Социальные условия для развития речи ребенка

Социальные условия для развития речи ребенка thumbnail

Социально-психологические условия развития речи.

               Речь – социальная психическая функция, основным назначением которой является обеспечение общения между людьми.

На развитие психофизиологического механизма речи в онтогенезе существенное влияние оказывают социально-психологические условия, в которых растет ребенок. Доказано, что речь появляется и первоначально развивается исключительно в процессе общения. Однако не любое общение способствует развитию речи. Процесс общения стимулирует развитие языковых способностей лишь тогда, когда он адекватен потребностям и возможностям ребенка, при этом должны создаваться условия естественной востребованности речи. В связи с этим необходимо определить оптимальные характеристики процесса общения: его мотивы, содержание, средства, при которых внешние условия способствуют формированию вербальных средств коммуникации.

Развитие общения в нормальном онтогенезе исследовалось в лаборатории психолога М.И. Лисиной. Было установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит постепенное овладение разными формами общения, которые последовательно, по мере развития ребенка, занимают доминирующие позиции. Для успешного формирования речи необходимо, чтобы форма общения соответствовала возрасту ребенка.

Первоначально у ребенка формируется ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее – в возрасте от 0 до 0,5 лет. В этом возрасте активно развивается сенсомоторная сфера. Ребенок начинает вычленять и дифференцировать акустические, оптические, тактильные стимулы, поступающие из окружающей среды.

При адекватном подходе у ребенка формируется позитивный эмоциональный настрой на общение, стимулирующий дальнейшее развитие потребности в коммуникации.

Основным содержанием ситуативно-личностного общения является эмоциональная реакция младенца в ответ на разговор взрослого с ним. В процессе ситуативно-личностного общения закладываются основы овладения пониманием речи: ребенок начинает вычленять и дифференцировать факторы окружающей среды, которые в дальнейшем приобретут для него наименования – слова. К концу первого полугодия жизни возникает эффект «псевдопонимания речи», когда ребенок ассоциирует короткое высказывание с определенной ситуацией.

В возрасте от 0,5 до 3 лет в процессе общения со взрослыми у детей появляется и начинает доминировать ситуативно-деловое общение, стержнем которого является совместная предметная деятельность. Если в такой деятельности многократно повторяется название предмета и его свойств, то ребенок усваивает эти слова в импрессивном плане и постепенно переводит их в активную речь. Манипуляции с предметами способствуют формированию грамматической системы языка, а последовательность событий вынуждает не ограничиваться отдельными словами и фразами, а переходить к более развернутой речи. Результатом является овладение связной речью.

Уже первые слова появляются не просто для номинации, а для коммуникации. С.Н.Цейтлин отмечает, что даже двухлетние дети выстраивают речевое поведение в зависимости от взятой на себя роли в различных играх и инсценировках. Они меняют интонацию, лексический строй речи при переходе от одной роли к другой. Малыши ощущают, удачно или неудачно общение, и при необходимости не только повторяют, но и корректируют свои высказывания, чтобы собеседник смог их понять.

Дефицит предметно-практической деятельности может приводить к вербализму, при котором денотативная сторона речи развивается искаженно, и слова приобретают несвойственное им содержание.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей с нормальным развитием доминирует внеситуативно-познавательное общение. Предметно-практическая деятельность переходит в игровую, но в игре сохраняется существенная зависимость содержания от наличия игровых предметов. В процессе игры ребенок словесно обозначает игровые предметы и их признаки, а затем благодаря слову ему становится доступным замещение предметов в игре. Таким образом, вначале обилие игровых предметов стимулирует развитие речи, так как способствует накоплению словаря, а потом начинает препятствовать развитию обобщений, потому что для возникновения феномена переименования необходим дефицит игровых предметов.

Речь приобретает когнитивную функцию, и ребенок становится «почемучкой». В детских вопросах отражается не только стремление выстроить свою систему понимания взаимосвязей в окружающем мире и согласовать эту систему с мнением окружающих, но и уточнить правильность использования тех или иных языковых средств для отражения различных взаимосвязей в речи. В процессе внеситуативно-познавательного общения продолжается количественное и качественное развитие речи, ребенок овладевает более сложной грамматикой и синтаксисом. Развитие фонетико-фонематической системы достигает уровня, позволяющего сознательно оперировать языковыми единицами, — и это открывает возможности обучения ребенка чтению и письму.

С.Н.Цейтлин указывает, что дети постепенно овладевают способностью адаптировать свою речь к условиям общения, например, называть незнакомых взрослых на «Вы», использовать специальные, вежливые формы и т.п. С четырех лет дети говорят с младшими детьми более короткими фразами, чем с погодками или со взрослыми.

Чрезмерно опекающие ребенка родители нередко пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на внеситуативно-познавательное. Этому способствуют дидактические игры, а также усилия, направленные на расширение представлений ребенка об окружающем мире. Такие попытки могут приводить к различным реакциям отказа ребенка от общения и снижению потребности в нем.

С пяти лет в норме начинает доминировать внеситуативно-личностное общение, содержанием которого является раскрытие отношений между людьми. Эти отношения становятся содержанием сюжетно-ролевых игр, которые практически полностью теряют зависимость от игровых предметов.

Отношения между людьми находят свое выражение в речи, где ребенок усваивает сложную взаимосвязь между словом и контекстом, эмоциональное и семантическое значение употребления разных языковых форм. Существенно расширяются лексические значения слов и их взаимосвязи. Ребенок усваивает разные варианты  взаимодействия с окружающими и способы решения коммуникативных проблем посредством речи.

Задержка в развитии ранних форм общения может привести к тому, что в дальнейшем формы общения будут развиваться специфически. Мотивы общения, как правило, комбинированные – долго сохраняется выраженный ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и эгоцентризмом, а другие мотивы, деловые и познавательные, добавляются к нему, но не становятся ведущими. Такое специфическое общение не обеспечивает необходимых социальных условий для развития коммуникативной функции речи и, следовательно, речевой функциональной системы в целом.

Существенную корректировку в развитие общения может внести психолого-педагогическое сопровождение – адекватный подход к ребенку с учетом ведущей формы общения, постепенное формирование новых форм общения соответственно возрасту ребенка и, конечно, обеспечение условий для общения ребенка со сверстниками.

Таким образом, рациональная организация общения ребенка с окружающими создает благоприятный фон для развития его лингвистической системы.

Список литературы

1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

2. Негневицкая Е.И. Шахнарович . Формирование речи. — М., 1997.

Источник

Отрывок дипломной работы выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Щипиной Елены Сергеевны. Название диплома: «Использование сказки в процессе развития речевой деятельности ребенка дошкольного возраста (теоретическое обоснование проекта «Семейная мастерская сказки «Чемодан Чудес»)», научный консультант программы — Осорина Мария Владимировна:

Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

Читайте также:  Значение рисования в развитии ребенка

О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей,
  • познавательной активности ребенка.

Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания [1].

Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого

Детская практическая психология

42 800 руб.

Участвовать

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:

  • грамматически правильной,
  • интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
  • негромкой,
  • не быстрой,
  • четкой и немногословной.

Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь [2].

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей [2]. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [3]. В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании [3].

Психолого-педагогические условия успешного развития отдельных фаз речевой деятельности

Опираясь на представления о фазовой организации речевой деятельности, сделаю обзор психолого-педагогических условий для формирования успешного развития различных фаз речевой деятельности.

Побудительно-мотивационная фаза речевой деятельности

Первой фазой речи, согласно классификации Зимней, является побудительно-мотивационная (речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами).

Поэтому, наличие мотивации речи означает, что у ребенка:

  • есть мысли и чувства, которые могут быть выражены;
  • хочется ими поделиться (имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства).

Целью общения является коммуникация. Именно формирование коммуникативных функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [2].

Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности

Первым компонентом этой фазы является ориентация ребенка в ситуации: “где, с кем, о чем я говорю”. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Поэтому, качество отношений ребенка со значимыми взрослыми и социальным окружением будет влиять на успешность развития его речевой деятельности.

Вторым компонентом данной фазы является планирование речи. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе:

  • объект рассказа,
  • уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
  • устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь – это именно речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо также:

  • уметь использовать интонацию,
  • логическое (фразовое) ударение,
  • выделение наиболее важных, ключевых слов,
  • подбирать точно подходящие для выражения данной мысли слова,
  • уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому.

Связная речь постепенно вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше. Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже.

Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком.

Особенно важную роль для развития данной фазы играет совокупность следующих факторов:

а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;
б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;
в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Исполнительская (регулирующая) фаза речевой деятельности:

Данная фаза определяет реализацию речевого высказывания или его восприятие и понимание. Также она включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами.  Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей речи, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Первый шаг к произвольному владению речью и самоконтролю над ней — это подражание. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем самостоятельная речь ребенка.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.  Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка орск

При этом достаточно всего 1-2 раза поправить ребёнка, дать образец правильного произношения, чтобы ребёнок ввел это новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Как завершающий этап развития речи в дошкольном возрасте, у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления знака), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов [4].

Сноски:

1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста.По материалам обзора https://lencko.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2583

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр.. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда)

4. Глухов В.П. “Психолнгвистика”, учебник и практикум для академического бакалавриата /. В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 2016

Источник

 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ. ЛЕКЦИЯ 7.

 Социальные условия нормального развития речи

1.     Режим.

2.     Питание.

3.     Закаливание.

4.     Единые требования в воспитании.

5.     Наличие продолжительного эмоционального общения ребенка с родителями.

6.     Уважение и принятие темпа мышления и речи ребенка.

7.     Комментирующее воспитание ребенка.

8.     Адекватное воспитание ребенка (отсутствие «перегибов» в воспитании).

9.     Благоприятные отношения в семье.

10.Адекватные характерологические черты матери (отсутствие тревожности, мнительности, инфантильности, импульсивности, холодности).

11.Организация целенаправленного, планомерного, систематичного обучения ребенка правильной речи (произношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте).

12.Правильная речь родителей (отсутствие сюсюканья).

13.Отсутствие образцов нарушенной речи в окружении ребенка.

14.Совершенствование родителями собственной речи и речи ребенка (постоянное внимание к ней).

15.Выдвижение в семье определенных требований к речи ребенка (соответствующих его возрастным нормам).

16.Отсутствие речевых перегрузок.

17.Развитие познавательных психических процессов (внимания, памяти, восприятия).

18.Организация с детьми сюжетно-ролевых игр.

19.Обратиться к логопеду при появлении речевых нарушений (без создания трагедии из данной необходимости)

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
  • Развитие речи ребенка соответствует возрастным нормам (см. лекции).

Патологическое развитие речи (ПРИЗНАКИ)

Обратиться к врачу логопеду необходимо, если:

К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают.

К концу 5 месяца не произносит отдельные звуки и слоги, например, га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр.

0 — 6 месяцев Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

К концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком.

К концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний или слогов.

К концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия, или помахать ручкой в знак прощания.

7 — 10 месяцев Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.

10 — 12 месяцев Ребенок не реагирует на свое имя.

К концу 12 месяца (1 год) не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить различные просьбы.

К концу 15 месяца (1 год 3 мес.) не может адекватно употреблять слова «мама», «папа».

К концу 20 месяца (1 год 8 мес.) не может произносить 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называют.

1 — 2 года    Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном речевом развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов). При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова (например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб).

К концу 29 месяца (2,5 мес.) не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

К концу 36 месяца (3 г.) не может показать, какая из линий самая длинная.

2 -3 года     Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, пользуется отдельными словами, не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: «Аня хочет нет» — Я не хочу. Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например: мальчик — «матика», кот — «котика», мяч — «мяса». Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «Я»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

К концу 37 месяца (3 г. 1 мес.) не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия

4 — 7 лет У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья…; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, смотреть — глядеть …; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться… Ребенок не активен в речевом общении. Не может связно рассказать о происходящих событиях. После 5 лет неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Ребенок развивается с задержкой.

Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

Читайте также:  Педагогическое исследование развития ребенка методом наблюдения

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Мледенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речью. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Словарь для справок

Фонематическое восприятие — способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата — возможности осуществлять движения оргпнов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис — возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

ЛИТЕРАТУРА

О.Е. Грибова, Что делать, если Ваш ребенок не говорит? М., 2004.

Литература

1.     Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2.     Белякова Л.И., Заикание.

3.     Бородич А.М., Методика развития речи детей.

4.     Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.

5.     Жукова Н.С., Логопедия.

6.      ИНТЕРНЕТ ! ! !

7.     Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.

8.     Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.

9.     Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.

10.Поваляева М.А., Справочник логопеда.

11.Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.

12.Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.

13.Филичева Т.Б., Основы логопедии.

14.Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.

Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…

Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)

Часть 9 — 9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Источник