Советы по развитию речи ребенка

Автор: Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию советы, направленные на просвещение родителей о развитии речи их детей.
Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

Советы по развитию речи ребенка

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы для родителей по развитию речи детей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина — нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” — мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью — это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи — часы, скажи — ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! — га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Читайте также:  Роль литературы в речевом развитии ребенка

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом — полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
— разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
— разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года

Материал для речевого развития дошкольников

Конспект НОД в старшей группе по теме «Моя семья»

Речевые игры для детей

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Читайте также:  Социальные центры развития ребенка

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Источник

Статья подскажет, как развивать речевые навыки ребенка на разных возрастных этапах, приведет примеры и конкретные практические методы освоения речи, даст рекомендации по формированию правильного произношения у ребенка

Задача родителей − создавать благоприятную для развития ребенка обстановку, способствовать раскрытию заложенного в нем потенциала, направлять и в случае необходимости помогать своему ребенку на каждом из этапов его становления.

Освоение речи − важная ступенька в развитии крохи. Первые слова родители ждут всегда с нетерпением. Во-первых, потому что это значительно облегчает процесс интерпретации желаний и потребностей чада, во-вторых, это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и постепенно приобщается к взрослому миру.

мама занимается с ребенком

Следует помнить, что примеров того, чтобы здоровый ребенок, находящийся в социуме, не говорил, в медицинской практике нет. Рано или поздно этот момент наступит, вне зависимости от того занимаются с ребенком дополнительно или нет.

Однако детишки, развитию речи которых уделялось должное внимание, начинают говорить быстрее, строят предложения правильнее, не сильно искажают слова, обладают более богатым запасом слов, а значит, в последующем они вряд ли столкнуться с необходимостью наверстывания упущенного при подготовке к школе и смогут выделить дополнительное время на развитие иных интеллектуальных способностей.

Как правильно развивать речь ребенка: памятка

Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:

1. Начинать с самого начала
Имеется ввиду с самого рождения ребенка, а можно еще, будучи беременной. Не бойтесь, что вы уже что-то упустили, речь не идет о специальных занятиях, главное − это простое общение, контакт глаз. Вряд ли найдется мама, которая не разговаривала со своим малышом со дня его рождения, а многие начинают даже задолго до этого

мама с крохой

2. Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите
Общительным от природы или по долгу службы людям не составит труда находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки

3. Играть со своей интонацией
На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи

4. Использовать высокий голос
Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом

5. Говорить медленно, повторяя по несколько раз
Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить

гуление грудного ребенка

6. Упрощать слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем»
Вначале ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения речи может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав», или объясняя ребенку, почему нельзя трогать розетку, не следует рассказывать про суть электричества и напряжение в сети, можно просто сказать «нельзя, будет больно» (или «бо-бо»). Но не надо намеренно коверкать слова, особенно после года, наподобие «сьто за класивый масянечка тут почмокивает?»

7. Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения
Например, поначалу можно говорить «Маша держит мишку», потом добавлять «Маша держит большого пушистого мишку. Мишка любит мед»

8. Исключать фон при общении
Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу

9. Уделять внимание мелкой моторике рук
Доказано, что развитие нервных окончаний на пальчиках и ладошках рук напрямую связано с развитием речи. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка (массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к разным на ощупь поверхностям)

Как развивать речь ребенка на первом году жизни?

мама играет с грудным ребенком

В привычной для мира взрослых манере общения, т.е. с помощью слов, ребенок начнет говорить только на втором году жизни. Речь, тем не менее, складывается из двух составляющих: воспроизведение и понимание (восприятие).

ВАЖНО: Дети начинают понимать значения слов гораздо раньше, чем учатся их произносить.

Другими словами, ребенок на протяжении первого года формирует так называемый пассивный багаж слов. А на втором году, как правило, переводит его в статус активного, т.е. начинает употреблять эти слова в своей речи.

Очень важно помочь своей крохе выучить как можно больше слов, при этом устанавливая определенные связи и ассоциации слов с реальными предметами или действиями.

мама общается с малышкой

Учитывая, что ребенок на первом году развивается очень стремительно, рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка в первые двенадцать месяцев.

  • 0-3 месяца
    Ребенок общается с помощью плача или крика, хорошо улавливает интонацию вашего голоса
  • 3-6 месяцев
    Период «гуления». Именно в этом возрасте малыш в хорошем расположении духа может порадовать звуками «агу», способен произносить многие гласные и некоторые согласные. Важной особенностью является умение вступать в диалог с ребенком, говорить с паузами, предоставляя возможность ребенку ответить. Можно поощрять малыша, повторяя произнесенные им звуки

ВАЖНО: Примерно до 4-5 месяцев дети не понимают значения слов, а интерпретируют вашу речь по интонации.

  • 6-9 месяцев
    Фаза лепета. После полугодовалого возраста, многие родители способны уловить в хаотичном лепете слова «ба-ба», «па-па», «ма-ма». В самом начале это лишь набор слогов, чередующихся в разной последовательности. На этом этапе можно активно учить ребенка словам, называя окружающие его предметы

ребенок с кубиками

  • 9-12 месяцев
    К концу первого года ребенок произносит свои первые слова. Некоторые детишки способны произнести до 10 слов. Но все индивидуально, и зависит, в том числе от темперамента ребенка. Если вы по натуре не словоохотливы, вряд ли ваш ребенок начнет болтать без умолку

Отдельно следует упомянуть о методиках раннего развития ребенка. Желание родителей вырастить способного ребенка, умнее и успешнее себя, вполне естественно. Но в порыве наилучших побуждений, важно не добиться обратного результата. Жизнь ребенка первого года связана, прежде всего, с эмоциональной стороной. Поэтому первостепенным должно стать живое чувственное общение, а не механическое запоминание слов с карточек, показывать которые рекомендуют ребенку уже с первых дней жизни.

ребенок смотрит на картинки

Ряд методик действительно демонстрируют высокие результаты: дети знают много слов, начинают читать и писать раньше, чем говорить. Но часто они имеют проблемы с общением, эмоциями, социальной и личной жизнью в последующем. Поэтому ко всему нужно подходить разумно и ориентироваться прежде на желание и интерес ребенка.

Основными техниками развития речи у детей первого года являются:

  • звуковое подражание ребенку
  • комментирование происходящего
  • песенки, потешки, пальчиковые игры
  • развитие мелкой моторики

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

Основные принципы:

  • простая рифма
  • повторение звуков или слов
  • небольшой размер
  • сопровождение жестами/действиями

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

  • эмоциональный контакт с ребенком
  • развитие его речевых навыков
  • массаж пальчиков
  • изучение частей тела
  • помощь в установлении режима

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

  • утренние гигиенические процедуры
Читайте также:  Развитие познавательной деятельности у аутичного ребенка

стишок для умывания

  • переодевание ребенка

стишок при переодевании

  • подготовка к купанию

стишок для купания

  • перед гимнастикой

стишок для гимнастики

  • массаж пальчиков

стишок для массажа пальчиков

  • перед сном

стишки на ночь

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Как развивать речь у дошкольника: советы, рекомендации

Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:

  • Совместное чтение сказок и их обсуждение

чтение сказки

  • Связывание картинок с реальными предметами
    Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
  • Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
    Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
  • Предложение выбора
    Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
  • Словесные игры
    Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами

игра мамы с сыном

  • Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
    Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
  • Комментирование своих действий
  • Обращение по имени, зрительный контакт
    Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
  • Использование жестов
    Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
  • Тренировка мышц
    Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
  • Чтение по ролям
    Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»

общение мамы и дочки

  • Развернутое определение свойств предмета
    Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать
  • Ответ с дополнением
    Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
  • Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
    Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет

ВАЖНО: Дети в этом возрасте чуть ли не каждый день узнают новое слово. Можно вести так называемый журнал «Слово дня» и записывать каждый день новое произнесенное ребенком слово. Это позволит следить за развитием речи малыша.

ребенок с мамой на природе

В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени. Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения.

Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

  • Прятки
    Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
  • Сюжетно-ролевые игры
    Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки

мама играет с дочкой

  • «Угадай-ка»
    Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
  • Активные игры
    Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:

потешка с движениями 1потешка с движениями 2

Почему ребенок плохо говорит: причины

По усредненным показателям ребенок к 18 месяцам говорит 10-15 слов, к двум годам – 30-50 слов, к трем годам – сотни слов, к четырем – тысячу.

Основные тревоги, возникающие у родителей, связаны с тем, что ребенок:

  • мало говорит
  • говорит неправильно

Как правило, дети не сразу осваивают правильную речь, в том числе сокращают слова, пропускают звуки, путают слова, неверно строят предложения. Это вполне нормально, поскольку малыш в первую очередь учится говорить простые, легко запоминаемые слова, часто произносит не название предмета, а звук, с которым он ассоциируется. Например, не машина, а «би-би», не упал, а «бах».

ребенок не хочет говорить

Кроме этого, естественным считается обобщение многих предметов и действий одним словом. Например, слово «мама» будет звучать из уст ребенка, и когда он захочет на ручки, и когда он захочет есть, и когда ему что-то нужно будет от мамы. Постепенно ребенок станет добавлять необходимое уточнение. Слово «машина» или «би-би» может относиться и к велосипеду, и к автобусу, и ко всему что движется.

Тем не менее, важно не упустить момент, если в развитии речи ребенка появятся проблемы:

  • ограниченный запас слов
  • заикание
  • шепелявость
  • потеря букв

Если ребенок в 2,5-3 года ребенок знает меньше 30-50 слов, коверкает слова, шепелявит или заикается, следует навестить врача. Своевременно скорректировав речевое развитие, пик которого наблюдается до трехлетнего возраста, можно избежать серьезных проблем в будущем.

ребенок занимается с логопедом

Основные причины, почему ребенок не говорит или говорит неправильно:

  • Его понимают и без слов
    Малыш просто лениться произносить слова, потому что прекрасно обходится без них. В этом случае необходимо хитрить, что вы не понимаете, чего хочет ребенок, и вынуждать его сказать это
  • Имеются проблемы со слухом
    Возможно, образовалась серная пробка или есть другие препятствия для нормального слуха
  • Быстрый темп речи
    Малыш слишком торопится при произношении слов, что приводит к потере букв или заиканию. Обычно это проходит к 4 годам
  • Подражание неправильным звукам
    Ребенок подражает звукам и словам, которые слышит от окружаю?