Содержание индивидуальной программы развития ребенка
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Краткая аннотация программы
- Описание программы, ее обоснование
- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Критерии и показатели эффективности
программы - Диагностический этап. Методы и
методики исследования - Прогностический этап.
- Этапы внедрения. Содержание и формы
работы объектов и субъектов
воспитательной деятельности.- Индивидуальная работа:
- развитие интеллектуально-познавательной
сферы подростка; - развитие эмоционально-волевой
сферы подростка;
- развитие интеллектуально-познавательной
- Социальная деятельность.
- Работа с семьёй.
- Индивидуальная работа:
- Оценка достижения намеченных
результатов. - Список литературы
- Приложения
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1. | Полное название программы | Программа индивидуального |
2. | Специализация проекта | «Формирование и развитие |
3. | Цель программы | Создание условий для развития |
4. | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, |
|
6. | Сроки реализации программы | 2005/6 – 2009/10 учебный год |
7. | География проекта | Учащиеся 5 — 9 класса средних |
9. | Кадры | Классный руководитель, психолог, |
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из
важных факторов стабилизации общества. Оно
должно обеспечить достижение двух целей:
социализации подрастающего поколения и
саморазвития человека как субъекта
деятельности и как личности. Воспитание –
целенаправленный процесс формирования
личности – обеспечивает вхождение
подрастающего поколения в жизнь общества,
становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании». В учебном
заведении постоянно проводятся
разнообразные эксперименты в области
воспитания, исследования социально-педагогических
механизмов воздействия внеучебной работы
на личность школьника и формирование
социальных качеств, таких как социальная
активность, мобильность коммуникативность,
целеустремлённость.
Развитие системы образования
выдвинуло на первый план задачи укрепления
позиций личностно-ориентированной
педагогики, предполагающей создание
благоприятных условий для саморазвития и
самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева,
которое растёт на общественной почве и даёт
ему свои плоды. Каждый школьный класс —
отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
каждый листик — это отдельный ученик со
своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом
с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
11 ударников. Класс имеет самый высокий
показатель успеваемостипо школе.
В классе ведется работа по проблеме
«Формирование и развитие гармоничной
личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с
психологом стремится построить такую
воспитательную систему, в которой классный
коллектив способствовал бы оптимальному
развитию интеллектуальных и творческих
способностей каждого ребёнка, раскрытию
его потенциальных возможностей. Поэтому
основной воспитательной задачей мы считаем
реализацию личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию, а,
следовательно, создание такой атмосферы в
классе, чтобы каждый ребёнок мог
почувствовать себя успешным, и стремился к
личностному росту. А для этого необходимо
мотивировать школьника на саморазвитие,
самовоспитание и самосовершенствование,
так как сегодня востребована творческая
личность с активной жизненной позицией.
Представленная программа носит
универсальный характер и может быть
использована классным руководителем с
учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с
ним исследования могут быть значимыми на
школьном образовательном уровне, так как
это должно способствовать апробации новых
способов обеспечения развития личности
обучающегося и его способностей к
саморазвитию, самоопределению и
самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное
накопление опыта педагогической поддержки
в образовательных системах
гуманистического типа, который может быть
использован при разработке воспитательной
системы классного коллектива и личности
отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий
для развития ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей и, опираясь на
сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности,
мобильности личности, - формирование коммуникативных и
лидерских качеств; - Формирование целеустремлённости и
целеполагания;
В процессе работы мы руководствовались
следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
- определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
что он думает по этому поводу; - предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а
показывай возможные пути к нему; - не пропусти первый успех ребёнка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой,
личностно и общественно значимой
деятельности ученика в классе; - создание условий для сохранения и
укрепления здоровья ученика; - создание благоприятного нравсвенно-психологического
климата в коллективе, обеспечение
условий защищённости каждого его члена; - создание условий для самоутверждения
каждого воспитанника в формах
общественно приемлемого поведения,
обретение каждым необходимого для него
уважения, социального статуса в среде
сверстников; - психолого-педагогическое просвещение
воспитанников, обучение их способам
делать правильный выбор; - воспитание чувств, привитие
оптимистического мировосприятия.
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности
создаваемой воспитательной программы, нами
определены критерии и показатели ее
эффективности.
Первый критерии- самоактуализация
личности учащихся. Получаемая в
соответствии с данным критерием информация
позволяет оценить влияние воспитательной
деятельности на развитие личности ребенка,
на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность
учащегося, педагогов и родителей его
жизнедеятельностью в школе. Он может
рассматриваться в качестве мерила степени
комфортности и защищенности детей и
взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность
учащегося. С помощью этого критерия можно
анализировать результаты учебно-воспитательных
достижений не только на основе изменений,
происходящих с конкретным учеником, но и в
сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд,
необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который
предстоит воздействовать, и сделать это
воздействие целенаправленным. Поэтому на
основе анализа индивидуальных
особенностей личности составляется
программа индивидуального развития
ребёнка.
Подобные программы составляются на
каждого ученика в классе, а успехи и
достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим
программу индивидуального развития
ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не
все стремятся проявить активность. К этой
группе относился и ученик, для которого
составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной
школы у данного ученика отмечаются
следующие особенности : общительный,
пользуется авторитетом среди
одноклассников, имеет чётко выраженное
собственное мнение. Было отмечено, что
недостаточно развита учебная мотивация,
организованность, волевые качества. Ученик
проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
цикла, но недостаточно уделяет внимания,
таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились
результатами психолого-педагогических
исследований.В результате на первый
план выходят следующие задачи в
формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и творчества
при изучении всех предметов, - Привитие интереса к спорту,
- Воспитание волевых и лидерских качеств
Формирование навыков научной
организации труда,
Из-за большого размера статья была
опубликована не полностью. Полную статью
можно получить по ссылке.
(Прим. ред.)
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Составление индивидуальной программы развития
Аристова О. С.
зам. директора по УМР
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
- адаптации ребенка к новым условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Можно выделить несколько видов индивидуальных программ развития.
-индивидуальная адаптационная программа(программа, нацеленная на адаптацию детей, поступивших в 1 класс или вновь прибывшим в ОУ детям)
-индивидуальная профилактическая программа (направлена на предупреждение различных отклонений в эмоционально-волевой сфере, нежелательного поведения)
— индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(предполагает комплексное сопровождение ребёнка группой специалистов: воспитатели, учителя, мед. работники, логопед, психолог, социальный педагог)
-индивидуальная коррекционно-развивающая программа(реализуется учителями, воспитателями, логопедом психологом)
-индивидуальная социальная программа развития(направлена на достижение социальных и воспитательных целей, выработку адаптационных навыков у учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости)
На первый план при обучении и воспитании детей с тяжёлой умственной отсталостью выступает их социализация и адаптация. Следовательно, индивидуальная программа развития должна решать следующие задачи:
-формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия
-формирование и развитие коммуникативной функции речи
-отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости
-включение учащихся в домашний, хозяйственный труд; мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе
-эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим
-развитие умения занять себя в свободное время
-развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
-укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребёнка; спортивные занятия
И хотя системе специальных коррекционных образовательных учреждений создаются классы для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости, многие дети всё же находятся на домашнем обучении.
Этапы составления индивидуальной программы развития:
1.Предварительный этап
-Изучение документации, личных дел
-Изучение социального окружения ребёнка(с кем общается дома, в школе и внешние связи)
2. Диагностический этап
-диагностические исследования(наблюдение, психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития)
3. Коррекционно-развивающий этап(улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации)
4. Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой работы)
Индивидуальная программа развития включает
1. Пояснительную записку, где указываются актуальные проблемы ребёнка:, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития)
2 Содержание программы(направления и формы работы)
3. Литература
Т. о индивидуальная программа развития направлена на решение проблем конкретного ребёнка. Её цель, задачи и структура должны определяться образовательными потребностями ребёнка, его возможностями. При разработке и реализации программы развития важным условием является координированные действия специалистов
Литература:
1. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации :Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-384с.
2. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком.Руководство для родителей-М. :Теревинф,2004.-240с.
3. https://festival.1september.ru/articles/211161/ Могила О. И.Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате
4. Информационные материалы для обучения учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости/Е. И. Капланская (Северо-Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №77)
Источник