Современная периодизация развития личности ребенка

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. Поскольку каждый автор периодизации заложил различные критерии для определения возрастных границ, они выделяют разные периоды и периоды по-разному называются.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Первой группе характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.
0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство
2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов
6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

2. Второй группе характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 — 1 год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Основной критерий — интеллект.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
— от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
— от 7 до 12 лет стадия конкретных операций — возникновение элементарного логического рассуждения.
— от 12 лет — стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Читайте также:  Дословесный период развития ребенка

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 — 1 год — раннее младенчество
социальное качество — надежда

  • доверие к людям, к окружающему миру.
  • взаимная любовь, связь ребенок — родитель
  • удовлетворение потребности в общении с родителями
  • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество — воля

  • самостоятельность
  • уверенность в себе
  • сомнения в себе
  • гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет — возраст игры
социальное качество- целеустремленность

  • инициативность
  • активность, живое воображение
  • подражание взрослому
  • признаки полоролевого поведения
  • чувство вины
  • пассивность
  • отсутствие инициативы
  • отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

  • стремление к достижению
  • трудолюбие
  • развитие познавательных и коммуникативных навыков
  • чувство собственной неполноценности
  • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
  • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
  • конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

  • эгоидентичность (собственная уникальность)
  • жизненное самоопределение
  • поиск себя
  • формирование мировоззрения
  • половая поляризация в формах поведения
  • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
  • путаница ролей
  • смещение временных перспектив
  • смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество — любовь

  • интимность
  • стремление к контактам с людьми
  • желание и способность посвятить себя другим людям
  • рождение и воспитание детей
  • изоляция
  • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) — 60 лет средняя взрослость социальное качество — забота

  • творчество (особенно в труде)
  • продуктивная и творческая работа над собой и другими
  • застой (особенно в труде)
  • эгоизм, эгоцентризм
  • непродуктивность в работе
  • ранняя инвалидность

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков
1 ступень — оживление (0-12мес)
2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)
3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)
4 ступень — индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Источник

В современной науке принято несколько периодизаций,  рассмотрим принятую педагогике.

1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить).

2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»).

3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве.

4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка).

5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и).

6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности.

7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов:

  1. стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя
  2. 2. стадия длиться (30-35 до 60)

8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Отечественная педагогика — воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Читайте также:  Моу центр развития ребенка 2 центрального района волгограда

То, что развитие (как физическое, так и умственное) тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в целом, развитие конкретно человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Возраст — конкретная, ограниченная во времени ступень развития личности: детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость и т.д. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических, биологических, психических изменений, являющихся общими для всех.

Возрастное развитие — это процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований. Основная движущая сила развития — разрешение противоречий между достигнутым уровнем физического и психического развития. Противоречия — следствия изменения потребностей, порождаемых развитием.

Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить на периоды. Варианты периодизации различны. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, причем число периодизаций продолжает увеличиваться, т.к. пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует научную область. В современной педагогической науке приняты следующие периодизации детского возраста:

1. Младенчество (0-1 год жизни): характеризуется кризисом рождения (переход от одной формы жизни в другую) и кризисом 1 года жизни. Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий. Период первоначального активного приспособления и приведения в готовность сил к первичной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок — от незнания и неумения — ребенок начинает ходить и говорить.

2. Преддошкольный возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность, в ходе которой осуществляется овладение действий с предметами. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Обогащение эмоциональной сферы, развитие речи. Заканчивается обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя как отдельная личность («Я сам!»). Кризис 3-х лет.

3. Дошкольный возраст (3-6 лет): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интенсивного накопление социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

  • младший дошкольный возраст (3-4 лет),
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (дев. 6-11, мальч. 6-12 лет): гендерные различия, физиологическое созревание, интенсивное формирование познавательных сил ребенка. Происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур коры головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

Кризис начала учебы — кризис 7 лет (переход от игровой деятельности к учебной). Кризис проявляется в нежелании идти в школу, и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровой, а в школе от ребенка требуют учиться. Основная трудность — готов ли ребенок к системному труду.

5. Средний школьный возраст (подростковый) (дев. 11-15, мальч. 12-16 лет): гендерные различия; характерен кризис подростка. Новый качественный этап в становлении человека. Происходит становление личности, половое созревание, личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

6. Старший школьный возраст (юношеский) (дев.15-18(20), мальч.16-18(21) лет): период завершения физического и психологического созревания, формирование социальной готовности к труду, чувство гражданской ответственности. Кризис самоопределения.

7. Зрелость (1 период — 21-35 лет, 2 период — 35-60 лет): период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости или молодости (20-23 года до 30-35 лет) соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя. Вторая стадия длится от 30-35 лет до 60 лет.

Читайте также:  Влияние доу на развитие личности ребенка

8. Пенсионный период (60-75 лет).

9. Старческий период (75-90 лет).

10. Долгожители (90 и >).

Каждый возрастной этап завершается кризисом. Кризис развития — переходный период от одного этапа к другому, обострение противоречий. Характеристики кризиса: непослушность, раздражимость, упрямство, стремление к самостоятельности, повышение конфликтности. Каждый период несет новообразование.

Достоинства педагогической периодизации: учитывается половое различие (особенности пола), рассматривается весь жизненный цикл, в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение — с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д.

Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении, памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера). В педагогике периодизация становления личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами педагогики.

Периодизация по Выготскому (по ведущей деятельности):

  • младенчество (0-1 год) — непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий.
  • раннее детство (1-3) — предметно-орудийная деятельность, в ходе кт. осуществляется деятельность овладения действий с предметами.
  • дошкольники (3-7) — ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах.
  • младшие школьники (7-12) — интенсивное формирование познавательных сил ребенка.
  • подростки (12-15) — общение, построение интимно-личностных отношений.
  • старшие подростки (15-17) — учебно-профессиональная деятельность.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения осуществляется с учетом индивидуальности учащихся, учебная деятельность обеспечивается на уровне потенциального возможностей для ученика. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, составляют учебное расписание, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Источник