Создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка
Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»
Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)
Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:
ведущая репрезентативная сенсорная система;
скорость протекания психических процессов;
индивидуальные когнитивные стили;
информационные потребности и познавательные интересы;
специфическая асимметрия мозга;
степень выраженности креативности;
индивидуальный информационный опыт;
уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.
Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.
Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).
В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.
Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.
Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.
Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.
Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:
1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
1. Механизмы (обязательные требования):
— диагностика способностей и склонностей ребенка;
составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:
целенаправленное использование метода проб и ошибок;
расширение спектра материалов, способов деятельности;
учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);
алгоритмы последовательности действий:
создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
а) методы;
б) средства;
в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованные занятия в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.
Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели — вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Литература:
1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. — Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.
2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
Источник
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ДЕТСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, РАСКРЫТИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЁНКА.
Педагог должен увидеть ребёнка таким,
какой он есть «внутри себя»,
каким знает себя «только он сам».
Е.Ю.Сазонов
Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Таким образом, основными задачами педагогической деятельности являются: создание условий, выявление задатков развития способностей каждого школьника, подготовка к творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся.
Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях.
Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
С педагогической точки зрения важно развитие духовного, интеллектуального, нравственного, творческого потенциала учащихся. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика самостоятельной личностью.
С этой целью педагогами нашей школы была разработана «Основная общеобразовательная программа общего образования» в которую вошли программа духовно – нравственного воспитания и программа формирования экологической культуры, здорового образа жизни, которая создаёт условия для раскрытия способностей детей через систему вовлечения в разнообразную деятельность. Учителя школы работают по четырём направлениям:
Общеинтеллектуальное («Юным умникам и умницам», «Риторика», «Наглядная геометрия»
Духовно – нравственное («Азбука нравственности», «Сказание о земле Илимской»)
Спортивно-оздоровительное («Подвижные игры», «Путешествие по тропе «Здоровье»)
Общекультурное (творческая мастерская «Квиллинг», изостудия «Палитра», хор «Богатыри», театр «Премьера»).
Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса.
Согласно проведенному исследованию, родители хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ – 81 %; желают, чтобы ребенок получил образование в определенном профиле – 73 %; желают, чтобы ребенок получил музыкально-эстетическое образование – 44 %; желают, чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до 17 лет, потому что «…куда ему еще деваться?» — 30%.
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, получить качественное образование.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельностный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию творческого потенциала,
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
Используем такой вид работы, как сменяемость (работа в группах, в паре). Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес. В традиционные уроки вводим игровые моменты.
Проводим олимпиады разного уровня: школьного, районного, регионального, всероссийского, международного. Привлекаем учащихся к участию в научно -практических конференциях «За страницами школьного учебника» и «Фабрика проектов». На базе нашей школы ежегодно проводится Всероссийский интеллектуально – личностный марафон «Твои возможности».
Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
Учитывая, что у ребёнка есть все задатки к развитию способностей в какой-либо области, воспитательное воздействие нацелено на выявление :
творческих способностей (тематические конкурсы рисунков, поделок, открыток);
интеллектуальной инициативы (разноуровневые олимпиады, КВНы, брейн-ринги, марафоны, подготовка и проведение классных часов учащимися по параллелям, ведущие общешкольных мероприятий);
социальной ответственности (акции «Птичья столовая», «Метла», «Помоги ближнему», «Поздравь ветерана», «Письмо солдату», волонтёрское движение).
Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: Центральной Районной библиотекой , детские клубы «Радуга» и «Планета», бассейном «Дельфин», музеем им. М.К. Янгеля, краеведческим музеем, Центральной детской школой искусств, домом культуры «Горняк».
В течение всего учебного года работает единая программа воспитания и социализации обучающихся и детская организация РИТМ (Республика Интересных Творческих Малышей). Целью данной организации является: создание целенаправленной системы, активизирующей включение подрастающего поколения в жизнь общества, развивающей творческих, активных личностей. В сентябре все организации утверждают план мероприятий на весь год и готовят их, как правило, вместе.
Семья – наиболее мощный социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике.
Ребёнок — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи. Одни родители принимают участие в оформлении классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников.
Позитивное отношение родителей и общественности к школе можно проследить по результатам анкетирования:
1. Мой ребенок обучается в надежной и безопасной обстановке — 92%
2. Обстановка, в которой обучается мой ребенок, упорядочена, и в ней поддерживается надежная дисциплина–87%.
3. Учитель моего ребенка — высококвалифицированный(е) специалист(ы)–70%.
4. Я своевременно получаю информацию обо всех событиях в школе-87%.
5. Меня обеспечивают достаточно полной информацией относительно успехов моего ребёнка — 95%.
6. Педагоги в школе относятся к моему ребенку с уважением — 75 %.
7. Меня удовлетворяет качество образования, получаемой моим сыном (дочерью) в школе — 77%.
Учителю нужно уметь видеть в каждом ребёнке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней.
Ведь, как утверждает психолог А.Н. Леонтьев «У человека врождённы не сами способности, а способности к их развитию».
Источник
Выступление на ШМО «Создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка»
Выступление учителя начальных классов Трифоновой И.М.
«Создание условий для развития
индивидуальности каждого ребенка»
на МО учителей начальных классов 29.12. 2012 г.
Мечтой каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.
Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности.
С точки зрения Евг.Ник. Степанова, “создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Дифференцированное обучение — не цель, а средство развития индивидуальности; а проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями. Знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Организация такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции” учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.
Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.
В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
Тогда образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно.
Учителю знакомому с системой развивающего обучения поможет осуществить этот процесс системно-деятельностный подход в обучении. Учитель должен управлять:
— целеполаганием учащихся;
— мотивацией их деятельности;
— формированием умений учащихся;
— созданием обратных связей «учитель» — «ученик»
— созданием проблемных ситуаций;
— комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Евг.Леонид.Яковлева, доктор психологических наук говорит, что существует творческий потенциал – нереализованные возможности, которые есть у каждого человека, и основная задача учителя не в выявлении, отборе, развитии, а в создании условий для развития творческого потенциала у всех учащихся без исключения.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроке такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться.
Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников, помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый.
На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п.
Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений. В игре ученики приобретают знания, повторяют уже изученный материал.
Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.
Увлеченность работой порождает интерес, творческую свободу, удивление своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес: чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлеченности не может быть назидательным и идти сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.
Огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных работ.
Так, например, группа главных архитекторов на уроках технологии создает микрорайон города под моим руководством. Каждый ребенок проектировал и строил свой архитектурный объект или объект благоустройства. Готовые объекты наклеивались таким образом, чтобы работа делилась на планы. На первом плане – крупные фигуры, мелкие – на втором. Это формирует у детей видение композиционного размещения. И сколько восхищения, радости на лицах детей после завершения работы. И каждый ребенок понимал, что один он пока не может создать такую красоту. То ли дело, когда ребята творят сообща! Действительно, работы, созданные группой учеников, получаются большими по размерам, яркими, впечатляющими. В этих работах дети чувствуют себя творцами, создают свои работы и выражают свое отношение к окружающему миру. Своими работами дети утверждаются в детском коллективе. Они создают продукты творчества, которые приносят радость им и окружающим.
Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.
Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся.
В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую или художественную ценность.
Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.
Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках. По Герману Конст. Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.
Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты.
На таких уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.
Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последователь6ость, сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Чтобы активизировать воображение, способствовать развитию творческих способностей и эмоциональную вовлеченность детей, максимально забочусь о введении музыки и поэтического слова на уроке. Слово на уроках играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока.
Многолетняя практика показала: все зависит от меня, как я готовлюсь к уроку, с каким умением, настроением, иллюстративным материалом я иду в класс. Критерием оценки моей деятельности может служить уровень мотивации, развитие эстетического вкуса, понимания и осознания общечеловеческих ценностей. Мной постоянно производится отбор материала, изменение содержания в зависимости от задач образования. Я опираюсь на передовые педагогические технологии, активно использую их элементы.
Очень важно, чтобы процесс общения с детьми носил живой и искренний характер. Известно, насколько дети улавливают малейшую фальшь. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают, в педагоге своем пусть видят они человека и друга. Надо, чтобы видели они, как он сам любуется цветком и не сломает весной зеленую ветку, что тактичен и внимателен к людям. Тогда добром на добро ответят ему дети. Шалва Александрович Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «…Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».
Сформировать творческую личность школьника может только творчески работающий учитель, когда на уроке присутствует сотрудничество, сотворчество ученика и учителя.
Мне важно, чтобы на уроках звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума. Если мы хотим формировать нравственность, духовность, творческую активность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица и т.д.
Что происходит в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу – труд души.
Учителю нужно уметь видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней. Ведь, как утверждает психолог Алексей Николаевич Леонтьев «У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».
Источник