Социальное и культурное в развитии личности ребенка

Социально-культурные учреждения и их роль в развитии творческой личностей.

Малых Наталия Васильевна

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

nataliya.malix@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена социально-культурным учреждениям и их роли в развитии творческих способностей личностей. Автор пишет о ценностях дополнительного образования, анализирует научные подходы. Большое внимание уделяет понятию одарённости, как оно может развиваться в рамках социально-культурных учреждений. В заключение представлена модель по развитию творческих способностей личностей.

Основные понятия: дополнительное образование, способный, одарённый, талантливый, социально-культурные учреждения, творческие способности

Annotation: The article is devoted to the social and cultural institutions and their role in the development of creative abilities of individuals. The author writes about the values of additional education, analyzes the scientific approaches. Pays great attention to the concept of giftedness, it can develop within the framework of social and cultural institutions. Finally, a model for the development of creative abilities of individuals.

Key concepts: additional education, able, gifted and talented, social and cultural institutions, creative ability

   В последние десятилетия сложилась ситуация социально-экономических преобразований в стране, которая влияет и на состояние современной сельской социокультурной среды.

В современных условиях растёт потребность сельских жителей в обновлении и гуманизации социокультурного пространства, в удовлетворении материальных и духовных потребностей. На социально-культурное преобразование села заметное влияние  оказывают учреждения дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для осуществления компетентностного подхода на практике. Несмотря на появление новой терминологии, дополнительным образованием уже накоплен солидный опыт  для осуществления компетентностного содержания в своей повседневной деятельности. Это и колоссальный опыт общения в разновозрастных и смешанных группах, и практика социально-значимых дел, и поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность, и разнообразные игровые методики, и коллективные творческие дела, вся деятельность детских объединений по интересам.

Дополнительное образование  – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.[6]

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальным для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное». [3]

Воспользовавшись результатами анализа, выполненного Б.В. Куприяновым [5], выявившего более двадцати его значений в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках, под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

  • удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, значимых для них потребностей в оценке достигнутых ими успехов;
  • создание условий для насыщения детей необходимой им информацией, использования свободное время в позитивных для развития личности целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся;
  • исполнение заказов детей;
  • заполнение имеющихся у детей дефицитов (информации, знаний, способов деятельности, условий, ресурсов, дружественной среды, помощи в разрешении возникших затруднений и т.д.);
  • увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире;
  • оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации
  • параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.

По мнению ученых А.Г.Асмолова, А.Я.Журкина, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль дополнительное образование  является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности.

Дополнительное образование — благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.[13]

Оно существует  как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность личности искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.

Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности личностей.

Если рассматривать концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года от 01.01.2011г (п.2), то задачами дополнительного  образования  являются:

  • приобщение детей к человеческим ценностям;
  • развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
  • воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
  • формирование культурного поведения.

Дополнительное образование  способствует:

  • развитию индивидуальных способностей личностей;
  • развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания;
  • оздоровлению личностей;
  • развитию психологического воспитания;
  • оказание коррекционной помощи [13].

Система дополнительного образования имеет крайне неравномерное соотношение между степенью охвата детей и молодежи программами различных направлений дополнительного образования. В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 3 мая 2000 г. № 1276, регулирующим вопросы аккредитации учреждений дополнительного образования детей, дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

  • научно-техническую
  • спортивно-техническую;
  • физкультурно-спортивную;
  • художественно-эстетическую;
  • туристско-краеведческую;
  • эколого-биологическую;
  • военно-патриотическую;
  • социально-педагогическую;
  • культурологическую;
  • естественнонаучную.

Вместе с тем отечественная система дополнительного образования обладает достаточно высоким потенциалом саморазвития, источники формирования которого лежат как в самой сути (творческой, основанной на добровольном участии) данного вида образовательной и социально-педагогической деятельности, так и во внешних (социально-экономических и политических) условиях, актуализирующих объективную потребность общества и государства в постоянном и целенаправленном повышении качества дополнительного образования детей и молодежи.[10]

Таким образом,  дополнительное образование можно  отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности, котрое способствует расширению культурного пространства, самореализации личности, стимулирует ее творческое развитие.

Очень часто термины «одарённый», «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. [12]

В истории человеческой мысли были выдвинуты различные точки зрения на природу одаренности. Значительные трудности в определении понятий способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Обращение к толковым словарям, убеждает, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый»  употребляются как синонимы.

Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.[9]

Различают одаренность в:

  • в  практической деятельности;
  • в познавательной  деятельности;
  • в художественно-эстетической  деятельности;
  • в коммуникативной деятельности;
  • в духовно-ценностной деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определённых видов деятельности.

Талантливый ребенок – это ребенок результаты которого  отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. [12]        

Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Читайте также:  Педагогическая оценка развития ребенка

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений.  Эти дети  нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей так и учителей.

Одарённость – потенциальный талант, а талант – реализованная одарённость.

Работа с одаренными детьми – это один из вариантов  конкретной реализации права личности на индивидуальность. Конечно, очень мало сделано для детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

И поэтому право и обязанности работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

Дополнительное образование одарённых детей социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается личность, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности. Указанные факторы в полном объеме реализуются в учреждениях дополнительного образования [6].

В социально-культурных учреждениях эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

В населённых пунктах, как правило, действуют универсальные досуговые центры (Дома культуры, молодёжные досуговые центры, библиотеки, музыкальные и детские спортивные школы, Центры детского творчества). Однако необходимо отметить динамику изменений этой инфраструктуры. Только развивая корпоративные отношения с учреждениями образования, здравоохранения, правоохранительными органами и другими организациями, сельские социокультурные учреждения могут расширить поле деятельности.

Хочется отметить и тот факт, что стремление специалистов социокультурных учреждений нейтрализовать негативные последствия и внести свой вклад в развитие социокультурных учреждений не всегда соответствует положительным результатам.

Данная ситуация обостряется невниманием государства к социально-культурным проблемам, что выражается в недофинансировании, низкой материальной обеспеченности и техническом оснащении социокультурных учреждений, низкой оплате труда работников, ненормированности рабочего времени. Все эти проблемы ведут к недокомплектации социально-культурных учреждений работниками со специальным образованием [3].

Без творчества  и способностей нельзя достигнуть высоких результатов.

Творческие способности личностей формируются в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки,  столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания художественной самодеятельности и т.д.

Огромная  роль в развитии творческих способностей личностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей на занятиях. Дети должны работать по принципу «от простого к сложному». В результате поэтапной работы можно достигнуть высоких результатов. Выполнение работы поэтапно влияет на эффективность развития творческих способностей.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры. Направленные на эффективное развитие творческих способностей личностей:

  • введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  • управление взрослыми детско-предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
  • на специальных занятиях давать  детям творческого характера.
  • использовать специальные игры, развивающие творческие способности.
  • работа с родителями [4].

Список использованных источников:

1. Ахвердов А.А. «Развитие творческих способностей детей во внеурочной среде //  – 2008, №9 стр.35-39»

2. Бояк Т.Н, Матвеева Е.В., Татарова С.П. «Прогноз кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири» Улан-Удэ, 2004 г  стр 82-88

3. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. «Дополнительное образование детей в национальной образовательной политике Российской Федерации» //Вестник образования в России, №3-2011

4. Т.О. Ендовицкая «О развитии творческих способностей» //Дошкольное воспитание 1967 №12 стр 73-75

5.Куприянов Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей

6. Зорин С.С. «Формирование творческих способностей школьников» //Искусство и образование 2006г-№3 стр.26-39-https://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm

7. Закон «О Дополнительном образовании» от 16 июля 2001г

8. Жарков А.Д. «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» М., 2007 – 480 стр.

9. психология одарённости детей и подростков/ под ред Н.С.Лейтеса – Москва 1996 год – 426 стр.

10. Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребёнка //Внешкольник 2006 г — №5 – стр.23-25

11. Трушина Н.И. «Модель развития и поддержки творческой одарённости детей в доме творчества» //Дополнительное образование и воспитание 2009г-№4 стр. 22-27

12. В.Е.Чудновский «Воспитание способностей и формирование личностей» М. 1986 стр 3-10

13.электронный ресурс . https://www.vfmgiu.ru//

Источник

Татьяна Стампольская
Воспитание социально-культурной личности ребенка-дошкольника с ОВЗ

Человеку, на протяжении всей своей жизни приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно. Необходимо с самого раннего детства усваивать нормы поведения в обществе, их соблюдение должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми. Особо тяжело усвоение данных норм в поведении и общении ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с данной категорией детей невероятно кропотливая и требует большого терпения. Такие дети отличаются от обычных детей недостатком речевого развития, частой утомляемостью, неусидчивостью, гиперактивностью, агрессивностью, плохой памятью. Существует несколько вариантов нарушений, требующих индивидуального внимания в развитии,которые основываются на: психологической безопасности, помощи в приспособлении к окружающим условиям, совместной деятельности, мотивирование ребенка к учебному процессу.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Читайте также:  Использование унт в развитие речи ребенка

Поэтому, именно в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ основополагающей задачей должно быть развитие социально-культурной личности.

Дошкольный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Переход от общения с родными к расширенному кругу общения с другими людьми. Дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки [2].

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в детском саду, дома, на улице и в общественных местах.

Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитаниему них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д.

Работа по формированию культурного поведения у ребёнка-дошкольника, а в последующем его социализации в обществе является одной из приоритетных направлений нашего детского сада, так как он предоставляет воспитательно-образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья (психомоторные, психоречевые затруднения). Данная работа реализуется через организацию непосредственно-образовательной деятельности, нерегламентированную деятельность.

Коммуникативность – способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников нашего детского сада, детей с ОВЗ, как правило, по этому вопросу, масса проблем.

Поэтому особым элементом, мы считаем, должно выступать создание необходимых условий. В данном случае,нами созданы условия для:

— сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности;

— совершенствования умения понимать людей и общаться с ними;

-развития коммуникативных навыков в процессе жизнедеятельности;

— формирования культуры поведения и общения.

Так как личный опыт общения ребенка с ОВЗ очень беден, то он зачастую может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Как правило, дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.

Но, во многом, успех в воспитании культуры поведения зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.

Для этого необходима такая организация жизни в дошкольном учреждении, чтобы воспитанник постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. В своей работе мы проводим специальные упражнения для планомерной отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, что характерно нашим детям, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно.

Объединяя детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. С этой целью мы систематически и широко используем утренний групповой сбор, который всецело направлен на создание положительного эмоционального настроя на весь день.

Групповой сбор в детском саду –это время формирования следующих ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей. Данная форма работы позволяет интересно и эффективно развивать всех детей группы и в отдельности каждого ребенка.

Утренний круг – это ритуал нашей группы, который начинается с приветствия, плавно переходящего в игру (это пальчиковые игры, элементы психогимнастики, обмен новостями, яркими событиями, которые происходят в жизни детей, как в детском саду, так и за его пределами. Это позволяет наладить психо-эмоциональный климат в группе, в отдельности к каждому ребёнку, взрослому, зачастую помогает выстраивать планы на предстоящий день.

Обмен новостями дает каждому ребенку высказаться, рассказать о своих достижениях, домашних событиях, поделиться тем, что переполняет душу. Проговаривая и осмысливая свои чувства, получая ответную реакцию от взрослых и сверстников, дети учатся рефлексивности. Принцип рефлексивности проявляется еще и в том, что, обсуждая одну тему, создается единое смысловое поле.Так же на кругу есть превосходная возможность для закрепления правил группы и правил сотрудничества: «Сначала подумать, а потом сказать», «Когда один говорит, другие внимательно слушают». На кругу есть возможность коррекционной работы таких проблем ребенка, как страхи, тревоги, конфликтность, отсутствие самоуважения, неумение дружить, низкую самооценка, обиды. В этом помогают следующие лечебно-воспитательные методы: куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аретопсихотерапия (воспитание на положительных примерах героев легенд, исторических личностей, национальных героев, смехотерапия).

Работая над данной задачей не один год нами была выявлена и апробирована наиболее эффективная форма работы с детьми – это проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет формировать социальные, коммуникативные и нравственные качества ребёнка с ОВЗ в более интересной и насыщенной форме.

Для этого был организован и реализован долгосрочный проект «Будь вежлив!».

Были поставлены цели и задачи, разработаны этапы работы над проектом.

Проблемный вопрос: Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.

Задачи:

1. Изучить с детьми понятия «этикет» и «культура поведения человека».

2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.

4. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.

5. Активное взаимодействие с родителями по вопросам нравственного воспитания в семье.

6. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители (законные представители) детей.

Ожидаемый результат:

— Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. Воспитание нравственных и эстетических качеств.

Читайте также:  Влияние поэзии для детей на развитие ребенка

— Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.

— Опираясь на методическую литературу систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

— Снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.

— Повышение заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.

Специальная работа по воспитанию культуры поведения проходит в игровой форме. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.При помощи игры решаются самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – развитие нравственных чувств, формирование привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Использовались этические беседы, как коллективные, так и индивидуальные.Назначение индивидуальной беседы: опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.

С помощью систематической педагогической работы дошкольники учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Согласно разработанным этапам реализации проекта,с детьми были проведены беседы: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Помоги бабушке» и т. д.

Все беседы прошли с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др.

Интерес и живой отклик вызывали у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Масленица», «Весна – красна!» и др. В игровой деятельности, использовала стихотворения А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти произведения воспитанники использовали в сюжетно-ролевых играх, играх драматизации и инсценировках.

Чтение художественной литературы – одно из любимых увлечений детей, ведь в сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстал положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стояла сложная задача,им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть?

В результате работы была создана электронная картотека «Вежливые сказки», в которых герои – это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, основная цель таких сказок – выработать у детей привычку постоянно использовать в своей речи вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «до свидания» и др. [3]. Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности и игр часто включаю элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Например, Карлсон, который случайно заглянул, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. В таких игровых ситуациях отрабатывается и закрепляется навык вежливого социального взаимодействия.

Положительно-нравственные отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

Большое значение в воспитании личности ребенка имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. В нашем современном обществе, большинство детей растут в семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения. И на данном этапе играет большую роль формирование нравственных компетенций у родителей воспитанников, которые и будут главными носителями эталона культурного поведения. Для этого нами была разработана система работы по формированию у родителей (законных представителей) социально-культурных основ личности через реализацию разных форм взаимодействия (тренинги, консультации, мастер-классы, совместные социальные акции и мероприятия и т. д.).

Заключительным этапом работы над проектом стал показ инсценированной сказки «Теремок на новый лад», где в ролях сказочных героев были воспитанника и их родители. Инсценированная сказка вызвала восторг много положительных эмоций не только у детей, но и у взрослых.

Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от того, насколько воспитатель педагогически грамотно подойдет к вопросу воспитания социально-культурной личности ребенка-дошкольника с ОВЗ.

Для успешного развития социально-культурной личности ребенка, а особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья данный процесс должен происходить с помощью всех названных выше социально-педагогических механизмов.

Изучив теоретические аспекты социально-культурной личности ребёнка-дошкольника с ОВЗ и реализовав на практике проект «Будь вежлив!», мы сделали вывод о том, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья гораздо больше нуждается в общении и внимании со стороны окружающих, чем здоровый человек. Успешная социализация детей с ОВЗ зависит не только от создания специальных условий в обучении и воспитании, но и от того, насколько тесно происходит взаимодействие всех участников такого процесса, в который включен ребенок. Таким образом, для эффективного развития социально-культурной личности детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо тесное сотрудничество семьи и педагогического коллектива, включение детей в социально-значимые процессы на всех этапах его обучения и воспитания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Петрова Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр // Вопросы дошкольной педагогики//2015.

2. Петренко С. В. Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение» 2000 г.

3. Семенака С. И. Уроки добра. Москва «Аркти» 2004 г.

Источник