Социологизаторские концепции развития ребенка
В
биологизаторском
направлении
ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Среда, в
которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием такого изначально
предопределенного развития.
Э.Геккель
сформулировал биогенетический закон
(концепцию
рекапитуляции)
в отношенииэмбриогенеза,
о том, что онтогенез – есть краткое и
быстрое повторение филогенеза.
В
теории С. Холла главным законом психологии
развития – повторение во внутриутробном
развитии всего ряда форм, которые прошли
его животные предки за сотни миллионов
лет, от простейших одноклетночных до
первобытного человека. Это была именно
теоретическая
концепция.
Без неё не было бы многих других. Это
была первая попытка показать, что между
историческим и индивидуальным развитием
существует связь, которая до сих пор
недостаточно прослежена.
А.Гезелл
в условиях психологической клиники
разработал практическую
систему диагностики психического
развития ребёнка
от рождения до юношества. В основе –
сравнительные исследования. Ввёл метод
лонгитюдного
изучения.
Ограничивался количественным изучением,
сводя развитие к увеличению, не анализируя
качественные преобразования. Обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом. Создал
феноменологию развития (роста) от
рождения до 16 лет.
К.
Бюллер (уже после работ Павлова,
Торндайка) предложил теорию трёх
ступеней развития: инстинкт
– дрессура – интеллект
. Эти ступени он связывал не только с
созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием
аффективных процессов.
Значение:
постановка проблемы «истории детства»,
истории пренатального развития.
Биологический
фактор
включает в себе, прежде всего,
наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что
именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи
считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент
и задатки способностей.
Биологический
фактор, помимо наследственности,
включает особенности протекания
внутриутробного периода жизни ребенка.
Социологизаторский
подход. Его
истоки — в идеях философа XVII века Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как белая восковая
доска.
Влияние оказали работы И.П.Павлова (его
идея о приспособительной деятельности
всего живого). Считается, что принцип
условных рефлексов послужил толчком
к разработке новых концепций. Американские
учёные восприняли феномен условного
рефлекса как элементарное явление,
доступное анализу, нечто вроде
строительного блока, из множества
которых может быть построена системе
нашего поведения.
В
числе первых концепций – ассоцианистическая
концепция Дж. Уотсона.
Лозунг Дж.Уотсона: «Хватит изучать, что
человек думает, давайте изучать, что
человек делает».
Возникла концепция научения, где главный
акцент сделан на подкреплении. Это
концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера.
Более сложные- концепции Н.Миллера и
К.Халла. В них отразилисьл ответы на
вопрос: зависит ли научение (т.е.
установление связи между стимулом и
реакцией) от таких состояний как голод,
жажда, боль.
Согласно
бихевиористической теории, человек
таков, каким он научается быть. 3 типа
обучения: классичесое
обуславливание, оперантное обуславливание
и обучение посредством научения.
Классическое
обуславливание – простейший тип
обучения (Дж.
Уотсон),
в процессе которого используются лишь
непроизвольные (безусловные) рефлексы
в поведении.
Оперантное обуславливание – специфический
тип обучения (Б.Скиннер).
Суть – человек контролирует поведение.
Дополнения внёс А.Бандура,
считая, что гораздо чаще в жизни
происходит обучение посредством
наблюдения. А.Бандура считает, что для
приобретения новых реакций на основе
подражания; подкрепление необходимо
для того, чтобы усилить и сохранить
сформированное поведение. А.Бандура
установил, что процедура визуального
научения особенно эффективна для
усвоения
нового социального опыта.
У ребенка в результате наблюдения
поведения модели строятся «внутренние
модели внешнего мира».
Наблюдая образец поведения, он не
воспроизводит его до тех пор, пока не
возникнут соответствующие условия.
Важное место занимают понятия
«саморегуляция»,
«самоконтроль»
и «самоэффективность».
Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития –
наследственность или окружающая среда
– привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
– Вильям
Штерн,
который считал, чтопсихическое развитие
– не только проявление свойств и
восприятия внешних воздействи, а
результат их конвергенции (слияния).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.
Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Другой подход — социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин «социальное научение». Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.
Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема «стимул — реакция».
В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Психическое
развитие ребенка, превращения
беспомощного младенца на личность
происходит по определенным законам,
которые изучает детская
психология. Эта проблема является одной
из самых актуальных в современной
психологии. Интерес к ней имеет не только
теоретическую природу, в значительной
степени он вызван и педагогической
практикой, которая требует постоянного
совершенствования обучения и воспитания
для нужного вам понятия психология
детей.
Ядром
теории психического развития является
раскрытие его движущих сил, выявление
роли биологических и социальных факторов
(наследственность, среда, обучение и
воспитание) в становлении личности. В
дискуссии по этим вопросам выкристаллизовались
полярные взгляды представителей
биологизаторские, социологизаторського
направлений. Сторонники биологизаторские
направления (с.-х. Холл, Д. Селли, Ш. Бюзер,
Д. Мэйли и др.).
Биологизаторские
концепция является односторонней, часто
используется как ширма теми, кто не
хочет или не умеет воспитывать других
и себя, пытается все недостатки объяснить
отрицательной наследственностью, против
которой человек бессилен. Она открывает
простор для обоснования естественного
неравенства способностей людей различных
рас и национальностей. Расисты, например,
считают, что представители белой расы
превосходят по наследственностью
чернокожих людей, а потому должны
господствовать над ними. Жизнь и
педагогический опыт убедительно
опровергают эти утверждения, поскольку
каждый ребенок, к какой бы расе или
национальности она ни принадлежала,
может при соответствующих условиях
достичь высокого уровня развития.
Источники
социологизаторского направления начатые
еще в средние века теорией tabula rasa,
согласно которой психика человека в
момент рождения является «чистой
доской», однако под влиянием внешних
условий, воспитания в ней постепенно
возникают присущие человеку психические
качества. Представителем этого направления
был французский философ Клод Анри
Гельвеций (1715-1771), считавший, что все
люди рождаются с одинаковыми природными
данными, а дальнейшая неравенство их
умственных способностей и моральных
качеств обусловлено неодинаковыми
внешними условиями и воспитательными
воздействиями. Эти утверждения были
против господствующих в то время
концепций врожденной обусловленности
психического развития, социального
неравенства людей.
Одним
из проявлений социологизаторской
концепции развития была распространена
в 20-30-е годы XX в. социогенетический
теория, сторонники которой доказывали,
что основным фактором психического
развития ребенка является приспособление
ее к социальной среде.
Общим
для биологизаторские и социологизаторских
теорий развития во взглядах на ребенка
является то, что они выходят из
механистической концепции развития и
рассматривают ее как пассивный объект
внешних воздействий, как игрушку (в
одном случае в руках наследственности,
в другом социальной среды). Поэтому их
невозможно принять за основу понимания
закономерностей развития ребенка .
На
современном этапе распространена теория
конвергенции биологического и социального
факторов. Согласно ей психология
детей и
психическое развитие обусловливается
взаимодействием наследственности и
среды: наследственности отводится
определяющая роль, среде — роль регулятора
условий, в которых реализуется
наследственность. Однако эта теория не
имеет объяснений случаев, когда в одной
семье вырастают дети с разными характерами,
имея одинаковую наследственность
(однояйцевые близнецы).
45.
Теория поэтапного формирования
умственного действия П. Я. Гальперина
и её значение для детской психологии.
Теория,
сформулированная и исследованная Петром
Яковлевичем Гальпериным [1902
— 1988] в середине XX века. Основана на том,
что организация внешней деятельности
школьников, способствующая переходу
внешних действий в умственные, является
основой рационального управления
процессом усвоения знаний, навыков,умений.
Первоначально
Гальперин выделил четыре первичных
свойства (параметра) действия: уровень
выполнения, мера обобщения, полнота
фактически выполняемых операций, мера
освоения. Рассмотрим их более подробно.
1.Уровень
выполнения действия: формирование
умственного действия начинается во
внешней материальной (или материализованной)
форме, далее постепенно через внешнеречевой
уровень и уровень “внешней речи про
себя” действие переносится во внутренний
умственный план. Иногда автор приводил
отличную от данной характеристику
уровня действия: “уровень прослеживания
чужого действия в поле восприятия;
уровень материального действия,
выполняемого с материальными объектами;
уровень действия в “громкой речи без
предметов”; уровень действия “во
внутренней речи”. Что касается
“прослеживания чужого действия в поле
восприятия”, то речь идет не о перцептивном
выполнении формируемого действия, а об
использовании уже имеющегося у субъекта
действия.
2.
Мера обобщения. Обобщение, по мнению
П.Я. Гальперина, является средством
выделения существенных условий действия
из несущественных. “Обобщить действие
– значит выделить из многообразных
свойств его объекта именно те свойства,
которые одни только и нужны для выполнения
этого действия”.
3.
Полнота фактически выполняемых операций
(развертывание действия и его сокращение).
“Развернуть действие – значит показать
все его операции в их взаимной связи”
[там же]. По мере освоения действия
операции сокращаются, действие становится
свернутым. Сокращение происходит
сознательно или стихийно. При стихийном
сокращении ученик не понимает, почему
можно пропустить операцию; сознательное
сокращение обеспечивает возможность
возвращения от сокращенных форм действия
к более ранним и полным.
4.
Мера освоения. Освоение действия, по
мнению П.Я. Гальперина, имеет разные
степени; более высокие из них проявляются
автоматизацией. Без достаточного
освоения более ранней формы действия
нельзя переходить к следующей, но в то
же время чрезмерное освоение – препятствие
для перехода к новой форме.
Согласно
этой теории, формирование умственных
действий проходит по следующим
этапам:
Первый —
создание мотивации обучаемого;
Второй —
составление схемы т.н. ориентировочной
основы действия;
Третий —
выполнение реальных действий;
Четвертый —
проговаривание вслух описаний того
реального действия, которое совершается,
в результате чего отпадает необходимость
использования ориентировочной
основы действий;
Пятый —
Действие сопровождается проговариванием
«про себя»;
Шестой —
Полный отказ от речевого сопровождения
действия, формирование умственного
действия в свернутом виде –
см. интериоризация.
На
каждом этапе действие выполняется
сначала развернуто, а затем постепенно
сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР.
«Например, нужно кого-то обучить не
делать определенные грамматические
ошибки. На карточки выписываются те
грамматические правила, на которые
делаются ошибки. Они организуются на
карточке в той последовательности, в
которой их следует применять к написанной
фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый
вслух читал первое правило и применял
его к фразе, затем вслух читается второе
правило и так далее до конца карточки.
На втором этапе, когда правила выучены
наизусть, можно отложить карточку, но
все еще следует произносить правила
вслух. На следующем этапе предполагается
произнесение правил про себя при их
применении. Наконец, на заключительном
этапе человек способен применить
правила, не произнося их ни вслух, ни
про себя и даже не осознавая, — в свернутом
и погруженном виде».
Практическое
значение теории
поэтапного формирования умственных
действий П.Я. Гальперина заключается
в том, что в процессе обучения формирование
новых действий происходит легче, без
заучивания нового материала (так как
он усваивается в процессе путем
непроизвольного запоминания), без
использования метода
проб и ошибок.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Любовь Абрамова
Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка».
«Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника».
Подготовила: воспитатель
Батеева Л. А.
Актуальность.
Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива.
В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
В данной работе раскрыты концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника.
Социальное воспитание –- целенаправленная деятельность, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.
С точки зрения современной педагогической науки проблема социально — личностного развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка.
Именно входя в социальное пространство, ребенок приобретает соответствующие знания, умения, навыки, формируя все необходимые социально-личностные качества, способствующие его развитию и социальному становлению.
Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С. А. Козловой, нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка.
С. А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность
Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, С. А. Козловой основывается на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие»
Согласно утверждению С. А. Козловой, успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен детского сада вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников- это целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Ж. Пиаже.
Выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям.
Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения.
По мнению Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.
Л. И. Божович.
Л. И. Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.
Божович Л. И., в дошкольном возрасте (особенно в среднем и старшем) можно говорить о проявлении умения принимать решения и действовать в соответствии с ними. Одним из первоначальных мотивов, побуждающих ребенка, к моральному поведению, является одобрение взрослых, а затем дошкольник может поступать нравственно в соответствии с представленным в зачаточной форме чувством долга. Чувство долга является основным моральным мотивом. Моральные же мотивы, как отмечает Божович Л. И., представляют собой качественно новый тип поведения.
А. В. Петровский
Выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей. Человек, собственно, обучается быть личностью.
На стадии индивидуализации происходит
Здесь личность — субъект общественных отношений. Человек, усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, в чем и проявляется его личность.
Интеграция — третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.
Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.
Эриксон Эрик Хомбергер
Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.
Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей.
Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает 8 стадий развития личности. Раскроем первые 3 стадии дошкольного возраста:
1 – стадия. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.
Вывод.
Нравственное развитие ребенка-дошкольника — сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.
И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Список используемой литературы.
1. Безрукова, В. С.Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
2. Коджаспирова, Г. М.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Козырев, В. А.Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
4. Колесникова, И. А.Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Попков, В. А.Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М.: Академический Проект, 2004.
7. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Источник