Состояние матери и развитие ребенка
Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.
Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог — подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.
Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.
Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.
В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.
Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.
Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
Что такое эмоциональная связь с малышом?
Эмоциональная связь — это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону — ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.
Примеры эмоциональной связи:
• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию
• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта
• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся — у нее вдруг приходит молоко
Что помогает маме формировать эмоциональную связь?
• Развитие и доверие интуиции
• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)
• Внимательное общение, контакт глаз.
Как настроение мамы влияет на поведение малыша?
Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через «невербалику» и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.
• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд — тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!
• Голос — это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.
В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения — это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.
Задача мамы — понять о чем этот сигнал!
Если этот контакт есть, он нежный и ласковый — ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.
Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:
• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.
• Физические данные развиваются по возрасту — те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.
• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.
Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает «без причины», обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!
Источник
Мама и ребенок могут создавать мега связь путем синхронизации мозговых волн во время взаимодействия в повседневной жизни.
Уровень этой связи зависит от эмоционального состояния матери.
Когда мама выражает наиболее позитивные эмоции, создается сильная связь с мозгом ребенка. Это развивает мозговую деятельность и побуждает к развитию исследовательских навыков у ребенка.
Эти исследования были опубликованы в журнале NeuroImage, где по методу дуальной электроэнцефалограммы обследовали мозговые сигналы, возникающих между матерью и ребенком во время их активного взаимодействия.
Они обнаружили, что мамы и младенцы склонны синхронизировать свои мозговые волны — эффект, известный как межличностная нейронная связь, — особенно на частоте 6-9 герц, в альфа-диапазоне у младенцев.
Они изучили качество и структуру межличностных нейронных связей с помощью математического метода сетевого анализа. Исследователи смогли увидеть, как информация течет внутри каждого отдельного мозга, а также как работают два мозга вместе как единая сеть.
Матери и младенцы, как правило, проводят много времени вместе в положительном эмоциональном состоянии, и они очень тесно связаны друг с другом. Исследования показали, что позитивное взаимодействие при частом зрительном контакте увеличивает способность мозга матери и ребенка работать как единая система. Это способствует эффективному обмену информацией между матерью и младенцем.
«По результатам исследования мы выяснили, что когда нейронная связь между матерью и младенцем сильна, младенцы более восприимчивы и готовы учиться у своих матерей», — сказала руководитель исследования, доктор Вики Леонг из факультета психологии Кембриджского университета. «На этом этапе жизни мозг ребенка может значительно измениться, и эти изменения обусловлены опытом ребенка. Ребенок использует положительный эмоциональный тон во время социальных взаимодействий. Родители могут лучше общаться со своими младенцами и стимулировать их развитие и умственные способности ребенка».
По результатам исследования также выяснили, что дети матерей с депрессией могут демонстрировать меньше доказательств обучения из-за ослабленной нервной связи между матерью и младенцем. Матери, которые постоянно находятся в плохом или отрицательном психическом состоянии из-за клинической депрессии, как правило, меньше общаются со своим ребенком. Их речь часто более плоская по тону, они гораздо реже смотрят в глаза и с меньшей вероятностью будут реагировать, когда их ребенок пытается привлечь их внимание.
«Наши эмоции буквально меняют способ, которым наш мозг обменивается информацией с другими — положительные эмоции помогают нам общаться более эффективно», — сказал доктор Леонг. «Депрессия может сильно негативно повлиять на способность родителей устанавливать связи со своим ребенком. Все социальные сигналы, которые обычно способствуют установлению связи, менее доступны для ребенка, поэтому ребенок не получает оптимальной эмоциональной поддержки, необходимой для развития».
Эмоциональное общение между родителями и их детьми имеет решающее значение в раннем возрасте, но мало что известно о его нейронной основе. Это первое исследование мозга двух связанных людей с целью выяснить, влияют ли нейронные связи младенцев с их матерями на социальное и на межличностные взаимодействие.
Как социальный вид люди разделяют эмоциональные состояния с другими. Эта работа показывает, как эмоции изменяют связь между двумя людьми на нейронном уровне. Исследователи говорят, что их выводы применимы ко многим другим типам аффилиативных связей, в том числе между парами, близкими друзьями и братьями и сестрами. Эффект, вероятно, будет зависеть от того, насколько хорошо эти два человека знают друг друга и уровень доверия между ними.
Источник
«Маму нужно слушать!» Кто бы подумал, что в этих, довольно часто произносимых словах, действительно кроется большой смысл? Исследования показали, что голос мамы — один из важнейших активаторов развития мозга. Конечно, всем ясно, что, услышав голос матери, ребёнок успокаивается. Многие беременные женщины разговаривают со своим ребёнком и замечают, что он реагирует даже внутриутробно. А после рождения такие дети более спокойные и успешно развиваются. Но работает ли это с подрастающими детьми? Оказывается, да.
Экспериментально доказано, что ребёнок распознаёт голос матери за доли секунды, при этом разные отделы его мозга начинают активно работать. Голос незнакомой женщины такого влияния не имеет. Оказывается, мамин голос влияет даже на обмен веществ. Уровень окситоцина повышается, а кортизола — снижается. Окситоцин участвует в формировании отношений «мать — ребёнок», вызывает благожелательное отношение к человеку, улучшает способность понимать чужие эмоции и настроение. Кортизол же участвует в развитии стрессовых ситуаций и депрессии. Следовательно, под влиянием материнского голоса психоэмоциональное состояние ребёнка стабилизируется, его настроение улучшается, а сопротивляемость стрессу повышается.
Целительную силу материнского голоса подчёркивал российский психиатр Борис Зиновьевич Драпкин — создатель методики «Терапия материнской любовью». Уникальный метод основан на психоэмоциональной общности мамы и ребёнка и лечебных свойствах голоса мамы. Мама даёт ребёнку позитивные установки, что влияет на весь организм ребёнка.
Не менее важен и тактильный контакт матери и ребёнка. Всем известно про «8 объятий в день», но все ли мамы этому правилу следуют? Когда ребёнок маленький, то обычно он получает необходимое количество телесного контакта с матерью, но, по мере взросления, объятий и поцелуев становится всё меньше и меньше. Учёные доказали, что физический контакт положительно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка и необходим даже подросткам. Ласковые и заботливые прикосновения родителей (здесь, в отличие от голоса, важны именно оба родителя) стимулируют у ребёнка выработку гормона роста и формирование нервных импульсов (связей между нейронами).
Когда до ребёнка дотрагиваются, формируется его самоощущение. Он осознаёт свою значимость и понимает, что его любят. Но этот процесс имеет и обратное влияние: он стимулирует материнский инстинкт, пробуждает в женщине мать. И для отца физический контакт с ребёнком способствует установлению тесной связи с ним и раскрытие всей палитры отцовских чувств.
Отношения между родителями и детьми нужно строить с первых дней внутриутробного развития и до взросления. Потеря контакта с ребёнком в подростковом возрасте — это следствие недостаточного общения в предыдущие периоды его развития.
Поглаживание, купание, массаж, совместные игры, объятия, поцелуи, разговоры, поддержка, уважение, поощрение… Ребёнок должен постоянно чувствовать родительскую любовь и собственную значимость. Тогда из него вырастет уверенный и самодостаточный взрослый человек.
Меня зовут Марина Володина, я психолог. Провожу индивидуальные консультации по скайпу и в консультационном офисе в Москве, рядом с м. Баррикадная. Закончила МГУ, имею ряд передовых специализаций по психологии и индивидуальной психотерапии. Стаж практической работы более 17 лет. Я работаю с разными проблемами и задачами: психологическими травмами, депрессией, трудностями во взаимоотношениях, фобиями, паническими атаками, утратой и другими неприятными состояниями и воспоминаниями. Связаться со мной можно по тел/WhatsApp 8 926 909 14 82 или написать на почту vitera2007@ya.ru
Более подробно на моем сайте, где также можно посмотреть копии документов о моем образовании https://resursclub.com/consultancy
Мой инстаграм:
Подписывайтесь на мой канал о профессиональной психологии. И спасибо вам за лайки ❤️
Источник
https://is.gd/FsQBKG
Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.
Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.
Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.
Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.
Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.
Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.
Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.
Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.
Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.
Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.
Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.
https://is.gd/hNOqoY
Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.
Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.
В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.
Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.
Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.
Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.
Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.
Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.
Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!
Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!
Источник
Рождение ребенка является главной жизненной ценностью, средоточием счастья для большинства семей. Но воспроизведение потомства требует строгого отбора, прежде всего физиологических состояний организма женщины, оптимальной внешней и внутренней среды.
Это означает, что планирующая беременность женщина должна быть физически в безопасности, в благоприятных социально-экономических условиях, что позволит иметь неограниченный доступ к питательным веществам и воде. В противном случае развиваются состояния, препятствующие наступлению и/или вынашиванию беременности.
Кроме того, во время беременности все системы органов женщины претерпевают значительные анатомические и физиологические изменения, направленные на создание необходимых условий для развития ребенка, что также требует дополнительных ресурсов.
Диета и образ жизни являются важными детерминантами, определяющими не только течение беременности и развитие плода, но и здоровье матери и будущего ребенка. Показано, что первые 1000 дней жизни малыша (с момента зачатия до 2 лет) имеют решающее значение для профилактики болезней во взрослом возрасте, например, недостаток или избыток питания и быстрое увеличение массы тела ребенка связаны с повышенным кардиометаболическим риском во взрослом возрасте.
В идеале питательные вещества должны поступать в организм женщины за счет разных источников пищи, однако в современных условиях сбалансированное микронутрициальное обеспечение исключительно за счет обычного пищевого рациона едва ли возможно, так как в питании современного человека преобладают рафинированные, высококалорийные продукты, с низким содержанием витаминов и минералов. К такому стилю питания применим термин «качественное голодание». Нельзя забывать, что многие люди плохо усваивают витамины вследствие генетических дефектов обмена или нарушений всасывания в желудочно-кишечном тракте, а компоненты табачного дыма, алкоголь, кофеин нарушают усвоение или увеличивают расход витаминов.
Следует при этом понимать, что вероятность успешного зачатия и правильного развития плода значительно повышаются, если уже на этапе подготовки к беременности женщина ведет здоровый образ жизни и получает все необходимые нутриенты. Это подтверждается многочисленными наблюдениями, что нашло отражение в конкретных клинических рекомендациях по прегравидарной подготовке.
Помимо трех основных питательных классов: белков, жиров и углеводов, особую важность представляют микронутриенты, обеспечение которыми должно быть достаточным для любой женщины репродуктивного возраста в связи с возможностью наступления беременности. В частности, всем планирующим беременность женщинам необходим заблаговременный (за 3 месяца до наступления беременности) и как минимум на протяжении всего первого триместра (до 12 недель беременности) прием фолатов в дозе от 400 до 800 мкг/сут. в зависимости от индивидуального риска дефицита витамина В9.
Доказано, что это позволяет на 70–92% сократить риск развития дефектов нервной трубки; до 26–40% снизить уровень врожденных пороков сердца, опасность развития преэклампсии, ранней отслойки плаценты и преждевременных родов, а также предотвратить развитие других нарушений эмбриогенеза. Достаточное потребление фолатов в преконцептуальный период ассоциируется с высоким индексом психического развития ребенка, отсутствием когнитивных нарушений, снижением риска развития онкологических заболеваний, депрессии, аутизма и шизофрении. Фолаты целесообразнее принимать в составе комплексного препарата с дополнительным содержанием витаминов B6 и B12, обеспечивающих полноценный фолатный цикл.
Россия – одна из 13 стран, не имеющая действующих законодательных и нормативных актов по обязательному йодированию соли, что способствует проживанию населения в условиях некомпенсированного дефицита йода. Наибольшую опасность представляет недостаточное поступление йода в организм на этапе внутриутробного развития и в раннем детском возрасте. Изменения, вызванные йододефицитом в эти периоды жизни, проявляются необратимыми дефектами в интеллектуальном и физическом развитии детей. Поэтому всем женщинам, планирующим беременность, беременным и кормящим рекомендуется обязательный прием йода не менее 150 мкг/сут., чтобы обеспечить нормальное развития мозга и щитовидной железы ребенка.
Кроме того, на этапе прегравидарной подготовки пациенткам из группы риска по развитию железодефицитной анемии после оценки показателей красной крови и айрон-статуса показан профилактический прием препаратов железа в дозе не менее 60 мг/нед. в интермиттирующем режиме: 3 мес. прием/3 мес. перерыв (рекомендации Всемирной организации здравоохранения), кроме случаев, когда препараты железа противопоказаны.
А для населения Земного шара, проживающего севернее 35-й параллели, к которой относится и территория России, характерен недостаточный уровень инсоляции бо́льшую часть года, что ведет к дефициту витамина D.
Исследования показали, что во время беременности гиповитаминоз D может быть ассоциирован с риском развития гестационного сахарного диабета, преэклампсии, преждевременных родов, рождения маловесных детей, а также развития у них скелетных нарушений вследствие рахита.
Поэтому женщинам, готовящимся к зачатию, а также на протяжении беременности и кормления грудью рекомендуется принимать в профилактических дозах витамин D. Согласно российским рекомендациям, лицам в возрасте 18–50 лет с профилактической целью следует принимать не менее 600–800 МЕ витамина D в сутки, а при наступлении беременности эту дозу следует увеличивать до 800–1200 МЕ/сут. В идеале – дотация витамина D и решение о дозировке необходимы после определения снижения концентрации его в сыворотке крови.
У всех женщин в периконцепционный период желательно дополнительное поступление полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в дозировке 200–300 мг/сут. с последующим продолжением на протяжении всей гестации для профилактики осложненного течения беременности и физиологического формирования структур головного мозга, органа зрения и иммунной системы плода. Оптимальный способ увеличения поступления ПНЖК — расширение диеты, при невозможности — прием медикаментозных препаратов.
Многообразие монопрепаратов и поливитаминно-минеральных комплексов на российском рынке позволяет принимать решение о назначении конкретного препарата у конкретной пациентки, реализуя принцип партисипаторной (пациентоориентированной) медицины. Такое решение практикующий врач принимает на основании не только оценки совокупности факторов риска дефицита микронутриентов, анамнестических данных, клинической картины, лабораторных показателей, но и на основании анализа доказательной базы БАД и при условии подтверждения производителем высокого качества производственного процесса.
Площадкой, где представлено большое количество БАД для женщин, планирующих беременность, беременных и кормящих, является международная торговая онлайн-платформа iHerb.
Являясь ведущим розничным интернет-магазином биологически активных добавок и товаров для здоровья после проведения регистрации организацией NSF International, iHerb является еще и объектом, соблюдающим стандарты надлежащей производственной практики (GMP). Это подтверждает использование должных методов, оборудования, объектов и средств управления для складирования и распределения продукции, а также гарантирует качество товаров из категории биологически активных добавок.
Квалифицированный врач, обладая широким кругозором и понимая желание женщины оставаться привлекательной всегда, кроме компенсации витаминных дефицитов, порекомендует ношение специального женского белья и косметики, позволяющей избежать или минимизировать появление стрий на коже живота, груди, бедер.
С этой целью кожу нужно питать и увлажнять кремами либо маслами, содержащими витамины А и Е, натуральные жирные и эфирные масла, которые являются отличным средством для увеличения упругости и эластичности кожи, а также экстракты полезных растений. Для беременных такие масла либо кремы особенно предпочтительны ввиду 100%-ной натуральности входящих в них жирных и эфирных масел.
На своем сайте электронной торговли iHerb предлагает 35 000 товаров более чем 1500 брендов с прямой доставкой покупателям в более чем 180 странах и реализует не только биологически активные добавки, такие как витамины, минеральные вещества, травы и средства из растительного сырья, но и косметические средства, предлагая широкую линейку товаров для планирующих беременность, беременных и кормящих женщин от теста для определения двух заветных полосок до товаров, сохраняющих красоту и здоровье.
Нужно понимать, что включение в рацион БАД для беременных и кормящих женщин на этапах прегравидарной подготовки, беременности и лактации позволит провести эффективную профилактику пищевых дефицитов у будущей матери и заложить основы здоровья будущих поколений.
1. Радзинский В. Е. Предгравидарная подготовка: клинический протокол (2016).
2. Мальцева Л.И., Васильева Э.Н. Новые подходы к оценке роли витамина D в репродуктивном здоровье женщины // Практическая медицина. № 7. С. 42–47.
3. Калинченко С.Ю, Жиленко М.И., Гусакова Д.А. Витамин D и репродуктивное здоровье женщин// Проблемы репродукции. 2016;22(4): 28–36.
4. Лукоянова О.Л., Боровик Т.Э., Батурин А.К., Старовойтов М.Л., Лебедева У.М. Питание женщины в периоды прегравидарной подготовки, беременности и лактации // Вопросы современной педиатрии. Т. 15. № 6.
5. Stephenson, J. et al. How do women prepare for pregnancy? Preconception experiences of women attending antenatal services and views of health professionals. PLoS One 9, e103085 (2014).
6. Narges, F. & Zolotor, A. Recommendations for Preconception Counseling and Care. American Family Physician 88, (American Academy of Family Physicians, 2013).
7. Hanson, M. A. et al. The International Federation of Gynecology and Obstetrics (FIGO) recommendations on adolescent, preconception, and maternal nutrition: «Think Nutrition First». J. Gynecol. Obstet. 213–253 (2015).
8. Adair, L. S. Long-Term Consequences of Nutrition and Growth in Early Childhood and Possible Preventive Interventions. in Nestle Nutrition Institute workshop series 78, 111–120 (2014).
Источник