Содержание коррекционной работы по развитию ребенка
Содержание коррекционной работы.
Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционной работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционной работы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Коррекционной работа сформирована для контингента детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) и фонетико-фонематическое нарушение (далее – ФФН).
Цель коррекционно-развивающей работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
В связи с этим коррекционная работа направлена на решение задач:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи.
Коррекционной работа направлена на реализацию задач:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – развивающей работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.
Мониторинг динамики речевого развития и определение степени готовности к школьному обучению.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК).
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Направления работы коррекционной работы:
Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специальные условия
Коррекционно-развивающая работа в ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
-в рамках логопедического пункта,
-в рамках группы компенсирующей направленности,
-осуществление работы по индивидуальным образовательным маршрутам с детьми с ОВЗ воспитателей и специалистов ДОУ в рамках образовательной деятельности и режима дня, занятий с педагогом-психологом.
Обеспечение коррекционной работы
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
1.Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении детей с ОВЗ.
2.Обеспечение комплексного психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.
3.Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на воспитанника с речевым нарушением, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях).
4.Обеспечение надлежащих материально-технических условий.
5.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, закрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
6.Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Взаимодействие специалистов ДОУ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
составление ИОМ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребенка.
Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни — в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется ИОМ. Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-логопед. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности, и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать все специалисты и воспитатели комбинированной групп и группы компенсирующей направленности.
Источник
Содержание коррекционной работы
в МБДОУ д/с комбинированного вида № 46 г.о. Самара
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;
преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.
Содержание коррекционной работы:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
все специалисты осуществляют коррекционную работу.
4.1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса
Коррекционная работа в ДОУ проводится для детей:
с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи);
с нарушением слуха (нейросенсорная тугоухость).
Дети с ограниченными возможностями здоровья не интегрированы в общеразвивающие группы, находятся в группах компенсирующей направленности:
5 логопедических групп для детей с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи);
2 группы для детей с нарушением слуха (нейросенсорная тугоухость).
Логопедические группы функционируют в 5-ти дневном режиме с 12-часовым пребыванием детей.
Группы для детей с нарушением слуха функционируют в 5-ти дневном режиме с круглосуточным пребыванием детей (с 7.00 понедельника до 19.00 пятницы).
Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации:
индивидуальная;
подгрупповая.
Перечень коррекционных мероприятий:
обследование воспитанников;
изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
заполнение речевых карт и карт обследования;
анкетирование родителей;
диагностика детей;
выбор образовательного маршрута;
подгрупповая и индивидуальная НОД;
консультирование родителей, индивидуальные беседы;
консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
заседание коррекционной службы ДОУ;
заседание ПМПк;
обобщение передового опыта.
Мониторинг динамики развития
Цель обследования | Название, автор диагностики | Сроки | Итог обследования | Ответственный |
Выявление особенностей общего и речевого развития: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией. | Сборник документов для учителей-логопедов групп компенсирующей направленности ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, И.Л. Ваенская, Е.В. Барановская, О.М. Фролова, Е.В. Мазанова. – Самара: Изд-во МИР, 2009. | Сентябрь, Январь Май | Заполнение речевых карт, индивидуальное планирование коррекционной работы, заполнение индивидуальных программ по мере необходимости. Мониторинг. Внесение корректив в речевые карты, индивидуальное планирование. Ведение индивидуальных программ. Эпикриз. Рекомендации на второе полугодие. Внесение изменений в речевые карты, выявленных при итоговой диагностике. Эпикриз. Рекомендации. Мониторинг. | Учителя-логопеды |
Выявление состояния слуха, особенностей общего и речевого развития. | Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста М.П. 1991 | Сентябрь Январь Май | Заполнение карт обследования, индивидуальное планирование, мониторинг. Внесение корректив в карты обследования, индивидуальное планирование. Внесение изменений в карты обследование по результатам итоговой диагностики. Рекомендации. Мониторинг. | Учителя-дефектологи |
Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития | Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. | октябрь ноябрь | Заполнение индивидуальных карт | Педагог-психолог |
Обследование детей при переходе на новый возрастной этап | Е.М. Борисова, Т.Д. Абдуросулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Обнинск, 1998г. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Цветные матрицы Ровена. Тест Тулуз-Пьерона. | Сентябрь Май | Заполнение протоколов ПМПк | Педагог-психолог |
Определение уровня адаптивности раннего и младшего возраста к условиям ДОУ | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003. | Ноябрь | Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации | Педагог-психолог |
Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников | Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002. «Лесенка» В.Г.Щур. | Февраль | Мониторинг психологического здоровья | Педагог-психолог |
Изучение компонентов учебной деятельности старших дошкольников | Тест школьной зрелости. П.Я. Кеэс. – Обнинск, 1992. | Декабрь Январь | Рекомендации. Составление планов коррекционной работы по развитию ВПФ | Педагог-психолог |
Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций | Е.М. Борисова, Т.Д. Абдуросулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Обнинск, 1998г. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Цветные матрицы Ровена. Тест Тулуз-Пьерона. | Май | Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год | Педагог-психолог |
Выявление универсальных учебной деятельности (УУД) | Комплект диагностических методик направленных на диагностику сформированности личностных УУД | Апрель | Заполнение карты дошкольника | Педагог-психолог |
4.2. Описание специальных условий обучения и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение с квалифицированной коррекцией ведётся высококвалифицированными специалистами: учителями-логопедами, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Обучение с квалифицированной коррекцией происходит в специально оборудованных кабинетах (4 кабинета учителей-логопедов, 2 кабинета учителей-дефектологов, кабинет педагога-психолога).
Условия | Логопедические группы | Группы для детей с нарушением слуха |
Специальные программы | Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (3-5 лет). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1984. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (5-7 лет). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1993. | Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. – М., 1991. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц – М., 2003. |
Цели и задачи программы | Цель программы – построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей. Основными задачами коррекционного обучения являются: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи. | Цель программы – обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. Программа направлена на решение следующих задач: психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта; обогащение общего развития; коррекция аномального развития; подготовка к школе. |
Основные методические пособия | Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. – М.,2000. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2002. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001. | Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дшкольнников с нарушением слуха. — М., 2004. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.- М., 2003. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2000. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001. |
Дидактические материалы | Подбор лексического материала по закреплению правильного произношения Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок Картотека предметных картинок по всем лексическим темам | Подбор лексического материала по темам Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок Картотека предметных картинок по всем лексическим темам Подбор материала по формированию элементарных математических представлений Подбор материала по развитию слухового восприятия |
Технические средства | Музыкальный центр Компьютер Телевизор DVD плеер Мультимедийный проектор | Музыкальный центр Компьютер Звукоусиливающая аппаратура фронтального пользования «Эхо» Слухотренажеры «Интон», «Соло-01» Аппарат для вызывания звуков И2М Мультимедийный проектор Телевизор DVD плеер |
4.3. Взаимодействие в работе педагогов и медицинского персонала ДОУ в реализации коррекционных мероприятий
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, нарушений слуха и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объёме коммуникативную функцию, обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.
Заведующий детским садом производит зачисление детей в логопедические группы, направляет воспитанников логопедических групп в Городской психолого-медико-педагогический центр.
Старший воспитатель обеспечивает организацию воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, обеспечивает организацию специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с ОВЗ, обеспечивает повышение профессиональной компетенции специалистов, а так же организует взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и различными социальными партнёрами.
Учитель-логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов.
Учитель-дефектолог проводит работу по коррекции слухо-речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов.
Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от логопеда или дефектолога и исходя из общего тематического планирования.
Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня.
Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.
Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.
Педагог-психолог осуществляет руководство работой по сенсорному развитию и развитию психических функций, способствует адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Старшая медицинская сестра обеспечивает медицинское сопровождение развития ребёнка с ОВЗ, а так же разрабатывает комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий.
Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов.
Перспективный план заседаний ПМПк ДОУ
Сентябрь | ПМПк № 1. Комплектование логопедических и дефектологических групп. Задачи на учебный год. Входящая диагностика. Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников. |
Декабрь | ПМПк № 2. Анализ адаптации детей к условиям ДОУ. |
Январь | ПМПк № 3. Промежуточная диагностика уровня речевого, слухоречевого, интеллектуального развития воспитанников. |
Май | ПМПк № 4. Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с детьми в коррекционных группах. Логопедический и дефектологический мониторинг. Определение дальнейших образовательных перспектив для выпускников подготовительной к школе логопедической группы. |
Циклограмма работы учителей-логопедов МБДОУ д/с № 46
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики). | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 4. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики). | 1. Непосредственно образовательная деятельность (восприятие художественной литературы) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
Циклограмма работы учителей-дефектологов МБДОУ д/с № 46
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная) 2. Совместная деятельность педагога с детьми. 3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики). 5. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная) 2. Непосредственно образовательная деятельность (познавательная) 3. Фонетическая ритмика. 4. Совместная деятельность педагога с детьми. 5. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная) 2. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная) 3. Совместная деятельность педагога с детьми. 4. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 5. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики). 6. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная) 2. Непосредственно образовательная деятельность (познавательная) 3. Фонетическая ритмика. 4. Совместная деятельность педагога с детьми. 5. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | 1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная) 2. Непосредственно образовательная деятельность (восприятие художественной литературы) 3. Совместная деятельность педагога с детьми. 4. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
4.4. Взаимодействие ДОУ с организациями, специализирующимися в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья
Условные обозначения:
Двусторонняя постоянная связь
Двусторонняя эпизодическая связь
Односторонняя постоянная связь
Односторонняя эпизодическая связь
№ п/п | Партнеры | Вид сотрудничества |
1. | ГС(К)ОУ № 117 | Создание комплекса непрерывного образования, осуществление преемственности в обучении, воспитании, корреции |
2. | МУ РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Варрель» | Организация совместной деятельности, оказание ранней специализированной помощи детям с нарушением слуха, обмен информацией, подготовка кадров |
3. | Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (ПГСГА) | Организация прохождения педагогической практики студентами, совершенствование подготовки специалистов |
4. | Отделение психологического сопровождения образовательного процесса ЦРО (ОПСОП) | Проведение мероприятий, диагностика и консультирование детей и родителей, методическое сопровождение педагога-психолога, учителей-логопедов |
5. | ГПМПЦ | Диагностика дошкольников, выдача заключений |
6. | Городская поликлиника № 13 | Обеспечение медицинского обслуживания воспитанников |
7. | СИПКРО, ЦРО | Повышение квалификации педагогов |
8. | МДОУ «ЦКР» г. Новокуйбышевск | Презентация опытом работы |
9. | Другие ДОУ | Обмен опытом работы |
Источник