Социальный статус ребенка 1 года это
Школьник – первый социальный статус ребенка
Стадия отрочества совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах школы. Поэтому при описании особенностей и закономерностей развития ребенка на данном отрезке жизни мы будем называть его «отрок» или «младший школьник».
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. С полным правом можно сказать, что с приходом в школу начинается социальная жизнь человека. Это не значит, что до отрочества индивид не был социальным существом (им он является с момента рождения). Но в дошкольном детстве ребенок не осознает себя в своем социальном статусе. Школьник – первый социальный статус ребенка; этот статус связан с новой системой требований, предъявляемых к нему, с совокупностью его социальных обязанностей и прав. По образному выражению Л. И. Божович, поступившего в школу ребенка начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.
Школа – это особое общественное учреждение, где, по словам Г. Гегеля, начинается жизнь согласно общему порядку, по одинаковому для всех правилу, где субъективный дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Ребенок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – деятельность учения. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности.
С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.
Новое положение в обществе (положение человека, который занят общественно значимой – учебной – деятельностью) связано с новыми критериями оценки себя: академические успехи, прилежание, следование школьному режиму; все это влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма со-бытийности. Центральное место в новой со-бытийности несомненно принадлежит учителю. В жизни ребенка впервые появляется Взрослый в своем новом образе – как Учитель. Многие дети до поступления в школу посещали детский сад. В их жизни уже был опыт общения с Воспитателем. Но позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя, которая во многом совпадала с позицией Родителя. Для ребенка Воспитатель выступает заместителем Родителя, поэтому для него характерны взаимоотношения с воспитателями по типу родственных (физический контакт, ласки, эмоциональное сопереживание и т. п.).
Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя и Родителя. По выражению Д. Б. Эльконина, в глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».
Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому себе. Система «ребенок – учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные условия жизни ребенка.
Впервые отношение «ребенок – учитель» становится отношением «ребенок – общество». В учителе воплощены объективные требования общества, в школе существует система одинаковых для всех эталонов и критериев для оценки. Ребенок очень чуток к тому, как учитель к кому относится. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям. Например, выделение учителем «любимчиков» вносит напряжение во взаимоотношения школьников, подрывает его авторитет в глазах детей.
Школа выполняет функцию обособления ребенка. Ребенок должен отделиться (но не отдалиться!) от взрослого. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок обретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок – родитель». С поступлением ребенка в школу, с усложнением и обогащением его жизни семья начинает играть особую роль. В психолого-педагогической литературе существует много свидетельств об умалении авторитета родителей перед авторитетом учителя. Это бесспорный факт, но верный лишь относительно учебного содержания. Учитель как представитель общества, как носитель общего знания в глазах ребенка авторитетен абсолютно, он не может знать меньше родителей, тем более ошибаться в том, в чем он ошибаться не должен по определению.
Семья же должна делать усилия по отождествлению с ребенком в его заботах и делах. В новой жизни отец и мать, все близкие призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважения к его новым обязанностям. Он ожидает от близких интереса к его школьным делам – похвалы за достигнутые успехи, помощи при затруднениях. Родители вместе с педагогом должны найти единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка. Вместе с тем внимание к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не менее важных интересов и забот других ее членов. Ребенок должен считаться с ними и не ставить свои учебные дела в центр забот всех членов семьи.
Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школьников между собой. Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т. п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязываются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с общественной жизнью школы. В младшем школьном возрасте впервые возникает подражание сверстникам. Подражательность проявляется первоначально в стремлении действовать так же, как и сверстник, не отстать от него на уроке (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же и т. п.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
№ 96. Байка «Социальный диагноз»
Андрей учился в 6-м классе. Все было бы хорошо, но получать четверки и пятерки мешало состояние здоровья. С детства у мальчика был диагноз «церебральный паралич» и «задержка психического развития». Мама настояла, чтобы ее сын учился
Первый год жизни ребенка месяц за месяцем
Для удобства педиатры условно разделили весь первый год жизни крохи на 5 периодов.Период № 1 – период новорожденности. Он длится с момента рождения до конца первого месяца жизни.Период № 2 – с 1 до 3 месяцев.Период № 3 – с 3 до 6
5 причин развивать ребёнка в первый год жизни
Эта глава поможет вам решить, нужно ли заниматься ребёнком с рождения или лучше подождать до определённого возраста.А также вы сможете расставить приоритеты между развивающими занятиями и узнаете, какие условия нужно
Что же важно сделать в обязательном порядке в первый год жизни ребёнка?
Физическое развитие? Старайтесь держать ребёнка всё время голеньким или хотя бы только в трусиках.Даже если у вас дома холодно, не кутайте малыша. Одетый как на северный полюс ребёнок чувствует себя
1. Школа и социальный прогресс
Мы склонны смотреть на школу с индивидуалистической точки зрения, как на нечто, касающееся только учителя и ученика или учителя и родителей. Естественно, что нас более всего интересуют успехи того или другого близкого нам ребенка – его
Первый выход ребенка в свет
Озабоченные адаптацией ребенка в обществе, родители любят выходить с ним в свет. Огромная гордость для отца, который непринужденно толкает самую современную коляску. Ничего не забыли: солнцезащитный крем, шапочка, солнечные очки, сменный
§ 1. Административно-правой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Центральное место среди субъектов профилактики административных правонарушений рассматриваемой категории лиц занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Шаг первый: создайте условия, благоприятствующие хорошему поведению ребенка
Оцените вашу родительскую связь с ребенком. Проанализируйте отношения в вашей семье. Какова в целом атмосфера в семье – ободряющая или угнетающая? Вы в семье часто раздражаетесь? Каковы
Первый медосмотр ребенка
В течение двадцати четырех часов после рождения новорожденные проходят первый медосмотр. Попросите разрешения присутствовать при нем. Вы много узнаете о теле своего новорожденного и разберетесь в том, что проверяет врач. Давайте пройдем через
Пункт первый: фиксируйте прогресс своего ребенка в таблице показателей роста и веса
Используя таблицу, отмечайте рост и вес своего ребенка. Ваш врач проделывает это в обязательном порядке во время каждого планового осмотра, и вы можете попросить копию таблицы
Источник
ГБОУ «Шимкинская школа – интернат среднего общего образования» по сельским поселениям
2017 – 2018 учебный год
Корпус №1
Поселение «Туран»
семьи
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
1
Хараев Солбон Валерьевич
7
31.12.04
Хараева Эржени Валерьевна
б/р
С. Туран, ул. Заречная, 18
Неполная, малообеспеченная
2
Бильдаков Евгений Максимович
9
12.05.03
Бильдакова Евгения Ильинична
б/р
с. Нилова-Пустынь, ул. Центральная, 17
Неполная, малообеспеченная
Поселение «Хужиры»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
3
Лыгденов Владимир
8
опекун Манзаракша Сыренович
Валентина Дашеевна
Хужиры ул. Солнечная
пенсионеры
4
Лудуков Саша Булатович
5
08.01.07
Лудуков Булат Далерьевич
Юлия Жаповна
Дворник администр
Хужиры ул. Первомайская 6
Полная, многодетная
(3 детей), малообеспеченная,
5
Бобоев Максим Зоригтуевич
6
10.04.06
Бобоев Зоригто Баирович
Бобоева Туяна Доржиевна
Б/р
б/р
с. Хужиры, ул. Первомайская, 12
Полная, малообеспеченная
Поселение «Кырен»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
6
7
8
Лудуков Дмитрий Николаевич
Лудуков Денис Николаевич
Лудуков Александр Николаевич
3
3
6
04.03.04
15.04.07
15.04.07
24.07.05
Лудукова Суржана Ганжуровна
Б/р
С.Кырен ул Иркутная, 18
неполная, развед., многодетная (4 детей), малообеспеченная
9
Боздоев Игорь Саянович
9
09.03.02
Опекун – Зандеева Ирина Шойдоновна
Пансионат Нилова – Пустынь, массажист
С.Кырен, ул.Тулаева, 2 переулок
Сирота
10
Бутаков Георгий Владимирович
8
17.12.02
Бутакова Ольга Александровна
б/р
С. Кырен ул Подгорная,9
Неполная, м/один, малообеспеченная
11
12
Усольцев Тимур Хакимович
Усольцев Руслан Хакимович
5
1
11.12.05
22.09.09
Усольцева Наталья Сергеевна
Б/р
с. Кырен, Иркутная, 36
895163276
Неполная, малообеспеченная, неблагополучная
13
14
Петухаев Павел Аркадьевич
Вишняков Кирилл Артёмович
7
3
23.02.04
02.02.08
Вишнякова Анаид Петросовна
б/р
С. Кырен, ул. Октябрьская, 16
Неполная, вд., многодетная (3 детей)
неблагополучная
15
Кистенев Илья Анатольевич
7
20.02.03
Кистенева Татьяна Владимировна
б/р
С. Кырен, ул. Ленина, 23
Неполная, м/один., малообеспеченная, неблагополучная
16
Кистенев Валерий Васильевич
9
25.07.02
Кистенева Светлана Владимировна
б/р
С. Кырен, ул. Жукова, 4
Неполная, м/один, малообеспеченная, неблагополучная
17
Сымбылов Алексей Рыгзэнович
1
23.11.09
Сымбылов Рыгзэн Борисович
Сымбылова Елена Ганжуровна
Вр. б/р
б/р
с. Кырен, ул. Терешковой, 12-2
Полная, малообеспеченная
18
Бартаев Алдар Владимирович
8
28.11.02
Бартаева Людмила Владимировна
б/р
С. Кырен, ул.Советская, 10
С.Харбяты, ул.Фрунзе,1
Неполная, м/один., многодетная (3 детей), малообеспеченная
19
Бобков Денис Александрович
4
25.01.07
Бобкова Оксана Александровна
б/р
С. Кырен, ул. Саянская, 4
Неполная, м/один., малообеспеченная
20
Бандеев Вячеслав Борисович
9
02.05.02
Замураева Марина Андреевна
Б/р
с. Кырен, ул. Пограничная, 32-1
Неполная, малообеспеченная
21
Халхаев Нима Сандынович
7
20.11.04
Малзурова Гэрэлма Бадмаевна
Шелехов Каравай Вахта
С.Кырен
Ул. Иркутная 2
неполная разв,малообесп
22
Очиров Аюр Александрович
11
04.02.01
Опекун- Очирова Дарья Владимировна
пенсионерка
С. Кырен, ул. Терешковой, 16-1
Сирота
23
Бурдаков Ардын Батоевич
5
25.06.05
Б. Бато Баторович
Б. Мэдэгма Ивановна
Тетя Б. Марина Ивановна 89024551701
Г. Мирный
Кырен ул. Советская 35
Полная, малооб.
24
Убушеев Мунко
Гармаевич
11
19.04.00
Борис Базырович
Вахтовый метод
С. Кырен, ул. Ленина,
Сирота
Поселение «Харбяты»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
25
Махутов Андрей Кириллович
11
19.06.01
Шаганова Саяна Сергеевна
Шаганов Виктор Владимирович
б/р
б/р
С.Нуган, ул Калинина 46
Полная, многодетная
(4 детей), малообеспеченная
26
Боблоев Тимур Доржеевич
10
04.12.01
Бадлуева Баирма Доржеевна
санитарка
С.Нуган, ул. Калинина, 46
Неполная, м/один, малообеспеченная
27
Хамаганов Нима Алексеевич
3
17.06.08
Хамаганов Алексей Александрович
Б/р
с. Нуган, ул. Аюшеева, 2
Неполная, вд.,
малообеспеченная
28
Лопсонов Валерий Константинович
3
11.06.08
Лопсонов Константин Валерьевич
ООО «Улар», строитель
С. Малый Жемчуг, ул Тулаева, 8
Неполная, отец /один, малообеспеченная
29
Гамбуев Нима Владимирович
6
12.09.05
Гамбуева Сарюна Владимировна
б/р
с. Нуган, ул. Калинина, 36
Неполная, м/один малообеспеченная
Поселение «Жемчуг»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
30
Ангархаев Данзан Владиславович
6
13.01.05
Ангархаева Сэсэг Викторовна
б/р
с.Жемчуг, ул Коммунистическая,38
Неполная, м/один., малообеспеченная
Поселение «Зун-Мурино»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
31
Шалдушкеев Алдар Александрович
7
28.08.2003
Шалдушкеев Александр Сыренович
Шалдушкеева Елена Михайловна
б/р
отпуск по уходу за ребенком
С.Зун- Мурино ул Комарова 33-2
Полная, многодетная
(5 детей), малообеспеченная
32
Габаев Никита Баирович
4
10.08.06
Салданова Ирина Жадамбаевна
б/р
С.Харбяты ул Ербанова,24
Неподная, многодетная
(4 детей), малообеспеченная
Поселение «Далахай»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
33
Бильдаков Арсалан Владимирович
4
19.05.07
Бильдакова Саяна Владимировна
Б/р
с. Далахай, ул. Булутова, 18
89024533281
Неполная, м/один, малообеспеченная
Поселение «Галбай»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
34
Сыдеев Сультим Данзанович
3
26.09.08
Сыдеева Валентина Валерьевна
Сыдеев Данзын Дамбиевич
б/р
б/р
с. Улбугай, ул. Булутова, 1
Полная, малообеспеченная, многодетная(3 детей)
35
Машкеев Алексей Владимирович
3
28.01.09
Машкеева Надежда Владимировна
Налханов Алексей Базырович
б/р
б/р
С. Улбугай, ул. Булутова,4
Полная, малообеспеченная
Поселение «Толтой»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
36
Морозов Иван Анатольевич
4
24.06.07
опекун:Селиванова Наталья Николаевна
доярка
Талое, Хобок 7/1
опекун 89503864147
Поселение «Зактуй»
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
37
Вастрецов Костя Иванович
1
24.09.10
Вера Ивановна
б/р
Зактуй ул. Дальняя 5
неполная, малооб,многодет
Поселение Хойтогол
ФИО
учащегося
кл
Дата рождения
ФИО родителей
Место работы родителей
Место регистрации
(домашний адрес)
Социальное положение
38
Шултунов Геннадий Борисович
5
26.01.06
Шултунова Аюна Геннадьевна
б/р
Хойтогол кв. 5,дом23
вдова
39
Будаев Сультим Жалсыпович
5
25.06.06
Сыренова Наталья Дандраевна
Будаев Жалсып Жоржович
б/р
малооб,многодет 4 детей
40
41
Сыденов Владислав
Сыденов Вадим
Андреевич
8
4
13.03.04
5.09.07
Шалбанова Светлана Владимировна
б/р
с. Хойтогол кв.9, дом 36
малооб,многодет 6 детей
вдова
42
Имеев Арсалан Гомбоевич
5
3.01. 05
Имеева Татьяна Гомбоевна
б/р
С. кырен ул. Первомайская1/9
Хойтогол кв.9, дом 26
М.одиночка, малооб,
Аршан
43
Черепанов Бато Климентьевич
6
28.09.03
Малзурова Туяна Бадмаевна
Черепанов Климентий Саянович
А СВТ
Инвалид 2 гр
с. Аршан микрорайон 9 б
м/од малооб,многодет.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В жизни каждого ребенка с поступления в школу начинается новый период жизни. С уверенностью можно сказать, что с приходом в школу начинается социальная жизнь человека. Школьник – это первый социальный статус ребенка. Данный статус связан с новой системой требований, которые предъявляются ребенку, с совокупностью социальных обязанностей и прав. Ребенок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения.
Что же такое социальный статус? Социальный статус – положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль – ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Выделяют следующие виды статусов: 1) Прирождённый статус (национальность, сословие, пол, раса). 2) Достижимый статус (президент страны, академик, генерал).
Т. Парсонс представил классификацию социальных ролей:
1. Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.
2. По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
3. Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
4. Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей – роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.
5. Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель – ради общего блага, учёный – ради служения истине.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Известно, что младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для усвоения социальных норм и правил. Л. И. Божович отмечает, что младший школьный возраст – это период рождения социального «Я» ребенка. В концепции развития А. В. Петровского младший школьный возраст отнесен к этапу адаптации, в течение которого происходит усвоение социальных норм.
Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – учебная деятельность. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.
В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма событийности. Центральное место в новой событийности несомненно принадлежит учителю. Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя и Родителя. В глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому себе.
Система «ребенок – учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные и неблагоприятные условия жизни ребенка. Учитель выступает для учащихся носителем общественного мнения, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Школа выполняет функцию обособления ребенка. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок обретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок – родитель». В новой жизни отец и мать, все близкие призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважение к его новым обязанностям.
Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школьников между собой.
Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т.п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязываются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с общественной жизнью школы. Впервые возникает подражание сверстникам. Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя. Учитель выделяет кого-то из учеников как образец для подражания, он комментирует их суждения друг о друге, он организует их совместную деятельность и общение.
Для того, чтобы выявить социально – психологические отношения в группе, для определения статуса людей в группе, сплоченность в группе используются разные методы диагностики. Особое место среди этих диагностик занимает метод социометрических измерений или, как его ещё называют, социометрия.
С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Нами была проведения диагностика межличностных отношений учащихся 2 класса в МБОУ «CОШ №2» г. Чебоксары. Исследование проводилось следующим образом. Учащимся необходимо было ответить на вопрос «С кем бы ты хотел продолжить обучение, если бы вас перевели в другую школу?». Каждый ребенок имел право выбрать трех членов класса.
На основе ответов школьников составляют таблицу (Таблица 1), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений. Знаком “+” обозначен выбор.
Таблица 1
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы составляется карта групповой дифференциации, которая состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.
В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в таблице.
Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Рис. 1. Социограмма
В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:
“Звезда” – член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного – 1-2, реже – 3-4 человека.
“Предпочитаемый” – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
“Оттесненный” – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
“Изолированный” – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
Из социограммы (Рис. 1.) видно, что статус «Звезды» имеют 2 человека, статус «Предпочитаемый» – 4 человека, «Оттесненные» – 21 человек, «Изолированные» – 4 человека.
Вывод. Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях – это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два – три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Использованная литература:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.
2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
3. Кравченко, А. И. Основы социологии. Учебное пособие / А. И. Кравченко. – М., 1999.
4. Фридман, Л. М. Психология для детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
5. Эфендиев, А. Г. Основы социологии. Курс лекций / А. Г. Эфендиев. – М., 1995.
Источник