Состав речи ребенка в 2 году

Состав речи ребенка в 2 году thumbnail

14.08.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Состав речи ребенка в 2 году

Педагог-новатор прошлого столетия – Лысенкова Софья Николаевна – говорила, что развитие каждого ребенка очень индивидуально. Она приводила яркое образное сравнение с помидорами: посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно.

Вашему малышу исполнилось 24 месяца! Какими особенностями  должна обладать речь ребенка в 2 года? Такой вопрос особенно волнует родителей, которые воспитывают первенца. Соответствует ли его развитие принятым нормам, нет ли отклонений? Что является вариантом нормы, а когда необходима срочная помощь специалиста? Давайте разбираться постепенно.

Речь ребенка в 2 года, норма или отклонение

По мнению педиатров, неврологов и логопедов, ребенок, возраст которого 2 года, должен:

  • произносить до 200-300 слов;
  • связывать слова в короткие предложения;
  • говорить о себе, используя личное местоимение “я”;
  • выполнять просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п.;
  • уметь здороваться и прощаться хотя бы символически;
  • показывать изображение называемых предметов в книжке;
  • понимать речь взрослых и отвечать на вопросы.

Умеет ли все это ваш ребенок? Не торопитесь пугаться и бежать к врачам! Давайте подробнее расскажем, что скрывается за каждым пунктом.

rech-rebenka-2-goda-2.1jpg

Во-первых, возраст 2 года включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. Сами понимаете, что за промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Во-вторых, не ждите от любимого чада, что в 2 года он будет произносить слова “индивидуальный”, “наука”, “здание”. Словарный запас малыша, скорее всего, будет состоять из таких слов, как мама, баба, киса, я, там, на, да, ням-ням, мяу, вава.

В-третьих, редко какие родители услышат в 2 года от своего ребенка предложения “Я отправляюсь на прогулку”. Ваш малыш может сказать “Киса ням-ням”. И это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.

В-четвертых, умение здороваться и прощаться – обычно дети выбегают в коридор и подставляют лобик для поцелуя или дают ладошку для пожатия, когда слышат, что кто-то пришел. При расставании осознанно машут рукой. Как правило, детей и просить об этом не нужно.

Норма – усредненные требования вообще, как понятие “средняя температура по больнице 37,2”. У одного пациента в данный момент термометр будет показывать 39, а у другого – 35,9. Так и речевое развитие ребенка в 2 года.

Как развивать речь ребенка в 2 года

rech-rebenka-2-goda-3.1

Если же ваше родительское сердце обеспокоено, что ребенок в возрасте 2-ух лет совсем мало говорит, помогите ему! Известно, что богатство речи и развитие мелкой моторики рук взаимозависимы. Занимайтесь лепкой вместе, используя пластилин, соленое тесто или специальную безвредную массу – берите при этом ручки малыша в свои и раскатывайте колбаски, сминайте блинчики, рассказывая при этом, что делаете в данный момент.

Смотри, какой красивый желтый цвет у пластилина! Мы сейчас возьмем с тобой кусочек, разомнем его, покатаем вот так ладошкой и прилепим на белую бумагу. Какое замечательное солнышко мы сделали с тобой! А что еще желтого цвета? Да, цыпленок! Как цыпленок пищит? Пи-пи. Вот и его мы сейчас слепим с тобой!

В такой теплой атмосфере, когда создается телесный контакт между мамой и ребенком, ручки разогреваются, малыш лучше запоминает слова.

Вы можете даже просто крепить к пластилину пуговицы, гречку, рис или бобовые: горох, фасоль.

Существует множество приемов, как развивать мелкую моторику рук. Также никто не отменял знаменитую Сороку-сороку, Ладушки и другие пальчиковые игры, которые придумываются легко.  Читайте с ребенком сказки, стихи, обязательно пойте ему песни, не стесняясь того, что вас на уроках музыки просили помолчать! Пока вы для малыша – весь мир. Вот и станьте королевой!

Говорите с детьми! Вы же общаетесь с подругами, мужем, мамой. Пусть ваше общение с ребенком будет естественным, без сюсюканья и заискивания.

Редкий ребенок в полтора года говорит предложениями, состоящими из 4-х слов, поэтому ждите, когда ваш “помидор” созреет, не забывая за ним ухаживать.

Повод обратиться к врачу

Если ваш малыш упорно молчит, эмоционально скуден, не реагирует даже на резкие звуки, то срочно к врачу. Обычно такое состояние ребенка заставляет тревожиться родителей еще в более раннем возрасте и начинать принимать меры. Но даже если ваше чадо отличается от других, любите его со всей силой материнских чувств, которые исцеляют самые тяжкие детские недуги!

Источник

Добрый день, дорогие читатели! Чем взрослее становятся наши дети, тем больше навыков нам хочется у них развить. Каждый день они выдают что-то новое и эдакое. Каждый индивидуален, но несмотря на это есть какие-то условные нормы, к которым мы стремимся. Сегодня мы поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 2 года.

Особенности речевого развития двухлеток

речь ребенка в два года, картинкаВ этом возрасте активно идет психологическое развитие, а вместе с ним в ногу идет и речевое. Все взаимосвязано. Детям интересен окружающий мир, у них прогрессируют мыслительные процессы, они чересчур любознательны. Теперь они все пытаются выразить через речь.

В целом ребёнок уже спокойно может участвовать в коммуникативных актах со взрослыми и своими ровесниками.

В возрасте от 2 до 3 лет нормой считается, если словарный запас составляет от 1000 до 1500 слов. Больше 50% в его речи встречаются существительные, 25% приходятся на глаголы, 15% — на прилагательные, а к оставшемуся количеству относятся наречия, предлоги и местоимения.

Ребенок чаще начинает апеллировать обобщающими словами, такими как игрушки, квартира, еда, напитки, семья, животные, одежда итд. Постепенно исчезают слова типа «му-му», «бип-бип» и т.д. В свою очередь они заменяются на уже «взрослые» версии.

Малыш начинается сам придумывать слова. Они уже понимает, что такое рифма (чаще это понимание приходит из стишков и потешек) и изобретают собственные. Например, «кошка-пошка» и т.д.

Грамматика

В случае если ваш сын или дочь уже пришли к тому, что способны составлять и говорить предложениями, то в основном они простые повествовательные или восклицательные. Обычно слова согласованы в предложениях по числу и роду. Однако могут встречаться ошибки в падежных окончаниях.

Выдавать сложные предложения для малыша двух лет еще тяжелая задача. Но мама с папой в коммуникации с ребенком должны их использовать. Ведь малыш все еще повторяет за вами. Например, «Сначала мы покушаем, а потом пойдем гулять».

Что касается вопросительных предложений, то малыши речь ребенка в два года, фотопытаются передать вопрос интонацией, а не вопросительными словами. Для них это легче. Хотя они уже понимают их. Чтобы тренировать вопросы, можно предлагать малышу следующие упражнения: «Спроси у папы, где кошка? Спроси у дедушки, когда будем играть?» и т.д.

Артикуляция и звукопроизношение

К двум годам мышцы ротовой полости уже значительно окрепли и работают более слаженно. Однако некоторые звуки и слоги им еще даются тяжело. И это нормально. Не стоит в два года бежать к логопеду. Какие звуки для артикуляции могут быть сложны?

  • шипящие (в основном дети их заменяют на свистящие: мыши-мыси);
  • твердые (в речи ребенка заменяются мягкими: дай-дяй);
  • при нескольких согласных подряд одна из них может не произноситься, если это такие как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (трон-рон).

Если слова состоят из нескольких слогов (3-4), то ребенку свойственно их делать короче, перемешивать, или же пропускать какие-то звуки. Хотя в словах, состоящих не больше чем из 2 слогов, у него с этими звуками проблем обычно не возникает.

Читайте также:  Можно ли вареную кукурузу ребенку 2 года

Звукопроизношение у всех детей разное. Кто-то уже владеет сложным для артикуляции звуком «р», а чья-то речь еле понятна только родителям. Все  дети развиваются по-разному.

Что является нормой?

речь ребенка в 2 года, фотоЕсли ребенок растет в активной коммуникативной среде, то к возрасту двух лет он уже хорошо ориентируется в общении с окружающими. Он знает названия предметов, действий и некоторых их характеристик. Малыш с удовольствием слушает сказки и стишки и может воспроизвести отдельные слова и фразы из них.

При регулярной практике дети уже могут заканчивать стишки и потешки, которые он часто слышит. Также он способен отгадывать несложные загадки. Например, «Шею вытянув свою, выше всех я достаю. Кто это»?

Конечно, словарный запас ребенка и его речевое развитие зависит от того, в каких условиях он живет. Например, речь малыша, живущего в Москве наверняка будет отличаться от ребенка из деревни под Воронежем. Просто у них совершенно разная окружающая среда и опыт.

Дети в этом возрасте понимают конкретные понятия: игрушки, еда, одежда и т.д. Что касается абстрактных слов (любовь, дружба, слава), то они еще вне понимания малыша.

В начале фразы детей совершенно просты. Они могут состоять лишь из существительного и глагола. Однако, к концу второго ода жизни малыша, его предложения могут пополняться какими-то обстоятельствами. Например, кошка мяукает громко, папа придет вечером.

Дети стараются не только звукоподражать взрослым, но и теперь повторять их интонацию. Однако они не всегда могут контролировать громкость: крик или шепот.

Как способствовать развитию речи?

  1. Используйте любую возможность поговорить с вашим чадом или рассказать ему что-то. В каждодневных прогулках описывайте ему все, что он видит вокруг, добавляя интересную информацию. Задавайте вопросы. Он тоже должен быть вовлечен в разговор.
  2. При какой-либо совместной деятельности комментируйте то, что вы делаете и при этом показывайте это наглядно.
  3. Используйте специальные развивающие карточки с картинками и словами. Сейчас есть множество действительно интересных и развивающих приложений для телефонов и планшетов.
  4. Старайтесь все это преподносить в игровой форме, чтобы привлечь интерес малыша.
  5. Пробуйте различные виды игровой активности. Вы знаете своего ребенка лучше всех: что ему интересно и нравится. Используйте свою фантазию для придумывания различной деятельности, направленной на речевое развитие.
  6. Обязательно читайте малышу сказки, стишки и потешки. Показывайте все картинки в книжках. А затем поспрашивайте его то, о чем вы только что прочитали. Например, «Покажи, где корова. А как она говорит?» и т.д.
  7. Развивайте артикуляцию вашего дитяти. Давайте ему твердую пищу. Пусть сам старается кушать ложкой. Учите его дуть и сплевывать.
  8. Важно помнить, что все упражнения и советы, которыми вы пользуетесь, чтобы помочь вашему ребенку преуспеть в речевом развитии, должны быть постоянными и каждодневными. Заведите себе просто такую полезную привычку.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Дети  индивидуальны. Также и достижения детей различаются. Кто-то преуспевает в одном, а кто-то в другом.

Признаки задержки речевого развития

Речь ребенка в два года, артикуляция, картинкаК сожалению, от этого никто не застрахован. Но в этом нет ничего страшного. Нужно всего лишь внимательно следить за своим чадом и вовремя обратиться к врачу в случае задержи речевого развития. Итак, какие же признаки указывают на то, что речь ребенка в 2 года отстает?

  1. Активный словарь также беден как и пассивный…
  2. Как результат первого пункта ребенку сложно выразить свою мысль и понять вопросы взрослых.
  3. Составить максимально простую фразу является непосильной задачей для малыша.
  4. Ребенок переставляет и путает звуки и слоги.
  5. Не развита артикуляция. При произношении напрягается лицо или заметны небольшие дерганья.
  6. Есть проблемы с моторикой.

Надеюсь эта информация поможет вам в диагностики речевого развития вашего ребенка. А также упражнения и советы покажутся вам действительно полезными. На этом статья подходит к концу. Не забывайте делиться своим опытом в комментариях. До скорого!

Источник

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

Читайте также:  Четверостишье с днем рождения ребенку 2 года

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

22.01.2019

Ребенок в 2-3 года уже должен начать разговаривать. Даже если речевое развитие ребенка в этом возрасте соответствует нормам, его нужно продолжать развивать и совершенствовать. Для этого используются различные методы, но заниматься с детьми нужно по определенным правилам.

Нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Речь ребенка в 2 года представлена преимущественно звуковыми сочетаниями, отдельными словами и простейшими фразами. Прилагательные и предлоги не используются, фразы часто строятся нелогично. В таком возрасте дети не могут пересказывать услышанный материал.

К двум годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов, к концу третьего года жизни это число возрастает примерно в 5 раз. Такая статистика относится к активному словарному запасу, то есть словам, которые ребенок способен произнести сам. Выделяют также пассивный словарный запас, то есть слова, которые ребенок понимает, но не использует – его размер превышает активный словарный запас примерно вдвое.

Развитие речи у детей 2-3 лет

В 2 года ребенок понимает двухступенчатые инструкции, например: «Сходи на кухню и принеси кружку». Его речь дополняется простыми глаголами, включает слова из двух слогов, но слова из трех слогов произносятся ошибочно.

Почему ребенок не разговаривает в 2,5 года и что с этим делать − узнаете из этой статьи.

К 2,5 годам ребенок пользуется фразами в 2-4 слова. К трем годам в речи появляются предложения, чаще из трех слов. Осваивается множественное число, понятен смысл сложноподчиненных предложений типа «Когда придем домой, то ты должен помыть руки». В этом возрасте ребенок также начинает пользоваться изменением интонации, громкости голоса. Помимо существительных и глаголов используются прилагательные и местоимения, возможно применение предлогов.

В 2-3 года дети должны хорошо произносить гласные звуки и ряд согласных. Допускается нечеткость в произношении шипящих, свистящих, звуков «р» и «л». Речь ребенка по большей части (не менее 60%) должна быть понятна взрослым.

Нормальное речевое развитие ребенка в 2-2,5 года подразумевает следующее:

  • понимание речи – это относится к ее смыслу, обсуждению событий и явлений в различных временах (прошедшее, настоящее, будущее);
  • способность к подражанию – повторение фраз, потешек, коротких стихов;
  • использование многословных и сложных предложений, хотя с точки зрения грамматического строя они могут быть неправильными.
  • речь – основное средство общения со взрослыми людьми, своими сверстниками.

Методы развития речи у детей 2-3 лет

Развивать речь у ребенка 2-3 лет можно разными способами. Не следует останавливаться только на одном варианте – следует грамотно сочетать и чередовать их.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения необходимы для правильного звукопроизношения. Они развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и связки. С ребенком 2-3 лет можно выполнять следующие элементы:

  • Надуть щеки и сдуть их, как будто надувая воздушный шарик. Если ребенок хорошо освоил это упражнение, то щеки можно надувать и сдувать поочередно.
  • Открыть рот – это замок (крепость). Высунуть язык – мост, убрать его обратно.
  • Широко открыть рот (ворота) и зафиксироваться в таком положении на 5 секунд.
  • Как можно шире открыть рот и расслабить язык. Положить его на нижнюю губу и зафиксироваться в таком положении на несколько секунд.
  • Приоткрыть рот в улыбке и передвигать язык из одного уголка рта в другой, имитируя маятник часов.
  • Приоткрыть рот и тянуться языком сначала к кончику носа, затем к подбородку.
  • Цокать, изображая лошадку. Язык при этом должен плотно прижиматься к небу.

В выполнении этих упражнений должны активно участвовать родители. Нужно показывать ребенку пример, заинтересовать его гимнастикой, разыгрывая различные сценки.

Развитие мелкой моторики

Доказано, что развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому ее также необходимо параллельно развивать.

Подробней о том, как мелкая моторика влияет на развитие речи и как правильно выполнять упражнения − читайте здесь.

Делать это можно следующими способами:

  • Катать шарики. Можно использовать предметы разного размера из различных материалов. Полезно также катать шарики из пластилина. Сначала их надо прокатывать между ладоней, затем катать по столу пальцами – несколькими одновременно, одним. Можно нарисовать дерево, а из красного и желтого пластилина сделать шарики-яблоки. Сначала их надо катать, а после распределить по дереву и приплюснуть каждый пальцем.
  • Работа с тестом. Можно использовать специальное тесто для лепки или настоящее тесто, из которого можно что-то испечь. Ребенок может катать шарики и жгуты из него, а готовое изделие украсить изюмом – брать каждую штуку надо двумя пальцами.
  • Узоры. Их можно рисовать на бумаге, выкладывать из лент или шнурков, делать из бусин и других элементов на покрытом пластилином картоне. Можно нарисовать узор карандашом и предложить ребенку обвести его фломастером.
  • Сортировка. Для такого занятия нужно использовать предметы разной формы, размера, цвета. Это могут быть небольшие кубики, шарики, камушки, бусы. Нужно рассортировать их по какому-либо признаку в разные коробки или банки. Каждый предмет надо захватывать двумя или тремя пальцами. Для сортировки можно использовать макаронные изделия. Сортировать их можно по форме или размеру. Хорошо использовать для сортировки различные емкости с небольшим горлом, чтобы ребенок приложил усилие, помещая туда макаронину.
  • Сделай бусы. Для этой игры можно использовать бусины или макароны с крупными отверстиями. Их нужно нанизать на толстую нитку или шнурок – иголку в таком возрасте использовать нельзя.
  • Сыпучие продукты. На дно глубокой миски надо поместить несколько мелких предметов, которые интересны ребенку. Их следует засыпать крупой и предложить малышу найти сокровища.
  • Кручу-верчу. Можно использовать различные банки и бутылки (не бьющиеся!) с винтовыми крышками. Ребенку нужно закручивать и откручивать крышки. Затем задачу можно усложнить – открыть крышку, положить в емкость какой-нибудь предмет, закрыть крышку.
  • Вырезание. К трем годам ребенок может осваивать работу с ножницами – они обязательно должны быть безопасными, а во время занятия нужен строгий контроль родителей. Сначала ребенок учится резать по прямой линии, затем по кривой, вырезать различные фигуры (сначала прямоугольник, круг, потом более сложные элементы).
  • Игра-шнуровка. Можно купить ее в магазине или сделать самостоятельно. Смысл игры заключается в том, что ребенку нужно продевать шнурок в специальные отверстия.
  • Логический домик (паровозик). В магазине можно найти много вариаций такой игры. Используются небольшие фигурки, для которых надо найти подходящее отверстие. Развивается не только мелкая моторика, но и логическое мышление.
  • Пазлы, разрезные картинки. Начинать надо с крупных элементов и небольшого их количества. Постепенно задача усложняется – пазлов становится больше, а размер отдельных деталей уменьшается.
Читайте также:  Ребенок 2 года не может за себя постоять

Пазлы в руках

Развитие мелкой моторики предполагает работу с мелкими предметами и различными материалами. Необходимо помнить о технике безопасности и следить, чтобы ребенок ничего не проглотил, не порезался.

Чтение для развития речи

В 2-3 года дети еще не умеют читать, но книги нужно активно использовать для развития речи. Ребенку каждый день нужно читать вслух. Выбирать при этом надо книги, соответствующие возрасту малыша – он должен хорошо понимать смысл прочитанного материала, интересоваться им. Можно выбирать короткие произведения или разделять длинную сказку на несколько частей, но каждая из них должна быть логически завершена.

Обязательно надо обеспечить ребенка книжками с картинками. Он может рассматривать их самостоятельно, а также с родителями. Хорошо использовать книжки-раскладушки, озвученные книги.

Полезно осваивать пересказ. Нужно прочитать короткую сказку и попытаться ее пересказать с ребенком. Взрослый человек говорит большую часть текста, а ребенок вставляет отдельные слова и фразы, подсказывает, когда мама (папа) ошибается. Для пересказа нужно выбирать хорошо знакомые и простые сказки.

Игры на развитие речи

Существует множество игр, с помощью которых осуществляется развитие речи. Детей 2-3 лет могут заинтересовать следующие варианты:

  • Любимые игрушки. Ребенку надо предложить показать его любимую игрушку и рассказать, как он с ней играет. Можно также попросить сделать простейшее описание: большое-маленькое, мягкое-твердое, цвет. Когда ребенок расскажет про одну игрушку, надо попросить его показать еще что-нибудь.
  • Действие на картинке. Ребенку нужно показывать картинку и спрашивать, что на ней делает персонаж (мальчик играет, котенок спит). Можно задавать и другие вопросы, что одето на девочке, какого цвета ее бант.
  • Кто что умеет. Ребенку можно показывать картинку или игрушку и спрашивать, что она умеет – машинка ездит, солнце светит, мыло моет, самолет летит, корабль плывет.
  • Для чего это надо. Нужно показывать ребенку различные предметы или картинки с их изображением и спрашивать, для чего они нужны. Из кружки пьют, ложкой едят, мяч бросают, молотком забивают гвозди.
  • Кто как говорит. Можно показывать ребенку картинку с изображением животного или соответствующую игрушку и спрашивать, как оно разговаривает. Можно делать это под музыку, организовать пальчиковый театр или концерт животных.
  • Игрушка прячется. Необходимо убирать игрушку в разные места, чтобы ребенок видел, и спрашивать: «Куда спряталась машинка (котенок, мячик)». Эта игра позволяет пополнить словарный запас, помогает осваивать предлоги.
  • Выбери картинку. Перед ребенком надо положить несколько картинок и описать одну из них. Ребенок должен выбрать, какая картинка подходим под описание – им забивают гвозди (молоток), из нее ты кушаешь кашу (тарелка), ею подметают пол (метла).
  • Добрый доктор Айболит. Сначала ребенку надо прочитать сказку, а затем поиграть в доктора. Надо по очереди вызывать игрушки на прием. Ребенок должен сказать, кто это и что у него болит. Затем зверушку можно вылечить.
  • Телефон. Для такой игры хорошо использовать игрушечный или настоящий телефон. Нужно задавать по нему (понарошку) различные вопросы ребенку, а тот будет на них отвечать.
  • Магазин. Для этой игры надо сделать бумажные деньги, организовать витрину. Взрослый играет роль покупателя, а ребенок – продавца. Можно показать на какую-либо игрушку на витрине и спросить, кто это и что она умеет делать. Ролями нужно по очереди меняться.

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет

Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать это следует по определенным правилам:

  • Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими, иначе ребенку они быстро надоедят.
  • Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.
  • Игровая форма. Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в соответствующей форме. Она лучше воспринимается детьми, игры хорошо запоминаются.
  • Использование наглядных материалов. Ребенок в этом возрасте еще плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко использовать наглядный материал. Это могут быть различные карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки. Этот список ограничивается только фантазией родителей.

Мама занимается с ребенком развитием речи

Занимаясь речевым развитием с ребенком, необходимо следить и за своей речью. Дети хорошо подражают взрослым, поэтому строить свою речь надо грамотно, говорить четко и понятно, отказаться от диалектов и иностранных языков. Взрослые не должны сюсюкать, подражать детскому лепету, использовать детские заменители слов.

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?

В норме ребенок в 7 месяцев начинает лепетать, а до конца года осваивает первые слова. Затем в речи используются простые фразы, состоящие из существительных и глаголов. В 2-3 года речь становится достаточно разнообразной, а ее грамматическая структура усложняется.

Если ребенок не начал говорить к 3-х летнему возрасту, то родителям следует забеспокоиться. Необходимо обратиться к специалисту, так как причина отсутствия речи может быть следующей:

  • нарушения слуха;
  • задержка развития (часто возникает у недоношенных детей, при родовых травмах);
  • умственные отклонения.

Ребенок может не говорить из-за отсутствия мотивации, когда родители предугадывают все его желания, дают необходимую вещь, стоит только протянуть руку. В таком случае нужно изображать непонимание. Если ребенок хочет конфету и тянет руку, то нужно делать вид, что его просьба непонятна, поэтому он должен выразить ее словами.

Еще одна причина неразговорчивости малыша – отсутствие общения. Это касается не только отношений внутри семьи, но и контакта со сверстниками. Дети до 3 лет часто еще не ходят в садик, а если их сверстников нет и на игровых площадках, то общаться попросту не с кем. Необходимо обеспечить ребенку общение, посещать площадки, где больше его сверстников, записать его в какой-нибудь кружок или школу развития.

Если ребенок не говорит в 2-3 года, а ранее уже начинал разговаривать, то причина обычно кроется в нервном потрясении. В этом случае необходимо лечение.

Отсутствие речи может быть связано с билингвизмом – использованием двух языков в семье. Ребенок может знать довольно много слов, но не понимать их. Решение проблемы простое – хотя бы до достижения 5 лет ограничиться использованием одного языка, пусть ребенок сначала освоит одно направление.

Если ребенок к 2-3 годам не разговаривает, то надо развивать мелкую моторику, больше общаться с ним. Заниматься надо регулярно, но не перегружать ребенка.

Развитие речи крайне важно для детей 2-3 лет. Ребенок в таком возрасте еще только освоил простейшую речь, пополняет свой словарный запас, учится выражать свои мысли. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка – для этого существует множество различных методов.

Источник