Советская концепция развития ребенка

Советская концепция развития ребенка thumbnail

Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными в наши дни.

1. Соблюдение режима

Советская концепция развития ребенка

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

2. Закалка и сон на свежем воздухе

Советская концепция развития ребенка

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

3. Физкультура и спорт

Советская концепция развития ребенка

Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.

4. Социализация

Советская концепция развития ребенка

В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.

Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.

5. Коллективная ответственность

Советская концепция развития ребенка

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

6. Приучение к труду и самостоятельности

Советская концепция развития ребенка

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

7. Минимум свободного времени

Советская концепция развития ребенка

Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.

Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

8. Не баловать детей

Советская концепция развития ребенка

Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Читайте также:  Развитие ребенка один год три месяца

Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.

9. Любовь к природе

Советская концепция развития ребенка

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.

10. Моральные ценности

Советская концепция развития ребенка

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.

Смотрите также — Екатеринбургская школа «Орленок», где учат как в СССР

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

В 20-30-е годы в советской психологии существовали два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что же является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития – наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

Стремление изучить материальные основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода. Кроме того, он разработал и общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов.

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.

Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и анти-эволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».

Читайте также:  Диагностика физического развития ребенка

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии. Признание дошкольного воспитания необходимой и составной частью всей системы народного образования было неоднократно подчеркнуто в ряде декретов о советской школе.

В декабре 1917 г. Наркомпрос опубликовал декларацию «О дошкольном, воспитании», в которой говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие. Несмотря на крайне тяжелые условия интервенции и гражданской войны, Коммунистическая партия уделяла огромное внимание созданию новой, демократической системы просвещения. Принятая в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) вторая Программа партии рассматривала дошкольное воспитание как одну из «основ школьного и просветительного дела» и выдвигала задачу широкого развития системы садов и яслей, что должно содействовать целям «улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины».

История советской системы дошкольного воспитания является примером успешного воплощения выдвинутых партией задач. В послеоктябрьские дни, несмотря на многочисленные трудности, разруху и голод, отсутствие средств, оборудования и пособий, а также подготовленных кадров, в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики (большая часть ее территории еще не была освобождена от белогвардейцев и интервентов) работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. — уже 4723 с общим охватом 254 527 детей. Дошкольное дело сравнительно быстро набирало силы, демонстрируя громадные возможности рабоче-крестьянского государства.

Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. В системе органов просвещения оставались учреждения для населения, не обслуживаемого ведомственными садами. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения.

Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Совет Народных Комиссаров СССР 3 мая 1937 г. постановил:
«1. Обязать хозяйственные организации и учреждения, в ведении которых находятся детские сады, соблюдать установленные народными комиссариатами здравоохранения и просвещения соответствующих союзных республик нормы строительства и содержания детских садов в отношении санитарных правил, объема помещений, оборудования, наглядных пособий, питания и медицинского обслуживания детей».

В результате огромных достижений советского народа, завершившего к 1940 г. в основном построение социализма, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.

В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления (от 9 января и 10 ноября 1944 г.), направленные на дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.
В послевоенный период особое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959).
В 1973 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». По этому закону к дошкольным учреждениям были отнесены детские ясли, детские сады, детские ясли-сады общего и специального назначения. Соответствующие законы были приняты во всех союзных республиках.

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет мальчику

Задачи развития детских садов как государственных учреждений постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили отражение и планы совершенствования дошкольного воспитания.

Особое внимание уделяется развитию дошкольных учреждений на селе. С первых лет Советской власти партийные и государственные органы, стремясь создать новый быт в деревне и привлечь женщину-крестьянку к общественной деятельности, направляли усилия кооперативов на открытие детских яслей и площадок. Успехи коллективизации сельского хозяйства привели к созданию и росту дошкольных учреждений в колхозах. В 1954 г. министерства просвещения и здравоохранения РСФСР утвердили «Положение о колхозном детском саде».

Важнейшее значение для развития дошкольного воспитания на селе имеет постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1973 г. «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах», в котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить потребности колхозников в дошкольных учреждениях, осуществить мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов кадрами.

Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернулось в ходе Всесоюзного смотра колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который был организован совместно министерствами просвещения и здравоохранения.

В 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тыс. постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей. В нашей стране осуществляется стройная система государственных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья женщины и выполнения ею важнейшей функции — рождения здорового ребенка и его воспитания.

Основные принципы охраны материнства идетства в СССР были сформулированы в первые годы социалистического строительства. Уже в ноябре 1917 г. был образован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социального обеспечения), в состав которого вошел отдел охраны материнства и младенчества. 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г. по новому стилю) этим наркоматом был издан декрет о создании особой коллегии для разработки вопросов и проведения неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как общественной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства. Первым председателем коллегии была нарком государственного призрения А. М. Коллонтай.

В 1922 г. был организован специальный Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, позднее преобразованный в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР.

В последующие годы в стране осуществлялась громадная работа по систематическому улучшению дела охраны материнства и детства. Важнейшие ее задачи и направления нашли всестороннее отражение в ряде партийных и государственных документов, и прежде всего в Основном Законе нашего государства — Конституции СССР.

Так, в статье 35 новой Конституции СССР говорится: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям; постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей».

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.

Оригинал взят https://www.i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped38.html

Источник