Социальное развитие ребенка в школе
Совсем скоро у 6-7-летних детей начнется новый период жизни – они станут школьниками. Даже тех из них, кто до этого посещал детский сад, ждет много перемен. Что уж говорить о домашних детях! Как помочь ученику адаптироваться в новой для него среде и какова при этом роль взрослых, рассказываем в нашей статье.
Социальное развитие школьников необходимо
В семь лет ребенок попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые будут преследовать ученика до конца школы.
Полагаем, ни один родитель и ни один педагог не пожелает реализации настолько печального сценария. Поэтому окружающим ребенка взрослым нужно позаботиться о его социальном развитии и сделать все, чтобы он смог:
- адаптироваться к новым условиям,
- сформировать правильное отношение к учебной деятельности,
- наладить контакт с классным руководителем и другими учителями,
- научиться взаимодействовать с одноклассниками,
- грамотно планировать свое время,
- стать более самостоятельными и ответственными (о том, почему эти качества не тождественны друг другу, и о воспитании ответственности мы подробно рассказывали здесь).
Как формировать социальное развитие школьников
Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:
- социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
- учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.
Поэтому развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:
- трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
- общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений),
- умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
- двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
- познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
- нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).
По способу проявления социальная активность бывает двух видов:
- внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Однако именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
- внешняя – фактически выполненные действия. В этом и заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но, повторимся, каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями.
Для гармоничного развития социальных навыков у школьников оптимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.
- Социально-эмоциональное развитие младших школьников. Сюда входят способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями и выражать их социально приемлемым способом, умение понимать и называть свои чувства и чувства окружающих.
- Социально-коммуникативное развитие младших школьников. Речь идет о знании речевого этикета и умении общаться, выражать свое мнение и слушать мнение другого человека, получать и передавать информацию, понимать полученные инструкции. Стоит отметить, что здесь важно научить детей соблюдать баланс между умением работать в команде, готовностью пойти на компромисс и в то же время способностью отстаивать собственное мнение и отвечать за свое решение.
- Социально-психологическое развитие младшего школьника. Этот пункт напрямую связан с учебной деятельностью. Психическая деятельность первоклассника переходит на качественно иной уровень. Появляются произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление, письменная речь, смысловая память. Иначе говоря, именно в начальной школе у ребенка должно сформироваться умение учиться.
- Социально-личностное развитие младшего школьника. Под этим направлением подразумевается становление моральных и этических качеств. То есть нормы морали, этики должны стать личностным стержнем ученика, а следование им – его внутренней потребностью.
Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:
- доброжелательная атмосфера в классе, доверительные отношения между детьми и учителем;
- вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
- регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.
Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность (информацию о ней и интересные программы можно найти в этой статье). Подходящие варианты:
- классные часы,
- беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
- чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением,
- «бюро добрых дел»,
- экскурсии, в том числе краеведческие,
- субботники, экологические мероприятия,
- однодневные походы,
- выпуск классной стенгазеты,
- организация выставок,
- подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
- интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
- концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
- шефство над детским домом или ветеранами.
Из опыта педагогов
Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.
Учитель начальных классов из Белгородской области Светлана Владимировна Редченко выбрала для решения заглавной проблемы метод ученического самоуправления. Класс делится на группы, где есть командир, его помощник и еще трое детей. Каждую неделю назначается группа-лидер, которая отвечает за дежурство в классе и столовой, организует игры на переменах и на продленке. Есть группы, отвечающие за целое направление: творческое (выпуск классной стенгазеты, фото- и видеосъемка мероприятий), культурное (организация экскурсий, уроков вежливости, уроков краеведения), оздоровительное (организация походов, конкурса ритмической гимнастики) и т. д. Роли детей регулярно меняются. Таким образом, каждый ученик успевает побыть и лидером, и исполнителем, и ответственным за какое-либо направление.
Педагог начальных классов из Пермского края Татьяна Леонидовна Короткова для социального развития младших школьников создала в классе «бюро добрых услуг». Вместе с детьми она устраивает акции (ремонт книг в библиотеке), десанты (помощь детскому саду либо ветеранам), операции (украшение главной сельской елки, выращивание цветочной рассады для парка), рейды (сбор экспонатов для школьного музея), сюрпризы (новогодний спектакль или снежный городок для малышей), фабрики (изготовление кормушек для птиц или наглядных пособий для детского сада). Все это, по мнению Татьяны Леонидовны, способствует развитию социальных компетенций младших школьников: опыта самообслуживания, становления морально-этических качеств и коммуникативных навыков, инициативности и умения работать в команде.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Голубева Оксана
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка»
Страничка психолога
Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка
Начало систематического обучения в школе связано с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса. Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка к школе требует определенной психологической готовности, которая включает личностную и социальную готовность. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе, имеющего круг важных обязанностей и прав, то далее, даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Дети, не посещающие детский сад, растут, как правило, в окружении взрослых и мало контактируют со сверстниками, зачастую они затрудняются установить контакт с ними, не умеют считаться с мнением других, подчиняться требованиям. Многиеиз них привыкли следовать только своим желаниям, ориентированы на общение со взрослыми, которые им подчиняются. Такие дети, приходя в школу, часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не поддерживает и не одобряет их действия. Возможности для индивидуальной работы с такими детьми в условиях класса у учителя минимальны, и дети быстро теряют интерес к учебе, т. к. сами не умеют проявить активность в совместной работе.
Учебная деятельность носит коллективный характер. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарование, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность и, как следствие, потеря интереса к школьной жизни.
Личностные, эмоциональные проблемы ребенка также осложняют его адаптацию к школе. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка, неуважительное, недоброжелательное отношение к сверстникам — еще одна причина школьных трудностей. Если ребенок хочет быть «главным», не признает правил, сердится, дуется, если что-то не так, как ему хочется, то у него будут сложности в общении в классе. Такой ребенок перебивает других учеников и учителя, стремясь показать, как он много знает, постоянно привлекает к себе внимание репликами или действиями, командует, указывает. Такого ребенка вскоре начинают недолюбливать дети. Они дразнят его «выскочкой», «воображалой», да и учителю порой трудно бывает сдержать раздражение. Конфликты с учителем и детьми плачевно сказываются на школьных достижениях и успехах, ухудшают психологическое состояние ребенка.
Особую тревогу вызывает категория неуверенных детей. Они болезненно реагируют на новые условия своего существования. Страх контакта, трудности в эмоциональном сближении с детьми, недоверие к людям ведут к тому, что они долго не могут наладить отношения со сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке, порой даже выжидают время, чтобы выйти из класса, никого не задев, боятся обратиться с вопросом к учителю. Страх быть в центре внимания перерастает в ужас, когда ему нужно выйти к доске. Требовательность со стороны учителя зачастую воспринимается им как жесткость. Он испытывает постоянное стрессовое напряжение, что может существенно осложнить его личностное развитие, привести к нарушению психического здоровья, психосоматическим заболеваниям. Заниженная самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы и успех, зависимость от оценки учителя, мнения сверстников часто приводят к апатии, нежеланию стараться, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».
Многих трудностей можно было бы избежать, если бы ребенок осознавал свои чувства, желания и потребности, владел бы «языком чувств» и мог их выражать. Однако, родители редко учат детей культуре внутренней, психической жизни, психологической культуре. Для многих детей характерна эмоциональная расхлябанность, несдержанность. Зачастую успехи детей в школе связаны с непосредственным интересом. Если его нет, ребенок делает все наспех, небрежно, не стремясь достичь положительного результата.
Трудности обучения связаны еще с тем, что дети не могут долго слушать и слышать учителя, сосредотачиваться и удерживать задачу. Учителя объясняют это несформированностью произвольного внимания, произвольной регуляции. Однако, причины подобных трудностей кроются и в сфере общения ребенка со взрослым. К 6-7 годам у ребенка должны складываться внеситуативные формы общения со взрослым. У него появляется потребность во внимании, сопереживании взрослого. Если у взрослых, находящихся рядом с ребенком, превалирует авторитарный, административно-командный стиль общения, если педагог не проявляет интереса к личности ребенка, его внутреннему миру, если в общении преобладают лишь деловые мотивы, эта потребность у ребенка не удовлетворяется. Ребенок, не посещающий дошкольные учреждения, зачастую не способен также различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (в учреждении, в доме, на улице, что ведет к неадекватному отношению к учителю. Так, он может пытаться установить панибратские отношения или унизить учителя, демонстрировать непослушание и т. п.
Таким образом, готовность ребенка к школе определяется особенностями личностного, социального развития: отношением к самому себе, взаимоотношениями со сверстниками и со взрослыми.
Подготовила педагог-психолог Голубева О. Е. МБДОУ детского сада №2 «Колокольчик»
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. -447 с.
2. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пос. — М.: Ось-89. 1999.
3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. — М.: Институт практического психолога.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии,- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1986.
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1963. — Т. 1, — М., 1970. -Т. 2.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
11. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. -168 с.
12. Фельдштейн А. И. Социальное развитие в пространстве — времени детства. — М., 1997.
13. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности.- Пермь: Перм. ун-т, 1992. — 264 с.
14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Пельдштейна, — М.: Институт практической психологии,- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416с.
Источник
Оксана Симаченко
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основы успешной реализации этого процесса заложены именно в детстве. Дошкольное детство — период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.
Наверное, все родители, хотя бы один раз в жизни говорили своему провинившемуся ребенку «Я хочу, чтобы ты стал человеком. … Чтобы достиг многого в своей жизни…» А он в это время думает (а то и скажет): «А я что не человек?» И тогда возникает вечный вопрос, как правильно воспитать человека, чтобы он взял все самое лучшее от цивилизации, чтобы не познал все вредные социальные привычки, чтобы не попал в плохую компанию? А ответ найти действительно не просто, но реально.
Родители – главный инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.
Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.
С самого раннего детства нужно приучать ребенка к пониманию ровной, уверенной речи, не надо кричать на малыша, тогда он и дальше будет слышать не слова, а повышенный тон родителя. Потом, когда его будет терзать эмоциональный переходный возраст, не надо будет орать на него, для того, чтобы он хоть что-то воспринял или просто выполнил требование родителей. Еще крохой он должен понимать слова «нельзя», «не надо», «вредно», «опасно». Эти слова-запреты развивают инстинкт самосохранения и, возможно, после беседы с отцом или матерью, где прозвучат эти слова, подросток непроизвольно задумается: «А почему нельзя?», «А как вредно?», «А что со мной произойдет, если. ?» и сделает первые выводы, приводящие в сторону положительного результата. Каким бы ни был любимым и желанным ребенок в семье, лучше его не баловать, даже если есть такая возможность. Человек должен понимать отношение между понятиями «Хочу!» и «А нужно ли это?». Тогда уже повзрослевшему человечку, не придется «беситься с жиру», требуя от родителей все новых и новых развлечений и ощущений, которых все время будет не хватать. И их не нужно будет искать на стороне. В клубах, подвалах, среди непонятных друзей и знакомых.
Вот три кита социализации личности, которые должны быть заложены в семье, еще тогда, когда ребенок мал. И не стоит думать, что приведенные ресурсы социализации слишком строги, а ребенок один и его жалко. Все должно быть незаметно для ребенка, без истерик и криков.
В процессе социализации очень важную роль играет и детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Знакомство дошкольников с окружающим миром
Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей — психолого-педагогические приемы — направленно активизируют его социальное познание.
Активизация социального познания
Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.
1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.
2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.
3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.
4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.
5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.
Признаки успешной социализации детей
Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.
Но самое важное – нужно оставлять право выбора в действии за ребенком (в рамках разумного, конечно). Дошкольник, школьник, студент всегда должен знать, что он сам выбирает свой путь: друзей, профессию, жену и так далее. Естественно, не будет все без малейших шероховатостей, в природе нет идеально гладкой поверхности. Каждую проблему стоит переживать всем вместе, всей семьей. И прятать ребенка от социума нельзя.
Если выдержать воспитание на вышеуказанных советах, добавляя жизненный опыт и мудрость родителей, то плодом станет верное обдуманное решение ребенка или подростка, которое убережет его от негатива социума (как микро-, так и макро-) и поднимет (как минимум морально) на верхние слои независимого, не имеющего любимчиков времени.
Источник