Социальное развитие ребенка в условия региона
Ирина Богданчикова
Создание условий для социального развития детей
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагают на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сожжет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.
В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели детского учреждения и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции.
Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта,необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:
• Трудовых навыков;
• Знаний;
• Норм, ценностей, традиций, правил;
• Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:
1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.
3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.
4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.
Сегодня мы обращаемся к личности ребенка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на ее формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем учреждении ведется работа по созданию следующих условий:
• Использование в практике работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.
Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственный мир детского учреждения включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах дошкольного образования, наши педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
• Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; в дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.
• высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов групп дошкольного образования, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в дошкольном учреждении строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно — практические конференции, методические недели. Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум — особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения — обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.
Социальное развитиеосуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в учреждении создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами групп дошкольного образования разработаны проекты социально-ориентированной направленности:
o «Здоровый малыш»
o «Моя дружная семья»
o «Я- россиянин»
Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности.Традиционными для нашего учреждения стали: тематические недели, экспериментирование, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду, формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».
В группах созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. В непосредственно образовательной деятельности дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва. Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.
Система нравственно – патриотического воспитания, способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. Такая форма взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.
Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим детям.
Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.
Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
г. о. Чапаевск
СООБЩЕНИЕ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила: заместитель директора по УВР, воспитатель
И. Г. Богданчикова
г. о. Чапаевск, 2016 г.
Источник
Совсем скоро у 6-7-летних детей начнется новый период жизни – они станут школьниками. Даже тех из них, кто до этого посещал детский сад, ждет много перемен. Что уж говорить о домашних детях! Как помочь ученику адаптироваться в новой для него среде и какова при этом роль взрослых, рассказываем в нашей статье.
Социальное развитие школьников необходимо
В семь лет ребенок попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые будут преследовать ученика до конца школы.
Полагаем, ни один родитель и ни один педагог не пожелает реализации настолько печального сценария. Поэтому окружающим ребенка взрослым нужно позаботиться о его социальном развитии и сделать все, чтобы он смог:
- адаптироваться к новым условиям,
- сформировать правильное отношение к учебной деятельности,
- наладить контакт с классным руководителем и другими учителями,
- научиться взаимодействовать с одноклассниками,
- грамотно планировать свое время,
- стать более самостоятельными и ответственными (о том, почему эти качества не тождественны друг другу, и о воспитании ответственности мы подробно рассказывали здесь).
Как формировать социальное развитие школьников
Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:
- социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
- учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.
Поэтому развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:
- трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
- общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений),
- умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
- двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
- познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
- нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).
По способу проявления социальная активность бывает двух видов:
- внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Однако именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
- внешняя – фактически выполненные действия. В этом и заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но, повторимся, каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями.
Для гармоничного развития социальных навыков у школьников оптимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.
- Социально-эмоциональное развитие младших школьников. Сюда входят способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями и выражать их социально приемлемым способом, умение понимать и называть свои чувства и чувства окружающих.
- Социально-коммуникативное развитие младших школьников. Речь идет о знании речевого этикета и умении общаться, выражать свое мнение и слушать мнение другого человека, получать и передавать информацию, понимать полученные инструкции. Стоит отметить, что здесь важно научить детей соблюдать баланс между умением работать в команде, готовностью пойти на компромисс и в то же время способностью отстаивать собственное мнение и отвечать за свое решение.
- Социально-психологическое развитие младшего школьника. Этот пункт напрямую связан с учебной деятельностью. Психическая деятельность первоклассника переходит на качественно иной уровень. Появляются произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление, письменная речь, смысловая память. Иначе говоря, именно в начальной школе у ребенка должно сформироваться умение учиться.
- Социально-личностное развитие младшего школьника. Под этим направлением подразумевается становление моральных и этических качеств. То есть нормы морали, этики должны стать личностным стержнем ученика, а следование им – его внутренней потребностью.
Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:
- доброжелательная атмосфера в классе, доверительные отношения между детьми и учителем;
- вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
- регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.
Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность (информацию о ней и интересные программы можно найти в этой статье). Подходящие варианты:
- классные часы,
- беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
- чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением,
- «бюро добрых дел»,
- экскурсии, в том числе краеведческие,
- субботники, экологические мероприятия,
- однодневные походы,
- выпуск классной стенгазеты,
- организация выставок,
- подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
- интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
- концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
- шефство над детским домом или ветеранами.
Из опыта педагогов
Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.
Учитель начальных классов из Белгородской области Светлана Владимировна Редченко выбрала для решения заглавной проблемы метод ученического самоуправления. Класс делится на группы, где есть командир, его помощник и еще трое детей. Каждую неделю назначается группа-лидер, которая отвечает за дежурство в классе и столовой, организует игры на переменах и на продленке. Есть группы, отвечающие за целое направление: творческое (выпуск классной стенгазеты, фото- и видеосъемка мероприятий), культурное (организация экскурсий, уроков вежливости, уроков краеведения), оздоровительное (организация походов, конкурса ритмической гимнастики) и т. д. Роли детей регулярно меняются. Таким образом, каждый ученик успевает побыть и лидером, и исполнителем, и ответственным за какое-либо направление.
Педагог начальных классов из Пермского края Татьяна Леонидовна Короткова для социального развития младших школьников создала в классе «бюро добрых услуг». Вместе с детьми она устраивает акции (ремонт книг в библиотеке), десанты (помощь детскому саду либо ветеранам), операции (украшение главной сельской елки, выращивание цветочной рассады для парка), рейды (сбор экспонатов для школьного музея), сюрпризы (новогодний спектакль или снежный городок для малышей), фабрики (изготовление кормушек для птиц или наглядных пособий для детского сада). Все это, по мнению Татьяны Леонидовны, способствует развитию социальных компетенций младших школьников: опыта самообслуживания, становления морально-этических качеств и коммуникативных навыков, инициативности и умения работать в команде.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник