Современная периодизация развития ребенка
На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.
Виды периодизаций развития ребенка
Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:
- раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
- дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
- начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
- обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
- высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.
Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:
- беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
- молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
- постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.
Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.
Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:
Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:
- социальная ситуация развития;
- ведущая деятельность;
- новообразования личности;
- характер течения возрастного кризиса.
Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).
Замечание 1
Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.
Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:
Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину
Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина
Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.
- Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
- Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
- Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.
Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).
Современные периодизации психического развития ребенка
Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.
В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.
Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову
Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.
Источник
Содержание:
20.01.17 09:00 / ????5925 (18 за неделю) / ⏱️7 мин. /
С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизненного пути легче усматриваются закономерности развития личности из-за специфики разных возрастных этапов.
На международном симпозиуме 1965 года по возрастной физиологии условились выделять 7 периодов развития в детско-юношеском возрасте:
- Новорожденность – первая декада после рождения (10 дней).
- Грудной возраст – с 11 дня по достижении года.
- Раннее детство – 1-3 года.
- Первый детский период – 3-8 года.
- Второй детский период – 8-11 и 8-12 лет (у девочек и у мальчиков соответственно).
- Подростковый период – 12-15 лет и 13-16 лет (у девочек и у мальчиков соответственно);
- Юношеский период – 16-20 лет и 17-21 год (у девушек и у юношей соответственно).
В зависимости от критерия психологической периодизацией отмечаются разные жизненные периоды человека. Но независимо от выбранных оснований периодизации, большинство теорий сходятся вокруг одинаковых возрастных этапов.
Стадии развития по Эриксону
Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.
Младенчество – от появления на свет до года
Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.
Раннее детство – 1-3 года
В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.
Возраст игр – 3-6 лет
На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.
25
Особенности развития детей дошкольного возраста
Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. …
Школьный возраст – 6-12 лет
В этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.
Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов
Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.
Закономерности детского развития и его периодизация по Выготскому
Советский психолог Л. С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности детского развития.
Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются. Так, нарастание и интенсивное развитие в какой-то момент меняются на затухание и замедление. Ценность месяца в развитии младенца намного больше, чем ценность месяца у подростка, поскольку в первом случае цикл развития более интенсивный.
Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций. В одни периоды психическая функция доминирует, развивается наиболее интенсивно, в то время как развитие других функций отступает в тень и зависит лишь от доминирующей функции. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости.
Согласно Выготскому, есть два сменяющих друг друга типа возрастных периодов: стабильные и критические. Вот выстроенная им периодизация:
- Кризис новорожденного.
- Младенчество – 2-12 месяцев.
- Кризис первого года.
- Раннее детство – 1-3 года.
- Кризис трёх лет.
- Дошкольный возраст – 3-7 лет.
- Кризис семи лет.
- Школьный возраст – 8-12 лет.
- Кризис 13 лет.
- Пубертатный возраст – 14-17 лет.
- Кризис 17 лет.
Периодизация и ведущая деятельность по Эльконину
Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Эльконин выделяет и периоды детского развития:
9 1
В стране ПК чудес
Многие родители, чтобы идти в ногу со временем прямо из колыбели подсаживают малыша к монитору. Но к …
- Младенчество, когда общение ребёнка со взрослым носит непосредственный, эмоциональный характер.
- Ранний возраст (1-3 года) с преобладанием предметной деятельности.
- Дошкольный возраст (3-7 лет) с преобладанием ролевых игр.
- Младший школьный возраст (8-12 лет) с доминированием учебной деятельности.
- Подростковый возраст (11-15 лет) с лично-интимным общением с ровесниками.
- Юность.
Внутри самой деятельности различаются психологические новообразования. Когда одна ведущая деятельность сменяется другой (например, вместо игровой деятельности дошкольника возникает учебная деятельность младшего школьника), то наступает кризис. По содержанию можно отличать кризисы отношений, характерные для 3 и 11 лет и кризисы мировоззрения, которые приходятся на 1 год, 7 и 15 лет.
Стадии когнитивного развития Пиаже
Франко-швейцарский психолог Ж. Пиаже поставил во главу угла стадии когнитивного развития, проще говоря, уровня развития интеллекта.
Сенсомоторный интеллект
Он проявляется от рождения до полутора-двух лет. У малыша в этот период развиваются двигательные структуры и чувства: зрение, слух, обоняние, тактильное восприятие, манипулирование, всё это делается из любопытства к окружающей среде. Для малыша открываются связи между его действиями и результатом – потянуть на себя пелёнку и добраться до заветной игрушки, лежащей на ней. Он также начинает понимать, что другие предметы существуют независимо от него, и постоянно учится отличать себя от остального мира.
Репрезентативный (конкретно-операциональный) интеллект
Он соответствует возрасту конкретных действий (2-11 лет). Умственное развитие малыша достигает более высокого уровня. Здесь развивается символическое мышление, начинается интериоризация действий, формируются семиотические функции (умственный образ, язык). Складываются наглядные образные представления объектов, которые малыш обозначает уже не прямыми действиями, а названиями.
Вначале у мышления нелогичный, субъективный характер, но после 7 лет формируются ростки логического мышления. Стадии развития могут сменяться быстрее или медленнее благодаря культурному и социальному окружению хотя бы по тому, насколько полно они предоставляют ребёнку подходящие для занятий задачи и материалы.
Неэффективной является передача готового знания, например, зубрёжка правильных ответов, поскольку для развития необходимо проявление собственной активности при конструировании и регуляции познавательных процессов. Важен для развития мышления также и обмен идеями, споры и обсуждения со сверстниками. При переходе к конкретно-операциональному мышлению все психические процессы, способность к сотрудничеству, моральные суждения перестраиваются. Но эти логические операции остаются конкретными и применяются лишь к реальным предметам и манипуляциям над ними, поскольку реальность ребёнка представлена конкретным содержанием.
Формально-операциональный интеллект
Период формальных операций, характерный для формально-операционального интеллекта, приходится на возраст 11-15 лет, на протяжении которого формируется абстрактное мышление. Формально-операциональные структуры можно наблюдать, когда ребёнок начинает гипотетически рассуждать, не имея конкретной опоры и независимо от содержимого предметной области.
Основой логики взрослых людей являются формальные мыслительные процессы, именно на них основано простейшее научное мышление, которое манипулирует гипотезами и пользуется дедукцией. С помощью абстрактного мышления человеку удаётся выстраивать умозаключения, пользуясь правилами комбинаторики и формальной логики. Благодаря этому подросток может понять теорию, выстроить свою, прикоснуться к взрослому мировоззрению, временно покидая пределы собственного опыта. С помощью гипотетических рассуждений подросток попадает в сферу потенциально возможного, хотя его идеализированные представления можно проверить не всегда, поэтому они остаются противоречащими фактическому положению дел.
8 1
100 книг, которые стоит прочитать ребенку
Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как ч …
Наивный идеализм
Когнитивный эгоцентризм подростков Пиаже обозначил «наивным идеализмом» подростка, который мышлению приписывает неограниченную силу, стремясь таким образом сделать более совершенный мир. Но когда подросток принимает на себя взрослые социальные роли, то тогда наталкивается на препятствия, ему приходится учитывать и внешние обстоятельства. Так в новой сфере происходит окончательная интеллектуальная децентрация.
Педагогическая периодизация
Педагогическая периодизация связана с делением образовательных учреждений на дошкольные (детский сад и ясли) и школьные (все школьные стадии). Здесь различается 6 периодов:
- Младенчество – от появления на свет до года.
- Раннее детство – 1-3 года.
- Дошкольный период – 3-6 лет.
- Младший школьный период – 6-10 лет.
- Средний школьный период – 10-15 лет.
- Старший школьный период – 15-18 лет.
Знание важнейших этапов индивидуального развития детей и возникающих на этих этапах проблем является важнейшим условием для эффективной воспитательной и образовательной работы, формирующей жизненные навыки, помогающие укрепить и сохранить здоровье.
Поскольку не существует общепринятого определения юности и подросткового возраста, ООН стала считать подростками людей 10-19 лет, а молодёжью – 15-24 лет, что используется для статистики, чтобы не вносить путаницу в формулировки стран-членов ООН. Подростки и молодёжь совместно обозначаются словосочетанием «молодые люди» с возрастными рамками 10-24 лет. В Конвенции о правах ребёнка детьми считаются все лица до достижения 18 лет.
Источник