Соматический статус ребенка 5 лет
Ирина Меликян
Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста
Актуальность. В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к дискуссионной проблеме связи психического и телесного, психосоматического видения человека, что ранее понималось как проблема биологического и социального, проблема связи психики и телесности. Многие исследователи обращают особое внимание на проблему воспитания и образования детей, страдающих различными соматическими заболеваниями, отмечая важную роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. К соматически больным детям относятся дети с заболеваниями внутренних органов, а также группа детей, обозначаемых в клинике детских болезней как «часто болеющие». Таковыми принято считать тех, кто страдает острыми респираторными инфекциями четыре и более раз в году. Изучение типов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в условиях соматического заболевания позволит разработать пути возможной помощи семьям с нарушенным родительским отношением и выстроить эффективную психолого-педагогическую и медицинскую систему оказания реабилитационной помощи данной категории семей, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.
Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности взаимоотношений родителей и больных детей как сложного нравственно-психологического и социально-педагогического явления, обусловленного глубокими психологическими, медицинскими и социальными причинами.
Слайд 3.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семье, имеющей соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: состоит в изучении особенностей родительского отношения в семье, имеющей соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста.
Слайд 4.
Гипотеза исследования: определяя подходы к исследованию детско-родительских отношений в семье, имеющей соматически больного ребенка, мы предполагаем, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Мы предполагаем, что структура родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями трех компонентов,а именно:
-эмоционального (фобии и повышенная тревожность родителей, неразвитость родительских чувств);
-когнитивного (нарушенное представление о состоянии здоровья ребенка, необъективное количество и качество требований к ребенку в семье);
-поведенческого (высокий уровень протекции, неустойчивость родительской позиции, нарушения системы взаимоотношений в семье, низкая степень удовлетворения потребностей ребенка).
Эти нарушения сказывается на взаимодействии родителей и соматически больных детей, создавая «дефицитарную» социальную ситуацию развития.
Слайд 5.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы родительского отношения к детям дошкольного возраста.
2. Изучить особенности отношений родителей и соматически больных детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих соматического больного ребенка.
5. Разработать рекомендации по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста.
Слайд 6.
Методы исследования:теоретические и практические методы исследования: анализ литературы по данной теме, наблюдение,а так же нами использовались следующие методики:
1. Проективный рисунок «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).
2. Рисуночный тест Дж. Бака «Дом, Дерево, Человек».
3. Методика 3. Л. Я. Варга и В. В.Столина: тест-опросник родительского отношения.
Слайд 7.
В первой главе работы мы изучили понятие о «психосоматическом подходе», основные подходы к исследованию родительского отношения, рассмотрели проблемы влияния соматической болезни на развитие родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста.
Во второй главе нами было организовано исследование особенностей детско-родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верх-Амонашенский детский сад».
В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп и их родители.
Общее количество воспитанников, принявших участие в исследовании, составило 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков в возрасте 5-6 лет).
Девять человек из этих детей наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР — органов, семеро имеют хроническое заболевание мочеполовой системы, двое имеют заболевания органов пищеварения, двое — аллергические заболевания. У пятерых детей было зарегистрировано 4 случая ОРЗ за год (см. приложение А).
В основу комплектования выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
1. Единая возрастная категория детей (5-6 лет);
2. Воспитанники из двух групп ДОУ (имеющие соматические заболевания).
3. Родители детей принимавших участие в исследовании.
Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье, имеющей соматически больного ребенка, мы предполагаем, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним.
Исследование особенностей родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возрастареализовывалось нами через ряд последовательно сменяющих этапов:
1. Подготовительный;
2. Диагностический;
3. Аналитический;
4. Формирующий.
Слайд 8.
На подготовительном этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической документации: личных дел медицинских карт, психологических характеристик, заключений и протоколов обследования на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании. Кроме того, нами было проведено наблюдение в период, когда родители приводят и забирают детей домой, с помощью которого удалось получить дополнительную информацию в частности о детско-родительских отношениях в группе испытуемых.
Не менее значимое место в реализации подготовительного этапа исследования играл метод наблюдения, который применялся нами для изучения естественного поведения дошкольников и их родителей и позволил получить целостную картину происходящего. Так, наше внимание обращалось на выявления стиля родительского общения и самоконтроля по отношению к детям. Метод наблюдения позволил дополнить результаты исследования, полученные на материале других диагностических методик.
Слайд 9.
На диагностическом этапе с целью изучение особенностей родительского отношения в семье, имеющей, соматически больного ребенка старшего дошкольного возрастамы использовали следующие методики:
1. Проективный рисунок «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).
(см. приложение Б).
2. Рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»
(см. приложение В).
3. Тест-опросник родительского отношения. (см. приложение Г).
Слайд 10-11.
На аналитическом этапе, исследования нами были проанализированы полученные данные.
На этапе разработки рекомендаций по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста, мы использовали данные, полученные в ходе диагностических исследований.
После организации и подробного описания этапов и подобранных нами методик для исследования выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих соматически больных детей, нами был проведен анализ результатов.
Слайд 12.
В результате проведенного нами исследования были получены следующие данные, характеризующие уровень отношения к семье, сверстникам и себе самому у соматически больных детей.
В таблице 1 представлены результаты исследований проективной методики «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).
Как видно из этой таблицы:все испытуемые разделились: в группе 14 человек положительно относятся к своей семье, 11 человек – отрицательно, 13 человек положительно относятся к своим сверстникам, 12 человек – отрицательно, 14 человек хорошо относятся к себе самому и 11 человек испытывают к себе негативные чувства.
Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 1.
Таким образом, как видно из рисунка 1, в группе 56% детей положительно относятся к своей семье, 44% детей – отрицательно, 52% детей положительно относятся к своим сверстникам, 48% детей – отрицательно, 56% детей хорошо относятся к себе самому и 44% детей испытывают к себе негативные чувства
Явно видно, превалирует положительное отношение к себе, к семье, к сверстникам (примерно 55%, но уровень отрицательного отношения очень высок – (примерно 43%).
Слайд 13.
Далее мы проанализировали результаты рисуночного теста, «Дом-Дерево-Человек» который, позволил оценить ряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние исследуемых детей (см. приложение Д):
В таблице 2 представлены результаты рисуночного теста, «Дом-Дерево-Человек»
Проанализировав данные таблицы,мы видим: по симптомокомплексу «незащищенность» — 32% детей имеют высокий уровень незащищенности, 52% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 16% детей — низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» — высокий уровень тревожности имеют 52% детей, средний уровень тревожности имеют 32% детей и низкий уровень — 16% детей группы, 64% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 36% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 16% детей имеют высокий уровень, 56 % детей — средний уровень выраженности, 28% детей — низкий уровень. 36% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность», 40% — средний уровень и 24% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют высокий уровень 12% детей, средний уровень 52% детей и низкий уровень имеют 36% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют высокий уровень 24% детей, средний уровень 56% человек и низкий уровень — 20% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 60% детей и 40% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 2.
Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Слайд 14.
Далее мы проанализировали данные по опроснику родительского отношения, цель которого выявление типа родительского отношения
В таблице 3. — представлены результаты исследований опросника родительского отношения.
нами были получены следующие результаты: в группе 2 родителей назвали отвержение, 15 родителей – «Маленький неудачник», по 3 родителя – симбиоз, гипресоциализацию, и 2 родителей – инфантилизацию.
Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 3.
Таким образом, 8 % родителей группы назвали отвержение, 60 % родителей группы – Маленький неудачник, по 12 % родителей– симбиоз, гиперсоциализацию, 8 % родителей группы – инфантилизацию.
Из этих данных видно, в большинство родителей демонстрируют отвержение «Маленький неудачник» как ведущий тип детско-родительских отношений к соматически больным детям.
В ходе анализа данных мы выявили, что соматически больные дети имеют низкую устойчивость функциональных систем к стрессовым воздействиям,что проявляется: высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям.
Слайд 15.
Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что на практике работа с семьей проводится в основном в лекционной форме или как индивидуальная консультация психолога, поэтому мы разработали ряд рекомендаций по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста
Подробно рекомендации представлены в пункте 2.3.
Слайд 16.
Анализ данных литературы и собственное психологическое исследование позволяют сделать следующие выводы, соматически больные дети имеют низкую устойчивость функциональных систем к стрессовым воздействиям,что проявляется: высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям.
Эмоциональным неблагополучием: среди соматически больных меньше детей с благополучным эмоциональным состоянием.
Изменения со стороны психоэмоционального статуса и общего реактивного потенциала организма в наибольшей степени выражены у часто и длительно болеющих детей,они проявляются при наблюдений за их деятельностью астеническими реакциями: повышенная утомляемость, снижение психической и физической работоспособности.
Большинство родителей демонстрируют отвержение «Маленький неудачник» как ведущий тип детско-родительских отношений к соматически больным детям.
В группе превалирует положительное отношение к себе, к семье, к сверстникам (примерно 55%, но уровень отрицательного отношения очень высок – (примерно 43%).
Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Так же, на основании проведенного исследования часто болеющих детей, можно отметить некоторые их психоэмоциональные особенности: у большей части детей имеет место низкий уровень самооценки и незащищенности; у половины обследованных детей отмечается высокий уровень тревожности и «недоверия к себе»; выявлены связи тревожности и чувства неполноценности, что ведет к трудностям общения со сверстниками.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что полноценное формирование межличностных отношений определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношения в семье, стиль отношения родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Выявление взаимосвязи (зависимости) между различными переменными, полученными в ходе эксперимента, позволило сделать вывод о том, какими факторами детерминированы (обусловлены) нарушения в родительском отношении к соматически больным детям старшего дошкольного.
Слайд 17.
Источник
Соматические
болезненные состояния — это целый ряд осложнений, связанных с физическим
ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что
составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или
с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и
сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении
школы и просто в достижении нормального качества жизни.
Длительно
протекающие соматические заболевания, начинающиеся в детском возрасте, могут
повлечь за собой патологическое формирование личности. В этом смысле наиболее
опасными являются практически все эндокринные заболевания, которые могут также
стать причиной появления дефектов внешности вплоть до выраженных уродств и это
, в свою очередь, также способствует патологическому формированию характера.
При многих хронических соматических заболеваниях, а именно хроническая почечная
недостаточность, хроническая лучевая болезнь и других, при чрезмерно повышенном
внимании к больному ребенку со стороны окружающих (гиперопека) и / или
отношении к нему как ущербному, неполноценному, также возможно патологическое
развитие личности.
Многие соматические заболевания при остром
течении (цирроз печени, пернициозная анемия, лучевая болезнь, сердечная
недостаточность, опухоли внемозговой локализации и другие) протекающие в раннем
детском возрасте, при несвоевременном и неправильном лечении опасны развитием
помрачения сознания, которое может перейти в сопор, а затем в кому. Поэтому при
поступлении ребенка с выраженной астенической симптоматикой и другими
описанными выше симптомами необходимо, прежде всего, направить его к
соответствующему специалисту (терапевту, онкологу, эндокринологу и т.д.), а не
работать с выраженным психическим заболеванием. Психотерапия может быть только
соответствующей лечению основного соматического заболевания.
Необходимо также отметить, что психические
нарушения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями в целом такие
же, как у взрослых. Отличия в том, что бредовых идей у детей практически не
бывает, а зрительные галлюцинации преимущественно гипногогические, возможны
также эпилептоидные припадки. Также у детей значительно чаще возникает астения
с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью и плаксивостью
При появлении в раннем возрасте соматического
заболевания, кроме всего выше описанного, нередко наблюдается задержка
психического развития вплоть до выраженной олигофрении. Также отмечается
задержка и физического развития.
Дети и подростки, чье здоровье и функциональные
возможности подвергаются риску из-за соматического болезненного состояния,
сталкиваются с большими трудностями в своем развитии и адаптации. Каждый день
дети с инсулинозависимой формой диабета должны контролировать уровень глюкозы в
крови и соблюдать диету, а также делать уколы инсулина; дети с астмой должны с
большой осторожностью подходить к каждой новой ситуации, быть настороже перед
приступом, который может буквально лишить их жизни; а дети, больные раком,
должны справляться с пристальными взглядами или высказываниями сверстников, у
которых мало понимания и сочувствия по поводу того, почему другой ребенок
выглядит иначе и кажется болезненным. Как и при других расстройствах, связанных
с поведением, эти причины действуют не только на ребенка, но и на сверстников,
а также на членов их семей. Это воздействие, в свою очередь, влияет на
способность ребенка адаптироваться в этих непростых условиях .
Соматоформные расстройства — это группа
родственных проблем, включающих физические симптомы, которые похожи или намекают
на болезненное состояние, но при отсутствии органического или физиологического
подтверждения.
Соматизация (т. е. выражение ощущений через
физические симптомы), ипоходрии (озабоченность реальным или воображаемым
нездоровьем) и болевые ощущения (например, возвратные боли желудка) — все это
является примерами соматоформных расстройств. Диагностические критерии
заключаются в сочетании жалоб на боль, желудочно-кишечных, сексуальных и
псевдоневрологических симптомов, существующих во время заболевания. Эти симптомы
не создаются преднамеренно и не придумываются, они достаточно реальны, чтобы
вызвать недомогание и ухудшение состояния индивида. При диагностировании
некоторых соматических расстройств требуется строгая вероятность
психологического состава симптома.
Соматоформные
расстройства особенно широко изучаются у взрослых, потому что они представляют
хронический, выявленный паттерн, который часто нельзя обнаружить, пока человек
не повзрослеет. Таким образом, диагностическая категория соматоформных
расстройств в отношении детей и подростков сомнительна и используется редко.
Многочисленные детские соматические недуги, особенно возвратные боли в брюшной
полости, могут оказаться развивающимися предвестниками взрослых соматоформных
расстройств.
Сейчас
признается, что дети способны, как и взрослые, сообщать о своей боли и
беспокойстве, но так было не всегда. Раньше считалось, что дети вообще не
испытывают боли, и что они менее чувствительны к ней, чем взрослые.
По-видимому, из-за того, что дети менее способны сообщать о своей боли,
ошибочно считалось, что болевой порог у детей выше, чем у взрослых. Однако дети
четко представляют, что у них болит, и знают, как об этом сказать. У мальчиков
и девочек в раннем возрасте создаются удивительно четкие представления о боли и
ее причинах, о ее описании и переживании
К примеру, вот некоторые высказывание:
Это (боль в животе) будто пчелы в животе — жалят вас в
живот, желтые спинки перекатываются внутри и ударяют как мячики пинг-понга —
будто что-то просто отрубается в животе (мальчик, 6 лет). При этом (боль в ухе)
чувствуешь, что в ухе находится что-то наподобие шипа от розы, проникающее
глубже в ухо, сильнее чем прокалывание (мальчик, 9 лет).
Непохоже, чтобы дети просто использовали описания боли,
услышанные от родителей или от кого-то еще. Обратите внимание на детскую
образность в описании 7-летним мальчиком головной боли:
Будто огромное чудовище сидит внутри, и оно растет,
как сумасшедшее, места не хватает, и чудовище разрывает обе части моей головы,
поскольку оно становится очень большим.
Являются ли жалобы детей на соматическое
состояние нормальными и обычными? Ни для кого не секрет, что примерно в 1/3
типичных заявлений школьников о боли она используется для побочных целей —
привлечь внимание родителей или сверстников, а также для того, чтобы пропустить
спортивные или школьные занятия. Нельзя отрицать, что одним из наиболее
распространенных способов, к которым прибегают дети, чтобы выразить свой страх,
недовольство или избежание чего-либо, являются жалобы на боль и страдания,
часто неопределенного и сомнительного происхождения [2 c. 31].
У каждого соматического заболевания свои особые
проблемы. Дети с диабетом ежедневно сталкиваются с лечебным режимом, но у них
более предсказуемый прогноз; дети, больные раком, испытывают неприятные
побочные действия, возникающие при лечении, и должны справляться с
неопределенным прогнозом своей болезни. Общее, что объединяет соматические
заболевания и болезненные состояния, это то, что они представляют собой главный
стрессор, который вызывает и поглощает все имеющиеся ресурсы, помогающие
выстоять ребенку и его семье.
Число детей с каким-либо соматическим
заболеванием или болезненным состоянием, связанным с физическим здоровьем,
очень велико: от 10 до 20% детского населения. Из этого количества детей только
у 1/3 легкие формы заболевания, у остальных такое состояние здоровья, которое
приводит к средним или сильным ограничениям активности и утомительным курсам
лечения. Астма является самым распространенным детским соматическим
заболеванием, которое сопровождается неврологическими нарушениями, нарушениями
развития и расстройствами поведения. К счастью, тяжелые формы соматических
заболеваний, при которых возникают серьезные физические и интеллектуальные ограничения
и которые мешают повседневной жизни ребенка — относительно редки. Тем не менее,
распространение подобных форм поддается учету. Около 2% детей серьезно поражены
соматической болезнью или находятся в болезненном состоянии.
Источник