Социальные институты развития ребенка
Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известными из них являются семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, по мнению Р. С. Немова, сформирован как личность. Следует учитывать и то, что семья выступает в роли начальной структурной единицы общества. Семья — это колыбель детства. Самой значимой социальной средой для новорожденного является его семья, поэтому именно ее особенности воплощаются в личности ребенка. Американский психолог Э. Торндайк утверждал, что до трех лет человек проходит 50% своего психического развития, а Л. Н. Толстой — что за всю свою жизнь он не получил и одной сотой доли того, что сформировалось в детстве. Уже это доказывает, что семья, где ребенок приобретает опыт общения, проживает самые ранние этапы своего развития, играет огромное значение для всей жизни человека. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с этим воспитательное воздействие семьи ограничено, потому что оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.
Кризис отечественного семейного воспитания — результат не во всем продуманной перестройки политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства. В результате к традиционным, существующим уже несколько десятилетий проблемам семейного воспитания (отделение молодой семьи от родительской и утрата возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших поколений; утрата традиций этнопедагогики; анонимное общение детей и взрослых вследствие организации общества) добавились современные. К наиболее ярко выраженным из них обязательно относят: возрастающие социальные и экономические трудности; одно- детность, в результате чего дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами; гипертрофированная политизация общества; увлеченность родителей телевизионными сериалами и видеопросмотрами боевиков, в результате чего на общение с детьми не остается времени и т. д.
Анализируя причины приобретения детьми пограничных состояний психического здоровья, детский психиатр М. И. Буянов предложил классификацию традиционных ошибок современного семейного воспитания:
- ? гипоопека (ребенок ощущает дефицит доброты и ласки, ребенок самостоятельно, без помощи любящего взрослого формирует навыки социальной жизни);
- ? гиперопека (ребенок лишен самостоятельности);
- ? воспитание по принципу Золушки (ребенок ощущает скрытое или явное эмоциональное отторжение, родители предъявляют к нему завышенные требования);
- ? воспитание по типу современного кронпринца (ребенок ощущает недостаток внимания от любящих его родителей, которые, в свою очередь, испытывают чувство вины перед ребенком за собственную занятость и заглаживают ее большим количеством дорогих подарков).
Психологические исследования позволяют утверждать, что к причинам кризиса современной российской семьи как института воспитания необходимо также отнести недостаточную психолого-педагогическую подготовку родителей: у одних нет минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения; кто-то не понимает важность специфических методов воспитания детей в семье.
Поэтому сегодня актуальной является задача вооружения родителей педагогическими знаниями. Решить эту задачу можно в результате целенаправленного содержательного взаимодействия школы и семьи.
В этом плане школа как институт воспитания находится в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась с 6- 7 лет до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.), каждый новый человек несет для ребенка что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания.
К недостаткам школы как института воспитания относят обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.
Проанализируем возможные пути взаимодействия семьи и школы как самостоятельных институтов воспитания, которые позволяют при этом во много раз увеличить эффективность процесса воспитания. При этом необходимо исходить из того, что категория взаимодействия рассматривается по-разному в философии (И. И. Жбанкова), психологии (А. А. Бодалев, Э. Гоффман, Дж. Мид), педагогике (Б. 3. Вульфов, Л. И. Ваховский).
Взаимодействие как педагогическое явление в интерпретации Б. 3. Вульфова выступает как «реализуемые отношения различных воспитательных коллективов — школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействия которых испытывают учащиеся». Цель взаимодействия всех воспитательных институтов — формирование личности ребенка.
Попытку анализа содержания воспитательного взаимодействия школы и семьи сделал Л. И. Ваховский. Он показал, что содержание взаимодействия школы и семьи зависит от политики государства в области народного образования, цели воспитания и образования. Исторический анализ взаимодействия школы и семьи позволили Л. И. Ваховскому сформулировать основную проблему современного взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей.
Сегодня в педагогической литературе школа и семья рассматриваются как самостоятельные субъекты взаимодействия, оказывающие влияние друг на друга, имеющие собственный воспитательный потенциал. Поэтому под взаимодействием следует понимать процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие школы и семьи должно учитывать не только деятельность и отношения педагогов, родителей, но и их установки на общение друг с другом, ребенком, а также реакцию самого ребенка на данное взаимодействие и весь учебно-воспитательный процесс.
Основными психологическими условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:
- ? наличие у педагога заинтересованности в судьбе ребенка и педагогического профессионализма, позволяющего расположить к себе родителей, умение работать с каждой группой родителей;
- ? наличие совместной деятельности;
- ? раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.
Рассмотрим содержание работы других институтов воспитания, среди которых значительное место принадлежит учреждениям дополнительного образования. Их деятельность строится исходя из того, что они должны помочь в решении важнейшей задачи воспитания, которой является формирование у ребенка культуры жизненного самоопределения. Сформировать ее только через урок и только используя школьный потенциал представляется просто невозможным. По этой причине особые надежды (а они, как показывает практика, вполне оправданы).возлагаются именно на значительную и активную помощь в этом непростом деле со стороны системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Традиционно внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования (более раннее их название — внешкольные учреждения). По определению В. А. Горского, «дополнительное образование — это процесс освоения опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности в свободное от освоения основной (школьной) учебной программы время». Учреждения дополнительного образования призваны: компенсировать отсутствие в основном образовании деятельности, обеспечить ребенку комфортную предметную среду, «ситуацию успеха», развивающее общение; содействовать выбору «индивидуального образовательного маршрута» и темпа его освоения.
И. В. Бестужев-Лада определил суть дополнительного образования следующим образом: «…творчество, которое проявляется у человека при любой интересующей его деятельности».
Но следует, конечно, помнить и о том, что дополнительное образование в значительной степени отличается от школьного. Основные отличия можно свести по крайней мере к следующим четырем группам факторов:
- 1) в школе дети объединены в формальные объединения по возрастному признаку, в учреждениях дополнительного образования — неформальные объединения, в основе существования которых интерес к совместной деятельности, сотворчество взрослых и детей;
- 2) в основе образовательного процесса в школе лежат государственные стандарты и разработанные на их основе программы; деятельность педагога дополнительного образования базируется на государственной программе, которая видоизменяется им, исходя из особенностей учреждения дополнительного образования, среды, детей;
- 3) для школы приоритетной стороной является информационная сторона, а для учреждений дополнительного образования — практическая, так как важнейшая их задача — дополнить основное образование способами, формами, которые мало доступны школе;
- 4) в учреждениях дополнительного образования образовательный процесс не имеет фиксированных сроков, объединения разновозрастны, велик уровень самостоятельного творчества, ведущий к самообразованию и самовоспитанию.
Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Но им присущ и один достаточно существенный недостаток, который состоит в том, что влияние их воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность, а поэтому в принципе не может дойти до каждого ребенка. СМИ как рас- пространитёль нравственности — пожалуй, самая трудная тема для психологических исследований. Хотя много дискутируют и рассуждают о воздействии СМИ на общественные ценности, существует очень мало хороших исследований, которые бы дали четкие ответы на все вопросы. Проводились эксперименты, в которых исследовался характер ценностей, проповедуемых в масс-медиа, и воздействие СМИ на мораль.
По мнению Р. Харриса, плодотворными для проведения экспериментов стали теория культивации и подход с точки зрения теории получения пользы и удовольствия. Поскольку СМИ на наглядных примерах показывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно культивируются в зрителе, читателе и слушателе. Насколько сильно укореняются новые установки, зависит от того, почему человек просматривает газеты или смотрит телевизор и что он приобретает в результате получения информации.
Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.
Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее сильно влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.
Источник
Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.
Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.
Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, направленной социализации участников социума, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.
Классификация институтов
- государство;
- брак, семья;
- культура;
- здравоохранение;
- наука, обучение;
- средства массовой информации;
- труд, производственная деятельность;
- образование, право;
- воспитательная деятельность.
Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.
- Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
- Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей
Подробнее читайте тут: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/tsel-i-zadachi.
Функции институтов
Существует два основных вида функций: общие и отдельные.
Общие:
- укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
- регулирование, корректировка межличностных отношений;
- организация взаимодействия;
- накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.
Специальные:
- Брак, семья – воспроизводство, поддержка детства;
- Здравоохранение – сохранение здоровья;
- Производство – получение средств существования, создание материальных благ, ценностей;
- Политика – контроль политической жизни, руководство;
- Религия – морально-духовное обогащение общества;
- Воспитание – передача мировоззренческих знаний, опыта, приобщение к ценностям культуры.
Воспитание – основа формирования личности
Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.
Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.
Состав института социального воспитания
Составляющие:
- Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
- Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
- Организации, структуры;
- Системы воспитания;
- Органы контроля, управления;
- Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
- ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.
Функции воспитательной деятельности
Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.
Функцией определяются задачи:
- планомерное формирование индивидов;
- подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
- передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
- учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
- изменение, адаптация членов социума;
- селекция членов общества.
Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.
Развитие социальных институтов
Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.
Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.
Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:
- распространяется от высших к более низким, незащищенным слоям;
- начинает охватывать различные возрастные группы;
- развивается коррекционное направление – устранение отклонений развития личности, нарушений социализации;
- большее значение получает применение активных, интерактивных методов, психологических методик;
- негативное направление – возникновение диссоциального воспитания, осуществляемого различными криминальными структурами, тоталитарными религиозными организациями, политическими сообществами;
- периодически меняются задачи, формы, содержание, системы воспитания;
- оно приобретает большее значение, становится государственной функцией.
Основные социальные институты
Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.
Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.
Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.
Важнейшие из них – семья и школа.
Семья как социальный институт
Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.
Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:
- материальное положение;
- статус;
- профессия, образование родителей;
- культурный, интеллектуальный уровень;
- микроклимат, эмоциональная атмосфера;
- категория.
Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.
Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.
Школа – орган управления социализацией
В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. Школа четко ограничивает воспитательные функции, отделяющий их от общеобразовательных:
- содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
- усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
- усвоение ролей, дифференциации;
- устранение ошибок семьи.
Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.
Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.
Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.
Источник