Составления рекомендаций по результатам диагностики развития ребенка

Методические рекомендации по процедуре и содержанию
психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения
на этапе начального общего образования

(разработан Институтом стратегических исследований в образовании
Российской академии образования)

1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из
следующих подходов:

культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.);

личностного (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский и др.).

1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного
подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими
характеристиками, чем психика взрослого человека.

1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается
в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественные подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.

1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей,
на основании которой могут быть разрработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

1.5. Объект обследования — это физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.

1.6. Формы обследования — мониторинг, схемы наблюдения
за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста — сентябрь, май текущего года
и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности — своевременное внесение корректив
в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду,  наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами
и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-
логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).

1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель
в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.

1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность
получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой
регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.

П. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста

2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.

2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.

2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре
и другие педагогические работники), владеющий:

технологиями проведения диагностического обследования;

процедурами  первичной обработки и индивидуального анализа

данных;

процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков; методами интерпретации данных обследования;

методами составления заключения по результатам обследования;

методами разработки индивидуальных программ коррекции
и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.

2.5. В том случае, когда обследование проводится
в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.

2.6.Проведение обследования не должно нарушать нормативные
правовые акты, правовые и этические нормы.

2.7. Обследование должно проводиться в спокойной,  
благожелательной обстановке.

2.8. Обследование может проводиться индивидуально или
в группе  (если это позволяет методика). Размер группы — не более 6-и человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования
у педагога был подготовленный помощник.

2.9. Проведение обследования должно быть согласовано
с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить
в первой половине дня.

2.10. При проведении обследования необходимо максимально
использовать педагогическое наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в детском саду.

2.11. Перед началом обследования необходимо установить
устойчивый положительный контакт с ребенком.

2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.

2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго
дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка до родов

2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого
(тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается
задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.

2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания,
обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям
познавательного развития.

2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна
превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие — трудные, вербальные — невербальные,
учебные — игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора
(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).

2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно
быть подготовлено и разложено в определенной последовательности
заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны
лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше
в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания,
но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо
отмечать в протоколах обследования особенности деятельности,
эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения
и оказанную ему помощь.

2.20. В ходе обследования не рекомендуется:

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

2.22. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо
учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;

боязни плохих результатов;

неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования
сосредоточиться, сконцентрировать внимание;

медлительности ребенка;

усталости ребенка;

плохого самочувствия ребенка.

2.23. При обследовании детей с ограниченными возможностями

здоровья могут использоваться специализированные методики
в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

применяемые методики должны включать в свою структуру
определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

для изучения готовности детей к освоению приемов организации
собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные
ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем «зоны ближайшего развития», т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся
в совместной работе со взрослым.

2.24. Все результаты обследования ребенка заносятся
в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

111. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

3.1.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Физичвеские качества — качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.

Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.

Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.

3.4. Проводить обследование развития личностной
и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.  

3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.

3.6. Обязательным требованием к построению системы психологи-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико — коррекционного, диагностико — воспитательного (или развивающего) направления работы.

3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются

педагогическая запущенность;

отставание в психическом развитии;

наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);

признаки гипер-и гипоактивности;

нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.); астенизация, сниженная работоспособность.

3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.

__________

Источник

Татьяна Гибадулина
Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурированное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Читайте также:  Педагогика рассматривает развитие ребенка как качественные

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оптимизации работы с группой детей.

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ» подробно описаны психологические особенности детей раннего и возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержание «Карты наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые существенно дополнят знания педагогов-практиков о педагогическом наблюдении. Использование «Карт наблюдения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Наблюдение.

Наблюдение — это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми»

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (проблемы) освоения малышом образовательных областей в соответствии с критериями «Карты наблюдения…», намечают задачи работы и проектируют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Карт наблюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

Система оценки критериев развития ребенка раннего возраста.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального»развития:

1 — начальная стадия;

2 — в развитии;

3 — при умеренной поддержке;

4 — самостоятельно;

5 — устойчиво.

Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

• Начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.

• В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые.

• При умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.

• Самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.

• Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики.

Этап 1.

В «Карте наблюдения…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес-тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, а также общий уровень развития.

Этап 2.

Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагностики можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Карта наблюдения и оценки развития

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатели:

Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;

5 — устойчиво.

Критерии развития

(ранний возраст 1,6—2 года)

1. Социально-коммуникативное развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:

называет себя мальчиком или девочкой

знает собственное имя, фамилию, имена родителей

узнает по фотографиям, картинкам семейные праздники, атрибуты (елка, торт; подарки и пр.)

2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

делится игрушками, не проявляет грубость, идет на контакт со взрослыми, сверстниками

отвечает на проявленное внимание, играет рядом сс сверстниками

проявляет желание играть вместе со взрослыми

3.Выражает эмоции приемлемым способом:

проявляет готовность ждать появления матери

быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

подражает взрослым в проявлении заботы о других детях

4.Самообслуживание:

проявляет интерес при помощи взрослого снимать одежду, обувь, одеваться, обуваться

проявляет интерес к мытью рук, вьгиранию лица, пользованию носовым платком, салфеткой, расческой, горшком и пр, при помощи взрослого

умеет держать ложку, чашку

5.Трудовые поручения:

проявляет интерес при помощи взрослого наводить порядок в игровой комнате (убирать игрушки)

Читайте также:  Если ребенок отстает в умственном развитии 8 лет

проявляет интерес при помощи взрослого выполнять простейшие трудовые действия

6. Воспитание ценностного отношения к труду.

проявляет интерес при помощи взрослого выполнять трудовые действия

7.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться и пр.)

имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

знает гравила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами

8.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

имеет представление о безопасной игре с песком, ведой, снегом

знает свою прогулочную площадку, способен находиться в ее пределах и осознает ее границы

в свободной деятельности соблюдает элементарные правила поведения (не драться, не кидаться и пр.)

Всего (среднее значение):

2. Познавательное развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1.Проявляет познавательный интерес:

с интересом реагирует на новые игрушки, предметы, события

охотно окликается на просьбу взрослого («Принеси такую же»)

возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2.Проявляет интерес к действиям с предметами:

различает предметы ближайшего окружения

пользуется предметами-орудиями (везет за собой машинку на веревочке, продевает ленточку в колечко и т. д.)

настойчив в решение проблем, возникающих при действиях с предметами (упорно проталкивает вкладыш в отверстие, перебирает несколько колец пирамидки, пока не находит нужное, и т. д.)

3.Классифицирует по признакам:

раскладывает однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине

собирает матрешку, вкладыши, пирамидку из трех и более частей

находит предмет нужного цвета из четырех предложенных

Всего (среднее значение):

3. Речевое развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1.Правильно реагирует на речевую информацию:

находит по просьбе взрослого однородные предметы, изображения знакомых действий

понимает короткий рассказ о событиях из собственного опыта

следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его

2.Активная речь:

пользуется словом в момент сильной заинтересованности

пользуется двухсловными предложениями

облегченные слова заменяет правильными

3.Говорит понятно для слушателей:

разговорный словарь достигает 100—300 слов

подражает взрослому, повторяет слова, появляется самостоятельная речь

общается со взрослым по собственной инициативе

4.Проявляет интерес к художественной литературе:

с удовольствие слушает чтение взрослого

приносит свою любимую книгу по просьбе взрослого

эмоционально реагирует на чтение знакомых историй, пытается повторять за взрослым слова, фразы из знакомых произведений

5. Проявляет самостоятельность в «литературной*деятельности:

сам берет книгу, выбирая свою любимую из нескольких

правильно держит книгу, листает

наблюдает за изготовлением книги, пытается помочь

6.Видит связь между устной и письменной речью:

показывает текст на вопрос взрослого «Где буквы?»

узнает знакомые ему книги

просит взрослого написать что-либо

Всего (среднее значение):

4. Художественно-эстетическое развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:

просит включить или повторить песню, мелодию

внимательно, с интересом слушает

пытается подпевать (звукоподражание)

2. Сам пытается музицировать

способен узнавать знакомую мелодию, песню

распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано)

использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

3. Двигается под музыку.

начинает движения с началом музыки двигается в соответствии с характером музыки

любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев

проявляет интерес к изобразительной деятельности (подходит, наблюдает пробует)

понимает, что для занятий нужно сидеть за столиком может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 3—5 мин

радуется своим рисункам

5.Воплощает идеи в реальность:

пытается назвать, что нарисовал

проявляет интерес к действиям с карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.

знает что из глины (пластилина) можно лепить, она мягкая

6.Проявляет воображение:

выбирает разные цвета

использует разные материалы (не один)

любит пальчиковое рисование

Всего (среднее значение):

Подсчет результатов опирается на среднее значение,которое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно — высокий уровень развития).

Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Пример заполнения сводной таблицы по итогам первого этапа сентябрьской диагностики.

№пп Ф. И. ребенка Образовательные области Итого среднее знач.

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

1 Маша Т. 3,2 3,1 3,5 3,3 3,1 3,2

2 Оля П. 4,1 2,4 3,1 3,3 2,4 3,0

22 Илья Л. 3,7 3,9 4,1 4,5 3,9 4,0

Итого по группе среднее 3,7 3,1 3,6 3,7 3,1 3,4

Из таблицы видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проанализировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяют задачи работы.

Результаты педагогической диагностикииспользуются исключительно решения образовательных задач:

1) индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траекторий и коррекции особенностей его развития;

2) оптимизация работы с группой детей.

Карты наблюдения детского развития позволяют педагогу создавать в ходе образовательной деятельности диагностические ситуаций, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свой действия

Источник