Сосудистая дистония у ребенка 5 лет

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 26 октября, 2019

Обновлено: 13 марта, 2020

ВСД отмечается и у детей, и у взрослых. Не считается опасной, лечится преимущественно немедикаментозными методами. Симптоматика в каждом случае различна. Пациент требует детального обследования, чтобы исключить реальную органическую или психическую патологию.

Доктора, при размытых, не прогрессирующих симптомах у ребенка, нередко ставят диагноз ВСД (вегетососудистая дистония), родителям необходимо понимать, что это означает для будущего малыша.

Основа неудовлетворительного самочувствия в таких случаях – нарушение работы сосудов в области мозга или в других отделах человеческого организма. По сути, это – не болезнь, а набор симптомов, отражающих дестабилизацию работы систем жизнедеятельности человека.

Причины

Как правило, такой диагноз ставят детям в 7 или 10 лет.

Первая дата – поступление в школу, сильный стрессовый фактор, способный спровоцировать развитие синдрома. Вторая – период перестройки эндокринной системы, проявляющий проблемы, к которым организм ребенка был предрасположен с рождения.

Типичными причинами возникновения ВСД в раннем возрасте считают:

  • предрасположенность, передавшуюся от родственников или сформированную в периоде вынашивания;
  • физические, интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки;
  • хронические стрессы;
  • серьезные общесоматические болезни;
  • патологию центральной и периферической нервной системы;
  • перенесенные травмы головы, даже внешне несерьезные.

Предугадать заранее, будет синдром у малыша или нет, на практике невозможно.

Симптомы сосудистой дистонии у детей

Проявления болезни различаются в зависимости от особенностей организма малыша. На какие-то неприятности с самочувствием он жалуется, что-то остается без внимания и выявляется при специальных исследованиях.

Ярко признаки расстройства проявляются в стрессовых ситуациях: при поступлении в садик, школу, смене детского коллектива, переездах.

Дети с ВСД жалуются на:

  • боли в груди в области сердца;
  • приступы усталости;
  • головокружение;
  • головные боли;
  • тошноту;
  • понос или запоры;
  • боль и дискомфорт в области желудка;
  • нехватку воздуха;
  • сильное сердцебиение.

Дополнительными признаками нездоровья являются резкие смены настроения, плаксивость, быстрое засыпание в неудобной позе.

Разновидности

В зависимости от реакции сердечно-сосудистой и вегетативной систем, сопутствующих симптомов у детей, выделяют несколько типов ВСД:

  • Гипотоническая – проявляется регулярной слабостью, быстрой утомляемостью, головокружением. В серьезных случаях возникают постоянные головные боли, выраженное снижение артериального давления, обморочные состояния с эпизодами тошноты.
  • Гипертоническая, которой присущи типичные симптомы: тахикардия, головная боль, повышение артериального давления.
  • Кардиальная – характеризуется расстройствами сердечного ритма, болевым синдромом в области сердца, но без признаков серьезной ишемии миокарда.
  • Смешанный тип наиболее распространенный. Симптомы возникают от разных органов и систем, группами, меняются время от времени. Дополнительно присоединяются проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Симптоматика при ВСД характеризуется разнообразием, далеко не всегда проблемы явно видны и выявляются на первом визите к врачу. Даже при тщательном анализе жалоб пациента.

Уточняется картина уже в ходе исследований. Симптомы разделяют на три категории:

  • Постоянные возникают регулярно, эпизод ухудшения самочувствия может длиться несколько часов.
  • Скрытые проявляются вследствие некоторых факторов-катализаторов: душевного волнения, недосыпа, усталости.
  • Кризовые развиваются внезапно без какой-либо внешней причины, но и проходят быстро.

Как правило, при постановке диагноза ВСД у детей организовывается симптоматическое комплексное лечение без медикаментов.

Многие пациенты перерастают вегетососудистую дистонию вместе с преодолением пубертата.

Диагностика

Диагностирование ВСД – сложный, многоступенчатый процесс, так как синдром ставится методом исключения. То есть врачу необходимо провести полное обследование, рассмотреть и отвергнуть другие возможные проблемы. И лишь после этого назначать лечение.

Предварительный диагноз ставит педиатр.

Он же отправляет грудничка или подростка на консультацию к другим специалистам для исключения органической или психопатической патологии.

Диагностический процесс при ВСД складывается из трех этапов:

  1. Сбор анамнеза (истории жизни). Врача интересуют не только жалобы пациента, но и особенности развития, вредные привычки у него или у родителей в период беременности. Наследственность и период дородового развития играют важную роль в развитии проблемы. Рассматриваются результаты ЭКГ, проводится холтеровский мониторинг.
  2. Внимание уделяется работе ЦНС. Детям назначают комплекс исследований: РЭГ, ЭхоКГ, реовазографию, ЭЭГ.
  3. Получив результаты, специалисты отсеивают возможные патологии и заболевания, имеющие схожую симптоматику.

Только полностью убедившись в отсутствии патологий физического и психического свойства, педиатр диагностирует ВСД.

После определения заболевания, в зависимости от тяжести симптоматики, доктор назначает комплексное лечение, которое продлится минимум 1,5- 2 месяца.

Лечение

При выявлении у детей 5, 6, 7 лет симптомов ВСД, назначается мягкое лечение без применения медикаментозных средств. В этом периоде у детей один вид деятельности меняется другим, возрастают физические, психологические, интеллектуальные нагрузки.

Как правило, пациентам хватает курсов комплексной физиотерапии:

  • ЛФК – Комплекс упражнений разрабатывается с учетом физиологический особенностей, физической формы пациента;
  • рефлексотерапия;
  • массажи;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • биорезонансная терапия;
  • периферическая магнитная стимуляция.

Медикаментозное лечение врачи назначают только в случае тяжелых проявлений синдрома, стараются ненадолго. Препараты призваны дать недостающие витамины, стабилизировать нервную систему, успокоить ее.

Чтоб достичь улучшения здоровья, требуется поддержать организм, подобрать оптимальный вариант терапии, выстроить поддерживающий режим дня.

Значительного увеличения положительного эффекта от лечения у детей 6-8 лет при вегетососудистой дистонии добиваются при помощи относительно простых вещей:

  • Сбалансированного режима бодрствования и сна. Спать в таком возрасте организму необходимо не меньше 9 часов.
  • Обязательные перерывы между занятиями, выполнением домашнего задания для младших школьников.
  • Правильное питание со специальной диетой, прописанной лечащим врачом.
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • Регулярные занятия спортом.

При соблюдении всех рекомендаций врача, лечение симптомов вегетососудистой дистонии у детей пройдет быстро и успешно, вне зависимости от причины, вызвавшей расстройство самочувствия.

Читайте также:  Жидкий стул у ребенка 5 лет без температуры

Список использованной литературы

  1. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Агрессивность и враждебность в структуре факторов риска синдрома вегетативной дисфункции // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. -№ 8-2. – С. 52-53. ALekseenko SN, Drobot EV. Agressivnost’ i vrazhdebnost’ v strukture faktorov riska sindroma vegetativnoj disfunkcii. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. 2014;(8-2): 52-53. (In Russ.)]
  2. Somatoform Disorders – A Pediatric Experience. Pop-Jordanova N, Zorcec T.Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki). 2016 Nov 1;37(2-3):55-62. doi: 10.1515/prilozi-2016-0017
  3. Pediatric Somatic Symptom Disorders. Malas N, Ortiz-Aguayo R, Giles L, Ibeziako P.Curr Psychiatry Rep. 2017 Feb;19(2):11. doi: 10.1007/s11920-017-0760-3. Review.
  4. Conversion disorder and mass psychogenic illness in child Mink JW. Ann N Y Acad Sci. 2013 Nov;1304:40-4. doi: 10.1111/nyas.12298. Epub 2013 Oct 18. Review.
  5. Леженко ГА., Пашкова А.Е. Вегетативные дисфункции у детей. Патогенез, диагностика и терапевтическая тактика // Детский доктор. -2011. – № 4. – C. 20-32. [Lezhenko GA, Pashkova AE. Vegetativnye disfunkcii u detej. Patogenez, diagnostika i terapevticheskaja taktika. Detskij doktor. 2011;(4):20-32. (In Russ.)]
  6. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Литовченко М.О. Вегетативно-сосудистая дистония: современный взгляд на проблему / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, М.О. Литовченко // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2014. – №9. – С.16-23.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Вегето-сосудистая дистония  или ВСД — это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.

Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.

Почему развивается ВСД у ребенка

Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.

Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.

Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.

Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.

Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:

  • гормональная перестройка в подростковом возрасте;
  • наличие эндокринных или обменных нарушений;
  • быстрый рост организма — не все системы развиваются одновременно;
  • нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.

Всегда ли это патология

Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.

Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.

Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,

Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.

Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.

Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.

Это связано:

  • с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
  • с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
  • со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
  • с большим потоком информации и переоценкой ценностей.

Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения  физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.

Симптомы вегетососудистой дистонии

Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.

К ним относятся:

  • частые головные боли;
  • головокружения;
  • метеочувствительность;
  • повышение или снижение артериального давления;
  • одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
  • проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
  • стойкое снижение аппетита, апатия;
  • страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
  • обморочные состояния;
  • беспричинные повышения или снижения температуры тела;
  • учащенное или затрудненное  мочеиспускание;
  • сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
  • сильное или слабое слюноотделение;
  • панические атаки;
  • рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
  • бессонница или сонливость.

Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.

Читайте также:  Ребенку 5 лет сыпь под мышками

У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.

В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:

  • дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
  • недоношенные и ослабленные малыши.

Какие признаки должны насторожить родителей

Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.

К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.

ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.

Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются  нарушением речи, походки, зрения, слуха.

Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.

При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.

Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка

Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:

  • переутомления:
  • стрессов;
  • нормализации обстановки в семье и школе.

Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.

Кроме того важно помнить:

  • об адекватных физических нагрузках;
  •  о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
  • стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
  • укрепление иммунной системы.

Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:

  • водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
  • фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
  • массаж;
  • аромотерапия;
  • климатотерапия и лечение в санатории.

Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.

Терапия включает прием:

  • нейролептиков;
  • ноотропных средств;
  • препаратов магния, калия;
  • препараты для снижения или повышения артериального давления;
  • спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
  • витамины и минеральные комплексы.

Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.

Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.

Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.

Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении

Причины патологии

Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:

  • наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
  • неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
  • патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
  • гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
  • психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.

Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.

Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.

Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.

Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение

Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.

Разновидности ВСД

Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:

  • ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
  • симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
  • смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.
Читайте также:  Цетрин ребенку 5 лет

Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.

Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.

Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.

Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.

Как проявляется дистония

Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.

К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:

  • бессонница;
  • беспокойный сон;
  • ночной зуд;
  • энурез;
  • дискомфорт в ногах при засыпании.

При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:

  • кишечная колика различной интенсивности;
  • запор;
  • понос;
  • тошнота.

Лечение включает полноценный сон и режим дня

При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.

Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.

Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.

При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:

  • из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
  • по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
  • синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.

У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:

  • переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
  • холодные кисти рук;
  • повышенная потливость или сухость кожи;
  • кожа склонна к угревой сыпи;
  • худоба при нормальном или повышенном аппетите;
  • склонность к полноте;
  • у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
  • нарушения менструального цикла у девочек;
  • патология терморегуляции.

Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.

Методы диагностики

Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:

  • анализы крови и мочи;
  • ЭКГ;
  • УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
  • гастродуоденоскопия;
  • мониторирование артериального давления;
  • кардиоинтервалография;
  • клиноортопроба;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • пиелография;
  • сцинтиграфия почек.

Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.

Какое лечение необходимо

Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:

  • проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
  • психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
  • при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
  • терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.

Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.

Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами

Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.

Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.

Читайте также: анафилактический шок у детей

Источник