Созданий условий для развития воображения ребенка
Анна Воронцова
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.
Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.
Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.
В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.
В старшем дошкольном возрастезакладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии. Там, где только можно,дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы. [Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. ]
Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.
О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В.Запорожец писал: «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение» [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].
Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.
В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.
Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.
Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:
— психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
— игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;
— разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;
— интеграция различных видов художественной практической деятельности.
Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Akademia, 2000. – 185 с. – (Высшее образование).
2. Богословский, В. В.Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Богословский. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, — 96с.
5. Доронова,Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
6. Из детства –в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.
7. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова // Детский сад от А до Я. — № 6. – 2004. – с. 14-24.
8. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина – 10-е изд. переработ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 608 с.
10. Пелих, Е. А. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пелих // Детский сад от А до Я. – 2004. № 6. – стр. 55-65.
11. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под. ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение. — 1964. – 352 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер. 2000. – 712 с., ил. – («Серия «Мастера психологии»)
13. Соломенникова, О. А. Радость творчества. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 1. – стр. 49-52; № 2. – стр. 51-56.
14. Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. [Текст] / Е. О. Смирнова. – 3-е изд. переработ. – СПб.: Питер. – 2009. – 304 с.
15. Тарасова, К. В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств [Текст] / К. В. Тарасова. – М.: Виоланта. — 2000. – 94 с.
16. Художественно-эстетическое развитие личности:от детского сада до вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 апреля 2010 г. [Текст] / отв. ред. Н. Г. Куприна. –Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2010. – 216 с.
Источник
Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее — речь.
Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение — основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых — создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность) [26].
В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения, мышления, восприятия. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности — ее интересов, знаний, эмоционального настроя [18]. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие — от внешней формы, а третьи — от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.
По мнению Е. Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:
- — Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески.
- — Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников — полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений [9]. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций — все эти методы по своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения.
Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика [8]. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:
- — Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала.
- — Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся.
- — Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.
Руководство воображением во время занятий требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как должна меняться позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры [9].
В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения [3].
Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры [4].
К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» указывал на то, что «игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишает ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно, — доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок» [18].
Е.В. Заика всячески приветствует проведение игр. «Игра — говорит Е.В. Заика, — это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения детьми знаний. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям». Среди числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д. [8].
О. Пройслер отмечал: «… детям необходимо, наряду с воспитанием и обучением, оставаться детьми как можно дольше. Это означает, что им необходима игра, нужна свобода для игры, чтобы входить в жизнь не только учась, но и играя. Они должны быть подготовлены к жизни, совместной со взрослыми, для которой они, собственно, и предназначены» [17].
Использование эстетических игр также приветствуется многими учеными. Н. Басина, О. Суслова отмечают, что эстетическая игра доставляет ребенку удовлетворение, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки. Так, через удовольствие эстетическая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Игра позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем [12].
Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробочки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).
Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень [14].
Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Заканчивая вторую главу курсовой работы, можно отметить, что игры, занятия, общение со взрослыми способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Таким образом, проблема создания условий для развития воображения изучена в достаточной мере. Условия развития воображения прослежены в достаточно широком спектре работ.
Вместе с тем, проблема управления процессом развития воображения по-прежнему очень остро стоит перед наукой и практикой. В частности, требует дополнительного изучения вопрос эффективности специальных игр и упражнений.
Источник