Социальное развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ – САД №150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
СТАТТЬЯ: СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рыжикова Марина Викторовна
воспитатель
Донецк
Аннотация: В статье представлено обобщение процесса становления ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Раскрыто педагогическое содержание работы по формированию социально — личностных основ детской личности, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями воспитанников и педагогами.
Ключевые слова: дошкольное образование, социально – личностное развитие ребенка, социализация, развитие личности, образовательный процесс, социальная среда, социальная адаптация.
Проблемы социально- личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. Это следствие последних изменений в политической, экономической и социальной жизни нашего государства, результат утраты привычных нравственных устоев. Изменения в жизни людей заставляют общество вновь обозначать новую, значимую в этот конкретный момент времени систему жизненных приоритетов, смыслов.
Социально — личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во- первых, способных найти «себя» и свое место в жизни; во-вторых, принимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в – третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
В течение многих лет исследований ученых в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста становится особо актуальной в теории и практике современного дошкольного образования.
Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. С.А.Козлова говорила, что дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.
Образование и социальный мир вокруг нас меняется — меняются и дошкольники. Современные дети стали способнее, чувствительнее, активнее, чем раньше. Поэтому цель – помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Степень социализации детей старшего дошкольного возраста является важным критерием его адаптации к школьной, а затем и взрослой жизни в социуме. Главную роль в том, каким вырастает ребенок, как пройдет его становление, играют люди в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, а в дошкольном образовательном учреждении педагоги.
Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения. Приход ребенка в дошкольное учреждение требует от ребенка социальной адаптации: умения находиться в новых условиях, соблюдение правил коллектива, отстаивать собственные мысли, следовать социальным нормам поведения.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» является инновационным образовательным программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, у детей формируются представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства, активная жизненная позиция.
Первым институтом социализации для дошкольника является дошкольное образовательное учреждение. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.
Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном образовательном учреждении, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.
Участники процесса социально-личностного развития дошкольников в дошкольном учреждении:
— музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов, формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;
— педагог – психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания;
— воспитатель — родитель привлекает внимание взрослых к индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и желаниям ребенка, обучение внимательному отношению к его внутренним переживаниям, умению выслушивать и понимать;
— воспитатель – ребенок создание условий эмоционального комфорта для каждого ребенка, а также положительный эмоциональный климат в группе, воспитание культуры общения с окружающими; формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;
— воспитатель – профессионал уточняет представления о собственной системе личных и профессиональных педагогических смыслов, составляет индивидуальный план профессионального роста и совершенствования; расширяет и уточняет знания воспитателей о гуманной педагогике, о возможностях внедрения ценностного подхода в работу современного воспитателя.
Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
В целях повышения социального статуса дошкольного образовательного учреждения и семьи уделяется большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально – личностному направлению работы с детьми старшего дошкольного возраста составляется план работы с родителями в этом направлении, а работа с родителями проходит через различные формы работы: родительские собрания, консультации, праздники, досуги, родительские уголки. Успешность данного взаимодействия будет зависеть от уровня профессионализма педагогов. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «дорогу» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально – личностного развития:
— создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;
— сбор и анализ информации об индивидуальных особенностях воспитанника (личностные качества, умения, потребности, взаимоотношения с сверстниками и т.д.);
— осуществление работы с детьми по социально – личностному развитию (разнообразие форм, методов, приемов);
— коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Организация деятельности по социально — личностному развитию с детьми старшего дошкольного возраста доступна в следующих формах:
— организация образовательной деятельности;
— совместная деятельность педагога с детьми;
— совместная деятельность детей;
— индивидуальная работа воспитателя с ребенком.
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимовыручка и др. В процессе участия в дидактических играх «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Пословица недаром молвится» дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся инженерами, конструкторами, дизайнерами, учителями, шахтерами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Таким образом, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное образовательное учреждение, ближайшее окружение. У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы ценностные основы личности, которые представляют собой зачатки приоритетных ориентаций взрослого. Передача взрослым и присвоение ребенком ценностей наиболее успешно осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия. Педагогическими усилиями и условиями формирования ценностных основ личности в старшем дошкольном возрасте является комплекс методов и форм совместной деятельности, направленных на активизацию взаимосвязи эмоционального, познавательного компонентов. Реализация игровых приемов в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и окружающий мир.
Список литературы:
1.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. — М., 2012. — 330 с.
2.Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.
3.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1995.
4. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника \ Дошкольное воспитание,2016 №12
Источник
Старший дошкольный возраст — период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.
Социальное развитие личности — количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и т.д. [6. 43].
Выготский Л.С. подчеркивал, что социальный опыт — это опыт других людей, который входит очень значительным компонентом в поведение человека. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Бодалев А.А. утверждает, что собственный опыт — только один их путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.
Исторически выбранную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С. Выготский определял, как социальную ситуацию развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное и специфическое для данного возраста (5-6 лет), исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитателем, сверстниками). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. Социальная ситуация развитии ребенка индивидуальна и определяется взрослыми и индивидуальными особенностями ребенка, особенностями его поведения и деятельности, отношениями к ребенку взрослых, характером воспитания, отношением к ребенку сверстников [7. 19].
В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.
Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.
Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по — другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.
Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.
Особую роль в социальном развитии личности ребенка играет умение общаться со взрослыми и со сверстниками. Развитие толерантности в общении. Основные умения общения ребенок приобретает во время игры.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [13. 5].
В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.
Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и так далее [14. 142].
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
Дети способны оценить достоинства другого ребенка и соответственно отнестись к нему в игре.
И поэтому, общение сверстников становится важным фактором развития образа себя и образа ровесника в дошкольном возрасте. Непосредственно общение влияет на периферическую структуру образа себя, где оценке подвергаются конкретные знания, умения и некоторые качества личности ребенка. На начальном этапе из информации, поступающей с периферией, ядро отбирает лишь то, что ему соответствует, т.е. сведения о положительном отношении к себе, все остальное отвергается. Однако постепенно к концу дошкольного детства складываются и каналы негативной информации, поступающей с периферией, на ядерные структуры образа. Тем самым общение сверстников начинает оказывать более глубокое влияние на развитие образа себя у дошкольника. Одновременно с этим процессом изменяется и отношение к другому ребенку: «невидимая зеркальность» уступает место интересу к нему самому как таковому, а его образ начинает наполняться позитивным содержанием [15. 59].
Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.
К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.
Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.
Возраст 5 — 7 лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет — это рождение социального «Я» ребенка.
Присягая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среду других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего «Я», приходит к адекватной самооценке.
Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах [8. 39].
У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.
Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.
Игра — отображение жизни взрослых людей: Играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениям детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. [10. 22]
Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.
Таким образом, социальное развитие старшего дошкольника — это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение старшим дошкольником социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Источник