Социум для ребенка 5 лет

Социум для ребенка 5 лет thumbnail

Сейчас родители все более заинтересованы в ускоренном всестороннем развитии детей, в том числе и социальном. В каждом городе есть разнообразные центры раннего развития, куда приглашают малышей примерно с 8 месяцев, группы грудничкового плавания, английского языка для двухлеток… Родители считают, чем раньше малыш усвоит те или иные навыки, заговорит, привыкнет находиться в коллективе, тем ему будет проще общаться, учиться, тем быстрее он сможет добиться успеха в любой деятельности. Вот только возникает вопрос, а готов ли сам ребенок к такой гонке?

Что такое социализация?

С самого своего рождения человек является социальным существом, ведь малыш находится в обществе взрослых, которые постоянно с ним взаимодействуют. В понятие «социализация» разные люди вкладывают различное значение. Многие мамы понимают его как умение общаться со сверстниками, кто-то определяет социализацию как принятие норм поведения, принятых в обществе.

На самом деле социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.

Социум для ребенка 5 лет

Этапы социализации у детей

Вот основные этапы психосоциального развития личности малыша.

1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.

2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром. 

3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Малыш тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.

4-й этап (с 5–6 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению.

Нужна ли ранняя социализация ребенку? Все должно проходить естественно!

Социум для ребенка 5 лет

Поскольку в норме лишь с 4 лет у малыша начинает складываться представление о том, что его чувства и мысли отличаются от представлений других, то до этого возраста общение детей с целью социализации практически бесполезно. Лишь после 4–5 лет в этом появляется некоторый резон, хотя по-настоящему социализироваться дети начинают к моменту поступления в школу. Но означает ли это, что ребенок до 7 лет будет чувствовать себя комфортно только в кругу семьи? А как же многочисленные группы раннего развития, кружки, секции и детские сады?

Во-первых, стоит учитывать довольно высокое развитие индустрии детства, провоцирующее родителей пользоваться разнообразными услугами, даже если в этом нет большого смысла. А во-вторых, всегда лучше избегать крайностей. Конечно, лет до трех, когда малыш еще не выражает потребность в самостоятельности, в его развитии не стоит делать упор на общении с детьми без мамы, отдавать в большой коллектив. Но это не означает, что вам нужно запереть себя дома и ограничиться рамками семьи. «Естественная» социализация с мамой пойдет на пользу и вам, и ребенку.

Что это значит? Ребенок в младенческом и раннем возрасте комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Если вы будете продолжать встречаться с друзьями, путешествовать, навещать бабушек, гулять с соседскими мамочками с детьми, ваш кроха не окажется в изоляции. Для него с самого рождения будет вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. С этой точки зрения могут оказаться полезны и центры раннего развития. Они пригодятся, если маме самой необходимо общение или если у нее нет возможности или знаний, чтобы играть и заниматься с малышом самостоятельно.

Социум для ребенка 5 лет

Экстраверты и интроверты

Еще один важный момент в вопросе о социализации ребенка – это его индивидуальные особенности, которые непременно нужно учитывать. Некоторые дети обладают высоким социальным интеллектом – они познают мир через общение. Маленьким экстравертам, действительно, очень рано необходим коллектив сверстников, они много получают от общения с новыми взрослыми. Таким детям уже с 2–3 лет нужно дополнительное социальное окружение помимо семьи. А есть и другие малыши: тревожные, стеснительные, молчаливые. Часто мама в такой ситуации стремится форсировать развитие своего ребенка, посещает разнообразные занятия, отдает в ясельную группу. Ведь, как ей кажется, малышу нужно преодолевать свою замкнутость. Однако такая позиция часто идет во вред ребенку-интроверту, еще больше травмируя нестабильную детскую психику. Ведь к малышу предъявляются насильственные требования, когда он еще не может сделать то, что от него хотят. Ему это, по большому счету, и не к чему. Принуждение в вопросе социализации не приводит к прогрессу, поскольку навязанные внешние правила так и остаются внешними или искаженными.

Читайте также:  Питание ребенка 5 лет рецепты

Социум для ребенка 5 лет

А как же детский сад?

Многие родители возлагают большие надежды на детский сад в плане социализации ребенка, поэтому стремятся пораньше оформить своего малыша в ясельную группу. Однако дети в возрасте 1,5–2 лет часто оказываются психологически незрелыми для такой смены образа жизни, поэтому у них возникают неврозы, падает иммунитет, появляется регресс поведения. Даже если малыш внешне спокойно реагирует на садик, это может означать не успешную социализацию, а лишь адаптацию к новым условиям.

Вопрос о нужности детского сада для ребенка должен решаться индивидуально. Конечно, если у вас нет острой необходимости, стоит дождаться 3 лет и оценить готовность ребенка к длительной разлуке с вами. Но чаще всего здоровый малыш с нормальным уровнем развития, находящийся в гармонии с собой, позитивно воспринимает детский сад уже к 4 годам. В общем, пробуйте различные виды социализации, но с учетом возрастных и личных особенностей малыша.

Звездные родители

Златослава, певица, и Георгий (9 лет)

Чем раньше мы определим ребенка в социум, тем легче ему будет в жизни. Мой сын Гоша всегда тянулся к взрослым. И когда в первые годы его жизни мы выходили гулять на площадку, между родителями и детьми Гоша тянулся к старшему кругу. И сейчас в социуме он всегда стремится к людям, которые знают больше, чем он сам. 

Роман Жуков, певец, Полина (12 лет), Никита (9 лет), Анжелика (7 лет), Виктория (6 лет), Виктория–Элизабет (4 года) и Стивен (1,5 года)

Если ребенок растет в семье из шоу-бизнеса, это можно причислить к ранней социализации. Мои дети часто катаются со мной по концертам и различным мероприятиям, и я вижу тенденцию в их развитии в сторону шоу-бизнеса. Полина, например, уже заявила о себе как фотомодель. А вообще, мы часто вместе посещаем семейные клубы, играем в развивающие игры дома.

Совет психолога

  • Ребенок до 3 лет вовсе не обязан хотеть играть с другими детьми, делиться игрушками, оставаться на попечении других взрослых… Но сильный страх контакта – это повод разобраться.
  • Иногда достаточно проанализировать ситуацию страха и поведение взрослых, чтобы понять причины такой реакции крохи. Например, бабушка, гуляя с внуком, могла избегать детских площадок, приговаривая: «Не пойдем туда, они тебя толкнут, обидят». В этом случае стоит провести «работу» с бабушкой. 
  • Родителям можно проявить больше участия в жизни малыша: залезть вместе с ним в песочницу, начать играть в мяч с компанией детей, обыгрывать дома все увиденное и т. д.

Источник

Вопрос психологу:

Ребенку 5,5. Девочка. Ходит в частный детский сад. Группа небольшая. В среднем 4 человека приходит в группу. В возрасте 2,5 лет пошли в садик. часто пропускали из-за болезней. летом получалось ходить дольше. В летний период прошли адаптацию. Далее ребенок ходил спокойно. Даже иногда было желание ходить в сад. Когда ходила в среднюю группу (от 3,5 до 5 лет) не было проблем. Там она играла с младшими детьми. Со сверстниками особо не играла. Теперь перешли в старшую группу. И тут внезапно для нас начались проблемы. Ребенок резко переменил отношение к садику. Сменялись педагоги. так же постоянно беседуем с ними. Причина пока не ясна. Но есть большая вероятность что причина в неудовлетворенности общения со сверстниками. Другими словами, ребенок не рад тому как у него складываются отношения с другими детьми. И тут нет никаких «словесных уколов». Дети могут просто игнорировать любые предложения со стороны нашей дочери. Так же безмолвно не считаться с ролью нашего ребенка в совместной игре. А не считаются возможно из-за особенностей мышления ребенка. У нее (такая же проблема была и у родителя) нет врожденной способности улавливать контекст ситуации. Действия и слова других детей и взрослых она не привязывает к текущей ситуации. Соответственно не всегда правильно трактует причину и цель действия других. Реакция ребенка получается часто непонятной для других и они просто игнорируют это потому что не знают как надо реагировать. Понятно, что нужно работать над ребенком. Но в садике не будут постоянно носится за нашим ребенком. Есть время для совместной игры. Там все равно она будет сталкиваться со сверстниками. Не хотелось бы что бы это нанесло духовную травму и начало подавлять ребенка. Стоит ли ходить в этом случае в садик? И можете посоветовать упражнения или занятия с ребенком? Спасибо.

Автор вопроса: Женя Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.

Доброго времени, Женя.

Вашей дочке 5 и она сторонится ровесников, потому как среди них надо заслуживать свой авторитет, учиться договариваться, а не только проявлять заботу, как в случае с младшими. Проявляя заботу к малышам, Ваша дочь повышает свою самооценку. Она знает, что это приемлемо, поощряемо, при этом, плюс, безопасно такое общение для неё: она старше, а значит, ее не обидят, чего нельзя гарантировать в группе сверстников. К тому же, малышами можно управлять, а с ровнстниками это сложно.

Уходить с сада в Вашем случае — это уходить от трудностей. А трудность заключается в неуверенности девочки и низкой самооценке (предполагаю). При этом, в семье и со знакомыми взрослыми Ваша девочка может проявлять себя как требовательная, настойчивая, иногда даже деспотичная (капризная) по отношению к близким, но это не говорит о ее уверенности в себе.

Читайте также:  Белые точки на небе у ребенка 5 лет

Что делать?

1. Повышать самооценку ребёнка через посильные для неё задания, обязанности в семье.

2. Проводить всей семьёй совместно время, когда Вы показываетесь себя не только, как требовательные родители, но и как веселые, разносторонние друзья.

3. Своим примером показывайте уверенность: как Вы ведёте себя в транспорте, незнакомой обстановке, в обществе (уверенно или робко, умеете ли себя отстоять)?

4. Упражнения: распечатайте раскраски-силуэты людей разных ( картинки и маленькие, и большие, и мальчики, и девочки, и взрослые, и малыши), попроситесь выбрать понравившуюся картинку и пусть она ее раскрасит. Увидите, если просто зарисовывает и не выделяет глаза, рот, нос, не вырисовывает детали, нужно помочь справиться с неуверенностью и показать на своём примере (самой маме выбрать себе картинку и раскрасить). Нужно будет, нарисовать вместе с ней ее картинку и придумать положительную историю о «Маленькой девочке, которая стала большой».

5. Читайте терапевтические сказки об уверенности.

6. Раскрашивайте с ней мандаты (1 в неделю, как минимум).

6. Учите общаться с детьми-ровесниками: просто таки проговаривайте, что она должна сказать ребёнку-одногодке в той или иной ситуации. Пусть такие ситуации случаются в вашем присутствии, она будет увереннее. Для этого организовуйтесь с ролителями одногодок на совместные встречи.

Дело опыта и научения.

С уважением, Ваш психолог Марина Георгиевна.

Оцените ответ психолога:

психолог Ладатко Марина Георгиевна

2018-10-19

Источник

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.

В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

Читайте также:  Ежемесячные выплаты на второго ребенка до 1 5 лет

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Смотрим игры для социализации дошкольников.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Агрессия дошкольников

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.

Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.

Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.

В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют «агрессией, ориентированной на человека» рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.

Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед». Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Источник