Советы педагогов ребенку 5 лет
Елена Елизарова
Особенности воспитания детей 5–6 лет
Особенности воспитания детей 5-6 лет
Учет возрастных особенностей при воспитании детей 5-6 лет. Вы как родители должны учитывать особенностивозраста ребенка 5-6 лет:
1. Нужно относиться с уважением к фантазиям, которые могут появиться у ребенка, не нужно препятствовать его магическому мышлению. Важно научиться отличать «вранье» от игры воображения и просто защитной фантазии.
2. Необходимо поддерживать стремление детей позитивно самовыражаться, старайтесь поддерживать их стремление развивать свои способности и таланты, но при этом не нужно делать на них акцент. Старайтесь делать все, чтобы ребенок имел возможность развивать свои самые разнообразные творческие идеи.
3. Со вниманием относитесь к желаниям детей, но также нужно уметь ставить границу там, где их желания могут навредить им самим, или могут навредить окружающим людям. Помните, что нужно ставить только ту границу, которую вы сможете отстоять и выдержать.
Особенности воспитания детей 5-6 лет
4. Предоставьте детям возможность общения со своими сверстниками. Приходите на помощь ребенку только тогда, когда он находиться в эмоциональном затруднении. Обсудите возникшую ситуацию вместе, скажите ребенку как лучше поступить в данной ситуации.
5. Ребенок должен общаться с близкими. Старайтесь организовать отдых для всей семьи. Говорите о совместных планах с ребенком. При этом разумеется, учитывайте психологию ребенка и его возрастные особенности, то, что вам кажется естественным, ребенок может понимать совсем иначе.
6. Не усердствуйте, контролируя ребенка, пусть он сам определяет те задачи, которые он хочет и в состоянии выполнить. Поддерживайте ребенка, если возникают проблемы и вместе разбирайте причину их возникновения. Показывайте радость, когда ребенок самостоятельно достигает успеха.
7. Помните, что дети возраста 5 — 6 лет с желанием будут откликаться на просьбу о помощи. Но они вряд ли захотят быть вам обязанными. В вашем сознании должна присутствовать мысль того, что когда вы обращаетесь к ребенку за помощью, вы более успешно можете развивать в них позицию ощущения себя «взрослым». А если вы будете держать их в подчинении и обязанности, говорить им что они должны или обязаны, вы будете развивать в них «инфантильность».
8. По возможности не испытывайте страха и не уходите от «неудобных», но важных для ребенка вопросов. Старайтесь давать четкий, ясный и, как можно, максимально простой ответ. Отвечать следует лишь на вопросы, которые задает сам ребенок. Не нужно распространяться и усложнять ответ. Объясните детям на их языке, в чем состоит специфика разности полов. Объяснение нужно давать соответственно возрасту ребенка. А если возникают сложности с объяснением того или иного вопроса, просто возьмите любую книжку по воспитанию и развитию детей, в ней вы найдете много интересных советов.
9. По возможности старайтесь не лгать, а отвечать честно. На вопрос о смерти отвечайте соответственно своим религиозным представлениям, говорите об устройстве жизни на земле и на небесах в простой форме. Но все зависит от индивидуальности ребенка и его уровня развития. Учите понимать ребенка разные вещи, говорите о существующих на сегодняшний день технологиях и наших возможностях на земле. Чтобы приободрить ребенка стоит упомянуть, что наука не стоит на месте.
10. Помогайте ребенку преодолевать возникающие страхи. Нельзя осуждать их за страх и призывать «не бояться». Нужно выслушать ребенка, узнать, что его беспокоит, страх иногда является проявлением какой-то неразрешимой проблемы. Поддержите ребенка. Но вместе с тем, предоставьте ему возможность самому справляться с этим страхом. Если страх не прекращается можно показать ребенка психологу или знакомому врачу.
Источник
Анна Садовская
Воспитание ребенка 4–5 лет. Основные рекомендации родителям
Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 4-5 лет;
Расширить знания родителей характерных особенностей детей, присущих данному возрасту.
Дать рекомендации по воспитанию детей.
К четырем годам малыш заметно взрослеет, становится мягче и уступчивее. Его чувства становятся более глубокими, появляются устойчивые симпатии и антипатии.
В этот период у малыша так же активно развивается познавательная сфера:
-больше общайтесь;
-рассказывайте об окружающих его предметах и явлениях;
-читайте вместе;
-играйте вместе;
-эксперементируйте вместе.
У малыша этого возраста формируются нравственные качества:
— чуткость
-доброта
-великодушие
-отзывчивость
-чувство дружбы
-чувство долга
Теперь с ребенком можно о многом договариться. Выстраивайте с ним дружеские отношения, основанные на сотрудничестве. Позитивное воспитание основывается на любви, а не на устрашении. Для ребенка очень важно знать, что он любим всегда, даже когда он «не слушается».
Как правильно воспитывать ребенка в чуть более подросшем возрасте? Воспитание ребенка 4,5 лет требует усердия и терпения, так как именно в этом возрасте впервые начинает проявляться его только-только начавший формировавшийся характер. Как только вы дадите слабину, ребенок быстро это почувствует и поймет, что может вести иначе, чем обычно.
Ребенок, при неправильном воспитании в этом возрасте, может на всю жизнь закрепить в себе нехорошие черты характера, а значит исправить что-то, потом будет уже невозможно. Для правильной коррекции его поведения потребуется уделить достаточно много времени, поэтому непременно займитесь этим вопросом сразу же.
Если ребенок начал активно проявлять капризы, значит, вы в какой-то момент воспитания допустили слабину и дали ему понять, что таким поведением можно чего-то добиться. Реакция тут должна быть постоянной — полное игнорирование или переключение внимания на что-то другое, противоположное желанию ребенка;
Если капризов в 4,5 года нет, значит, воспитание ребенка проходит хорошо и нужно продолжать работать именно в таком ключе. Психология тут проста — если вас устраивает поведение ребенка, то и корректировать ничего не нужно — всё идёт своим чередом и будет оптимальным в будущем;
Важную роль в воспитании 4,5-летнего ребенка играют игры — вы должны обеспечить его обучающими и развлекательными играми правильного направления, поэтому не покупайте всё подряд.
Семь простых методов установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:
1. Просите — не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству:
«Сделай, пожалуйста…», «Не сделаешь ли ты…».
2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка:
«Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».
3. Говорите прямо. Вместо «пустых»фраз используйте позитивные просьбы:
«Ведите себя, пожалуйста, тише» — вместо «Дети, вы слишком шумите»,
«Не перебивай меня, пожалуйста» — вместо «Ты снова меня перебиваешь».
4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам.Просто скажите:
«Не почистишь ли ты зубы?»
5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.
6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родителиделятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.
7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.
Четырехлетний малыш уже должен понимать,что:
• он не один в этом мире;
• никто не обязан полностью подстраиваться под его желания;
• освоить правила поведения в обществе;
•учить кроху выстраивать отношения с другими детьми:
-в семье, в гостях, на детской площадке;
• обучать дожидаться своей очереди в играх;
• делиться игрушками;
• уметь уступить;
• отстаивать свои интересы.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка,должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
Источник
Тамара Давыдова
Несколько советов молодым воспитателям по оптимизации общения с детьми
1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний,формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям и вам самим.
2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и тоже, и он срывается на крик и угрозы.Нужно помнить: «Крик- это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).
3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры
Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянуться к людям, которым свойственно повышенное веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не должен ни словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка — это прежде всего признание его непохожести, особенности проявлений характер, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребенок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обремененные множеством дел, обычно бросаем обратившимся к нам; «Погоди, потом, потом!» При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнениями.
Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Воспитателю необходимо знать законы педагогического общения.
Педагогическое общение – это неотъемлемый элемент труда воспитателя, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения. Оно занимает ведущее место во взаимодействии детей и взрослых. Педагог не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии ребенка, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.
Через общение воспитатель организует поведение и деятельность воспитанников, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков
Таким образом, педагогическое общение, особый вид творчества.
Оно находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ребенка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
На работе и в жизни от нас все чего-то ждут. К нам предъявляют определенные требования в профессиональном и в личностном плане. А та позиция, которую мы занимаем в жизни, является определяющей в стиле общения, который влияет на результат нашей работы.
Стили общения: авторитарный, демократический и либеральный. При авторитарном стиле педагог берет все на себя. Цели деятельности, способы выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе ребенка. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживания, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей и родителей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Это стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения – совет, рекомендация, просьба.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения-увещевания, уговоры.
Замечу, что в чистом виде тот или иной стиль встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразно позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело с малышами или старшими дошкольниками,каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Искусству общения надо учиться, «но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом,если он откровенно говоря не любит детей и не любит профессию» А. А. Леонтьев.
Советы молодым воспитателям.
— четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение.
-продумайте стратегию тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия на сознание и поведение детей.
-организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшее изменение в микроклимате группы.
-избегайте штампов в общении с детьми.
-старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым воспитанникам.
-специально думайте над построением своих взаимодействий с трудными детьми.
-стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрения и похвала, поощрение.
-следите за собственной речью, помните, что она — отражение вашей личности.
-умейте слушать детей, чаще улыбайтесь им.
-старайтесь понимать эмоциональное состояние, переживание ребенка.
-принимайте чужие печали и радости как свои, и вы сможете предугадывать поведение людей.
Источник
Раиса Ильина
Капризный ребенок: советы педагога
Капризный ребенок: советы педагога
В последнее время многие родители стали жаловаться, что не могут справиться со своим малышом. Ребенок хнычет, плачет, капризничает, визжит, кусается, истерит, бросает на пол игрушки, одежду, а иногда и сам падает на пол, машет руками и ногами. И тогда родители решают отправить его в детский сад «на перевоспитание». А ведь для проявления такого поведения у малыша может быть множество конкретных причин.
Мне часто приходится иметь дело с такими детьми. Иногда уходит много времени (год или даже больше, чтобы изменить поведение ребенка.
Детские капризы – это такое поведение малыша, которое выражается в неразумных действиях и поступках, в противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых. И, конечно, в попытках настоять на своей точке зрения.
Капризы могут быть эпизодическими, но могут превратиться в привычку. Родителям жаль своего малыша, они готовы на все, чтобы ребенок не плакал, не раздражал их, не мешал. И поэтому в первую очередь, причину капризов и их возникновения следует искать в характере отношений, которые сложились в семье между взрослыми и детьми.
Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. На Руси говорили, что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится, а когда вдоль лавки, то воспитывать уже поздно – надо перевоспитывать. В этих словах заложена народная мудрость. Молодым родителям следует прилагать все усилия для воспитания малыша в течение первых трех лет его жизни, а затем поддерживать плоды своих трудов. К трем годам у ребенка уже установились свои нормы, понятия, стиль поведения в семье.
На появление капризов у детей в первую очередь влияет микроклимат в семье, отношения родителей друг с другом, разногласия по поводу воспитания с бабушками и дедушками, ссоры, скандалы, что крайне недопустимо.
Дети не должны видеть ссор в семье, для них родители – эталон любви и уважения. И со стороны всех родственников в семье к ребенку следует выработать единые требования. Обстановка покоя, любви, доброжелательности — вот что нужно малышу.
Правильному воспитанию в семье часто мешает неразумная любовь родителей к детям, излишняя опека и избалованность. Каждый родитель оберегает свое дитя от трудностей, задаривает подарками. Такой ребенок долго не знает, что такое самостоятельность, не спешит взрослеть, остается инфантильным. Он прекрасно понимает, что своими капризами может добиться всего, чего хочет. Следует помнить, что слепая любовь к ребенку превращает его в тирана семьи.
Со временем ребенок хочет проявить свою взрослость. Это обычно приходится на периоды, которые психологи называют кризисами возраста (3 -4, 5, 7 лет). После трех лет у малыша уже сформирован характер, появилась самооценка, которая завышена. Конфликты между ребенком и родителями, между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (падает на пол, кидает игрушки или другие предметы). Родителям необходимо было заранее подготовить малыша к социуму, который ждал его в детском саду. Правильно делают те взрослые, которые до поступления в садик водили малыша в различные развивающие кружки, секции, где дети учились общению со сверстниками и взрослыми, правилам поведения в социуме.
С пятилетним ребенком сложнее. Его капризы тесно связаны с криком, топаньем ног – это «оружие» против родителей. Оно отлично действует в публичных местах. Ребенок добивается своего. Здесь нужен особый подход. Методика «озадачивания детеныша» — завести котенка, щенка, птичку – прекрасно помогает. Если нет такой возможности, можно устроить зоопарк из игрушек. В моей практике были случаи, когда у одного малыша было 8 игрушечных собак, каждая имела кличку, и за каждой был особый уход со стороны малыша. А другой ребенок 3-х лет собирал коллекцию динозавров, знал их названия и ухаживал за ними, как за живыми.
Доктор Е. О. Комаровский считает, что если у ребенка замечена склонность капризничать и устраивать истерики без повода, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад, так как в детском коллективе очень быстро такое поведение малыша начинает себя исчерпывать, дети перестают обращать на него внимание. А отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной.
Малыши любят, когда с ними говорят «как со взрослыми». Во время таких бесед следует убеждать детей, что капризничать нехорошо, с капризными детьми не дружат сверстники, их не любят взрослые. Соблюдение разумной строгости и требовательности по отношению к ребенку, отработка системы запретов – залог успешной борьбы с капризами. И никогда не используйте шантаж,ни в коем случае не говорите: «Не замолчишь — не куплю тебе игрушку». Это может привести к тому, что ребенок станет говорить неправду.И всегда следует придерживаться выбранной тактики: если нельзя – значит нельзя всегда. Старайтесь, чтобы ваша требовательность была направлена против лжи, лукавства, капризов ребенка, а не на его запугивание.
Помните: только благородные чувства способны исправить характер ребенка, изменить его поведение, улучшить его самочувствие и отношения с окружающим миром.
Источник