Создание в семье условий для развития речи ребенка

Создание в семье условий для развития речи ребенка thumbnail

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

hello_html_772aa468.jpg

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь — это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи — это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи — той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Перед современными родителями стоит задача — создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи. Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино — фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по — другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. 

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.  2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком.

5. Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках

 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя

 1.Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его

 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят илинеправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Читайте также:  Как провести диагностику развития ребенка

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». 

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Источник

Консультация для родителей

«Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет»

      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

      1.  Понимание речи:

Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».

Слушает длинные сказки и рассказы.

Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».

Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

      2.  Словарный запас:

Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.

Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –

                                           местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)

                                          наречия (тепло, красиво…)

                                           числительные (один, два)

                                          прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)

                                           предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

      3.  Грамматический строй:

Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

      4.  Звукопроизношение:

Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

Свистящие звуки – С,З,Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).

Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)

Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)

В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

      5.  Мелкая моторика:

Держит карандаш пальчиками

Копирует формы несколькими чертами

Собирает и строит постройки из кубиков

Обводит по контурам

Копирует крест, воспроизводит формы

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры , отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

Наборы игрушек (животных, птиц…)    

— для уточнения произношения в звукоподражаниях:

Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

(«Угадай, кто кричит?», «Большой — маленький» — произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

— для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

— К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

— Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

Что из этого можно   приготовить?

— Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт?   Как зовут детёныша, его

 маму и папу?   Чем питается?

Пластилин и паста для лепки — развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

— Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики —   «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

—   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

—   используются для проигрывания знакомых сказок.

Игрушечный телефон —      разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Звучащие игрушки — погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

— развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

— Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек —

— Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)  

—   Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

—   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»(«Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» — Зайчик), «Назови части целого» (кот — туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Детское лото и другие настольно-печатные игры — закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Несколько способов использования детского лото для развития речи: логопед работает с родителями, предлагая им разные виды практических заданий:

Проговаривание названий картинок четко и внятно.

Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча

Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти

Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка

Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

     Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:

Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;

Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)

Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

Называйте всё, что видит или делает ребёнок;

—   ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты.
—   Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.  По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Читайте также:  Воспитательные цели на развитие ребенка

Источник

Развитие речи ребенка в семье

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю

жизнь.

Родители замечают, что речь ребенка заметно отличается от речи его сверстников, ребенок плохо говорит, отстает в развитии. Чем раньше определить неблагополучие в речи ребёнка, тем скорее можно избежать более серьёзных проблем в будущем.

Современный подход к семье рассматривает ее как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка с отклонениями в речевом развитии. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в дошкольном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем нравственные личностные качества, доброе отношение к миру, рассматривается как коррекционная. Первые впечатления об окружающей жизни ребенок получает в семье, поэтому они самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть развитие ребенка. Родители должны стать самыми заинтересованными участниками процесса коррекции и развития речи ребенка с общим недоразвитием речи. Наиболее значимые условия для развития речи ребенка с ОНР в семье условно можно разделить на две группы:

1) создание благоприятного психологического микроклимата в семье;

2) создание в семье полноценной речевой среды.

Благоприятный психологический климат в семье включает:

адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;

установление оптимального стиля общения с ребенком;

установление эмоционального контакта с ребенком;

создание психологически спокойной обстановки в семье и др.

На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет реакция на него со стороны родителей. И то, как семья настраивает ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дает, является основным формирующим компонентом фиксации ребенка на своем речевом нарушении, влияет на формирование личности и характера малыша. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного». Ребенок «внушаем, и при отсутствии насмешек со стороны других детей он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности. При установке родителей: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе два года» у ребенка может развиться комплекс неполноценности. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Замечая отставание в развитии речи, большинство родителей направляют свои усилия на обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий. Есть случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно следят за тем, чтобы малыш произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно и то же слово по нескольку раз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Нередко взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими домашними методами приучают ребенка к побуквенному чтению. Часто неумеренное чтение книг и разучивание стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых текстов не согласуются с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием вызывает повышенную расторможенность и нежелание слушать. Неблагоприятное влияние на развитие ребенка с недоразвитием или нарушением речи оказывает неуважительное, грубое отношение супругов друг к другу, выражающееся в скандалах и драках. Специальные исследования показывают, что наиболее неблагоприятные условия для формирования речи детей создаются в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. В этом случае у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе. «Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. Одним из основных условий, способствующих развитию речи, является эмоциональный контакт ребенка с матерью. Он помогает выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее эмоциональные связи с взрослым, тем эффективнее у ребенка проявляется речевое подражание, затем начинается другая фаза в развитии ситуационно-эмоционального общения — речевая. Развитие ребенка как личности происходит через «включенность» детей в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения для дошкольника становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Не менее важно создание полноценной речевой среды в семье правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Читайте также:  Теоретические основы физического развития ребенка тест

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по — другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем: дождик вымочит, а солнышко… (высушит); ночью темно, а днем… (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый). Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д. Можно дать более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий). Эти упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д. Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный). Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

— «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

— «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

— «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

— тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

— река, озеро, море, мост, болото;

— кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

— огурец — овощ, георгин — … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

— учитель — ученик, врач — … (кочки, больные, палата, больной, термометр);

— огород — морковь, сад — … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

формирование умения обобщать.

Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

— метла, лопата — …;

— окунь, карась — …;

— лето, зима — … и др.

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений). Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводиться в следующих играх:

«Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единстенного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)

«Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег-снежинка, снежный — снеговик). В игровой форме следует проводить работу по образованию звукоподражательных глаголов (воробей «чик-чирик» — чирикает, утёнок «кря-кря» — крякает).

В рамках развития связной речи родителям следует побуждать детей к беседам (учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять

Предложения по картинкам.

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии картинок

Рассказ по опорным словам и предложениям

Пересказ

Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии

Одним из важнейших условий для коррекции речи ребёнка является повышение речевой культуры родителей и полноценное речевое общение в семье. Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:

содержательность;

лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;

смысловая выразительность;

неторопливость;

хорошая дикция;

соблюдение правил речевого этикета;

соответствие слова взрослого его делам.

Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «До-свидания», «Будьте здоровы». Задавая вопросы ребенку, нужно дать ему подумать, не торопясь отвечать самостоятельно, так как важно обеспечить его речевую активность.

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.
Что нужно делать
 создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
 беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать
 не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
 проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
 развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
 следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
 объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя
 искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком
при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
 наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его
 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Источник