Социальное развитие ребенка с дцп

Социальное развитие ребенка с дцп thumbnail

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

— биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов [1, 21, 32].

Тяжелые повреждения ЦНС, следствием которых является ДЦП, влияют, как уже много раз упоминалось, на ее функциональное состояние. Его стабильное ухудшение проявляется не только недостатками умственной работоспособности, но и симптоматикой эмоциональных нарушений, предрасполагающих к отклонениям личности.

Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, в частности, расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать негативную реакцию.

На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Родители, при желании, могут создать ребенку условия для социальных контактов, а могут и изолировать его от общества, усугубив эмоциональное неблагополучие.

Эмоционально-волевые нарушения при ДЦП различны. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности; у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости; для третьих типично состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим [9, 21, 32].

При повышенной возбудимости дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Для пассивных детей типична безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). В любом случае у детей есть сложности эмоциональной децентрации Эмоциональная децентрация по Г.М. Бреславу определяется как способность поставить себя на место другого человека, понять его чувства. , а также алекситимия Алекситимия — невозможность выразить свои чувства словами. Термин был предложен в клинической психологии, но применим и по отношению к детям..

Большинство авторов отмечает пониженную мотивацию к деятельности, страхи передвижения и общения, стремление к ограничению социальных контактов. Причинами подобных симптомов называют изнеживающее воспитание и реакцию на свой дефект [32].

Экспериментально-психологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере ребенка с ДЦП мотива подчинения взрослому, что тормозит формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении своего здоровья (90% детей считают себя здоровыми), что, по-видимому, является защитным механизмом [3].

По данным М.В. Вагиной общий уровень самооценки у испытуемых низок и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка испытуемых зависела от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности являлось стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводило к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидным в поведении.

Исследование показало, что наибольшую значимость для подростков имеют особенности физического облика. Свою адаптированность они оценивают низко, но стараются адаптироваться, соответствовать требованиям. Последнее удается не всегда.

При ДЦП двигательная недостаточность и ряд сопутствующих факторов могут приводить к формированию патологических свойств личности. На грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов (недоброжелательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих, разлука с матерью или неполноценная семья, психическая травматизация в связи с лечебными процедурами, затруднения в процессе обучения из-за двигательных нарушений, неправильное воспитание по типу гиперопеки). Тогда ребенок обнаруживает признаки патохарактерологического формирования личности [18, 34].

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка личностного развития по типу психического инфантилизма: наивность, безответственность, эгоцентризм, слабость волевых установок. Дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия. У подростков отклонения личности проявляются в высокой внушаемости, слабости самоконтроля. При сниженном интеллекте для них типичен низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие.

Осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Отклонения поведения усугубляются патологией влечений в виде склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности.

С начала подросткового возраста нельзя забывать о такой проблеме как суицид. У детей с ДЦП наблюдается недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Как правило, мотивы, ведущие к самоубийству незначительны. Это затрудняет его предотвращение. Суицидальная попытка часто связана с депрессией, которая носит скрытый характер. Нередко встречается демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика. Суицид часто осуществляется на высоте сильного переживания. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом возрасте, после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников [21].

Исследования Е.Н. Дмитриевой были посвящены изучению психологического времени личности детей и подростков с ДЦП. Оказалось, что в большинстве случаев они оптимистично смотрят в будущее (70 %), но негативно относятся к своему личному прошлому. Приблизительно для каждого десятого испытуемого типично неадекватное отношение к будущему, завышенные ожидания от него.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому недостатку ложится на плечи родителей. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов, в первую очередь, психологов, которые помогают сгладить переживания по поводу двигательных недостатков.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных (в смысле психологического климата) семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого, стараются сформировать адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Источник

Мария Владимировна Исаева
Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП

ВВЕДЕНИЕ

Реабилитационные центры оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную медико-социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь, обеспечивают их социальной реабилитацией и адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

В современном обществе существует потребность интеграции детей с ДЦП в социум, однако, в период интеграции возникают проблемы усвоения и принятия ими целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Количество детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, постоянно возрастает, что приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Большинство детей имеют отклонения от норм социального поведения и проблемы в общении со сверстниками.

Цель: Выявление проблем нравственного воспитания, связанных с интеграцией детей с ДЦП в социум.

Задачи:

1) выявление детей, имеющих проблемы с социальным поведением и речевым общением.

2) социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3) социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьёй и средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей с ДЦП является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме.

Социальное поведение — это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром.

Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ДЦП нравственное воспитание в ещё большей степени оказывается обязательным условием для интеграции в общество, так как наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети с ДЦП,вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных механизмов. Всё это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или, наоборот, агрессивности, конфликтности. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. Роль воспитателя заключается в создании необходимых условий для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

Для достижения поставленных целей необходимо придерживаться следующих принципов:

• Создание необходимых условий для всестороннего развития детей

• Единство и целостность воспитательного процесса (взаимосвязь задач, методов и средств воспитания — последовательность, систематичность в воспитании; повторность упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени).

• Доступность и адаптивность (принятие во внимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей и интересов, уровня подготовленности, индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка).

• Интегрированный подход.

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Для предупреждения плохого поведения большое значение имеет профилактическое обучение.Такое обучение предполагает следующие этапы:

1) Обсуждение с ребёнком той или иной конкретной ситуации. Объяснение норм поведения, приведение доводов, близких и понятных ребёнку. Закрепление на практике в игровой деятельности.

2) Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

В процессе проведения занятий используются следующие методы:

•Беседа: разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, иллюстраций;

• Пример правильного поведения других детей;

• Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Занятия проводятся со всеми детьми одновременно или же подгруппами. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт,который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

1. Культурные навыки

Представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом ребёнку в различных ситуациях как обязательные.Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.

2. Специфические знания

Представления, полученные ребёнком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение

Поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и культурной средой. Это поведение отражает знакомство ребёнка с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

4. Социальные качества

Эти качества можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Таким образом, можно утверждать, что понятие «социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ДЦП, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.

Для выявления уровней сформированности социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения:

— особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;

— культура поведения;

— коммуникативные способности;

— особенность межличностных отношений детей в группе.

Очень часто трудности в поведении и общении испытывают дети с ограниченными возможностями. Со временем дети осознают, что они «не такие как все», и поэтому у них появляется неуверенность в себе. Зачастую, такие дети живут изолированно, не посещая детский сад или школу. При социализации детей с ДЦП одной из основных проблем является отсутствие навыков социального поведения и речевого общения в среде здоровых людей, недостаточная сформированность потребности в межличностном общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями не предусматривает широкого контакта со сверстниками. Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей правильно вести себя в различных ситуациях и общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, когда другой ребёнок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю, работающему с такими детьми, необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

Оптимальным периодом наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Роль детского коллектива в реабилитационном центре значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети с двигательными нарушениями на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребёнка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.

Поэтому становится понятной высокая степень необходимости коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения.

Целью работы с детьми является:

формирование у детей с ограниченными возможностям положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;

• духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;

• коррекция отклоняющегося от нормы поведения;

• повышение общей социальной зрелости детей, снижение их агрессивности, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми.

Задачи:

• знакомить с правилами этикета;

• систематизировать и обобщать правила социального поведения;

• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

• воспитывать любовь и уважительное отношение к

близким и окружающим людям;

• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;

• совершенствовать навыки общения;

• способствовать развитию познавательных процессов;

• выработать необходимые навыки поведения в трудных ситуациях;

• понять и принять себя «таким, какой Я есть».

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Существует множество форм и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно формировать у них нравственные ориентиры. В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективной формой является проведение сюжетно-ролевых игр, где ребёнок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.

Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют отработке отдельных навыков культурного поведения.

Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:

• Упражнение – анализ речевых ситуаций. Проводится с целью обогащения словарного запаса детей формами речевого этикета;

• Уражнение – проигрывание речевых ситуаций. Включается в занятие для выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной ситуации

• Упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия. Эта ситуация ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;

• Рассказы с ошибками. Цель данного вида работы – выявление знаний правил поведения в различных ситуациях;

• Задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных ситуаций. Своей целью задачи-ситуации ставят развитие умения анализировать этикетные ситуации, определять уровень общения и поведения.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения – художественные произведения. Чтение воспитателем стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением вызывают у детей желание или нежелание быть похожими на их героев. Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а именно с пословицами.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

С целью изучения компонентов социального поведения проводится обследование детей в возрасте 3 – 8 лет. Форма обследования – индивидуальная. По результатам диагностики с детьми организуется индивидуальная, групповая и подгрупповая коррекционно-развивающая работа. При организация работы по формированию социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП в первую очередь учитываются результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности детей,а затем намечаются следующие направления работы:

1) создание благоприятной социально-педагогической среды

2) коррекционная работа с детьми

Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании и развитии социального поведения у детей с ДЦП. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Созданная развивающая среда помогает в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей.

Коррекционная работа с детьми проводиться в беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности. На занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционная работа по формированию социально-адаптивного поведения включается во все виды деятельности с детьми. Занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

По результатам диагностики на первоначальном этапе дети с ДЦП не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющимся одним из важнейших аспектов социализации в общество: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять социальные роли.

Затем, в ходе работы по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП повышается самооценка, развиваются коммуникативные качества. После проведения коррекционной работы у воспитанников улучшаются навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит позитивное отношение к окружающим, происходит коррекция поведения при рассматривании различных жизненных ситуаций.

С целью выявления эффективности занятий, в начале и конце реабилитации, проводится диагностика, которая позволяет выявить динамику уровня развития навыков социального поведения и речевого общения. Проводя оценку,рассматриваются следующие области:

1) особенности принятия и осознание детьми нравственных норм

2) культура поведения

3) коммуникативные способности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам. Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Выявлены улучшения в формировании навыков культурного поведения. Дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.

Выводы:

Комплексная коррекционно-педагогическая работа является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря проделанной работе у многих детей повысилась общая социальная зрелость, культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия в группе. Своевременное, целенаправленное формирование и развитие социального поведения у детей с ДЦП влияет на предотвращение у них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширяет их коммуникативный и социальный опыт. У детей постепенно формируются культурные навыки, социальные качества: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Екжанова Е. А, Стреблева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Москва, Просвещение 2003

2) Лисина М. И. Общение детейсо взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.

3) Маллер А. Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие» –М: АРКТИ, 2000

4) Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Генезис» Москва 2003

Источник