Социально педагогический потенциал в развитии ребенка

Социально-педагогический потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья и условия их индивидуального развития

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.     В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Целью работы является определение потенциала социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

   В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья;

-провести анализ форм и методов реализации социально-педагогического потенциала работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в образовательном учреждении.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие социального потенциала

Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на процесс формирования социального потенциала подрастающего поколения.

Социальный потенциал — это характеристика возможностей реализации человеком богатства своих внутренних личностных сил, раскрытия своих способностей, возможностей использования обществом способностей и талантов. Без развития социального потенциала невозможна социализация личности — важнейшего процесса, на которое собственно и направлен весь образовательно-воспитательный процесс.

Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и, благодаря этому может изменяться его психика.

Выделяют следующие стадии социализации [1]:

—  первичная (стадия адаптации) — от рождения до 12-13 лет; на этой стадии ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым;

—  индивидуализации от 12-13 до 22 лет; характерно желание выделить себя среди других, вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения;

—  интеграции- желание найти своё место в обществе;

—  трудовая- период зрелости; человек через деятельность воздействует на окружающую среду;

—  послетрудовая — передача социального опыта новым поколениям.

Социальный потенциал человека последовательно развивается в течение всей его жизни, но наиболее важными являются первые три стадии.

    1.  Особенности социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья

 Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб — ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века. Эволюция отношения общества и государства к людям с физическими и психическими аномалиями за два с половиной тысячелетия прошла путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [2]:

— полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

— психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учет этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества — это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации.

Читайте также:  Пример программы развития ребенка

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.). 
В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально-педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др.), социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие социального потенциала каждого ребенка в деятельности. 
Социально-педагогическая деятельность по развития социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:

— развитие духовных и физических способностей ребенка;

-содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

— обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

— установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

— поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

— облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2.1 Модель  и условия развития социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья и ее описание

Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с процессом их социализации и адаптации в обществе. Следовательно, на развитие социального потенциала ребенка должна быть направлена система социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующих выявлению и устранение причин и условий социальной дезадаптации, а также комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка: включение его в разные виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей.

Исходя из этого, разработана модель развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, главной целью, которой  является развитие социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями через его социальную реабилитацию.

Задачи модели: умственное развитие детей, формирование навыков правильного поведения, трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, физвоспитание, самообслуживание, бытовая ориентировка и социальная адаптация.

В основе модели:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы.

2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей, так и на их родителей и близких.
           3. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4.  Взаимопомощь — широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Реализация модели осуществляется через программу социального развития детей с ограниченными возможностями.

Концептуальной идеей программы является всестороннее развитие личности каждого ребенка в ученическом коллективе по индивидуальной образовательной траектории.

У большинства детей, имеющих хронические нарушения здоровья, наблюдаются противоречия между потребностью в принятии и признании и реальными возможностями к социальной адаптации. Особенностью учащихся является неадекватная самооценка — завышенная либо заниженная, а также искаженный уровень притязаний. У детей отмечаются незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации.

Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие задачи программы:

-развитие творческих возможностей;

-пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

-воспитание чувства собственного достоинства;

-стремление к самоопределению;

-формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Программа реабилитации — это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с ребенком, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

Основные мероприятия программы:

    1. создание банка данных детей-инвалидов для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации.
    1. разработка информационно — аналитической, методической документации социально-психологического сопровождения детей-инвалидов.
    1. создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ: приобретение специализированного учебного инвентаря, комплектов развивающих игр и игрушек, модульного оборудования.
    1. создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ:

формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма, взаимопомощи, благотворительности;

    1. вовлечение детей-инвалидов в мероприятия, проводимые социально-психологической службой, педагогами организаторами;
    1. консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации детей-инвалидов;
    1. проведение семинаров для социально-психологической службы, педагогического коллектива по вопросам реабилитации;
    1. вовлечение родителей в работу по реабилитации.

В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребёнка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации. Необходимо выделить основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми данной категории: создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребёнок», «учитель-ребёнок»; подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства; тесное взаимодействие с семьёй ребёнка.

Читайте также:  Индивидуальные особенности развития ребенка младшего возраста до года

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребёнка во всех её проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей с нарушениями интеллекта, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Главная цель учебного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья – это создание образовательной среды, обеспечивающей активное усвоение ребёнком с нарушением интеллекта социального опыта, норм и образцов поведения в социуме. При этом главной фигурой образовательного процесса  должен стать сам ребёнок как субъект собственной деятельности. Педагог, создавая среду, направляет и руководит его личной деятельностью с целью дальнейшего развития. Если учебный процесс будет организован с учётом ряда приоритетов: включение учащихся в продуктивную совместную деятельность; расширение круга общения за счёт вхождения во внешнюю социокультурную среду; формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, то это обеспечит формирование социально адаптированной личности.  Система коррекционно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей ребёнка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что только совместная работа социально-психологической службы, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Анализ современных тенденций в мировом образовательном процессе показал,  что успешная социализация детей с ограниченными возможностями в условиях перемен,  происходящих в последнее время в России в системе образования,  когда на первый план выдвигается иное содержание,  иные подходы, а также иной педагогический менталитет,  требует своевременной координации и оптимизации образовательных структур,  влияющих на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни в социуме,  культуре общения,  личностной и профессиональной самореализации  (когда цель освещена смыслом и у человека возникает возможность выбора). Таким образом, теоретически достижение социальных целей образовательной системой является вполне осуществимой задачей.  Однако их практическая реализация возможна лишь в том случае,  если будут решены вопросы организационно-управленческого,  социально-педагогического,  нравственно-психологического,  нормативно-правового и кадрового обеспечения. Эффективное решение проблемы возможно только на основе моделирования активной образовательной среды.

 Основным направлением образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в активной образовательной среде является применение новых подходов к организации обучения и воспитания. Организация учебно-воспитательного процесса в них требует комплексного решения многих задач,  внедрения новых технологичных и научно-обоснованных методов и методик.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  2. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 
  3. (Филонов Г.Н.  Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. — М.: ЦСП РАО, 1995.
  4. https://www.allbest.ru
  5. https://diplom-bank.ru
  6. https://festival.1september.ru

Источник

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Е.В.Шилейко

г. Тамбов, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 28 «Золотой петушок»

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семью как фактор воспитания характеризует её воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребёнка.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга утром, расставание друг с другом перед уходом на работу, в школу, в детский сад и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Понятия благополучие и неблагополучие являются относительными. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребёнка, усугубляющие его эмоционально-психическое состояние. Часто к этому приводят ошибки родителей в семейном воспитании.

Всё это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семьей её воспитательных функций.

Причины этих ошибок условно можно разделить три группы:

  1. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  2. Недостаточная психологическая компетентность родителей в вопросах возрастного развития ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
  3. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребёнку.

Таким образом, неблагополучная семья — это система, в которой отсутствуют или неупорядочено действуют решающие факторы семейного воспитания.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка — поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно — психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно — вольно или по принуждению) учиться, как и все дети в его возрасте.

Читайте также:  Отстающий в развитии ребенок как узнать что ребенок отстает в развитии

Младшие школьники не осознают своё неблагоприятное положение, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики, беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований учителя, т.е. им свойственно то, что было отмечено ещё в дошкольный период как отклонения в поведении. Но если можно говорить о предпосылках возникновения у дошкольников педагогической запущенности, то у младших школьников — это устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и несформированность привычек поведения, имеющих общественную значимость, обусловленные отрицательными влияниями среды и ошибками воспитания родителей.

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребёнка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально — психологическое и социально — педагогическое сопровождение конкретного ребёнка, живущего в семье, находящейся в социально — опасном положении.

Социальные педагоги и педагоги — психологи, работающие в учреждениях образования, являются связующим звеном между внутренним и внешним миром ребёнка, где в качестве внешнего мира выступают родители и общество, а внутреннего — ученики и учителя школы. Осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, а также содействуют охране прав личности ребёнка, способствуют гармонизации отношений между учениками и педагогическим коллективом, родителями и детьми.

К одной из основных задач специалистов образовательного учреждения можно отнести повышение социально — педагогического потенциала семьи с целью гармонизации процесса развития личности ребёнка. Деятельность, направленная на решение вышеуказанной задачи включает три основные составляющие социально — педагогической работы: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая состоит из двух направлений деятельности педагогов: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями — путём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи современной помощи семье в целях её укрепления и наиболее полного использования её социально — педагогического потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической работы включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребёнка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент работы по повышению воспитательного потенциала неблагополучной семьи помощи включает в себя три составляющие: помощи в организации, координации и информации.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клуб знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Социально — педагогической формой помощи и поддержки семьи является социальной патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптивно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать за семьей в ёё естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите им его целях.

Семейное консультирование представляет собой оказание педагогами консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, которые препятствуют успешному развитию социально — педагогического потенциала семьи.

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребёнка как личность. Но отрицательное влияние на развитие ребёнка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребёнка. В ходе воспитания ребёнка приобретает такие качество как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей и, как следствие, ребёнок формируется с отклоняющимся от нормы поведения.

Таким образом, рассмотренные технологии повышения социально — педагогического потенциала неблагополучной семьи, прежде всего, способствуют коррекции детско — родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи.

Источник