Совершенствование речевого развития ребенка
Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:
- Познавательные способности.
- Развитость психики.
- Поведенческие реакции.
- Характер.
- Коммуникационные навыки.
- Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.
ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?
Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:
- Патологии протекания беременности.
- Сложности в процессе родов.
- Родовые травмы с повреждениями мозга.
- Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
- Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
- Регулярные болезни.
- Многоязычное окружение.
- Родители не общаются с малышом на регулярной основе.
Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.
Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.
Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.
Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.
Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.
Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.
Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.
В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.
БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ
С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:
- Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
- Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
- Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
- Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.
Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.
Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА
С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.
Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ
С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.
Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.
Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.
С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».
С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.
Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:
- Активно общаться с ребенком.
- Читать сказки, книги, обсуждать их.
- Рассказывать про свои эмоции и впечатления.
Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
- Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
- Если после 3 месяцев нет гуления.
- В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
- В 9 месяцев у малыша нет лепета.
- В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
- В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
- В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.
Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂
Еще почитать полезности можно на нашем сайте
Источник
Людмила Самойленко
Из опыта работы. «Совершенствование речи дошкольников»
В дошкольном образовании я работаю много лет. Последнее время углубленно работаю над темой «Совершенствование речи дошкольников». Так как считаю, что среди многих важных задач, задача обучения детей дошкольного возраста родному языку — одна из главных. Обучая ребенка речи, одновременно развиваем его интеллект. Развитие интеллекта — центральная задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте.
Речевое общение — одна из главных потребностей и функций человека. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе — в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Моя задача, как педагога — научить детей владеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа; уметь вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Обучение родному языку осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности и т. д., а так же вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Свое общение с детьми ориентирую на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении с педагогом. Добиться положительного результата в этой работе можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно — игровой метод, который направлен на решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую грамматическую и, на их базе — задачу развития связной речи.
Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Все занятия строю разнообразно. В одном случае это игра, в другом занятие- спектакль, в третьем — они учителя, а не ученики и т. д. Все задачи, направленные на совершенствование речи, благодаря специфике детского возраста, легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры.
Свою работу я осуществляю в определенной системе.Суть ее заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трех ее компонентов:
1. Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя. (Своей речью мы учим ребенка родному языку, общаясь с ним в течении всего дня).
2. Работа над созданием развивающей речевой среды.
3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, проводимые со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Плюс стиль общения ребенка с педагогом. Он личностно — ориентированный на добрый и эмоциональный способ взаимодействия взрослого с ребенком.
Ребята сами предлагают темы для бесед. И эти беседы по выбору детей в группе стали «традиционными». Мы располагаемся в уютном уголке. «Поговорим?» -предлагаю я. Или «О чем сегодня вам хочется поговорить?» или «А сегодня я видела.» и т. д. Отрадно видеть, как круг, сидящих детей становится все теснее, их ладошки уже лежат на ваших руках, а глазки широко раскрыты. Часто обсуждаем личные проблемы детей, обсуждение не занимает много времени,но его психотерапевтический эффект обнаружится тотчас же: ребенок удовлетворен и, как сумеет, будет высказывать свою признательность, а главное возрастет его речевая активность.
Любят дети работать с мелкими картинками. Началось с того, что я предложила детям журналы «где много замечательных,которые можно вырезать.» Вначале ребята их просто, рассматривали, затем стали сочинять небольшие рассказы. Потом родилась совместная идея наклеивать их в альбом. Затем стали создавать альбом из картинок с фабульным действием. Вскоре альбом стал мал и пришла идея создать «Чудесную книгу». Цель этой книги обогащение словарного запаса; работа по лексическим темам; обучение составлению рассказов по картинкам. И теперь мы устраиваем «вечера веселых рассказов» из этих альбомов; сочиняем концовки и начала сказок, рассказов по этим картинкам.
За мою многолетнюю работуне вызывало сомнения: все дети любят сказки.Но наблюдения последних лет стали вызывать тревогу: дети становятся более равнодушными к народному фольклору. И я в своей работе решила уделять этому разделу большее внимание, т. к. сказка как никакой другой литературный жанр способствует развитию воображения, побуждает к сочинительству. Чтобы дети знали и любили сказки, читаем и рассказываем каждый день,прослушиваем в записи и, конечно, игры — драматизации, занятия в форме занимательных вечеров, конкурсы на лучшего исполнителя. Не менее важно предоставить в распоряжение детей книги. Постепенно у детей стала вырабатываться необходимость в общении с книгой, в частности со сказкой. Дети стали приносить из дома свои книжки, которые мы читаем все вместе. Не забываем сказки и в развитии тонких движений пальцев рук. Наши дети освоили движения пальцев рук всех персонажей русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»).
Следующее направление, не менее важное в любой работе : знакомство детей с произведениями русского игрового фольклора (прибаутками, пословицами, поговорками, считалками, закличками, потешками).
Работу провожу в основном в свободное от занятий время. С потешками ребята знакомы с раннего детства. Но это было время, когда они просто слышали ласковый, добрый, напевный голос родного человека. Дети повзрослели, и потешки стали с более сложным смыслом и текстом. И задачу ставлю не только запомнить, эмоционально правильно прочитать, но и самим обыграть. Ребята говорят голосом героя, иммитируют движения. Конечно, не сразу дети могли передать характер персонажа, но все с интересом относятся к такому маленькому «театру». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игр, в повседневной деятельности.
Пословицы, поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Они поэтичны, образны, легко запоминаются. Ребята с удовольствием используют их в разных ситуациях.
Изучая пословицы, мы решили завести картотеку. Ребята оказались активными помощниками. Они дома, с родителями отыскивали пословицы, запоминали их. Считалки, загадки, скороговорки — эти произведения являются воплощением человеческого юмора, выразительности языка, в них встречаются идеальные сочетания труднопроизносимых звуков, продуманные по звучанию сочетания слов. Они помогают детям не только в работе над интонацией, звуковой выразительностью речи, но и решать конфликтные ситуации, возникающие в играх при выборе главного героя, водящего и т. д. И, главное, дети научились применять и самостоятельно.
Игры словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относятся и сочинения детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, я познакомила детей с лучшими литературными образцами этого жанра. Начали мы с простого. Играя в игру «Назови детеныша» Алеша перепутал,сказав: «У волка — галчонок». Ребята сначала дружно засмеялись,а потом сами стали придумывать: «у лисы — слоненок, у ежа — тигренок» и т. д. А после чтения сказки К. Чуковского «Путаница»,придумали новую игру: «Чего на свете не бывает» (слоны квакают? — не квакают, рыбы летают? — не летают и т. д.). А для игры «Кто? Какой? Что делает? Где?» завели специальную тетрадь.Лист бумаги разделили вертикально на четыре части и поставили в каждой части вопрос: кто (что, какой, что делает, где?. Ребята предлагают слова, которые вписываю в колонки. Зачитываю детям, начиная с прилагательного,например: «грустный чайник кудахчет на горе» и т. д. Составление небылиц в любое подходящее время и в любом месте на любую тему, дало толчок к сочинению концовок к сказкам и маленьких сказочек. Начали упражняться в составлении концовок к хорошо известным детям народным сказкам. Причем каждый ребенок имеет право на собственную версию.
Эффективны для развития речи и мышления сочинения небольших сказок без опоры на литературные тексты. Роль воспитателя — помочь детям усовершенствовать их версии и понятно для слушателя изложить.
Стараюсь использовать в речевой работе и региональный компонент, расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни человека на Кубани, тем самым обогащается словарь детей. Я знакомлю детей не только с русскими календарным обрядовым фольклором («Коляда», «Масленица») или с русскими былинами, но и даю детям почувствовать колорит речи казаков. Добиваюсь тем самым еще и понимания того, что у каждого человека, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои сказки, и все они должны передаваться из поколения в поколение.
Знакомя детей с историей края,проводила беседы — рассказы на тему: «Далекое прошлое земли Кубанской», «Чти традиции рода своего» и т. п. Ребята с удовольствием заучивали семейные заповеди казаков, пословицы, поговорки, совместно с родителями составляли проект генеалогического древа, отыскивая старинные казачьи корни в своих семьях. Ребята любят посещать «горницу» в которой собраны предметы быта казаков. Экскурсия в библиотеку, где расположен краеведческий мини — музей принесла много интересного, нового. Особый интерес вызвало знакомство с предметами казачьей доблести (флаг, сабля и др.) Для расширения знаний проводила занятия, беседы,игры: «Мой город — Краснодар», «Самое лучшее в мире — Черное море мое», «Наши земляки».
Дидактическая игра «Казачий быт» знакомит детей с утварью, одеждой казаков. И в этой работебольшую помощь оказывали родители: помогали в сборе песен, сказаний, пословиц, игр, активно принимали участие в праздниках с элементами народного фольклора.
Проводимая в системе работа, конечно же дает ощутимые результаты. У детей выработался стойкий интерес к самостоятельному словесному творчеству, желание придумывать свои сказки, небылицы; ребята научились ясно и понятно излагать свои мысли,увеличился словарный запас. Все чаще стала проявляться произвольная память, благодаря которой дети запоминают и избирательно воспроизводят материал. Дети научились сотрудничать друг с другом и со взрослым; приобрели умение учить себя,конфликтные ситуации свелись к минимуму.
Рамки статьи ограничивают возможность представить последовательность всех этапов работы по совершенствованию речи, однако хочется отметить, что обозначенные направления помогут осмыслить не только некоторый собственный опыт, но и выйти на новый путь. Поскольку значение речевого развития ребенка в становлении познавательной, креативной, социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника трудно переоценить.
Источник
Слайд 1
Совершенствование речевого развития детей посредством современных технологий Подготовила: учитель-логопед Шорникова Н.А.
Слайд 2
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития . Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л . С. Выготский.
Слайд 3
Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа . Задачи речевого развития в ФГОС ДО Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической ре чи Развитие речевого творчества Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Слайд 4
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС : Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии Альтернативные технологии Технологии развивающего обучения
Слайд 5
Игровые технологии -Игры на развитие мелкой моторики -Дидактические игры -Театрализованные игры -Сюжетно-ролевые игры
Слайд 6
Салат из сказок
Слайд 7
Сказка Герой Место действия Теремок Лягушка В теремке Курочка Ряба Дед В избе Жил – был дед. У него была лягушка. Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломал у них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Не плачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. » Строил он, строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка. Они до сих пор живут, и нас с вами в гости ждут.
Слайд 8
Здоровьесберегающие технологии Су-джок
Слайд 11
Компьютерные технологии Интерактивные игры: « Гарфилд », «Маленький искатель в кукольном театре», на дисках: «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно» –игры на неречевые звуки, звукоподражание, звукопроизношение, развитие связной речи; «Конструктор картинок».
Слайд 12
Альтернативные технологии ТРИЗ Приемы : Познавательные вопросы Проблемные вопросы Игры « Да-нет », «Верно-неверно», «Хорошо-плохо» Загадки Головоломки Логикон Рассказ с ошибкой Творческие задачи и т.д.
Слайд 13
Технологии развивающего обучения мнемотехника
Слайд 15
ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА Раз, два, три, четыре, пять Мы идем во двор гулять. Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А потом в снегу валялись А потом домой пришли, Суп поели, спать легли.
Слайд 16
Синквейны
Слайд 18
Нетрадиционные технологии Различные массажеры (шарики, карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т.п.), кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки, «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка») упражнения для развития мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса , кубики, мозаики, кубики Кооса , пазлы , танграм , игрушки-головоломки и т.п.). Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно и на развитие речи.
Слайд 19
Доска Бильгоу
Слайд 20
Геоборд
Слайд 21
Бизиборд
Слайд 22
Вывод Таким образом , задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии , методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
Источник