Социальное развитие ребенка школьного возраста

Начало школьной жизни связано с изменением деятельности: место игровой занимает учебная. У ребенка включается сознание того, что он начал выполнять общественно важную роль — учится — и значимость новой роли оценивают окружающие его люди. Если раньше игры дошкольника были совершенно необязательными и родители могли в любой момент ее прекратить по разным причинам, полагая, что ребенку уже достаточно играть, то процесс обучения — это обязательная деятельность, к которой взрослые относятся с определенным уважением.

У детей младшего школьного возраста начинает происходить смена психической саморегуляции от непроизвольной уже к сознательно-волевой. В школьной жизни ребенку необходимо систематически и обязательно выполнять много правил. Так, он должен без опозданий приходить в школу, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять разного рода задания на уроке, а также дома, учиться преодолевать трудности, возникающие в учебной работе и т.д. В соблюдении перечисленных правил не обойтись без умения регулировать свое поведение. А также надо подчинять произвольную деятельность ребенка сознательно поставленным целям

Новая социальная роль ребенка, что ведет за собой появление новых обязанностей, сказывается, безусловно, на отношениях со сверстниками, а также учителями. Сначала ребенок увлечен лишь обучением, почти не вступает в контакт со своими сверстниками, следовательно, некоторое время ощущает себя чужим в незнакомой среде, хотя совершенно недавно в детском саду находился в постоянном общении. Взаимоотношения младших школьников со своими сверстниками строятся в большей степени на нормах «взрослой» морали, а конкретнее: берется во внимание успешность в учебе, выполнение требований родителей, учителей.

Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду.

Школьная жизнь тесно связана с личностью учителя. Занимаемая им позиция по отношению к своим ученикам отличается в корне от позиции родителей с воспитателем из детского сада, который так же частично выполнял функции родителей. Взаимоотношения школьников и учителей состоят лишь в процессе учебы, являясь четко регламентированными организацией школьной жизни, что значит – они более деловые и сдержанные. Задание педагога состоит в том, чтобы уже с первых дней учебы помочь ребенку как можно быстрее включиться в еще незнакомую ему жизнь [

Вопрос 31.Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. Личностное развитие происходит в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения). Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная    сфера. Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества: 1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям. От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной; 2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения. Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью; 3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний. Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников. Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку. На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых. В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми. В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны. К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Вопрос 32. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. Стадия формальных операций.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс). Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов. Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие. Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение. Развитие представлений.Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка. Развитие внимания.Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. Развитие памяти. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формированииу ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка до года распечатать

Стадия формальных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

Стадия формальных операций начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается в течение всего периода взросления. За это время человек развивает способность мыслить абстрактно. Также во время этой стадии возникают такие навыки, как способность мыслить логически, делать дедуктивные умозаключения и систематически планировать свою деятельность.

Логика. Пиаже считал, что во время стадии формальных операций особо важную роль начинает играть дедукция. Для дедуктивного мышления требуется способность использовать общий принцип при определении конкретного результата. Этот тип мышления предполагает работу с гипотетическими ситуациями и часто требуется в области науки и математики.

Абстрактное мышление. В то время как на более ранних стадиях развития дети склонны мыслить лишь конкретными категориями, на стадии формальных операций возникает способность оперировать абстрактными понятиями. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на предыдущий опыт, дети начинают рассматривать предполагаемые результаты и возможные последствия своих действий. Этот тип мышления имеет важное значение в долгосрочном планировании деятельности.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Начало школьного процесса подразумевает изменение в кардинальном направлении образа жизни ребенка. Это совершенно незнакомая социальная ситуация развития личности. Начало школьной жизни связано с изменением деятельности: место игровой занимает учебная. У ребенка включается сознание того, что он начал выполнять общественно важную роль — учится — и значимость новой роли оценивают окружающие его люди. Если раньше игры дошкольника были совершенно необязательными и родители могли в любой момент ее прекратить по разным причинам, полагая, что ребенку уже достаточно играть, то процесс обучения — это обязательная деятельность, к которой взрослые относятся с определенным уважением [5,5c.].

Учебная деятельность ставит ребенка в новую позицию относительно взрослых и сверстников, меняет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье.

У детей младшего школьного возраста начинает происходить смена психической саморегуляции от непроизвольной уже к сознательно-волевой. В школьной жизни ребенку необходимо систематически и обязательно выполнять много правил. Так, он должен без опозданий приходить в школу, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять разного рода задания на уроке, а также дома, учиться преодолевать трудности, возникающие в учебной работе и т.д. В соблюдении перечисленных правил не обойтись без умения регулировать свое поведение. А также надо подчинять произвольную деятельность ребенка сознательно поставленным целям [3,44c.].

Новая социальная роль ребенка, что ведет за собой появление новых обязанностей, сказывается, безусловно, на отношениях со сверстниками, а также учителями. Сначала ребенок увлечен лишь обучением, почти не вступает в контакт со своими сверстниками, следовательно, некоторое время ощущает себя чужим в незнакомой среде, хотя совершенно недавно в детском саду находился в постоянном общении. Взаимоотношения младших школьников со своими сверстниками строятся в большей степени на нормах «взрослой» морали, а конкретнее: берется во внимание успешность в учебе, выполнение требований родителей, учителей. Характерной особенностью взаимоотношений младших школьников является то, что дружба основывается, как правило, на стечении определенных жизненных обстоятельств, а также случайных интересах (ребята сели за одну парту, являются соседями, либо же проживают в одном микрорайоне и т.д.) [1,5c.].

Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько: 1) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться, не доставать игрушки и т. д.; 2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дистанция, чем у воспитателя детского сада или родителей; 3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился сидеть и стоять, но в школе показывают, как правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за парты… Тем более берутся под контроль способы выполнения учебных действий. Легче привыкают к этому дети, от которых в домашних делах требуют точности: порядка в вещах, аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правильной посадки за обедом. Но, пожалуй, самая большая трудность школьного обучения в том, что оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знания [4,154c.].

Читайте также:  Проблемы в развитии ребенка 2 месяца

Школьная жизнь тесно связана с личностью учителя. Занимаемая им позиция по отношению к своим ученикам отличается в корне от позиции родителей с воспитателем из детского сада, который так же частично выполнял функции родителей. Взаимоотношения школьников и учителей состоят лишь в процессе учебы, являясь четко регламентированными организацией школьной жизни, что значит – они более деловые и сдержанные. Задание педагога состоит в том, чтобы уже с первых дней учебы помочь ребенку как можно быстрее включиться в еще незнакомую ему жизнь [2,125c.].

Исходя из выше изложенного, делаем вывод, что младший школьный возраст является периодом интенсивного психического и личностного развития. Учебная деятельность этого периода создает предпосылки для перехода младшего школьника к уже, так называемому, подростковому периоду.

Литература:

  1. Борисова Т. В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестн. Томского гос. пед. ун-та 2011.- Вып. 2.- 5 c.

  2. Давыденко Т. М. Сущность и функции адаптивной школы // Психол.-пед. журнал «Гаудеамус». 2002.- No 1.- 125 c.

  3. Коломийченко Л. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2008.-44 с.

  4. . Коротина Ю. В. Социальное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных предме- тов (к постановке проблемы) // Вестн. Тамбовского ун-та; серия: гуманитарные науки. 2010.- No- 2. 154 c.

  5. Маракушина И. Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой дея- тельности с педагогом: лонгитюдное исследование: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, -2002. — 24 с.

Источник

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà

Õàðàêòåðèñòèêà ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ãëóáîêî è ñîäåðæàòåëüíî
ïðåäñòàâëåíà â ðàáîòàõ Ä.Á. Ýëüêîíèíà, Â.Â. Äàâûäîâà, èõ ñîòðóäíèêîâ è
ïîñëåäîâàòåëåé. Â ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà âñåé ñèñòåìû îòíîøåíèé
ðåáåíêà ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Èçìåíåíèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè
ðàçâèòèÿ
ñîñòîèò â âûõîäå ðåáåíêà çà ðàìêè ñåìüè, â ðàñøèðåíèè êðóãà
çíà÷èìûõ ëèö, â âûäåëåíèè îñîáîãî òèïà îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ
çàäà÷åé («ðåáåíîê — âçðîñëûé — çàäà÷à»). Öåíòðîì æèçíè ìëàäøåãî
øêîëüíèêà ñòàíîâèòñÿ ñèñòåìà «ðåáåíîê — ó÷èòåëü», îïðåäåëÿþùàÿ îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ðîäèòåëÿì è
ê ñâåðñòíèêàì.

Ñîãëàñíî Ë.È. Áîæîâè÷, ïîêàçàòåëåì ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ
ÿâëÿåòñÿ «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà»
ïñèõîëîãè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå, êîòîðîå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñïëàâ
ïîçíàâàòåëüíîé ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà è ïîòðåáíîñòè çàíÿòü áîëåå âçðîñëóþ
ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå — ïîçèöèÿ ó÷åíèêà —
õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé, îáùåñòâåííî
êîíòðîëèðóåìîé äåÿòåëüíîñòè — ó÷åáíîé. Ó÷åíèê äîëæåí ïîä÷èíÿòüñÿ ñèñòåìå åå
ïðàâèë è íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà èõ íàðóøåíèå. Òàêèì îáðàçîì, íîâàÿ
ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ââîäèò ðåáåíêà â ñòðîãî íîðìèðîâàííûé ìèð îòíîøåíèé è
òðåáóåò îò íåãî ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè, äèñöèïëèíèðîâàííîñòè.
Ìëàäøèé øêîëüíèê ïîëó÷àåò è íîâûå ïðàâà: ïðàâî íà óâàæèòåëüíîå îòíîøåíèå
âçðîñëûõ ê ñâîèì ó÷åáíûì çàíÿòèÿì, íà ðàáî÷åå ìåñòî, íà ó÷åáíûå
ïðèíàäëåæíîñòè.

Ïðèëåæíîñòü, äèñöèïëèíèðîâàííîñòü ðåáåíêà, óñïåøíîñòü èëè íåóñïåøíîñòü ó÷åáû
ñêàçûâàþòñÿ íà âñåé ñèñòåìå åãî îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñî ñâåðñòíèêàìè.

Êàê îòìå÷àåò Â.Ñ. Ìóõèíà, íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè
ðåáåíêà. Àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê øêîëüíîé æèçíè
ñîïðÿæåíà ñ òðóäíîñòÿìè, êîòîðûå îí
äîëæåí ïðåîäîëåòü:

îñâîåíèå íîâîãî øêîëüíîãî ïðîñòðàíñòâà;

âûðàáîòêà íîâîãî ðåæèìà äíÿ;

âõîæäåíèå â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ);

ïðèíÿòèå ìíîæåñòâà îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå;

óñòàíîâëåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ ó÷èòåëåì;

ïîñòðîåíèå íîâîé ãàðìîíèè îòíîøåíèé â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè.

Ïî ñëîâàì Â.Â. Äàâûäîâà, ïåðâûé òèï òðóäíîñòåé, èñïûòûâàåìûõ
ïåðâîêëàññíèêàìè, ñâÿçàí ñ îñîáåííîñòÿìè íîâîãî øêîëüíîãî
ðåæèìà
(âîâðåìÿ ïðîñûïàòüñÿ, íå ïðîïóñêàòü çàíÿòèÿ, ñèäåòü
ñïîêîéíî íà óðîêàõ, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è ò.ä.). Íåîáõîäèìî, ÷òîáû
ó÷èòåëü è ðîäèòåëè ïîñòîÿííî è ÷åòêî ïðåäúÿâëÿëè íîâûå òðåáîâàíèÿ ê æèçíè
ðåáåíêà, êîíòðîëèðîâàëè èõ âûïîëíåíèå.

Âòîðîé òèï òðóäíîñòåé îáóñëîâëåí õàðàêòåðîì âçàèìîîòíîøåíèé
ñ ó÷èòåëåì, ñ îäíîêëàññíèêàìè, ñ ÷ëåíàìè ñåìüè.

Ñîöèàëüíàÿ ðîëü ó÷èòåëÿ ñâÿçàíà ñ ïðåäúÿâëåíèåì äåòÿì âàæíûõ, ðàâíûõ è
îáÿçàòåëüíûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ òðåáîâàíèé, ñ îöåíêîé êà÷åñòâà ó÷åáíîé ðàáîòû.
Ïî ñëîâàì Â.Ñ. Ìóõèíîé, ó÷èòåëü, íåóêîñíèòåëüíî ïðåäúÿâëÿþùèé òðåáîâàíèÿ ê
ðåáåíêó, îöåíèâàþùèé åãî ïîâåäåíèå, ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîöèàëèçàöèè
ïîâåäåíèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà â ïðîñòðàíñòâå îáÿçàííîñòåé è ïðàâ. Ó÷èòåëü
äîëæåí ïðåäúÿâëÿòü îäèíàêîâûå òðåáîâàíèÿ êî âñåì ó÷àùèìñÿ, ó÷èòûâàòü èõ
èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè äëÿ âûáîðà òîãî èëè èíîãî ñïîñîáà âîçäåéñòâèÿ.
Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ïåðöåïöèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñêàçûâàåòñÿ íà
îñîáåííîñòÿõ èõ ïåðâîãî âïå÷àòëåíèÿ î äðóãîì ÷åëîâåêå, êîòîðîå îòëè÷àåòñÿ
îðèåíòàöèåé íà âíåøíèå ïðèçíàêè: ôèçè÷åñêèé îáëèê è åãî îôîðìëåíèå ÿâëÿþòñÿ
äëÿ ïåðâîêëàññíèêîâ «êàðêàñîì», íà êîòîðîì âûñòðàèâàåòñÿ îáðàç äðóãîãî
÷åëîâåêà. Ó÷èòåëü äîëæåí îáÿçàòåëüíî ó÷èòûâàòü îðèåíòàöèþ äåòåé íà âíåøíîñòü
è óäåëÿòü âíèìàíèå ñâîåìó êîñòþìó.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка младшего дошкольного возраста

 ïåðâûå ìåñÿöû ïðåáûâàíèÿ â øêîëå ó÷èòåëü äîëæåí ïðèâèòü ó÷åíèêó ÷óâñòâî
òîãî, ÷òî êëàññ — ýòî íå ÷óæäàÿ åìó ãðóïïà ëþäåé, à äîáðîæåëàòåëüíûé
êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ. Ó ïåðâîêëàññíèêîâ â ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå îáùåíèå
ñî ñâåðñòíèêàìè, êàê ïðàâèëî, îòñòóïàåò íà âòîðîé ïëàí ïåðåä îáèëèåì íîâûõ
øêîëüíûõ âïå÷àòëåíèé — êàæäûé èç ó÷àùèõñÿ ïîêà åùå «ñàì ïî ñåáå», êîíòàêò
ìåæäó ñîáîé äåòè îñóùåñòâëÿþò ïîñðåäñòâîì ïåäàãîãà.

Õðåñòîìàòèéíûì ÿâëÿåòñÿ ýïèçîä èç æèçíè ïåðâîêëàññíèêîâ, ïðèâåäåííûé ß.Ë.
Êîëîìèíñêèì: «Åñëè êòî-òî èç ó÷àùèõñÿ çàáûë ïðèíåñòè â êëàññ ðó÷êó, à íà
óðîêå íóæíî ïèñàòü, òî îí íå îáðàùàåòñÿ ê òîâàðèùàì ñ ïðîñüáîé äàòü åìó
ëèøíþþ ðó÷êó. Ó÷åíèê îáû÷íî ñèäèò è ìîë÷èò, èíîãäà ïëà÷åò, íàäåÿñü, ÷òî
ó÷èòåëüíèöà çàìåòèò åãî áåäñòâåííîå ïîëîæåíèå. Ó÷èòåëüíèöà, óçíàâ â ÷åì
äåëî, îáðàùàåòñÿ ê êëàññó, ñïðàøèâàÿ, íåò ëè ó êîãî ëèøíåé ðó÷êè. Øêîëüíèê,
ó êîòîðîãî åñòü ñâîáîäíàÿ ðó÷êà, íå îòäàåò åå òîâàðèùó ñàì. Îí ïîäàåò ðó÷êó
ó÷èòåëüíèöå, êîòîðàÿ è ïåðåäàåò åå ó÷åíèêó».

 ïåðâîì êëàññå âîñïðèÿòèå ñâåðñòíèêà, êàê ïðàâèëî, îïîñðåäîâàíî îòíîøåíèåì
ê íåìó ó÷èòåëÿ, à âûáîð äðóãà îïðåäåëÿåòñÿ âíåøíèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè (ñèäÿò
çà îäíîé ïàðòîé, æèâóò ïîáëèçîñòè). Ê 10-11 ãîäàì ïðèîáðåòàþò çíà÷èìîñòü
ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ó÷àùåãîñÿ — äîáðîòà, ÷åñòíîñòü, âíèìàòåëüíîñòü,
ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, óâåðåííîñòü â ñåáå, îðãàíèçàòîðñêèå ñïîñîáíîñòè.

Äîìà ïåðâîêëàññíèê äîëæåí ñ÷èòàòüñÿ ñ èíòåðåñàìè è çàáîòàìè äðóãèõ ÷ëåíîâ
ñåìüè âî èçáåæàíèå âîçíèêíîâåíèÿ ñâîåîáðàçíîãî ó÷åíè÷åñêîãî ýãîèçìà
«øêîëüíîãî òðóæåíèêà», êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò óçóðïèðîâàòü ñâîå ïîëîæåíèå,
äèêòîâàòü ñåìüå òîò óêëàä äîìàøíåé æèçíè, â öåíòðå êîòîðîãî íàõîäÿòñÿ îí —
øêîëüíèê. Â òî æå âðåìÿ ðîäèòåëè äîëæíû ñ óâàæåíèåì âîñïðèíèìàòü è
óäîâëåòâîðÿòü ïðàâà ðåáåíêà (îòâåñòè ìåñòî äëÿ âûïîëíåíèÿ äîìàøíèõ çàäàíèé,
ñ÷èòàòüñÿ ñ ðåæèìîì äíÿ øêîëüíèêà).

Êàê îòìå÷àåò Â.Â. Äàâûäîâ, ê ñåðåäèíå ó÷åáíîãî ãîäà ó ìíîãèõ ïåðâîêëàññíèêîâ
ïî ìåðå ïðèâûêàíèÿ ê âíåøíèì àòðèáóòàì øêîëû ãàñíåò
ïåðâîíà÷àëüíàÿ òÿãà ê ó÷åíèþ
, íàñòóïàþò àïàòèÿ è áåçðàçëè÷èå. Ñïîñîáîì
ïðåäóïðåæäåíèÿ «íàñûùåíèÿ» ó÷åíèåì ÿâëÿåòñÿ ïîñòàíîâêà ó÷èòåëåì äîñòàòî÷íî
ñëîæíûõ ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷, ïîñòàíîâêà ñèñòåìû çàäàíèé, òðåáóþùèõ
àêòèâíîãî âûÿñíåíèÿ ïóòåé è ñðåäñòâ èõ ðåøåíèÿ.

 ïåðâûå ìåñÿöû îáó÷åíèÿ îñîáåííî îïàñíî òðåáîâàòü îò ó÷åíèêîâ ïðîñòîãî
çàïîìèíàíèÿ òåõ èëè èíûõ ñâåäåíèé áåç äîëæíîãî ïîíèìàíèÿ èõ íåîáõîäèìîñòè è
óñëîâèé ïðèìåíåíèÿ, ÷òîáû íå óïóñòèòü èç-ïîä êîíòðîëÿ âàæíûé ìîìåíò — íà÷àëî
ôîðìèðîâàíèÿ ó øêîëüíèêîâ ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ ê ó÷åáíîìó ìàòåðèàëó, òàê
êàê îòñóòñòâèå òàêèõ èíòåðåñîâ îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà âñåé ïîñëåäóþùåé
ó÷åáíîé ðàáîòå.

Äåéñòâèòåëüíî, ìîòèâ, ñ êîòîðûì ðåáåíîê ïðèõîäèò â øêîëó, íå ñâÿçàí ñ
ñîäåðæàíèåì òîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðóþ îí äîëæåí âûïîëíÿòü â øêîëå, òî åñòü
ìîòèâ è ñîäåðæàíèå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè íå ñîîòâåòñòâóþò äðóã äðóãó, ïîýòîìó
ìîòèâ ïîñòåïåííî íà÷èíàåò òåðÿòü ñâîþ ñèëó. Ïðîöåññ ó÷åíèÿ äîëæåí áûòü
ïîñòðîåí òàê, ÷òîáû åãî ìîòèâ áûë ñâÿçàí ñ ñîáñòâåííûì, âíóòðåííèì
ñîäåðæàíèåì ïðåäìåòà óñâîåíèÿ. Ä.Á. Ýëüêîíèí ñ÷èòàë, ÷òî ïîáóæäàòü ê ó÷åíèþ
äîëæíî òî ñîäåðæàíèå, êîòîðîìó ðåáåíêà ó÷àò â øêîëå.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå (ïðèíÿòèÿ ó÷åáíîé
ñèòóàöèè) ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ äëèòñÿ îêîëî 2 ìåñ. (âñþ ïåðâóþ
÷åòâåðòü), èíîãäà âåñü ïåðâûé ãîä îáó÷åíèÿ. Ðîäèòåëè äîëæíû ïîìî÷ü ðåáåíêó
îñâîèòü ñîâîêóïíîñòü òðåáîâàíèé øêîëüíîé ñèòóàöèè è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì ïî ïîñòðîåíèþ îòíîøåíèé ñ ðåáåíêîì â
ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå
.

Íåëüçÿ áðîñàòü ðåáåíêà â òðóäíîé ñèòóàöèè, ðàññ÷èòûâàÿ, ÷òî îí ïîëíîñòüþ
ñàìîñòîÿòåëüíî ñ íåé ñïðàâèòñÿ, â òî æå âðåìÿ íåëüçÿ ïîäàâëÿòü èíèöèàòèâó
ðåáåíêà.

Ðîäèòåëüñêàÿ ïîääåðæêà ìîæåò áûòü îêàçàíà â ôîðìå ïîâûøåííîãî èíòåðåñà ê
òîíêîñòÿì øêîëüíûõ çàïîâåäåé, â ïðèäàíèè ñòàòóñà ðèòóàëà ñáîðó ïîðòôåëÿ,
ïîäãîòîâêå ê ñëåäóþùåìó øêîëüíîìó äíþ.

Íåîáõîäèìî ñ ïîíèìàíèåì îòíîñèòüñÿ ê «âñïûøêàì êîíôîðìèçìà», ñòðåìëåíèþ
ðåáåíêà âûïîëíèòü âñå â òî÷íîñòè òàê, «êàê ñêàçàëà ó÷èòåëüíèöà», ñâÿçàííûì
ñ îñîáîé öåííîñòüþ ïðàâèë è íîðì äëÿ íîâîèñïå÷åííîãî øêîëüíèêà.

Ñëåäóåò îòëîæèòü äî ëó÷øèõ âðåìåí ñåòîâàíèÿ è îïàñåíèÿ ïî ïîâîäó
íåñîâåðøåíñòâà ó÷èòåëåé è øêîëüíûõ ïðîãðàìì.

Îáðàòèòü âíèìàíèå íà õàðàêòåð òåõ öåííîñòåé è ýìîöèîíàëüíûõ àêöåíòîâ,
êîòîðûå òðàíñëèðóþòñÿ ðåáåíêó â ñâîáîäíîì îáùåíèè: öåííîñòü ïîñëóøàíèÿ
(«Òåáÿ ñåãîäíÿ íå ðóãàëè?»), öåííîñòü ïðåñòèæà «À êòî åùå â êëàññå
ïîëó÷èë ïÿòåðêó?» è äð.

Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ñòèëü âîñïèòàíèÿ — öåííîñòíîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó,
äåìîíñòðàöèÿ ëþáâè è äîáðîæåëàòåëüíîñòè, îáó÷åíèå íàâûêàì ñàìîðåãóëÿöèè,
óìåíèþ ñ÷èòàòüñÿ ñ äðóãèìè.  øêîëå ðåáåíîê èç òàêîé ñåìüè áûñòðî îáðåòàåò
ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, óìååò ñòðîèòü îòíîøåíèÿ ñ îäíîêëàññíèêàìè, ñîõðàíÿÿ
÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, çíàåò, ÷òî òàêîå äèñöèïëèíà.

Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïåðâîíà÷àëüíîì âõîæäåíèè â øêîëüíóþ æèçíü ó ðåáåíêà
ïðîèñõîäèò ñóùåñòâåííàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïåðåñòðîéêà: îí ïðèîáðåòàåò
íåêîòîðûå âàæíûå ïðèâû÷êè íîâîãî ðåæèìà, óñòàíàâëèâàåò äîâåðèòåëüíûå
îòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, îäíîêëàññíèêàìè, íà îñíîâå ïîÿâèâøèõñÿ èíòåðåñîâ ê
ñîäåðæàíèþ ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà ó íåãî çàêðåïëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê
ó÷åíèþ.

Ïîäðàçäåë

  • Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
  • Ëèòåðàòóðà

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà

ßÃÏÓ, Öåíòð èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé îáó÷åíèÿ

26.05.2009

Источник