Социальное развитие умственно отсталого ребенка

Социальное развитие умственно отсталого ребенка thumbnail

Основы социального развития умственно-отсталых детей.

         Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников.

        Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.      

      Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.          

     У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям.

     Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества.  

     Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий, не возможно.

    В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному.

     В работах А.В. Малера можно найти соединение понятий социализация и адаптация. Они указывают: «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам».

    Для детей с нарушениями интеллекта социальная адаптация  означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.  

    У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

     В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.

    В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление ребёнка с ОВЗ к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

     В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Олимпиада по СБО (участие в отборочных турах), как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах  овладевать навыками социализации.

      Участие детей в подготовке к Олимпиаде по СБО – это система коррекционной учебно-воспитательной работы, которая  представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, его социализацию, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Внеурочная  деятельность – подготовка и участие в праздниках; классные часы; трудовая деятельность; выполнение поручений; экскурсии в ближайший социум; агитбригады; соревнования.
  • Учебная деятельность –дидактические, сюжетно-ролевые игры; групповое чтение, обсуждение прочитанного; рисование; работа с пословицами; дифференцированная работа в группах; практические работы; проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование

способов усвоения социокультурного опыта.

  1.  Физическое воспитание и развитие детей.
  2.  Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):

а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;

б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;

в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.    

     4.   Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

     5.   Трудовое воспитание и обучение детей с ОВЗ:

а) занятия ручным трудом;

б) воспитание навыков самообслуживания;

в) воспитание уважения к труду взрослых.

     6.   Нравственное воспитание детей.

     7.   Эстетическое воспитание детей.

  • Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы: 

«Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».

  • Для стимулирования внутригруппового общения: 

с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».

  • Для формирования гигиенических навыков и культуры поведения:

Классный час «Шли на угощение, а тут ещё и общение», Трудовой час «Чтобы класс спасти от пыли», игра «Мы принимаем гостей», кл. час «Если хочешь быть здоров».

  • Для развития межличностного общения в коллективе класса:

 игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».

  • Для развития коммуникативных способностей:

 ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».

  • Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом:

классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

  • Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых):

упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций

«Я на улице», «Общественный транспорт».

  • Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:

игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».

  • Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца:

классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».

Ориентация  в социуме

Экскурсия по школе (кабинет директора, столовая, мед.кабинет, библиотека, гардероб, школьные мастерские).

-Клубный час: «Где живу Я».

-Классный час: «Кто о нас заботится» (С последующей экскурсией по школе — столовая, вахта, пожарный щит, пожарный выход, пожарные лестницы в школе).

Гигиена питания

-Классный час: «Что мы любим есть?»

-Клубный час: «Правильное питание — здоровое питание»

-Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров…»

 (Игровая программа).

-Клубный час: «Всё про витамины» (Игровая программа).

Личная гигиена

-Классный час: «Надо, надо умываться…»

-Клубный час: «Правила ухода за телом» (Беседа-практикум).

-Урок-практикум: «Чистота- залог здоровья» — генеральная уборка в классе.

Работа по социальному развитию

в учебной деятельности.

      На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.

     Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

     Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.

     Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны.  

     Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе:

  • Товарищество.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть сильным, ловким.

Подготовки к Олимпиаде по СБО поможет ребенку  приобрести:

  • Культурно-гигиенические навыки.
  • Навыки самостоятельности, предотвращения иждивенчества  в посильных для него заданиях по самообслуживанию.
  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  • Умения чувствовать и понимать других людей.
  • Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  • Увидит ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Работа с родителями при подготовке учащихся к Олимпиаде по СБО

    Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.

    Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.

    Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.

   С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни.

   Первоклассники наравне со всеми учащимися школы включаются в подготовку к Олимпиаде по СБО.

    Для успешного прохождения отборочных туров необходима помощь родителей, а именно: работа по конкретизации и уточнению жизненных планов каждого ученика (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление,  с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.

   Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.  

                                                                                 (Приложение – АНКЕТА)

Составление социального паспорта:

Семья:

полная – 2 семьи;

неполная – 3 семьи;

с одним ребенком – 2 семьи;

с двумя– 3 семьи;

многодетные –

родители-инвалиды –

дети-инвалиды – 5 человек;

опекаемые дети – 1 человек

благополучные – 2 семьи

формально-благополучные – 3 семьи

Состав семьи:

межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –

двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.

Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.

При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:

денег в основном хватает – 2 семьи

живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи

Педагогический стиль:

разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи

родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи

Уровень эмоциональной поддержки:

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» — 2 семьи

Педагогическая культура:

читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%

используют жизненный опыт – 83%

Проблемы в воспитании:

непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%

не испытывают проблем –  27%

     При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

     Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.

      Изучив психо- физиологические  особенности  учащихся данного класса, подготовка к Олимпиаде по СБО должна быть направлена на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность,  преодолевать трудности.

      Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся  с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде, что  является одной из важнейших задач Олимпиады по СБО.

Источник



Под социализацией следует понимать процесс интеграции человека в социальную систему в целом. Процесс социализации подразумевает вхождение индивида в социальную среду посредством овладения общепринятыми в ней социальными нормами, правилами поведения, а также теми ценностями, познаниями и навыками, которые позволяют ему эффективно функционировать в конкретном обществе. В целом, социализация может быть названа необходимым аспектом в жизни всякого индивида, какой включает в себя присвоенные человеком, культурно исторические, бытовые познания, нужные для успешной адаптации индивида в социуме, а также его связи как с предыдущими, так и с последующими поколениями.

Проблемой формирования социальных умений занимались следующие ученые Л.С Выготский, Ф.Фребель, М. Монтессори, А. П. Усова, Ю. Ф. Гаркуши, О. Е. Грибова, Б. М. Гриншпун, Г. С. Гуменная, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, В. А. Ковшикова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др. Исследования ученых свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях интернатного учреждения и являться основой формирования социальных умений и их социализации.

Процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Актуальность этой темы обусловлена: 1) дети с умственной отсталостью чаще всего испытывают трудности в социальной адаптации; 2) необходимостью формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью; 3) развитием идеи полноценного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Эта идея отражена в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Исходя из всего вышесказанного, можно выявить противоречие: между необходимостью формирования социальных умений у детей-сирот с тяжелой умственной отсталостью в условиях интернатного учреждения и степенью разработанности этого вопроса в социальной науке и практике.

Анализ самого понятия «социализация», проведенный по работам А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева и др., позволил предложить комплексное определение. Социализация — это многогранный процесс установления связей человека с миром (обусловленный как биологическими предпосылками, так и условиями вхождения в социальную среду), который предполагает: а) социальное познание, социальное общение, овладение практическими навыками; б) усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; в) активное переустройство окружающего природного и социального мира; г) изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Процесс социализации включает в себя процессы развития (реализация изначально присущих человеку задатков и свойств в ходе взаимодействия с окружающим миром) и образования (целенаправленное освоение системы культурного опыта, накопленного в рамках различных наук). Скорректированная под задачи работы специалиста с умственно отсталыми детьми, социализация в условиях коррекционной школы представляет собой: процесс, посредством которого воспитанник приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно; — процесс взятия государством под свой контроль, ради пользы всех членов общества, образовательное сопровождение становления человека с интеллектуальными ограничениями в развитии; — процесс, посредством которого новый член общества научается адаптироваться к социальным нормам и ролям; — соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов. [9]

Социальной адаптацией ребенка является специально организованные шаги, а также процедура привыкания к окружающей среде в ходе усвоения новой информации. Ребенок в собственном развитии может как отставать, так и опережать своих сверстников. В этом случае социализация может характеризовать социальный статус индивида по отношению к его сверстникам.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что в Российской Федерации достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями. Именно в связи с этим, государство стремится всячески поддерживать на различных уровнях данную категорию людей, в частности, для них предусмотрены различного рода льготы и выплаты. Кроме того, делается все возможное, чтобы само восприятие детей с особыми потребностями была максимально адекватным.

Кроме безусловно существующих сложностей, наблюдающихся в обществе по отношению к умственно ограниченным детям, присутствует также проблема иного рода. Так, многочисленные исследования подтверждают, что данные дети также испытывают большие трудности в процессе контактирования с социумом. Ввиду отсутствия адекватного взаимодействия со своим внешним окружением такие дети по сути лишаются должного развития в области культуры и упрочения взаимосвязей с обществом. Такого рода «изоляция» приводит к ситуации, когда ребёнок с ограничениями оказывается неспособен в полной мере воспринимать общепринятые социальные нормативы и правила. Описанная проблема с течением времени становится все более актуальной, поскольку наблюдается существенный рост количества детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида.

Конституцией Российской Федерации, а также Законом «Об образовании» четко оговаривается, что дети с ограниченными возможностями обладают равными со всеми иными детьми правами на получение образование. Для таких детей предусматривается формирование специальной коррекционно-развивающей среды, гарантирующей адекватное условие и равноценные возможности для получения образования, лечения, оздоровления и проживания. С целью успешной социальной адаптации таких детей рекомендуется расширять их бытовой, а также социальный опыт. Такая задача может быть эффективно решена путем включения в работу с детьми различных средств и методов.

Один из действенных вариантов решения подобной задачи осуществили в нашем ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь», открыв на территории центра тренировочную квартиру для совместного пребывания детей в условиях приближенных к домашним. Проживая в тренировочной квартире, дети учатся жить «самостоятельно». Под чутким руководством опытных педагогов и специалистов, воспитанники учатся пользоваться бытовыми предметами и применять необходимые навыки в дальнейшей жизни. Основной задачей воспитателя является предоставление особенному ребенку возможности влиться в общественную жизнь.

У каждого человека процесс адаптация имеет свою специфику протекания. Поэтому, можно говорить о разных степенях социальной адаптированности людей. Поскольку социализация осуществляется в условиях тесного взаимодействия индивидов друг с другом, то степень адаптации человеку к отдельной группе, либо же социуму в целом будет определяться, как свойствами социальной среды, так и собственными свойствами и личностными качествами человека.

Ведущими факторами, определяющими степень успешности процесса адаптации, считаются: однородность группы, значимость и уровень компетентности педагогов, их общественное положение, четкость и единообразие предъявляемых требований. Немаловажную роль в этом процессе играют численность группы, а также характер деятельности членов данной группы. К числу личностных факторов могут быть отнесены: уровень компетентности индивида, его самооценка, присущая ему степень идентификации самого себя с группой или же любой иной социальной общностью и приверженности ей, а также поло-возрастные и некоторые иные типологические особенности.

У детей с умственной отсталостью практически все стадии умственного развития развиваются с запозданием. Для нормального хода развития ребенка крайне важным является участие семьи для его успешной социализации. Если говорить о ребенке с интеллектуальной недостаточностью, то для него семья, как и все остальные аспекты социализации, важна вдвойне, поскольку ее роль в интеллектуальном развитии и коррекции имеющихся недостатков.

У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о социальном окружении, присутствует нечеткость восприятия жизненных перспектив, достаточно пассивное отношение к имеющимся общественным поручениям. Ряд исследователей (Зарин А., 1990; Логинова Е. Т., 1990; Аунапауу Т., 1982) в своих работах подчеркивают роль детского коллектива в деле по формированию активной жизненной позиции воспитанников. Для этого исследователи рекомендуют формировать положительный микроклимат в детском коллективе, содействующий включению всех воспитанников в работу группы с учетом их специфических черт и наклонностей. Те дети, которые прошли обучение на базе тренировочной квартиры, по возвращению в группу переносят имеющийся уже у них опыт и навыки, изменяя деятельность всей группы включая не только лишь собственных сверстников, однако и весь персонал. Другие исследователи подчеркивают исключительную роль подготовки к самостоятельной жизни детей, имеющих умственную отсталость. Для этого проводится целенаправленная работа по приучению таких детей к эффективному самообслуживания и обслуживающему труду, происходит формирование у них коммуникативных навыков (Щербакова А. М., Москаленко Н. В., 2001; Трубачева Т. П., Сементайн Н. А., 1998).

Для максимально эффективного развития ребенка большую значимость имеет не только сформированный благоприятный психологический климат в семье, но и поддержание активных контактов данной семьи с внешней действительностью. Сохраняя и поддерживая контакты с окружением., родители содействуют как процессу интеграции собственного ребенка в общество, так и формированию гуманного отношения общества к данному ребенку.

Зачастую наблюдается такая ситуация, когда родители, в следствии своей большой любви к детям, а также отсутствии при этом знаний ведущих закономерностей психического развития детей, допускают грубейшие ошибки в их воспитании, приводящие, в свою очередь, к травмам у детей. Другими словами, взрослые бессознательно включают в процесс своего воспитания такие модели, какие закладывают благоприятную почву для невротизации детей.

В ходе обучении умственно отсталых детей, в условиях учреждений интернатного типа, значимым моментом является использование приемов, ориентированных на обеспечение максимальной доступности для детей учебных знаний. При нахождении в интернатных условиях любого вида, дети, по сути, лишены привычного и оптимального для них контакта с взрослыми людьми (родителями, родственниками). Кроме того, постоянно происходящая смена сотрудников, по сути, лишает ребенка чувства защищенности. Сама по себе умственная отсталость существенно нарушает адаптационные способности подрастающей личности, что происходит вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной мере изменяет социальное поведение индивида.

Успешность работы специалистов с умственно отсталыми детьми непосредственно зависит от их ориентации на 3 важнейшие социальные потребности:

1) Потребность в принадлежности к группе людей;

2) Потребность в компетентности;

3) Потребность в автономии.

Одновременно все 3 наиболее важные взаимосвязанные друг с другом потребности ребенка с умственной отсталостью получают максимальное удовлетворение в специальным образом организованной для него деятельности, объединяющей такие виды деятелньости, как игра, общение и мышление. В итоге получается тип школы, доставляющей радость от пребывания в ее стенах и содействующей профилактике возникновения у детей саморазрушающего поведения.

Общность интеллектуального и эмоционального развития обязана стать основополагающим фактором при подборе содержания учебного материала для организации работы с умственно отсталыми детьми. Эмоционально окрашенное взаимодействие воспитателя с воспитанником общепризнанно считается стимулом к развитию интеллекта, осознанию ребенком самого себя (sense of self), а также собственных социальных возможностей.

Интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность, строится, опираясь на предыдущие достижения ребенка в развитии. Могут быть выделены 4 уровня такого взаимодействия:

1) внимания, организованности, интереса к окружающим людям;

2) двухвидовой коммуникации, прагматической и экспрессивной;

3) чувств, представлений и соответствующих им средств вербального и невербального выражения;

4) логического понимания окружающего мира.

Процесс социализации детей с особыми потребностями может условно разделить на следующие этапы:

  1. Первый этап социализации воспитанника является его адаптация в так называемом малом социуме, а именно в стенах интерната в процессе бытовых действий, игр, занятий, уроков.
  2. Второй этап — адаптация в реальном социуме в процессе учебных и познавательных экскурсий, за пределами учреждения, при непосредственном участии педагогов.
  3. И последний, самый главный этап — самостоятельное адаптивное поведение в социуме.

Понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает, либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Жизненно-важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование контроля своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Подводя итоги, следует отметить, что вопрос социализации детей с ментальными нарушениями, представляет процесс междисциплинарного взаимодействия специалистов по реализации социальной модели инвалидности в условиях, связанных с формированием социальных умений (социально-бытовые умения, ориентирование и др). Данный процесс будет эффективным, если:

‒ учтены особенности оказания социально-педагогических услуг и педагогической помощи лицам юношеского и молодого возраста с тяжелой умственной отсталостью;

‒ социальные умения подопечных являются предэтапом формирования социальных навыков (социальные компетенции самообслуживания, коммуникации, ориентировки пр.).

Поэтому, чем лучше, у таких детей сформируются навыки поведения, тем проще им будет адаптироваться в окружающей среде.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. Издательский дом «Питер». — 2008. — 284 с.
  2. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькbн, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  3. Денискина В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. — «ИПТК «Логосвос». — 2016. — 183 с.
  4. Курбатов В. И. Социальная работа: Учебное пособие. / В. И. Курбатов. — М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука — Пресс, 2006. — 480 с.
  5. Лапшина, М. Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема. / М. Ю. Лапшина // Мир современной науки. — 2012. — № 4. — С.23–26.
  6. Лубовский Л. И. Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 464 с.
  7. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении Г. М. Андреева. — Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
  8. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. — Речь, 2005. — 324 с.
  9. Аленкина О. А. Черникова Т. В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, № 4 / том 17 / 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелая умственная отсталость, умственная отсталость, социальная среда, необходимость формирования, процесс социализации, Российская Федерация, социум детей, тренировочная квартира, умение.

Источник