Социальное благополучие и развитие ребенка

Тема 7. Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

Лекция (1 час)

План:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи.

3. Благополучие ребенка в семье.

4. Условия для эффективного воспитательного воздействия.

5. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.

6. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Психологическая культура семьи.

7. Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности

Понятие семьи

Существует несколько определений семьи. Во- первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.  

Все семь объединяет нечто общее – это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

· экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

· воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;[22]

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[23]

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) рекреационная или психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, семья – эта ниша, где человек чувствует себя абсолютно защищенным, где его принимают не смотря на статус, внешность, недостатки .

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).

Читайте также:  Что оказывает влияние на развитие личности ребенка

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.

Также некоторые авторы делят функции на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся: функция воспроизводства; первичный социальный и сексуальный контроль; экономическая поддержка детей; поддержка нетрудоспособных; защита прав ребенка на полноценное развитие. Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся: удовлетворение потребности в любви; функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности; функция самоутверждения, самореализации, личностного роста; психотерапевтическая функция семьи; функция социальной ответственности за каждого члена семьи; функция формирования позитивных отношений; функция формирования культурной общности.

Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции семьи: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Благополучие ребенка в семье.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, необходимо исходить из следующих положений.

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи, как микросреды развития, являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

  • выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
  • ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
  • уверенность в своих силах и самодостаточность;
  • умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
  • способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Таким образом, семья выступает в качестве персонального микромира ребенка, в котором он растет и воспитывается.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка консультация

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

1. Семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

3. Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

4. Семья — место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.

5. Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

6. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

7. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Таким образом, семья выступает залогом успешности или неспешности развития ребенка.

Семья может воздействовать на ребенка как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

  • ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя;
  • дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;
  • на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

Источник

Евгения Еременко
Консультация для педагогов «Социально-эмоциональное благополучие ребенка»

Консультация для педагогов

Социально-эмоциональное благополучие ребенка

На современном этапе поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само-ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду – один из принципов ФГОС. Поэтому социально-эмоциональное благополучие в детском саду – одно из главных условий развития личности ребенка, Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом на личностное становление, акцентировал внимание на том, что неблагополучие в социально-эмоциональной сфере создает опасность нарушения последующего формирования личности. А именно,затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, агрессивность, конфликтность, демонстративность;особенности внутреннего мира: страхи, мнительность, тревожность и др.

Социально-эмоциональное благополучиев нашем детском саду диагностируется следующими методами: социометрия (выявление статуса ребенка в группе, цветовой выбор (обследование отношение ребенка к воспитателям и детскому саду, «Лесенка» (выявление самооценки детей, рисуночные тесты «Кактус», «Человек», «Несуществующее животное», наблюдение.

По результатам диагностик на начало учебного года в средних,старших и подготовительных группах было выявлено: по 1-2 ребенка в каждой группе отверженных детей, и столько же непринятых (учитывая особенности заболеваний некоторых детей это норма). По результатам цветовых выборов, даже неадаптированные дети младших групп выбирают позитивные цвета в отношении воспитателей и детского сада, за исключением 2-х детей. По результатам остальных тестов были выявлены социально-эмоциальные проблемы у ряда детей, не связанные с посещением детского сада.

Читайте также:  Развитие и формирование личности начинается с момента рождения ребенка

Усвоение социально-эмоционального опыта идет через взаимодействие со взрослым, а в детском саду этот главный взрослый – воспитатель.

Для создания социально-эмоционального благополучияв нашем саду используются следующие приемы:

Игры (сюжетные, режиссерские, словесные, подвижные) Главная особенность игры – дети не боятся ошибиться

Психогимнастические этюды

Рисование (в парах, коллективное)

Метод беседы и постановки проблемных ситуаций.

Роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку с ними спра-виться.

Я хочу напомнить вам некоторые моменты эффективного взаимодействия с детьми:

1. ребенок не должен подавлять негативные эмоции, а учиться выражать их в приемлемой форме.

2. изобилие однотипных эмоции (даже положительных) может привести к «эмоциональному отупению»)

3. чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

4. не существует хороших и плохих эмоций

Эмоциональный комфорт для ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребности ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности, в ситуации успеха, во взаимодействии со сверстниками, уважении прав ребенка на развитии индивидуальности, профилактике возникновения конфликтных ситуаций и конечно формирование адекватной самооценки.

Есть некоторые правила,которые я вам напомню:

1. давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты это не умеешь»

2. негативная оценка не должна распространяться на личность ребенка.

3. эмоциональная окраска очень важна

4. не сравнивать с другими, но ставить в пример других можно, а для детей с заниженной самооценкой, даже нужно.

5. резкий переход от положительных к отрицательным.

6. не всегда нужно хвалить, можно просто констатировать факт выполнения.

7. демонстрация правильного отношения к неудачам (взрослый проигрывая говорит: «Ты вы-играл. (без похвалы). А мне надо еще потренироваться».

Игры направленные на формирование адекватной самооценки.

«Волшебные ладошки»

Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.

Ход игры: ребенку предлагается обвести свою ладошку, раскрасить любимыми цветами, на каждом пальчике написать свои лучшие качества (какой ты?: добрый, веселый, умный и т. д.)

«Волшебный цветочек»

Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.

Ход игры: ребенок рисует сердцевину, внутри пишется имя. каждый листочек рисуется отдельно, раскрашивается разным цветом, внутри пишется ласковое имя, как называют дома.

Расскажи о соседе

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры: Мы с вами уже давно вместе ходим в наш детский сад. Дружим друг с другом. Сейчас проверим как мы внимательны друг к другу. Надо описать своего соседа. Рассказ должен быть таким,чтобы по вашему рассказу можно было догадаться о ком вы рассказываете: о соседе слева или справа- выбирайте сами.

Комплимент

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры: Ребята, посмотрите какие вы сегодня красивые, веселые, нарядные, добрые, умные, хорошие. Вы услышали сколько я вам сказала добрых слов? Я говорила вам комплименты. А теперь вы скажете комплимент друг другу. Не забывайте смотреть друг другу в глаза, комплимент говорят ласково.Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Детям младшего возраста надо дать мяч.

Назови ласково соседа

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры:- Ребята, сегодня мы будем ласково называть друг друга.Давайте попробуем вспомнить: как ласково каждого из вас называют дома. Надо не только ласково называть своего соседа, но и ласково смотреть на него. Детям старшего возраста можно еще дать установку на теплое рукопожатие.

Имя растет

Цель: развитие коммуникативных навыков, эм. сферы

Ход игры: «Ребята, имена растут вместе с людьми. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (Саша, Маша)

Когда вы подрастете, и имя подрастет (Мария) А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству. Вы помните, как зовут ваших пап? Давайте по очереди называть свое имя, как оно растет.»За что меня любит мама Цель:развитие коммуникативных навыков Ход игры: дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

«Зайки и слоники»

Цель: повышение самооценки.

Ход игры: «Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются) А что делают, если видят волка? А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». «Волшебный стул»

Цель: повышение самооценки.Ход игры: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон — он должен быть высоким. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Источник