Создать средняя для ребенка по развитию речи
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Приглашаем Вас на большой «педсовет» по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов. Положительный опыт коллег по их применению собран и систематизирован для Вас на этих страницах. В том числе — специальные игры, логопедические занятия и советы по развитию речевого дыхания. Большой выбор готовых решений, конспектов, сценариев, дидактических синквейнов и мнемотаблиц.
Слово за слово: помогаем в ответственном деле речевого развития.
Включает в себя разделы:
- Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
- Игры по развитию речи
- Логопедия. В помощь логопедам
- Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы
- Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи — синквейны»
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 43841.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
Новое
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по иллюстрациям
Занятие по развитию речи «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» в младшей группе (по иллюстрациям) Цель: Помочь детям давать полные и правильные ответы с помощью иллюстраций и наводящих вопросов Задачи: Основная образовательная область. Речевое развитие: учить навыкам рассказывания с…
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников «Юные писатели»
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (6–7 лет) «Юные писатели» Срок реализации проекта – в течение 2019-2020 учебного года. Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Краткосрочный проект по развитию речи «Учимся говорить красиво»
Публикация «Краткосрочный проект по развитию речи «Учимся говорить…»
Продолжительность проекта: краткосрочный. Дата проведения: 2-13 ноября 2019 г. Вид проекта: обучающий, игровой. Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы и родители. Цель проекта: развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность….
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Итоговое интегрированное занятие по развитию речи для детей подготовительной группы
Интегрированное занятие по развитию речи для детей подготовительной группы Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Тип занятия: интегрированное (развитие речи…
Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических…
Перспективный план по речевому развитию в средней группе
(продолжение) Февраль 1 неделя «Неделя добрых дел» «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок»» О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет». С.152 Учить пересказывать текст произведения Е.Чарушина «Курочка», Учить сравнивать курицу и…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Перспективный план по речевому развитию в средней группе
Статья «Перспективный план по речевому развитию в средней…»
Перспективно-тематическое планирование образовательной области /Речевое развитие/ Сентябрь Неделя Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методические приемы Совместная деятельность педагога с детьми Совместная деятельность с родителями 1 неделя «До…
Занятие по развитию речи «Моя первая азбука» в подготовительной группе
Цель: Создать условия для закрепления усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте. Материал для занятия: конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки,…
Конспект занятия по развитию речи «В мир русской народной сказки» в подготовительной группе
Цель: Создать условия для умения узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Закрепление знаний детей о русских народных сказках Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги,…
Конспект организации образовательной деятельности по развитию речи «Мы растем на огороде»
1. Организованная образовательная деятельность. Образовательная область: развитие речи Вид детской деятельности Коммуникативная деятельность, игровая деятельность ,театрализованная, познавательно-исследовательская ,продуктивная. Тема: «Мы растем на огороде…» Цель: Формировать у…
Источник
Жанна Машина
Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в средней группе (из опыта работы)
Детский сад – особое учреждение, практически второй дом для его сотрудников и малышей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Что может быть чудеснее, если в этом доме добрые лучистые детские улыбки, большие удивлённые глаза, нежные маленькие ладошки. Я стараюсь создать все условия для успешного становления личности ребёнка, учитываю закономерности психического развития, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
Предметно-развивающая среда в нашей группе эффективно влияет на развитие речи каждого ребёнка. Созданы благоприятные условия для формирования умений и навыков детей не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности. Ведь если правильно построить речевую развивающую среду в группе, то она будет способствовать развитию коммуникативных навыков, связной и диалогической речи, поможет быстрой адаптации ребёнка в социальной действительности. Я окружаю детей не только предметами, но также воздействую собственной речью на становление разных сторон речи дошкольников.
Дети, после перевода из второй младшей группы в нашу группу среднего возраста, активно начали осваивать разговорную речь, стали выражать свои мысли простыми и сложными предложениями. В начале учебного года, многие ребятишки ещё плохо и не понятно произносили слова, но с каждым днём их речь становится всё лучше и многообразнее. Они с интересом общаются между собой, рассказывают, придумывают и обыгрывают ситуации. Я заметила, что произошли изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, произошёл взрыв словесного творчества, активно обогатился словарь,такими словами и выражениями из взрослой речи, которые дети ещё не совсем понимают, но повторяют, потому что часто их слышат дома и на улице. А ведь на пятом году жизни дети очень быстро улавливают и запоминают всё новое и незнакомое. Каждое своё слово, если оно для детей неизвестно, или оборот речи, синонимы, фразеологизмы, антонимы и другие слова я поясняю, предлагаю осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.
Я считаю, что одним из важнейших условий эффективной работы с детьми по развитию речи является:
1. чередование на одном занятии различных приёмов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала;
2. чередование коллективных хоровых и индивидуальных ответов;
3. использование разных игровых ситуаций;
4. сочетание упражнений, заданий и игровых приёмов;
5. многократное повторение однотипного речевого материала;
6. использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
Но вместе с тем речь детей среднегодошкольного возраста имеет и свои особенности : не все дети правильно произносят некоторые звуки, у них ещё недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в грамматических правилах речи (род, падеж, число).
Особое место в работе с детьми занимает обучение рассказыванию. Я учу ребят составлять рассказы о предмете, по картине, придумывать, используя раздаточные картинки. Но у четырёхлетних детей умение рассказывать (высказываться) и слушать своих сверстников, и воспитателя только формируется. И я учитываю это обстоятельство в ходе работы.
Я заинтересовываю детей не только доступностью и увлекательностью материала, но и эмоционально положительной атмосферой занятия. Дети в моей группе с каждым днём всё больше проявляют инициативу, нередко излишнюю поспешность при ответах на вопросы и поэтому ошибаются. Чтобы этого не случалось я учу детей внимательно слушать, правильно выполнять задания, не мешать и не отвлекать товарищей.
Исходя из особенностей развития речи детей средней группы, я могу выделить основные направления организации речевой развивающей среды:
1. пополнение уголков дидактическими играми, предметными картинками, атрибутами и масками для сюжетно-ролевых игр и куклами для театрализованной деятельности;
2. чтение и рассказывание воспитателем интересных историй и книг;
3. выслушивание детей и уточнение ответов на задаваемые вопросы;
4. активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками;
5. игры для развития мелкой моторики (мозаика, конструктор, шнуровка, трафареты, пальчиковые игры).
Работая в этой группе с детьми пятого года жизни, я поняла, что правильно организованная речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, что обеспечивает высокий уровень речевой активности детей в естественной обстановке.
Источник
Марина Брылунова
Опыт работы по реализации проекта в средней группе «Учимся, играем-речь развиваем»
Опыт работы по реализации проекта в средней группе
«Учимся, играем- речь развиваем».
Выполнила воспитатель
«МАДОУ ЦРР- Детский сад № 210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
В 2018-19 учебном году нами был реализован проект по развитию речи.
Основная задача, стоящая перед нами – развитие речи детей по средствам игровой деятельность.
Актуальность данной темы является неоспоримой, так как уровень развития речи детей нашей группы по результатам мониторинга находится в диапазоне от среднего до ниже среднего.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Нами были выделены проблемы:
— Низкий уровень активного словарного запаса детей, грамматического строя речи, связной речи.
Определены цели и задачи :
Цель проекта:
Развитие речь детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность.
Задачи проекта:
— развивать и активизировать словарь детей;
— формировать грамматический строй речи;
— развивать связную речь;
— развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы;
— поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;
— способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Выдвинута гипотеза: В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Работа над проектомвелась в нескольких направлениях :
1. Работа с узкими специалистами (муз. руководитель, учитель логопед, инструктор ФИЗО)-систематическое проведение в организационной деятельности гимнастик на развитие речевого дыхания, артикуляционных гимнастик, попевки, стихи с развитием мелкой моторики, подвижные игры с художественным словом.
2. Работас родителями включала в себя:
— Выступление – презентация на родительской встрече «Почему важно общаться с детьми».
-Консультация для воспитателей «Развитие речи через игровую деятельность».
— Выставка игр и пособий по развитию речи для детей раннего развития.
—«Игры в кармане»— пальчиковые игры, игры на обогащение словарного запаса детей и согласование слов в предложении.
-индивидуальные консультации для родителей с учителем- логопедом и воспитателями.
3. Интерактивные игры дома- закрепление пройденного материала.
3. И самый важный раздел проекта – работа с детьми:
В проектепредставлены такие виды игровой деятельности как:
— дидактические игры,
— подвижные игры,
— театрализованные игры,
— интерактивные игры,
— сюжетно – ролевые игры.
Реализация проектапредполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Отдельным блоком мы выделили интерактивные игры, так как дети уже в среднем возрасте являются активными пользователями гаджетов.
Интерактивные игры были разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно – развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами, направленными на развитие:
• Развитие слухового внимания
• Активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения
• Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
• Активизация словарного запаса
• Развитие грамматического строя речи
• Развитие связной речи
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических, которые есть в арсенале любого воспитателя. Игра — это фрагмент занятия, она продолжает ту тему, которую выбрал педагог.
Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка,с соблюдением САНПиН:
— использование новых моделей компьютера;
— работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
— проведение гимнастики для глаз:
— работа за компьютером не более 5-7 мин
Несмотря на все преимущества интерактивных игр с ИКТ, необходимо стремится к разумному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка, не отказываться от традиционных дидактических игр, иллюстраций, выполнения заданий на столах и т. д.
Нами использовались следующие игры:
— «Первый, последний»— на закрепление звука стоящего в начале и в конце слова,
— «Кто как говорит?»— игры на звукоподражание,
— «Что сначала, что потом?»— составление рассказов по серии картин,
— «Назови одним словом»— обобщение, развитие словарного запаса детей,
—«Что лишнее?»— назвать и объяснить почему, закрепление связной речи.
— «Расскажи какой?»— составление описательного рассказа.
—«Антонимы»— учить подбирать слова противоположные по значению.
Все используемые игры собраны в медиатеку, что позволяет в любое время закрепить и ребенком пройденную тему. Так же каждая игра размещалась в группе в контакте для родителей с подробными инструкциями и целями, для проигрывания дома.
Любая интерактивная игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и. т. д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания. Игры могут проигрываться неоднократно, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры и возможности ребенка усвоить материал.
Так как наш проект уже практически реализован, хочется отметить уровень развития детей по разделу «речевое развитие», по результатам мониторинга учителя –логопеда, повысился до уровня выше среднего (в целом по группе).
Так же на открытом показе совместной деятельности многими педагогами было отмечено, что словарный запас детей обширный, дети умеют и говорят правильно, согласовывая слова в предложении.
У нас как у педагогов появились картотеки игр (дидактических, пальчиковых, словесные игры, артикуляционные гимнастики). Имеется медиотека. Создан лепбук по развитию речи. Обогатился опыт по работе в данном направлении.
В перспективе на следующий учебный год, хотим продолжать работу по использованию интерактивных игр и не только в рамках раздела «Речевое развитие».
Источник
Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.
Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].
До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Развитие понимания речи
Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.
Специалисты делят речь на:
- Активную – то, что человек говорит.
- Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.
Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.
Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.
Развитие активной речи
Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.
Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:
- От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
- Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
- Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
- Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
- Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.
Читайте далее: развитие памяти у детей
Источник