Социальное развитие ребенка с нарушениями интеллекта
«Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Татьяна Георгиевна Семёнова – учитель – дефектолог
Город Усолье Сибирское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 7»
В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.
К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.
Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания вправление в жизнь аномального ребёнка, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время. Ведь традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменилось. Если раньше он мог вызывать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учётом современного подхода необходимо изменить отношение общества к ребёнку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушением интеллектуального развития предлагает делать это на основе принципов, один из которых:
— Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.
Каждый возраст, по Л. С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребёнка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Дошкольный возраст детей с общей интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.
Закономерностью психического развития детей с нарушением интеллекта является трудность их адаптации в социуме, затруднённое взаимодействие с социальной средой.
Такой ребёнок живёт в определённой социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и имеет своё функциональное назначение, а значит и общественно выработанный способ его употребления. Ребёнок с общей интеллектуальной недостаточностью вынужден пользоваться этими предметами, вынужден в той или иной мере удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению, т. е. должен быть социализирован.
Цель раздела «Социальное развитие» в программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой формировать у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыкам поведения, соответствующих общественным нормам.
Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:
- Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;
- Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;
- Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.
Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.
У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.
Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.
Литература:
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, Москва, 2003 г.
- Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004 г.
- С. И. Зырянова «О социализации детей с особыми образовательными потребностями» Дошкольная педагогика № 8 2010 год.
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Методические рекомендации, Москва, «Просвещение», 2009 г.
- Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей и дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2010 г.
Источник
Основы социального развития умственно-отсталых детей.
Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников.
Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.
Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям.
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества.
Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий, не возможно.
В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному.
В работах А.В. Малера можно найти соединение понятий социализация и адаптация. Они указывают: «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам».
Для детей с нарушениями интеллекта социальная адаптация означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление ребёнка с ОВЗ к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Олимпиада по СБО (участие в отборочных турах), как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах овладевать навыками социализации.
Участие детей в подготовке к Олимпиаде по СБО – это система коррекционной учебно-воспитательной работы, которая представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, его социализацию, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- Внеурочная деятельность – подготовка и участие в праздниках; классные часы; трудовая деятельность; выполнение поручений; экскурсии в ближайший социум; агитбригады; соревнования.
- Учебная деятельность –дидактические, сюжетно-ролевые игры; групповое чтение, обсуждение прочитанного; рисование; работа с пословицами; дифференцированная работа в группах; практические работы; проектная деятельность.
Направления внеурочной деятельности:
- Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование
способов усвоения социокультурного опыта.
- Физическое воспитание и развитие детей.
- Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):
а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;
б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.
4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
5. Трудовое воспитание и обучение детей с ОВЗ:
а) занятия ручным трудом;
б) воспитание навыков самообслуживания;
в) воспитание уважения к труду взрослых.
6. Нравственное воспитание детей.
7. Эстетическое воспитание детей.
- Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы:
«Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».
- Для стимулирования внутригруппового общения:
с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».
- Для формирования гигиенических навыков и культуры поведения:
Классный час «Шли на угощение, а тут ещё и общение», Трудовой час «Чтобы класс спасти от пыли», игра «Мы принимаем гостей», кл. час «Если хочешь быть здоров».
- Для развития межличностного общения в коллективе класса:
игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».
- Для развития коммуникативных способностей:
ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».
- Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом:
классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
- Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых):
упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций
«Я на улице», «Общественный транспорт».
- Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:
игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».
- Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца:
классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».
Ориентация в социуме
Экскурсия по школе (кабинет директора, столовая, мед.кабинет, библиотека, гардероб, школьные мастерские).
-Клубный час: «Где живу Я».
-Классный час: «Кто о нас заботится» (С последующей экскурсией по школе — столовая, вахта, пожарный щит, пожарный выход, пожарные лестницы в школе).
Гигиена питания
-Классный час: «Что мы любим есть?»
-Клубный час: «Правильное питание — здоровое питание»
-Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров…»
(Игровая программа).
-Клубный час: «Всё про витамины» (Игровая программа).
Личная гигиена
-Классный час: «Надо, надо умываться…»
-Клубный час: «Правила ухода за телом» (Беседа-практикум).
-Урок-практикум: «Чистота- залог здоровья» — генеральная уборка в классе.
Работа по социальному развитию
в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны.
Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе:
- Товарищество.
- Уважение к старшим.
- Доброта.
- Честность.
- Трудолюбие.
- Бережливость.
- Дисциплинированность, соблюдение порядка.
- Любознательность.
- Любовь к прекрасному.
- Стремление быть сильным, ловким.
Подготовки к Олимпиаде по СБО поможет ребенку приобрести:
- Культурно-гигиенические навыки.
- Навыки самостоятельности, предотвращения иждивенчества в посильных для него заданиях по самообслуживанию.
- Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
- Умения чувствовать и понимать других людей.
- Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
- Увидит ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Работа с родителями при подготовке учащихся к Олимпиаде по СБО
Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.
Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.
Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.
С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни.
Первоклассники наравне со всеми учащимися школы включаются в подготовку к Олимпиаде по СБО.
Для успешного прохождения отборочных туров необходима помощь родителей, а именно: работа по конкретизации и уточнению жизненных планов каждого ученика (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление, с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
(Приложение – АНКЕТА)
Составление социального паспорта:
Семья:
полная – 2 семьи;
неполная – 3 семьи;
с одним ребенком – 2 семьи;
с двумя– 3 семьи;
многодетные –
родители-инвалиды –
дети-инвалиды – 5 человек;
опекаемые дети – 1 человек
благополучные – 2 семьи
формально-благополучные – 3 семьи
Состав семьи:
межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –
двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.
Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:
денег в основном хватает – 2 семьи
живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи
Педагогический стиль:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи
родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» — 2 семьи
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%
не испытывают проблем – 27%
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучив психо- физиологические особенности учащихся данного класса, подготовка к Олимпиаде по СБО должна быть направлена на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность, преодолевать трудности.
Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде, что является одной из важнейших задач Олимпиады по СБО.
Источник