Специфика развития ребенка младшего школьного возраста
Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.[2, с. 28]
С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии (в 6 — 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо), оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).
В практике школьных психологов чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет:
1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
3. Задержка развития мелкой моторики рук.
4. Недостаточно развитое внимание.
5. Недостаточно развитая произвольность.
6. Нарушение формирования учебной мотивации.
7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
9. Высокая утомляемость.
Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.
Необходимо отметить, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других. К сожалению, в последнее время таких детей становится все меньше.
У большинства первоклассников наблюдаются проблемы с вниманием, оно произвольно удерживается около 20 минут, после чего наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально; бывают диаметрально противоположные примеры: ребенок по мере увеличения усталости становится все более активным, начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности; есть дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя.
При утомлении у детей ухудшаются:
— переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);
— концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);
— распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).
У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания: если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — у него сформировано произвольное внимание (способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности). Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сформированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.
Ученые также отмечают социальное развитие, характерное для младшего школьного возраста:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью (характерны результативность, обязательность, произвольность, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (эмпирическому) мышлению (формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания).
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей, как итог происходит произвольность психических процессов (восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным; несомненно, произвольное внимание еще нестабильно, только формируется, его удержание возможно только при волевом усилии).
5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
6. Происходит смена распорядка дня (день становится строго нормированным, что ведет к высокой утомляемости, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении; школьники устаю уже через 25-30 минут урока).
7. Укрепляется новая внутренняя позиция (ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству).
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми( интенсивно развивается сомосознание, что напрямую зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом, стиля семейного воспитания, принятых в семье ценности, взаимоотношений родителей и школы; обучающийся младших классов учится умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми). [4, с. 55-64]
В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру (нормативное, девиантное или акцентуированное) напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.). В случае социальной неадаптации школьника уже в первом классе могут наблюдаться различные невротические и психосоматические проявления, как следствие этого негативное отношение к школе и учебе. [3, с. 51]
Также немаловажную роль в формировании личности необходимо отвести и семейному воспитанию: ведь именно его недостатки приводят к развитию таких качеств, как капризность и упрямство, являющимися своеобразной формой протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».
Все вышеперечисленное может привести к формированию системы психологической защиты, когда ребенок заведомо отвергает все, что приходит извне, не разделяя на позитивное и негативное по отношению к нему. Он автоматически и без участия контроля со стороны сознания и самосознания негативный компонент переносит на какого-либо участника событий, которому приписывается отрицательная роль в их развитии. У такого младшего школьника не развиваются необходимые качества личности, позволяющие различать и позитивное, и негативное по отношению к нему, адекватно их анализировать и соответствующим образом реагировать.
Также Каменская В.Г. выделяет такую форму психологической защиты от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, как отрицание. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной. [1, с. 18]
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Именно в этом возрасте формируется понятие дружбы, которая выполняет целый ряд важных функций:. развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Коломинский Л.Я. рассматривает так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, — к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника. [15, с. 64]
В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов: привлекательные или непривлекательные нравственно-психологические черты сверстника, хорошая или плохая учеба, особенности поведения в школе и вне ее, низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности.
Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения, т.е. осознание себя как успешного в какой-то области (не обязательно школьной) человека.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: поступление в школу — переломный и тяжелый период момент в жизни каждого ребенка как с физической, так и с психологической точек зрения. Жизнь первоклассника кардинально меняется: уходят свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность, и наоборот появляется целый ряд требований, обязательных к исполнению: ежедневный труд, режим дня, подчинение разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнение требований учителя и т.д. Все эти факторы необходимо учитывать при работе и общении с младшими школьниками как учителям, так и родителям.
Только полноценное совместное проживание этого возраста родителями, педагогами и школьником является тем необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта.
Список использованных источников
- Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991.- С. 18.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.- С.28.
- Дубровина, И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 1987.- С.51.
- Коган, А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А.Б. Коган. – М.: Высшая школа, 1988.- С. 55-64.
- Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
- Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.,1973. – 352с.
Источник
Особенности развития детей
младшего школьного возраста.
Возраст 6-7 лет является узловым этапом в развитии ребёнка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств ( её окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Разнообразная двигательная активность становиться для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.
Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2-х до 3-4 х лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. Заметим также, что после 6-8 летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходиться на возраст от 11-12 до 14-15 лет.
Указанные закономерности обязывают нас вести на соответствующих возрастных этапах интенсивное обучение движениям с использованием широкого круга средств и методов. Несколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно — одарённый от рождения ребёнок, зависит прежде всего от той школы движений, которую он пройдёт в отмеченные возрастные периоды.
Школьники 7-10 лет в несравненно большей степени, чем дошкольники ,способны осмысливать, продумывать и контролировать свои действия. У них интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми процессы концентрации возбуждения, сдержанность, способность тормозить свои эмоциональные порывы, проявлять активное внимание и сосредоточенность. Именно с этого благоприятного возраста начинается обучение технике плавания спортивными способами и многими другими видами спорта.
Начиная с 7 лет пропорции тела у детей, приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счёт развития преимущественного длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счёт развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрёстные, попеременные движения. В 8-9 летнем возрасте они способны с успехом овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им ещё с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.).
Ребёнок этого возраста не способен ещё длительно выполнять однообразные движения, требующие постоянного контроля сознания. Поэтому приходится разнообразить средства и методы, быстрее переходить от разучивания элементов техники к плаванию с полной координацией движений, чаще вводить игровые и соревновательные ситуации.
У детей 7-10 лет мышца сердца по своему развитию на много отстаёт от мышцы взрослого человека. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счёт увеличения частоты сердечных сокращений.
У детей частота сердечных сокращений в покое также повышена. Небольшой объём сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин потребления кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность мышечной деятельности.
Однако мышца ребёнка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Соотношение показателей развития сердца и данных у них более выгодное, чем у подростков и юношей. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце сравнительно выносливо и хорошо адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.
При соблюдении постепенности для детей 9-10 лет посильны относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого характера, например бег и плавание с умеренной интенсивностью. Относительно продолжительные упражнения в плавании посильны для них ещё и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняя роль, своеобразного мышечного насоса, помогающего сердцу. Плавание с умеренной интенсивностью хорошо развивает и укрепляет сердечно — сосудистую систему, что важно в преддверии пубертатного периода с его неравномерными темпами развития различных органов и систем.
В младшем школьном возрасте заметно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. На развитие дыхательной системы большое стимулирующее влияние оказывают занятие плаванием. Например, показатели максимальной лёгочной вентиляции 10-11 летних спортсменов, занимающихся 2-3 года плаванием, соответствуют аналогичным показателям 14-15 летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки ритмичного и полноценного дыхания.
Годовой прирост размеров тела на этом возрастном этапе почти стабилен – прирост, в длину равен в среднем 6-4 см, прибавка в весе –1,5-2 кг.
В возрасте 8-9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10-11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья. Это важный момент расширения возможностей детей в овладении рациональным гребком в спортивных способах плавания.
Различия в физическом развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки 7-8 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам этого же возраста. В 9-10 лет эти показатели начинают выравниваться, девочки приближаются к мальчикам и по уровню спортивных результатов. Двигательные возможности и тех и других в эти годы становятся примерно равными, поэтому большой необходимости комплектовать группы начальной подготовки, по половому признаку нет. Однако с девочками освоение спортивной техники желательно начать хотя бы на год раньше, чем с мальчиками. Это диктуется тем , что пубертатный период у них наступает раньше, вызывая одновременно с бурным физиологическим развитием стремительный рост спортивных результатов. Чтобы рост спортивного мастерства был устойчивым, а по завершении пубертатного периода можно было бы сразу перейти на новый, качественно более высокий уровень подготовки, с девочками требуются серьёзные, целенаправленные занятия плаванием уже в раннем возрасте.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
- Возраст от 7-8 до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам спортивной техники, многообразным движениям на суше и в воде, требующим гибкости, координации и небольшой мышечной силы, а также для начала целенаправленного развития подвижности в суставах и укрепления опорно — двигательного аппарата;
- При соблюдении принципа доступности и индивидуализации дети этого возраста могут осваивать сравнительно продолжительные упражнения в плавании с умеренной интенсивностью на « на технику» (на точность и экономичность движений);
- В целях оптимального решения задач спортивной подготовки пловцов – девочек начинать с ними углублённое освоение техники спортивного плавания желательно не позднее 9 лет.
Источник