниматорами, фотографом, чтобы подтвердить заявку, откорректировать время, меню, и делаем необходимые оплаты.
- Записываемся на стрижку, маникюр.
В предпраздничной суете действительно можно забыть об этом важном пункте.
А в последний день искать свободного мастера будет проблематично.
Годик ребенку: за 1 неделю до праздника
Если все вышеперечисленные пункты были выполнены в срок, аврала в последнюю неделю не будет.
Можно продумать наряды для мамы и папы, а также подогнать работу, которая была упущена.
Пройдитесь еще раз по списку. Вдруг, что-то все-таки забыли. Еще предстоит выполнить несколько пунктов:
- Уточняем список гостей.
Еще есть время откорректировать меню и сценарий, если в списке гостей наметились непредвиденные изменения.
- Готовим презенты гостям.
Благодарить гостей за участие в праздниках стало признаком хорошего тона.
Такие подарки не только выразят вашу благодарность, но и будут напоминать о хорошо проведенном времени.
Идеи таких подарков для приглашенных можно почерпнуть в статье: Сезонные подарки для гостей.
- Делаем предварительные покупки.
За неделю до праздника можно купить консервы, непортящиеся продукты, напитки, алкоголь.
Первый День рождения ребенка: до 1 года осталось 2 – 3 дня
Самые насыщенные в эмоциональном плане дни.
Уже чувствуется в воздухе приближение праздничного дня. На душе торжественно и волнительно.
Ведь это первый праздник крохи и мамы неизбежно переживают, как ребенок отреагирует на такое мероприятие.
Но оставляем все переживания и движемся дальше по плану:
- Проверяем готовность реквизитов.
Если заранее подготовили список, что желаете видеть на празднике и как будете все украшать, проверить готовность атрибутики, реквизита, подарков будет не сложно.
Все элементы декора собираем в одном месте, чтобы в последний момент не тратить время на поиски.
- Выкладываем фотоальбомы, книги пожеланий, диски.
Родственники с удовольствием смотрят фотографии малыша, а также альбомы, где родители зафиксировали все этапы первого года.
Поэтому не лишайте родственников и друзей такого удовольствия.
Достаньте из шкафов их заранее, чтобы не искать в последний момент или в присутствии гостей.
- Наводим красоту.
Не забываем о себе любимой и выделяем несколько часов, чтобы посетить парикмахерскую, сделать маникюр.
Проверяем все наряды для малыша, мамы и папы.
- Делаем покупки продуктов по списку, заготовки.
Подумайте, какие блюда можно приготовить заранее.
Возможно, в списке есть угощения, которые требуют маринования или позволяют сделать определенные заготовки.
Это разгрузит вас в последний день.
Завтра 1-й День рождения
Сегодня последние штрихи подготовки.
Поэтому не распыляемся на мелочи, на то, что не успели, не смогли, пропустили.
Времени на шлифовку не осталось. Охватываем только важные оставшиеся этапы.
- Уборка в доме.
Желательно поручить этот этап папе или сестрам, братьям.
Поверьте, с поверхностной уборкой они прекрасно справятся и без женского руководства.
Конечно, если вы не запланировали генералить дом в преддверии Дня рождения.
- Забираем заказы.
Если заказывали торт, пряники, коллаж, шары или прочие реквизиты, именно в этот день нужно их забрать и привезти домой или в ресторан.
- Готовим угощения.
Печем торт, если в план заказная выпечка отсутствует, а также готовим салаты, не заправляя их соусами, маринуем мясо, раскладываем конфеты по вазонам, готовим прохладительные напитки.
- Проверяем зарядку и готовность техники.
Зарядите камеру и фотоаппарат, а также телефоны.
Будет неплохо, если для такой техники будут запасные аккумуляторы.
Проверяем работоспособность DVD, ноутбука, караоке. Не оставляйте это на завтра.
А в случае непредвиденных поломок или сбоев в работе, можно еще найти замену.
- Украшаем помещение.
Желательно этот этап оставить на время, когда уложите ребенка спать.
Пусть для него такой праздник станет настоящим сюрпризом.
С первым Днем рождения
И вот праздник пришел. После пробуждения малыша поздравьте его с Днем рождения.
Можно даже вручить какой-нибудь презент игрушку или связку гелиевых шаров.
Но не забываем, что родителей ждут последние этапы подготовки к 1-му Дню рождения.
Желательно в этот день разделить обязанности и пригласить близких друзей для помощи.
- Готовим горячее и салаты.
Заканчиваем приготовления угощений для гостей, заправляем салаты, готовим мясные или рыбные блюда, украшаем бутерброды, закуски.
Раскладываем блюда по вазонам, салатницам, стаканчикам и обязательно украшаем подготовленными топерами.
- Заканчиваем подготовку помещения, двора, стола, кенди-бара.
Этой работой как раз и могут заняться помощники или идейные вдохновители.
Тем более для установки стола, скамей, развешивания гирлянд потребуется мужская помощь. А вот сервировкой лучше заняться самостоятельно или поручить дама, которым сможете доверить такой важный процесс.
Все готово к празднику. Наряжаем малыша и встречаем гостей.
С Днем рождения!
Веселитесь от души и не задумывайтесь о том, что что-то не успели и вдруг что-то придется не по душе приглашенным. Но если думаете, что на этом ваши обязанности полностью исчерпаны, то глубоко ошибаетесь. Ведь мало того, что родителям придется контролировать весь процесс, но и впереди еще уборка.
Через неделю после праздника
Праздник остался позади. О нем напоминают прекрасные воспоминания и прекрасные фото и видеосъемка. Поделитесь своей радостью с друзьями и родственниками.
Почему бы не собраться на чаепитие, чтобы просмотреть праздничные съемки.
И обязательно отошлите всем участникам праздника самые интересные фото и видео с первого Дня рождения.
Как видите, подготовка к первому Дню рождения – процесс не простой и длительный.
Но, поверьте, если подойти к нему грамотно, он не сможет превратить вашу жизнь в череду проблем и суеты. А сам праздник, действительно, станет незабываемым.
Видео: подготовка к 1 Дню рождения своими руками
Источник
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать