Сознание ребенка в 2 года
На чтение 7 мин.
Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.
Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками
Физические изменения
Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.
- Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
- Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
- Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
- Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
Навыки и умения
Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.
Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный
Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.
Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:
- бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
- пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
- играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;
В два года малыш может собрать простой конструктор
- много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
- общаться с ровесниками, пока еще без слов.
Становление речи
В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.
Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.
В два года с малышом можно играть ролевые игры
В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.
В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.
Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года – обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика – это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителям
Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
https://youtu.be/hBqgIO0If-s
Источник
У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.
В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?
Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.
Причины постоянных отказов ребенка
Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.
Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: полезные книги по воспитанию детей и об их психологии).
Правильная реакция на истерику
Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.
Истерика – часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками
Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
- Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
- Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
- Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
Попробуйте отвлечь малыша, предложив ему что-нибудь интересное или задав неожиданный вопрос, ответ на который прост
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.
Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?
С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.
Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность
Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.
Рекомендации для родителей и родственников
Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:
- Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
- Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
- В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?). Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
- Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
- То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.
Любовь родителей должна быть выше всех истерик. И даже если малыш ведет себя не правильно, любите его, а проступки объясняйте и помогайте ребенку справиться с этим нелегким периодом взросления
Достаточно полезным будет, если:
- периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
- не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
- стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
- придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».
Итоговые общие методы преодоления детского упрямства
Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:
- Первое, что стоит предпринять – это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
- Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
- Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно одеваться в 2-3 года?).
- Использование для напоминания наглядных средств, а именно рисунков, схем, записок и звуковых эффектов. К примеру, нарисовать какую одежду за какой надо одевать и поместить схему в коридоре, чтобы малыш всегда имел возможность смотреть на последовательность действий в процессе одевания.
Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник