Современное направление творческого развития ребенка

Сайдяшева З. М.

МДОУ «Детский сад № 103»

(Саранск)

Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. Поэтому учитель, воспитатель, родитель всегда должен помнить: «Творческая деятельность не знает границ: будь то занятие, свободное от занятий время, просто прогулка. Помочь ребенку реализовать себя в творческой деятельности — задача каждого из нас».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

          Актуальность проблемы  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

 Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Так же Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Руководствуясь программой «Детство», которая предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, для ограниченного вхождения ребенка в современный мир не последнее место занимает художественно — эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности детей в дошкольном саду.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Наша задача — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников мы уделяем внимание социально — эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. В своей работе мы стимулируем проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Существует 4 стадии проявления дошкольником творческой активности:

—  Первая стадия: подражание — ребенок повторяет готовый способ действия за взрослым ради достижений им желаемого результата.

— Вторая стадия: творческое подражание — ребенок повторяет действия взрослого, но с некоторыми не существенными изменениями. На этой стадии у ребенка есть возможность впервые выразить, выявить преимущества в своих наклонностях.

—  Третья стадия: репродуктивное творчество — ребенок берет за основу схему действий взрослого, но вносит свои существенные изменения, проверяет, подчиняет свои действия к определенным условиям, ситуации. Эта стадия характеризует дошкольников-креативов.

— Четвертая стадия: настоящее творчество, создание нового — создание оригинального нового, опираясь на свои способности и наклонности. Эта стадия доступна только взрослым на пике своего креативного развития, с достаточным опытом умений и знаний.

На реализацию творческого развития дошкольников влияют следующие факторы:

— Накопление впечатлений об окружающем мире (чтобы сформировать творческие способности, ребенку необходимо накопить больше впечатлений об окружающем мире при выполнении различных видов деятельности. Позже ребенок заинтересуется процессом творчества сначала в том виде деятельности, который ему нравится. Сформировав интерес ребенка к любому из видов деятельности  вам удастся захватить воспитание процессом творчества).

— Создание развивающей среды, педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности. К таковым относятся:

  •  развивающие задания,
  • правильная оценка достижений детей в творческой деятельности,
  • воздержание от отрицательных оценок во время проявления ребенком творческой активности,
  • ситуации свободного общения, ответы на многочисленные вопросы детей,
  • возможность ребенка побыть в одиночестве,
  • давать ребенку достаточную свободу для реализации своих творческих задач,
  • бережное ненавязчивое побуждение к проявлению творческих действий, а также наличие необходимых для творчества материалов (они должны быть доступными для ребенка).

— Креативность и эмоциональность педагога. (педагоги должны сохранить в своей душе: непосредственность, доброжелательность, чистоту мыслей, мечты, доверчивость, сказку, восторг открытия мира, доброту).

— Работа с семьей (педагоги должны информировать родителей о путях развития креативности детей, чтобы более гармонично и целостно подойти к этому вопросу).

Использование творческих заданий в работе с детьми  дает широкие возможности для развития ребенка. Во-первых, эти задачи учат, развивают и воспитывают. Во-вторых, это прекрасная возможность общения ребенка, как с взрослым, так и со сверстниками. В-третьих, творческие задания стимулируют познавательную активность ребенка, приучают его быть наблюдательным, любознательным, смелым в познании окружающего мира.

В развитие творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска.

Вопросами развития конструкторского творчества  у детей дошкольного возраста занимались и продолжают заниматься  такие отечественные исследователи, как Л.А.Парамонова,  Г.В.Урадовских, О.А.Сафонова и др.  Они отмечают,  что результатом обучения детей является сформированность  конструирования не только как практической деятельности, но и как универсальной умственной способности, проявляющейся в других видах деятельности и направленной на создание новых продуктов.

Читайте также:  Социальная ситуация развития между ребенком и

Инновационные процессы, вошедшие в образование, привели к появлению наряду с традиционными формами работы по развитию творчества не только занятий изобразительной, музыкальной, театральной деятельностью, но и к осуществлению дополнительных услуг (кружковая работа, организованная в соответствии с интересами родителей и детей, где удовлетворяются индивидуальные склонности и предпочтения каждого ребенка).

Так,  в нашем детском саду», на основе ФГОС (Приказ № 1155 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов дошкольного образования», вступивший в силу с 1.01.2014)  разработаны программы дополнительного образования по оригами,   лего, экологии и т. д. Мною ведется кружок оригами

Занимаясь в кружке, дети могут ощущать радость творчества, раскрыть свои индивидуальные способности. В программе мною были определены цели и задачи по художественно – творческому развитию детей. 

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. 
         

Основные задачи работы по оригами:

  • Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
  • Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, по операционным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
  • Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

В своей работе мы стараемся отдавать предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей

Обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и подробное объяснение изготовления каждой поделки. Г. И. Долженко считает, что превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как удивительную игру, не замечая, что в процессе складывания решают важные задачи: находят параллели по диагонали, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить живое.

Искусство оригами не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. В этом искусстве ребенок получает удовольствие и развивает свои творческие навыки. Таким образом, для развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги педагогу необходимо обладать профессиональными компетентностями, что определит успешность качества образования и развития творческой личности дошкольника.

Для создания мотивации используем игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный,  исследовательский характер предлагаем им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируем возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

Работа в технике оригами – это настоящее творчество, которое увлекло наших воспитанников, наша группа  преобразилась: здесь летающие птицы и бабочки, белые медведи, лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». (Н. Островский)

Литература

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.Аи др. / Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

2. Долженко Г. И. 100 оригами / А. Ю. Долбишева, В. Н. Куров. Ярославль, 2008

3. Крылов Е. Школа творческой личности /Дошкольное воспитание — 2002, 7, стр. 11-20. 

4. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С.17-19.

5. Парамонова Л. А.Детское творческое конструирование / Л.А Парамонова.–М.: Карапуз,1999.-240с.

6. Сафонова О.А. Конструирование из бумаги / О.А. Сафонова.-Н.Новгород,1994.-118с.

ФГОС (Приказ № 1155 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов дошкольного образования», вступивший в силу с 1.01.2014)

Источник

 Назаровас Елена Владимировна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории,

МАОУ СОШ №7

«Современные педагогические технологии в развитии творческих способностей детей в системе дополнительного образования»

     Практикующие психологи и педагоги предлагают пути решения важных задач по самоопределению и реализации творческих способностей детей.  Особое внимание они заостряют  на новых методиках работы с детьми в дополнительном образовании с использованием современных педагогических технологий, таких, как проект, кэйс-метод,  мониторинг успеваемости учащихся, дыхательная гимнастика. Все авторы отмечают особую важность внедрения новых педагогических технологий в процесс дополнительного образования, идущий в рамках современного научно-методического процесса.

     Сегодня, когда  происходит всеобщая социокультурная модернизация образования, создание целостного образовательного пространства должно обеспечивать возможность для личностного развития не только учащихся, но и всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент образовательной среды.

Читайте также:  Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста

     Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. В соответствии с этим творческая деятельность — поиск оригинальных решений поставленной задачи.     Современное всеобщее образование иногда становится «культурным конвейером», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Но человек не является трансформатором или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое, сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

     Эффективные условия для формирования творческой личности:

     1. Признание безусловной ценности ребенка.

В системе  дополнительного образования создаются все условия для развития, способствующие творчеству, которые  позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры без всяких условий.

     2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству.

     3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий.

     4. Креативность формируется и реализуется через индивидуальность ребенка. Здесь важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых, позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению поставленных  целей.

     5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. В своей работе с младшими школьниками я строю обучение хореографии на элементах игры, используя игры музыкальные, психологические, игры на внимательность и быстроту реакции, игры на воображение в создании образов.

Творческую личность может развивать творческая личность.

     Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца. В центре педагогического процесса дополнительного образования детей  стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом.     Творческие педагоги проявляют интерес к универсальным знаниям и метапредметным результатам обучения, они пробуждают в детях интерес к наблюдению в жизни и культуре, развивают интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности воспитанника. Например, при изучении какого-либо национального танца, я знакомлю своих воспитанников с культурой и традициями данного народа, их музыкой, костюмом. Если же мы изучаем современную композицию — то мы узнаем к какому стилю она относится, о том, где и как он возник, какая музыка и костюм соответствует ему, об его исполнителях.

     Работа педагога во многом зависит от контингента учащихся. Позитивные результаты достигаются в том случае, когда индивидуальное сочетается с коллективным и направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и совершенствуется. Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью.  Разумный творческий педагог придает коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой. Я стараюсь учить своих воспитанников жить в коллективе – это значит помогать и сочувствовать друг другу, отвечать за свои поступки, не ставить личные интересы выше общественных. В моем детском коллективе – все яркие и эмоциональные личности. Многим хочется показать себя на сцене в роли солиста, но не у всех это еще получается. Не всегда маленький ребенок может оценить свои способности объективно, а кроме того в любом творческом коллективе присутствует соперничество. Моя цель – учить детей общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом, формировать навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности понимать себя и другого человека, где соревновательность в овладении какими-либо знаниями и умениями  приносила бы положительные результаты, а не становилась самоцелью педагогического процесса.  Нельзя все приводить к общему результату, чрезмерно поощрять       одних  учеников в ущерб остальным. Должен проявляться персонифицированный подход к личности. Для кого-то самое маленькое достижение – огромный прогресс, а для кого-то – большое достижение становится маленьким этапом развития.

     Особо хотелось бы отметить роль новых информационных технологий в современном дополнительном образовании, которые  открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения, позволяющие повысить качество и эффективность занятий на 20-30%.

     В основе моей программы «Комплексное обучение хореографии» со средними и старшими школьниками, заложено использование новой информационной технологии в дополнительном образовании. А именно: детям даются задания по поиску новой музыки, информации об истории создания национальных и классических постановках и костюмов. А затем мы обсуждаем эту информацию и вместе  ищем оптимальные решения. Воспитанники много смотрят видео-концертов и выступлений многих российских и зарубежных танцоров, узнают много нового об их творчестве. Самостоятельно дети старшей группы «Рандеву» создали сайт в социальной сети нашего ансамбля, где помещают новости из жизни коллектива, фото, видео выступлений, а также делятся музыкальными новинками со своими сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка про осень

     Я, как педагог и руководитель хореографического ансамбля, помещаю материал о достижениях своих воспитанников на своем сайте и публикую видео наших танцев в сети интернет, обсуждая постановки и получая комментарии коллег. Это позволяет мне более объективно оценивать мою работу как постановщика, а также мастерство моих учеников.

            Кроме того, в последнее время появилась новая возможность участия не только в очных, но и заочных и дистанционных творческих конкурсах по хореографии. Это облегчает работу педагога, так как поездка с детьми на конкурс создает много проблем. Таких фестивалей творчества по хореографии существует немного, в одном из них мы приняли участие со старшей группой ансамбля «Рандеву».

      Новым положительным типом коллективного сотрудничества является тесное взаимодействие и участие в многоцелевой концертно-просветительской деятельности. Это дает возможность нашим детям выступать на концертных площадках города, а также выезжать на различные творческие конкурсы в другие регионы нашей страны. Данная работа  отражается на интеллектуально — психологическом  преображении детей, раскрывая их коммуникативные качества, умение тесно взаимодействовать не только  между собой, но и с разной аудиторией.

      Очень большое внимание в своей работе я уделяю индивидуальным занятиям с одаренными и способными детьми. На каждого такого ребенка я составляю личный годовой план, следуя которому мы совместно решаем поставленные цели и задачи. (приложение 1). В этой работе много внимания уделяется самостоятельному  поиску креативных путей решения. Главной целью таких занятий является участие в детских творческих конкурсах и достижение определенных результатов. Так, например, одна из моих учениц стала Лауреатом 2 степени на Международном фестивале в сольной номинации. Этот результат дал новый толчок к дальнейшему самосовершенствованию ребенка и меня, как педагога.

       В своей работе со старшими воспитанниками, я стала использовать еще один метод — проектная деятельность, который позволяет развивать в детях творческую инициативу и креативность мышления, умение самостоятельно находить нужную теоретическую информацию, обрабатывать ее и воплощать в практику. Девушки старшей группы  работают над своей собственной постановкой и выступают с ней на творческом отчете-концерте. Такая деятельность позволяет ребенку ощутить свою значимость и самостоятельность, у них появляется уверенность в своих силах. После этого, у детей повышается мотивация, они учатся контролировать себя и оценивать работы своих сверстников.

       Таким образом, можно сказать, что использование таких современных технологий как:

      1. Использование ИКТ

      2. Психологическое сотрудничество

3. Индивидуальная работа с одаренными и способными детьми

4. Внедрение метода проекта

5. Компетентный подход к обучению и воспитанию

 позволяют более эффективно внедрять в практику любую программу дополнительного образования, в том числе и по хореографии.  Владея определенным запасом знаний и умений, опытом работы, я не позволяю себе останавливаться на определенном этапе развития. Девиз моей жизни – «Никогда не останавливайся на достигнутом!» Педагог обязан быть компетентным в своей области и постоянно самосовершенствоваться, быть в курсе последних достижений науки и культуры, постоянно внедрять новые педагогические технологии и подходить ко всему креативно. Только такой творческий педагог сможет воспитать творческую личность. Обучаясь по моей программе «Комплексное обучение хореографии»,  ребенок не только получает предпрофессиональное образование, овладевая определенным запасом знаний, умений и навыков, но и учится внедрять их в своей дальнейшей жизни и работе, чтобы быть настоящим членом современного социума.

Библиографический список:

  1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.12-15
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» гл. 1

Приложение 1

Планирование индивидуальных занятий по хореографии на 2013-14г. воспитанницы старшей группы «Рандеву» Ишембитовой Айгуль

Название мероприятия

Сроки реализации

Результат

1.

Психологическое тестирование

Сентябрь, май

2.

Тестирование по уровню овладения

основными танцевальными навыками

 по основной программе обучения доп.

образования «Комплексное овладение

основными хореографическими навыками»

Сентябрь,

май

Сентябрь:

Теория-4,

Практика-5;

Май:

Теория –

Практика-

3.

Планирование репертуара на учебный год

Сентябрь

«Татарочка»

«Чардаш»

4.

Индивидуальные занятия

В течение года

5.

Участие в городских мероприятиях

В течение года

Концерт

Общества «НУР»,

Концерт для

Ветеранов труда,

Концерт для «Ремстройдор»

6.

Участие в городских конкурсах творчества

Апрель, май

1 место на городском

конкурсе «Хрустальная капель»

7.

Работа над творческим проектом

4 четверть

В стадии работы

8.

Участие в творческом отчете ансамбля «Ассорти» с сольным танцем

апрель

Выступление

9.

Анализ работы за год, планирование работы на следующий год

май

10.

Работа с родителями, учителями-предметниками, классным руководителем, психологом

В течение года

Индивидуальные встречи

11.

Участие в Международном конкурсе «Зажигаем звезды» ( г. Ижевск)

4-8 июня

2014г

Лауреат 2 степени

Источник