Созревание и развитие ребенка
Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.
Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.
С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.
Взросление
Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.
Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.
Зачатие
Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.
Тут матери нужно быть особенно внимательной:
- Правильное питание
Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.
- Нельзя употреблять алкоголь, наркотики
Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.
- Курение
Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.
- Лекарства
Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.
Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.
Новорожденность
Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.
Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:
- регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
- спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
- температура не ниже +22С;
- гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
- ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.
Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:
- перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
- в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
- чистая одежда, одноразовые подгузники;
- обязательно купайте его под проточной водой;
- смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.
Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.
Грудничковый период
С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.
Психическое развитие
С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.
- Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
- Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
- Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
- Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
- С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
- С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
- К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
- Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.
Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.
Физическое развитие
Всего за 1 год меняется очень многое:
- прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
- прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
- многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
- умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
- пропали все рефлексы новорожденных;
- прорезались зубки;
- ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).
В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.
Ранний возраст
С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:
- здороваться и прощаться;
- представляться по имени;
- просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
- подражают голосам животных;
- знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).
Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…
Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.
Дошкольный период
Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:
- увеличивается объем памяти
- развивается личность, характер
- повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
- улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
- малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
- развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
- деятельность становится полностью осмысленной.
Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.
Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.
Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.
Школьный возраст
От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.
Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.
С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.
Пубертатный период
У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:
- больше свежих овощей и фруктов;
- ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
- меньше жирного, жареного;
- меньше сахара, сладостей.
С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.
Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.
К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.
Как помочь своему ребенку?
У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.
С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.
Источник
Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.
Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:
- внутриутробный;
- новорожденности;
- нейтральный – период детства (до 7 лет);
- препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
- пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
- юношеский – от 15 до 18 лет);
- репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).
Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.
Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.
В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.
Физиология половой системы
Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).
Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.
Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.
У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.
После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.
Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:
— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.
Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.
В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.
После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.
Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.
Патология половой системы
- Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
- Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
- Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.
Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:
- биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
- влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
- воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
- обучение — как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.
О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.
Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.
Этапы формирования психики ребенка
Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.
Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:
- двигательное развитие и познание собственного тела;
- эмоциональное развитие;
- речевое становление;
- появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
- появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.
Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:
- 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
- 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
- 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
- 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).
Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.
1-я стадия психического развития
Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.
В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.
В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.
В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:
- улыбка на приятные ощущения;
- новые звуки;
- попытки контролировать движения своего тела.
С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.
К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.
К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.
К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.
Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.
К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:
- улыбка;
- возгласы.
Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:
- приближение мамы;
- появление перед глазами груди, бутылочки.
Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.
Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:
- ревность;
- удивление.
Их появление свидетельствует о:
- зарождении познавательного отношения к предметам;
- начальном этапе появления долговременной памяти;
- развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.
В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.
2-я стадия психического развития ребенка
Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:
- усложняются двигательные реакции;
- формируются новые навыки;
- открываются новые, неизведанные горизонты.
Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:
- множество новых эмоций;
- развивает возможность общения с людьми;
- многократно увеличивает объем доступной информации.
С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.
Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.
Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.
Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).
Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:
- воспитание;
- обучение;
- влияние окружающих людей.
С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.
3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет
На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.
С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.
Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:
- сказки и рассказы;
- мультфильмы;
- детские фильмы (после 6 лет).
В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.
Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.
С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их
Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:
- восприятие;
- ощущения;
- память;
- внимание.
Психическая система ребенка к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.
4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше
С 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.
Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.
На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.
К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.
4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.
“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.
Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.
Все статьи по психическому развитию детей
Источник