Специфика дошкольного детства гибкость пластичность развития ребенка

Ирина Евсюкова
Гибкость детей дошкольного возраста.

Содержание

1. Введение…3

2. Гибкость у детей младшего школьного возраста:

понятие, сущность, виды….4

3. Факторы, определяющие развитие гибкости…6

4. Возрастные особенности детей

дошкольного возраста….10

5. Заключение…12

6. Список используемой литературы….13

7. Приложения…. 14

Введение

Гибкость определяется как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставах. Причём в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава.

Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства. Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т. п.

1. Гибкость у детей младшего школьного возраста: понятие, сущность, виды

Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, постоянно быть в контакте с ним. Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и осознана. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются.

В многочисленных видах спортивной и производственной деятельности гибкость выступает фактором успеха. Гибкость позволяет лучше и быстрее усвоить техники выполнения движений, гораздо более экономно применять быстроту, силу и другие физические качества и благодаря этому достигать эффективных практических результатов. Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях с увеличенной амплитудой движения. При этом для детей школьного возраста недопустимо тренировать чрезмерное развитее гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных связок и волокон, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что может произойти при слишком интенсивном выполнении упражнений, ориентированных на развитие гибкости.

Общая гибкость тренируется в процессе выполнения разнохарактерных и многочисленных упражнений, которые направлены на общее физическое развитие. Среди них много упражнений, развивающих гибкость суставов, к которым относятся различные взмахи, вращения, наклоны, выполняемые с максимальной амплитудой. Общая гибкость является базой для приобретения специальной гибкости. Специальная гибкость развивается в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность определенных суставов.

К основным видам гибкости относят динамическую гибкость, которая проявляется в произвольных движениях самого человека, и статическую гибкость, которая формируется при фиксированных положениях тела. Также различают гибкость активную и пассивную. Активная гибкость представляет собой гибкость, которая требует дополнительных усилий и непременно связана с силой мышц, что в свою очередь обусловлено необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от активной гибкости, целью которой является растяжение мышц, пассивная гибкость ориентирована на увеличение эластичности суставно-связочного аппарата. Плотность суставно-связочного аппарата гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку достаточно сложно развивать данную разновидность гибкости. В связи с этим пассивную гибкость определяют как гибкость, проявляемую под влиянием внешних сил.

В теории физической культуры дополнительно рассматривают специальную и общую гибкость. Под общей гибкостью понимается гибкость во всех суставах, которая позволяется выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой. Специальная гибкость представляет собой предельную подвижность отдельных суставов, которая определяет эффективность любого вида деятельности. По анатомическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость плечевых суставов, шейных позвонков, поясничной и грудной частей позвоночника, коленного, голеностопного и тазобедренного суставов. Гибкость различных суставов имеет различное значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на тазобедренные суставы и поясничную часть. При формировании гибкости необходимо уделять внимание всем её разновидностям, при этом акцентируясь на специальных упражнениях для определенного вида деятельности.

Для успешного развития такого физического качества как гибкость, необходимо учитывать возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте у детей формируются изгибы позвоночного столба, и у многих из них имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. В связи с этим у школьников появляется нарушения в осанке, проявляющиеся в том, что при ходьбе живот выставлен вперёд. Адекватное использование специальных упражнений способствует коррекции осанки. У детей младшего школьного возраста мышцы ещё не достаточно оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Повышенные траты энергии, высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, могут привести к быстрому утомлению детей. Поэтому любые физические нагрузки должны быть «дробными», с частыми паузами для отдыха

Регуляторные механизмы дыхательной и сердечнососудистой систем, у школьников ещё не достаточно сформированы. Частота пульса возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание поверхностное и учащённое. При этом основные двигательные качества формируются хаотично и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью школьного возраста является взаимосвязь прироста отдельных физических качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие.

2. Факторы, определяющие развитие гибкости

К ключевым факторам, влияющие на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста,относятся: строение суставов, их формы и площади; эластичность и длина связок, сухожилий и морфофункциональные особенности работающих мышц; наследственность, возраст и полт ребенка; функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц; смена ритма движений; время суток; вид предыдущей мышечной деятельности, температура окружающей среды. Специфика развития гибкости в значительной мере также зависит от наследственных особенностей общего развития организма школьника.

Смена ритма выполнения движений. Ритм выполнения движений играет ведущую роль в достижении в формировании осознанной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Ритмичные движения помогают поддерживать оптимально необходимый уровень возбудимости мышц, что, в свою очередь, представляет собой благоприятный аспект для увеличения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц сокращается, что приводит к понижению их эластичных свойств.

Читайте также:  Мягкая игрушка в развитии и воспитании ребенка

Психоэмоциональное состояние. Позитивное психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста способствует активной работе вегетативных органов, повышают частоту сердечных сокращений и газообмен. Упражнения для развития гибкости воспитанники должны выполнять, пребывая в хорошем настроении, поскольку позитивный настрой обеспечивает выработку гормонов и улучшает течение процессов регуляции.

Температура мышц. Состояние температуры мышц определенным образом воздействует на повышение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры проявляется в интенсивности окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах кровь лучше циркулирует, поэтому необходима подготовительная разминка, которая направлена на подготовку к общей физической нагрузке, и является необходимым условием эффективности занятий по развитию гибкости детей младшего школьного возраста.

Температура окружающей среды. В процессе развития гибкости активная мышечная деятельность увеличивает наличие в организме сократительных белков, повышает уровень миоглобина, интенсивности осуществления окислительных процессов и кислородной ёмкости мышц. Под влиянием физической нагрузки в организме школьников осуществляются биохимические и морфологические процессы в нагруженных мышцах, 10 происходят функциональные сдвиги, которые повышают лабильность и возбудимость мышц. Перепады температуры окружающей среды значительно влияют на состояние активной мышечной деятельности ребенка. В условиях низкой температуры из мышц стремительно уходит тепло, и мышцы утрачивают эластичность, при этом стремительно понижается возбудимость мышц, что является самой распространенной причиной получения травмы. В условиях холодного климата затрачивается большее количество усилий для разогревания организма и поддержания их стабильного режима в процессе работы. Высокая температура способствует повышенному отделению пота, смещению водного баланса организма. В результате мышечная ткань становится более вязкой, понижаются её сократительные свойства.

Время суток. Физическое состояние детей младшего школьного возраста изменяется в зависимости от времени суток. У большого количества школьников общая работоспособность в утренние часы понижена, и им необходимо дополнительное время для разработки после ночного отдыха. При занятиях упражнениями на гибкость необходима более интенсивная и длительная подготовка. В течение дня системы организма достигают «рабочего состояния», органы функционируют в полном объёме, мышцы находятся в необходимом напряжении. Все эти процессы являются наиболее подходящими условиями для вечерних тренировок, когда проявляются оптимальные предпосылки для увеличения прироста гибкости.

Характер предыдущей деятельности. Если характер предыдущей деятельности обеспечивает необходимый разогрев мышц, не вызывая при этом усталости, то двигательная деятельность организована оптимально. К процессу проведения занятия по физической культуре в детском саду устанавливаются особые требования к эффективному выбору и использованию определенных упражнений. Так, предварительное выполнение силовых упражнений позитивно отражается на увеличении гибкости. Поэтому в конце занятия школьникам целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости. Гибкость может варьироваться в довольно большом диапазоне, в зависимости от наличия внешних условий и состояния организма. В школьном возрасте опорно-двигательный аппарат содержит большое количество хрящевых тканей, что обуславливает высокую степень гибкости у детей младшего школьного возраста. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в связках и мышцах, эластичность понижается.

Способность выполнять движения с максимальной амплитудой, зависит от ряда внутренних факторов, таких как, тормозные элементы суставов, к которым относится форма мышц и костных выступов, а так же суставной поверхности. Одним из решающих ограничений движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.

Существуют так же и внешние факторы, которые определяют развитие гибкости,к ним относятся: пол, возраст, телосложение и д. р.

Развивая гибкость, следует помнить, что она лучше всего тренируется в дневное время суток. Под влиянием утомления степень активной гибкости снижается не значительно, а уровень пассивной гибкости растет приблизительно на 10%. Из-за снижения силы мышц, уменьшающих амплитуду движения, уровень активной гибкости уменьшается. Для достижения максимального размаха необходимо, чтобы дети способствовали расслаблению растягиваемых мышц, что тем самым увеличит их подвижность. Уже в старшем школьном возрасте размах движений снижается в силу возрастных особенностей. Увеличение пассивной и активной гибкости лучше всего наблюдается в младшем школьном возрасте. При развитии мобильности в суставах следует учитывать индивидуальных подход к детям.

По данным Б. В. Сермеева, гибкость лучше всего формировать в младшем школьном возрасте, эффективность упражнений на гибкость в несколько раз выше, чем в старшем школьном возрасте. Следует помнить, что у детей одного возраста и пола упругость мышц может быть разной. Существуют люди с прирожденной большей подвижностью в суставах, бывают и с ограниченной подвижностью. Безусловно, человек обладающий врожденной способностью, может добиться больших успехов в формировании подвижности в суставах при меньшем использовании особых упражнений.

3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для эффективного развития гибкости у детей 5-7 лет, необходимо учитывать возрастные особенности.

Между 4 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Окостенение идёт неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс.

В этом же возрасте оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у детей появляется неправильная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд). Вдумчивое применение специальных упражнений способствует исправлению осанки.

У 5-6-летних детей мышцы ещё не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот.

Высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, повышенный энергорасход могут приводить к быстрому утомлению. Поэтому нагрузки должны быть небольшого объёма и носить «дробный» характер, с частыми паузами для отдыха.

Регуляторные механизмы, сердечнососудистой и дыхательной систем, ещё не совершенны. Частота пульса высокая и, в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащённое и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.

Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью этого возраста является взаимосвязь прироста отдельных качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие. Поэтому необходимо повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.

Читайте также:  Развитие общения в первые семь лет жизни ребенка

Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объём и устойчивость увеличивается постепенно и незначительно. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители.

Дети 5-6 лет ещё не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют своё внимание на второстепенное. Поэтому в этом возрасте

целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые

упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.

Основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и чётким, так как дети нередко просто копируют

педагога и могут повторить его ошибки.

Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер.

Необходимо неустанно работать над развитием этих качеств, помня, что похвала, методы поощрения в этом возрасте гораздо действенней методов наказания.

Заключение

Процесс развития гибкости у детей сложный, но интересный.

Самое сложное — убедить учащихся ежедневно в полную силу выполнять определённые комплексы упражнений, увлечь и заинтересовать детей в необходимости выполнения этих упражнений до появления неприятных ощущений. Сложно на каждом занятии уделять много времени именно развитию этого качества. А интерес появляется у юных гимнасток, когда они видят, что с каждым днём становятся более спортивными и совершенными, что могут выполнять всё более сложные элементы.

Осуществление целенаправленного развития и совершенствования гибкости у гимнасток значительно облегчает им выполнение всех видов гимнастических упражнений (наклоны, равновесия, волны, прыжки, позволяет быстрее овладевать различными двигательными действиями.

Данная методика была опробована в учебном процессе на протяжении 4 лет и дала хорошие результаты:

— улучшилась эластичность мышечного — связочного аппарата;

— повысилась работоспособность, выносливость;

— улучшилось физическое и эмоционально — психическое состояние обучающихся. Гимнастки, обучаемые по данной системе, показывают высокие спортивные результаты за более короткий промежуток времени.

Список литературы

1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980.

2. Карпенко Л. А.Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики: Метод. рек. – Л; Изд-во ГДОИФК, 1986.

3. Карпенко Л. А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: Метод. рек. – Л. ; Изд-во ГДОИФК, 1989.

4. Карпенко Л. А.Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие. – СПб. ; Изд-во СПбАФК, 1998

5. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. – М.: Физическая культура и спорт, 1985.

6. Хрипкова Л. Т. Возрастная физиология. М. Просвещение, 1988 г.

Источник

       Дошкольный возраст один из наиболее значимых периодов в жизни ребёнка. Ведь именно в этот период закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируется личность, движения становятся его потребностью, вследствие этого следует уделять внимание физическому развитию и воспитанию ребёнка.

Учёные и врачи (Щербаков Д.И., Ким М.П., Лурия А.Р. и др.) на основе наблюдений за организацией занятий с детьми показали, что занятия акробатикой способствуют росту и физическому развитию ребёнка, укрепляя их здоровье, благотворно влияют на деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

Воспитание гибкости, так же как и других двигательных качеств, таких как – ловкость, сила, быстрота, выносливость является  одной из основных сторон физического воспитания.

Исследования Кенеман А.В., Хухлаевой  Д.В. ,Глазыриной Л.Д., Ворсина Е.А.,  Гужаловского А.А. и др. свидетельствуют о том, что развитие гибкости оказывает влияние на оздоровление всего организма, повышение его эмоционально-положительного  состояния.  Дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. (Сагайдачная Е.А.).

Всё больше современных детей не играют на улице, не бегают, не ходят в секции (художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, спортивный рок-н-ролл, футбол, хоккей и др.), а сидят дома за компьютером, перед телевизором, видеоиграми. Дети много времени проводят в статическом положении, а ведь это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц, чтобы избежать этого, следует уже в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста проводить занятия с элементами акробатики.

Произвольно организованные, дозированные занятия с элементами акробатики обеспечивают правильный рост и развитие организма, концентрируют внимание, память, восприятие, поддерживают работоспособность.  (Коркин В.П.)

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные качества и навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре.      

Воспитание двигательных качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития двигательных качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни. Без развития физических качеств ребёнок не смог бы выполнить даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

По мнению Н.А. Бернштейна важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности, использовать их и управлять ими. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились ещё древние люди. Она даёт лёгкость, свободу действий, раскрепощённость, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Козлов В.В., Лях В.И. и другие выделяют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость – способность достигать больших движений в каком-либо суставе за счёт активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (самостоятельное растягивание, без помощи посторонних).

Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счёт внешних сил (усилие партнёра, дополнительный груз). В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Читайте также:  Книги про развитие ребенка

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость – это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Говоря о гибкости, подразумевают эластичность мышечно-связочного аппарата больших мышечных групп рук, туловища, ног, суммарную подвижность крупных суставов.

Под подвижностью понимают способность выполнять движения с максимальной амплитудой в одном суставе, при этом выделяется:

Активная подвижность – тот уровень подвижности (та амплитуда, размах движения), который демонстрирует человек посредством собственных мышечных усилий;

Пассивная подвижность – уровень подвижности под действием внешних сил (усилие партнёра, дополнительный груз);

Анатомическая подвижность – уровень подвижности, предельно возможный в данном суставе, обусловленный анатомическими особенностями строения этого сустава.

Гибкость и подвижность в суставах – это важнейшие факторы успешного овладения рациональной техникой многих физических упражнений.

Хорошая подвижность в тазобедренных сочленениях необходима для выполнения равновесий, шпагатов и перемахов в вольных упражнениях.

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок; психического состояния (при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается); степени возбудимости растягиваемых мышц (которая снижается при большой возбудимости); изменения ритма движений; изменения исходного положения; от массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешней температуры; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди – менее гибки).

Также на гибкость, больше чем на другие двигательные качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительна снижена. Колебания её под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятия. Под влиянием утомления показатели активной гибкости снижаются, а пассивной – увеличиваются. Научиться делать высокие махи ногами в различных направлениях, шпагаты и мосты может каждый, хотя успешное освоение зависит от возраста, пола, особенностей опорно-двигательного аппарата, эластичности связок и тонуса мышц.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивания).

В методике физического воспитания для развития гибкости используют: активные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, например, наклон туловища назад до отказа; маховые и пружинящие движения – махи ногами, пружинящие наклоны туловища в сторону; задания с предметами, ориентирами – взмахнуть ногой до висящего мяча; упражнения с активной помощью партнёра и другие.

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Её надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых достижений.

По мнению Козлова В.В. методика воспитания гибкости включает в себя:

— упражнения на растягивание, которые выполняются сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуда движений при этом увеличивается от серии к серии;

— упражнения выполняют до появления ощущения лёгкой болезненности;

—  упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день;

—    упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с увеличенной амплитудой движений. Они делятся на три группы: активные, пассивные и смешанные. Активные упражнения подразделяются на силовые и маховые, к ним относятся все движения, производимые за счёт сокращения мышц, проходящих через сустав. К пассивным – упражнения растягивающего действия, производимые за счёт внешних сил (тяжести, усилий партнёра, собственного веса) или собственных усилий (самозахваты). Упражнения смешанного типа предусматривают движения, в которых активные усилия мышц затем сменяются пассивными.

По характеру выполнения упражнения на гибкость могут быть: однофазные и многофазные (например, сдвоенные или многократные ритмичные, пружинные наклоны или поднимание ног партнёром), статические, при которых сохраняется определённая поза с максимальным размахом подвижности, комбинированные (мах ногой и последующее удержание ноги в максимально отведённом положении). Наиболее эффективны такие упражнения на гибкость, которые выполняются сериями по нескольку (10 – 15) повторений однотипных движений. Это связано с относительно малой растяжимостью мышц при однократном движении. За счёт суммирования следов упражнений на растягивание достигаются заметные сдвиги, и амплитуда движений постоянно увеличивается. Каждое из упражнений оказывает влияние на развитие определённого вида гибкости (активной и пассивной). При выборе их для дошкольников следует исходить из того, что является причиной недостаточной подвижности в суставах (либо мала растяжимость мышц, либо недостаточна сила мышц, производящих движение). Наиболее эффективным для развития гибкости детей является сочетание силовых упражнений с растягивающими. Принудительное (пассивное) растягивание мышц должно следовать сразу за предельным сокращением мышц. При этом предшествующее максимальное напряжение мышц способствует растяжимости мышц. Такая методика применения смешанных упражнений приводит к улучшению как активной, так и пассивной гибкости и сближает их показатели.

Активные упражнения на гибкость приводят к более устойчивым результатам, чем пассивные. Эффект действия активных упражнений сохраняются дольше. Они способствуют повышению прочности в суставах и увеличению силовой выносливости детей старшего дошкольного возраста.

В учебно-тренировочных занятиях упражнения на гибкость включают в конце подготовительной части (во время общей разминки), а также во время интервалов отдыха между подходами, особенно если выполнялись силовые и скоростные упражнения. Целенаправленная работа на развитие гибкости осуществляется в конце основной части занятия. Направленная тренировка активной гибкости осуществляется методом повторных усилий с максимальным напряжением мышц во всех режимах (преодолевающий, уступающий, статический). Упражнения для развития пассивной гибкости рекомендуется выполнять после силовых и смешанных упражнений.

Общим правилом для использования упражнений на гибкость является необходимость хорошо разогреться (до появления пота) перед выполнением движений с большой амплитудой. Малейшее появление боли является сигналом к прекращению упражнений на гибкость.

Необходимо в детском саду вести работу по развитию гибкости дошкольников. В дальнейшем основной задачей будет поддержание гибкости на необходимом уровне или совершенствование отдельных её проявлений. Таким образом, зная понятие, виды, факторы, влияющие на развитие  гибкости, необходимо раскрыть особенности развития и проследить предпосылки для её формирования в старшем дошкольном возрасте.

Источник